Особенности курса «Начинаем изучать английский язык» З.Н. НИКИТЕНКО КНИГА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ к учебному пособию «Начинаем изучать английский язык» 2-е издание МОСКВА ПРОСВЕЩЕНИЕ УДК 372.8:811.111 ББК 74.268.1Англ Н62 Никитенко З. Н. Н62 Начинаем изучать английский язык : кн. для учителя к учеб. пособию / З. Н. Никитенко. — 2-е изд. — М. : Просвещение, 2013. — 353 с. Учебно-методический комплект «Начинаем изучать английский язык» предназначен для учащихся 1 класса общеобразовательных школ, где английский язык изучается с 1 класса, или для детей 5—6 лет, изучающих английский язык в образовательных учреждениях любого типа. В Книге для учителя к учебному пособию «Начинаем изучать английский язык» реализована технология развивающего иноязычного образования. Предлагаются подробные сценарии уроков и дополнительный страноведческий и методический материал. УДК 372.8:811.111 ББК 74.268.1Англ © Издательство «Просвещение», 2013 © Художественное оформление. Издательство «Просвещение», 2013 Все права защищены Содержание Предисловие…………………………………………………………………5 Особенности курса «Начинаем изучать английский язык»..…………………............................................................................................6 Принципы и цели курса………………………………………………….…8 Практические задачи по видам речевой деятельности……………….15 Технология обучения английскому языку…………………..………….19 Обучение средствам иноязычного общения………………………….19 Овладение детьми фонетическими средствами иноязычного общения……………………………………………………………19 Овладение детьми лексическими средствами иноязычного общения……………………………………………………………23 Овладение детьми грамматическими средствами иноязычного общения……………………………………………………………29 Обучение деятельности иноязычного общения……………………...34 Развитие у детей способности к аудированию……………..….34 Иноязычное говорение: диалогическая и монологическая речь..36 Особенности урока английского языка на начальном этапе………...45 Контроль и оценка деятельности учащихся…………………………....47 Психологические особенности детей 5–6 лет………………………..….49 Сценарии уроков I четверть .....................................................................................................54 II четверть......................................................................................................132 III четверть .................................................................................................188 IV четверть..................................................................................................261 Приложение 1. Контрольные задания для I и II полугодия...................322 Приложение 2. Дополнительный материал для резервных уроков...................................................................................................................328 Приложение 3. Страноведческий материал .......................................... 334 Приложение 4. Песни, стихи, игры ....................................................... 341 Предисловие В данном учебно-методическом комплекте предлагается уникальная методика, психолого-педагогические основы которой разработаны известным учёным-психологом Еленой Иосифовной Негневицкой. Е. И. Негневицкая является родоначальником раннего обучения в нашей стране, автором многочисленных публикаций, посвящённых проблеме обучения детей неродному языку. Основные результаты её исследований нашли отражение в книге «Язык и дети». В ней впервые сформулирована концепция развития детской речи (в соавторстве с А. М. Шахнаровичем), опирающаяся на идеи Л. С. Выготского и апробированная автором в практике обучения дошкольников английскому языку. В конце 80-х – начале 90-х годов мне посчастливилось сотрудничать с Еленой Иосифовной в разработке учебников для 1–2 классов начальной школы. Её педагогическое кредо, оказавшее на меня большое влияние, соответствует современным тенденциям развития методической мысли в нашей стране и за рубежом: это развитие личности маленького школьника, активизация его мышления, эмоционально-волевой сферы, воображения, формирование способности к общению и речевому творчеству в этом общении. Хотелось бы выразить искреннюю благодарность Елене Иосифовне за плодотворную совместную работу и за неоценимый опыт общения с ней как с неординарным исследователем, профессионалом своего дела и необыкновенно интересным человеком. Н. Никитенко Особенности курса «Начинаем изучать английский язык» Учебно-методический комплект «Начинаем изучать английский язык» предназначен для детей 5–6 лет, воспитывающихся в детском дошкольном учреждении или обучающихся в 1 классе образовательных учреждений любого типа (начальная школа, прогимназия и т. д.) и рассчитан на 62 часа. УМК включает в себя следующие компоненты: 1. Учебное пособие (Starter English Book); 2. Книга для учителя (Teacher’s Book); 3. Рабочая тетрадь (Activity Book); 4. Раздаточные материалы для 1–2 классов; 5. CD (электронный ресурс). Страноведчески ориентированное и красочно иллюстрированное Учебное пособиеимеет поурочную структуру и сюжетно связано с Книгой для учителя. Дети овладевают языком в процессе увлекательного путешествия вместе с героями сказок и мультфильмов. Задания и