Развитие у детей способности к диалогической речи. Диалог – это общение двух (или нескольких) человек, в котором каждое высказывание непосредственно адресовано собеседнику. Диалог состоит из реплик. Наименьшей единицей диалогической речи является диалогическое единство, состоящее из двух реплик: реплики-стимула и реплики-реакции. Диалогическая речь, являясь первичной формой общения, в сравнении с монологической обладает следующими характеристиками: – всегда ситуативна (связана с обстановкой, в которой происходит разговор, и отношениями партнёров); – контекстуальна (каждое очередное высказывание в ней обусловлено предыдущим); – реактивна (реплика является речевой реакцией на речевой или неречевой стимул). Диалог характеризуется относительной краткостью высказываний и простотой их синтаксического построения. Разновидностями диалогической речи являются расспрос, беседа (дискуссия) и спор. Расспрос – это элементарный вид диалога, состоящий из вопросов и ответов. Каждый вопрос имеет своей целью получить новую или дополнительную информацию. Вопросы несут основную логическую и языковую нагрузку и направляют диалог в определённое русло. Ответы подчиняются вопросам, управление диалогом осуществляется при помощи вопросов. В курсе раннего обучения английскому языку используется именно эта разновидность диалога. Беседа и спор как наиболее сложные виды диалога не являются предметом раннего обучения. Итак, единицей диалога является диалогическое единство – пара реплик, принадлежащих разным собеседникам и образующих единое целое в содержательном и структурном отношении. Например: – Are you Katya? – Do you like porridge? – No, I’m Olya. – No, I like soup. – Do you like ice cream? – Can dogs fly? – Yes, I like it very much! – No, dogs can't fly. Таким образом, содержание обучения диалогической речи составляют следующие диалогические единства: вопрос – положительный ответ; вопрос – отрицательный ответ; утверждение – согласие; утверждение – несогласие. Сюда входит также формирование ряда умений, обеспечивающих ход беседы (см.: Рогова Г. В., Верещагина И. Н. Указ. соч.). Первым умением является стимулирование собеседника на высказывание. Стимулом является: – вопрос. Например: Can you swim? – No, I can’t; – утверждение. Например: Rabbits like carrots. – Yes, very much; – просьба, предложение. Например: Give me a white dog. – Here you are. Let’s sing together! – OK. Второе умение – это реагирование на речевой стимул. Ответ на вопрос может быть как положительным, так и отрицательным. С утверждением можно согласиться или не согласиться. Третье умение – развёртывание реплики-ответа для придания высказываниям характера беседы. Например: Can your dog fly? – No, my dog can’t fly. My dog can swim. Для развития у детей умений диалогической речи в данном курсе используются два пути, которые условно можно назвать «путь снизу» и «путь сверху». В первом случае развитие умений происходит на основе элементарного диалогического единства, второй путь предусматривает обучение диалогу на основе диалога-образца. В соответствии с первым путём дети должны самостоятельно выбрать необходимый речевой образец для ответа, вопроса или любой другой реплики в специально созданной игровой ситуации. Такая тренировка детей в самостоятельном употреблении ответных реплик начинается с самых первых занятий: – Are you Nina? – No. – Are you Katya? – Yes. Тренировка детей в быстрой реакции на любую реплику обеспечивает развитие умений реплицирования. Teacher: Can you jump? Children: Yes, I can. Can your dog run? Yes, it can. Do you eat apples? Yes, I do. Do dogs eat apples? No. Dogs eat meat. Etc. Дети учатся также задавать вопросы: общие вопросы (Are you Nina? Do you like butter? Can you swim? Etc.), которые развивают умение слушать и реагировать на воспринятую речь утвердительно или отрицательно; специальные вопросы (Where is the dog? What’s missing? What do you like?), которые требуют от детей элементов творчества в определении содержания ответов и в самостоятельном их построении. Например: Teacher: Чтобы волшебное кафе открылось, нужно узнать, что больше всего любит Винни-Пух. Сначала спрошу я. Do you like cakes? Winnie-the-Pooh: No, I don’t. Children: Do you like fish? Do you like bread? Do you like sweets? Etc. Понятно, что кукла должна ответить “Yes, I do” на самый последний вопрос, чтобы дать возможность спросить каждому ребёнку. Поскольку диалог в курсе начальной школы – это не только цель, но и основное средство развития у детей способности к иноязычному общению, то овладение диалогической речью (и всеми её составляющими умениями) обеспечивается естественным общением педагога с детьми, общением детей в ходе игры с кукольными персонажами. Использование первого пути обеспечивает овладение детьми лексическими и грамматическими средствами иноязычного общения. Второй путь предусматривает, как было отмечено выше, обучение диалогической речи с помощью диалога-образца. Диалог-образец предлагается детям только тогда, когда усвоены (при помощи первого пути) все составляющие его реплики. Работа с диалогом проходит в три этапа: 1) восприятие диалога-расспроса, который разыгрывается между сказочными персонажами, и его понимание; 2) драматизация прослушанного диалога в сходной ситуации общения с обязательной модификацией; 3) создание собственных диалогов в новых ситуациях. Например: а) Teacher: А теперь купим Дороти подарки. Микки-Маус будет продавцом. Сначала купит подарок Том. Tom: Good morning! Mickey: Good morning! Tom: Give me the blue fish, please. Mickey: Here you are. Tom: Thank you. Mickey: You are welcome. Затем подарки покупают дети по очереди: Mickey: Good morning. Pupil: Good morning. Give me the red bird, please. Etc. б) Teacher: Чтобы накормить зверей, нужно купить им продукты (новая ситуация). Продавец: Good afternoon! Покупатель: Good afternoon! Give me a carrot, please. Продавец: Here you are. / Take the carrot, please. Покупатель: Thank you! Продавец: You are welcome. Вышеприведённые примеры представлены свободными диалогами. Необходимо учить детей и стандартным диалогам, обслуживающим типовые ситуации, в которых дети учатся употреблять разговорные формулы. Например: Greetings: Good morning! – Good morning! Good afternoon! – Good afternoon! Good evening! – Good evening! How do you do? – How do you do? Hi! – Hi! Hello! – Hello! Greetings and wishes: Merry Christmas! – Merry Christmas and a Happy New Year! Happy birthday! – Thank you very much. |