упражнения Учебного пособия направлены на развитие способностей детей к восприятию и пониманию иноязычной речи на слух и выражению своих мыслей на новом языке в диалогической и монологической форме. Устная чувственно-познавательная основа овладения английским языком с опорой на картинки и правила языка позволяет создать у детей коммуникативное ядро в устной речи и подготовить их к осознанному иноязычному чтению и письму во 2 классе. У детей целенаправленно развиваются когнитивные (познавательные) способности к иноязычной речевой деятельности: фонологическое осознание речи (включая фонематический слух), слуховое восприятие иноязычной речи, оперативная память, наглядно-образное мышление, и самое важное, речевая способность – способность строить самостоятельные высказывания на иностранном языке и понимать таковые при аудировании аутентичной иноязычной речи. Учебное пособие предназначено для коллективной работы в классе, а также для работы дома. В Приложении к Учебному пособию есть ключи к тем заданиям, которые записаны на CD-диске. Ориентируясь на них, родители могут помочь ребёнку и проверить его успехи в овладении языком. В уроках Учебного пособия весь иноязычный материал и образцы общения представлены в картинках. Работа с Учебным пособием создаёт основу для формирования у детей универсальных учебных действий: приучает их к самостоятельности, сосредоточенности на выполняемом действии, развивает зрительное восприятие, обеспечивает условия как для индивидуальной, так и для коллективной активности всех детей. Рабочая тетрадьпредставляет собой альбом, который имеет почетвертную структуру и содержит в картинках весь лексический и грамматический материал, необходимый для организации деятельности детей как дома, так и на уроке. Картинки распределены по темам: «Животные», «Школьные принадлежности», «Цвета», «Продукты питания» и др. В Рабочей тетради есть разноцветные тематические конверты, которые учащиеся вырезают и хранят в них свои картинки. Дети раскрашивают вырезанные картинки и используют как опору для решения речемыслительных задач, предлагаемых учителем. Они служит им для инвентаризации словаря, для рефлексии успешности своей деятельности по овладению новым языком. Книга для учителяпредставляет собой методическое пособие по управлению речевой деятельностью детей на занятии по английскому языку и включает: вводную теоретическую часть, поурочные рекомендации (с формулировкой основных задач урока и задач каждого этапа урока в рамках сценариев) и приложения. Во вводной части содержатся методические рекомендации по организации образовательного процесса: излагаются цели и задачи, основные положения, ориентируясь на которые учитель управляет деятельностью детей, и особенности технологии развития иноязычной речевой способности у детей 5–6 лет с учётом психолингвистических закономерностей овладения языком в онтогенезе и с учетом психофизиологических особенностей и возможностей данного возраста. Основную часть данного пособия составляют поурочные планы-сценарии занятий с подробными рекомендациями, которые открывают учителю большие возможности для творчества. В Книге для учителя предлагаются сценарии 55 уроков, остальные семь уроков являются резервными и разрабатываются учителем самостоятельно, исходя из потребностей практики обучения. Учитель может при этом использовать дополнительный материал с готовыми фрагментами уроков (см. Приложение 2). Электронный ресурс - СD к учебному пособию. Данный компонент выполняет очень важную функцию – создаёт естественную среду овладения новым языком и способствует развитию у детей умения понимать иноязычную речь на слух. СD содержит аутентичный аудиоматериал разного характера: тексты для аудирования, стихи, песни. Особенность CD состоит в том, что он включает ключи ко всем заданиям учебника. Принципы и цели курса В соответствии с концепцией начального развивающего иноязычного образования УМК «Начинаем изучать английский язык» призван обеспечить преемственность дошкольного образования и начальной школы за счёт развития эмоционально-волевой сферы личности ребёнка 5–6 лет и его когнитивных (познавательных) способностей, составляющих основу способности к иноязычной речевой деятельности. В основе данного курса – принцип развивающего иноязычного образования, который получает свою реализацию в образовательном процессе в четырёх принципах развития: культуросообразности, общения, самостоятельности и природосообразности. В соответствии с принципомкультуросообразности воспитание детей 5–6 лет есть их моральное развитие, обретение нравственных качеств и культурных ценностей, необходимых для взаимодействия с представителями других культур на ИЯ. Мы считаем самым важным научить детей понимать «что такое хорошо и что такое плохо» и делать правильный моральный выбор в ситуациях общения. Данный принцип означает, что при ознакомлении детей с иной культурой необходимо опираться на их опыт овладения родной культурой. Как известно, восприятие факта чужой культуры происходит с точки зрения своей культуры и своих ценностей, но его правильная интерпретация возможна лишь в том случае, если ученик поймёт его значимость для самих носителей изучаемого языка. Этот принцип отвечает за развитие личности ученика как субъекта своей культуры, у которого формируется способность жить и взаимодействовать в поликультурном и многоязычном мире. Реализация этого принципа требует учёта этнокультурных традиций края, в котором проживают дети, что позволяет осуществить регионализацию воспитания при изучении предмета «Иностранный язык». Участие в этнокультурных образовательных традициях своего города/села, области/края способствует социальному развитию детей, воспитанию у них патриотических чувств и национального самосознания. Общение в развивающем иноязычном образовании выделяется в качестве принципа, поскольку является для ученика не только каналом познания, но и средством духовно-нравственного и интеллектуального развития при овладении иностранным языком [4, с. 305–318]. Общение является основным средством обретения ценностей культуры: духовно-нравственных, национальных и общечеловеческих. Воспитание качеств личности ученика, которые необходимы ему уже сейчас для участия в межкультурном общении на родном языке с одноклассниками (украинцами, армянами, таджиками, чеченцами и пр.) и на иностранном при взаимодействии с зарубежными сверстниками-носителями изучаемого языка, происходит в процессе моделируемых ситуаций межкультурной коммуникации. Общение и взаимодействие с другими людьми имеет большое значение для морального развития младшего школьника. Включённость иноязычного общения в сюжетно-ролевую игру способствует познанию учеником отношений, социальных ролей, норм поведения, принятых в родной культуре и в культуре зарубежных сверстников – носителей ИЯ. Выстраивание общения с детьми 5–6 лет в виде диалога отвечает и их возрастным возможностям, поскольку, с одной стороны, сами школьники испытывают трудности в создании монологических высказываний, а с другой – они не воспринимают длительных монологических сообщений учителя. Духовно-нравственное воспитание как деятельность более сложная, чем обучение иностранному языку, требует особых качеств от педагога. Формировать духовно-нравственные ценности у детей в процессе иноязычного общения и объединить с их помощью класс способен такой учитель, который эмоционально и рефлексивно относится к ценностям других и своим собственным. Общение в начальном развивающем иноязычном образовании является и средством овладения школьниками иноязычной речью, и средством управления этим процессом со стороны учителя. Овладение детьми иноязычной речью и самим иноязычным общением происходит одновременно и в тесном взаимодействии. Одним из главных факторов когнитивного развития младшего школьника при овладении иностранным языком является общение с учителем. Психологи отмечают тесную связь между структурами личности и процессом общения, когда нарушения общения вызывают изменение личности. Это подчёркивает важность педагогического общения, которое призвано создавать условия для развития мотивации и творческого характера деятельности детей, благоприятный эмоциональный климат, в котором они не испытывают состояния тревожности и страха (блокирующих все когнитивные процессы), а стремятся к взаимодействию со сверстниками и учителем на изучаемом языке. Принцип общения предполагает: 1) учёт сферы общения при отборе речевого материала и определении его содержания; 2) использование коммуникативных упражнений для формирования речевых навыков и развития умений речевой деятельности; 3) организацию активного, мотивированного отношения детей к тому, что они слушают и говорят, за счёт создания игровых ситуаций общения. Данная ситуация является также способом демонстрации новых слов и новых речевых образцов. И при ознакомлении детей с речевыми единицами, и при тренировке учащихся в употреблении этих единиц именно игровая ситуация позволяет выводить на передний план не формальную сторону языкового явления, а функциональную, обеспечивая его значимость для выражения того или иного коммуникативного намерения, когда ученик понимает, «зачем это нужно в речи». «Маркированность» ситуации речемыслительной задачей является важной и для овладения детьми иноязычной интонацией, и для овладения лексическими единицами и грамматическими образцами. Ситуативность является необходимым условием развития умений диалогической и монологической речи младших школьников при условии, что создаваемые ситуации общения основываются на взаимоотношениях собеседников (учителя и учащихся и учащихся между собой). Особенностью иноязычного межкультурного общения является взаимная гуманистическая установка партнёров, стремление к соучастию, принятию друг друга. Соответственно, авторитарный стиль, разрушающий не только атмосферу взаимного доверия, но и убивающий радость познания, положительные эмоции (то есть то, что является основным двигателем изучения языка для детей), полностью исключается из арсенала педагога. Педагог, управляющий образовательным процессом, является речевым партнёром детей, помощником и организатором общения, он сопереживает и восхищается успехами своих учеников. В общении важно и то, каким голосом педагог произносит слова, фразы и какое при этом у него выражение лица [1]. Комфортность общения зависит и от того, как учитель реагирует на ошибки детей. При этом важно, чтобы ученики, вступая в общение на новом для них языке, не испытывали страха перед ошибкой и стремились всеми имеющимися в их распоряжении средствами реализовать то или иное коммуникативное намерение, решая ту или иную речемыслительную задачу. В соответствии с принципом cамостоятельности продвижение детей в развитии осуществляется не тогда, когда они воспринимают готовое знание, а в процессе их собственной деятельности, направленной на «открытие» нового знания: языку нельзя научить, языку можно только научиться, прилагая собственные усилия. Этот принцип предполагает индивидуальный подход к стимулированию речемыслительной активности детей, а главным действующим лицом образовательного процесса является ученик, который выступает не послушным исполнителем, а чувствует себя свободно и комфортно и имеет возможность самостоятельного выбора. Для когнитивного развития ученика, связанного со становлением иноязычной речевой способности и составляющих её когнитивных процессов (мышления, восприятия, внимания, памяти, воображения), важен собственный выбор речевого действия при решении речемыслительных и познавательных задач на ИЯ. Самостоятельность в построении собственных высказываний обеспечивается за счёт использования проблемных задач при познании иноязычных языковых средств и за счёт того, что дети получают ориентировку в звуковой, лексической и грамматической системе и специфике иностранного и родного языков. Путь к овладению языком лежит через активную речемыслительную деятельность, наполненную смыслом: любое задание для ученика должно представлять собой речемыслительную задачу, в которой есть мотив и цель общения (непосредственного и опосредованного). Ученик должен понимать, что он делает и зачем, то есть видеть смысл своей деятельности. Речемыслительная деятельность в развивающем иноязычном образовании всегда носит самостоятельный характер, поскольку школьники сами формируют и формулируют свои мысли (потому что нельзя подумать за кого-то), и обеспечивается технологией. В соответствии с принципомприродосообразности предлагаемая в данном курсе технология учитывает закономерности развития когнитивных процессов (восприятия, внимания, мышления, памяти, воображения) у детей данного возраста и психолингвистические и психофизиологические закономерности овладения языком. Организуемая педагогом деятельность исключает нагрузку на левое полушарие детей (заучивание слов, диалогов, многочисленные повторения за учителем и любую не наполненную смыслом деятельность), которая приводит к его перенапряжению и замедлению речевого развития. Зачастую при обучении иностранному языку детям, пользуясь терминологией немецкого дидакта Дистервега, «предлагают вместо пищи природосообразной, поддерживающей бодрость духа, пищу искусственную и неудобоваримую», что «претит здоровому детскому уму и в состоянии внушить ему только отвращение и страх к школьной учёбе». Принцип природосообразности требует преимущественного развития правополушарной деятельности за счёт использования игры как способа творческого овладения устной иноязычной речью и как способа создания мотивации. Игра, по меткому замечанию И. А. Зимней, является для ребёнка психологическим оправданием для перехода на новый язык общения в условиях, когда естественной потребности в использовании данного языка нет. Действие принципа природосообразности при овладении детьми иноязычной речевой деятельностью является нужным ограничителем действия других принципов. Нельзя предлагать пяти- и шестилетним детям того, что они не могут в себя вместить, что превышает их психофизиологические возможности и того, что форсирует их психическое развитие и вызывает эмоциональное нездоровье. Рассмотренные принципы определяют и регулируют воспитание, развитие и познание детей в процессе иноязычного образования. Стратегической целью курса является развитие личности ребенка 5–6 лет и его способности к иноязычному общению. Курс «Начинаем изучать английский язык» призван внести свой вклад в гуманитарное развитие личности детей и направлен на: 1) создание интереса к новому языку и общению на этом языке; 2) воспитание чувства патриотизма и гордости за свою страну, родной край; 3) введение детей в мир культуры страны изучаемого языка[1] с опорой на родную культуру; 4) развитие нравственной и эмоционально-волевой сфер; 5) развитие способности и готовности общаться с носителями языка на уровне своих речевых возможностей и потребностей в устной форме (аудирование и говорение); 6) формирование умения самостоятельного решения элементарных задач общения в рамках определённого набора сфер и ситуаций общения; 7) развитие когнитивных способностей (мышление, внимание, восприятие, память) во взаимодействии с иноязычной языковой и речевой способностями; 8) формирование у детей представления о том, как устроен иностранный язык, в чём состоят его основные секреты и чем он отличается от родного языка, а также о том, что чужая речь, как и родная, строится по правилам, а не путём механического подбора слов; 9) воспитание культуры общения: внимательно слушать собеседника, вежливо отвечать сверстникам и взрослым, обращаться с просьбой, благодарить и т. д. Практические задачи |