Тема 40. ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТНОСТИ (взгляды В.А.Петровского, В.И.Слободчикова, В.А.Татенко и др.) Личность и субъектность 1) По В.И.Слободчикову: - «Личность – это субъект, свободно определившийся, выбравший свою позицию в пространстве культуры и времени истории». - «Личность – это субъект социальных отношений». 2) В.Д.Шадриков: - «Функциональные механизмы относятся к характеристике человека как индивида, операционные – к характеристике человека как субъекта деятельности, мотивационные – к характеристике человека как индивида и личности». 3) В.А.Татенко: - понятие «субъектный» отражает прежде всего авторский характер активности человека; - человек как субъект психической активности может достигать, а может и не достигать уровня субъекта психической деятельности (т.к. категория «активность» – шире категории «деятельность»); - человек может стать личностью, лишь проявляя себя как субъект жизнедеятельности и саморазвития (а может и не стать…). 2. В.А.Петровский – о разных этапах развитии личности: 1) Развитие личности – это становление целостности в четырех основных формах субъектности: 1 - субъект витального отношения к миру («Природа»); 2 - субъект предметного отношения к миру («Предметный мир»); 3 - субъект общения («Мир людей»); 4 - субъект самосознания (Я сам»). 2) Человек входит во все эти «миры», но их значимость для человека меняется на каждом этапе его развития. 3) «Суть образовательного процесса согласно личностно-ориентированному подходу заключается в порождении человека как субъекта активности в единстве четырех ипостасей» (природы, предметного мира, других людей и самого себя): - обучать - это значит порождать средства освоения универсума в четырех ипостасях; - воспитывать – приобщать к ценностям постижения и действования (ценности Истины, Творчества и Любви – соприкасаются и с четырьмя ипостасями…). 4) Важно исследовать саму «потребность ребенка стать личностью»… 5) Общая схема описания развития: 1 - (РЕЗУЛЬТАТ) ИСТОЧНИК – ЦЕЛЬ – СРЕДСТВО – РЕЗУЛЬТАТ (ИСТОЧНИК)… Вместо прежней схемы: цель – средство – результат… 2 - ИСТОЧНИК - как противоречие развития (между «я в глазах другого» и «я в собственных глазах»); 3 - ЦЕЛЬ – желаемый (потребный) результат активности (стремление быть идеально представленным в других людях согласно собственной мере); 4 - СРЕДСТВО – деятельностные и коммуникативные акты по достижению цели (включая и идентификацию с реальными или воображаемыми людьми); 5 - РЕЗУЛЬТАТ – итоговая характеристика развития, определяемая согласованностью «Я в собственных глазах» и «Я в глазах других людей» (одновременно результат становится начальным моментом для последующей фазы развития). 6) Общие характеристики развития на разных этапах: 1 - В детские периоды – это общее развитие в сфере познавательной, переживания и действия; 2 - В подростковом возрасте: - исходное противоречие – переживание между своим представлением о себе и воспринимаемой им оценкой его личности окружающими; - потребность персонализации («Быть таким, как тот, с кем считаются или не могут не считаться взрослые!»); - в субъективном плане – это мотивация общественного самоутверждения личности; - главная ЦЕЛЬ подростка – идентификация с общественно признанным лицом. 3 - В юности: - кризис «неперсонизированности»; - стремление быть собой; - главное противоречие: между «Я уникальным» («Я не похож на других») и «Я обычного» («Я как все»)… - на основании этого противоречия порождается НОВАЯ ЦЕЛЬ - персонализация в значимых других через свою непохожесть на них; - таким образом, смысл самоопределения – поиск индивидуального своеобразия. 4 - Взрослый период: - ИСТОЧНИК – конфликт «экзистенциального» и «отчужденного» Я; - ЦЕЛЬ – персонализация через свои социально значимые отличия от других; - СРЕДСТВО – построение реалистического идеала Я на основе учета собственных возможностей и стремление быть на уровне своего идеального Я; - РЕЗУЛЬТАТ – противоречие между высоким уровнем общественной оценки и собственным чувством нереализованности… 7) Необходимые критерии развития личности, отвечающие проекту данной модели, могут быть выявлены лишь при исследовании: - того, кто выступает для подростка его «значимым другим»; - с кем идентифицируется подросток; - какой значимой стороной своей индивидуальности он открывается и т.п. 3. В.А.Татенко – о развитии субъектности: 1) Субъект психической активности – как регулятивно-развивающий центр на всех уровнях психического (Татенко, 1996, с. 249). 2) Субъектное ядро – как некая центральная часть, вокруг чего группируются другие ядра в процессе развития (1996, с. 250)… 3) Субъектное ядро составляет субстанциональную (самопричинную и самодействующую) основу активности человека как субъекта психики… 4) Субстанциональные интуиции субъектного ядра – «изначально интегрированные онтопсихические образования, несущие в себе «сущностный код» онтопсихических превращений индивида в направлении достижения им подлинного человеческого бытия в мире» (1996, с. 151). 2) Состав субстанциональные интуиции субъектного ядра: - экзистенциальная (я присутствую, существую, живу…); - интенциональная («я хочу, желаю, стремлюсь…»); - потенциальная («я могу, умею, способен…»); - виртуальная («я выбираю, намереваюсь, решаю…»); актуальная («я реализую, выполняю, достигаю…»); - рефлексивная («я оцениваю, примеряю, сравниваю…»); - экспириентальная («я имею, содержу, владею…»). 6) Субъектные механизмы психической активности(1996, с. 253-255): - самовопрошание – возглавляет и завершает развитие, основное переживание: «я существую» («снимает» экзистенциальную интуицию субъектного ядра); - антиципирующее целеполагание – основное переживание: «хочу быть человеком» (реализует интенциальную интуицию); - самопотенциирование – переживание: «я могу быть человеком» (снимает потенциальную интуицию); - самоопределение – способность к соотнесению поставленных целей, избранных средств и ситуации действования, основное переживание: «я уверен в успехе, принимаю решение и начинаю действовать» (снимает виртуальную интуицию); - самоактуализация – превращает намерение в действие, идеальное в реальное, цель в результат…; основное переживание: «я должен достичь поставленную цель» (снимает актуальную интуицию); - самооценивание - - устанавливает факт достижения или не достижения цели, это интеграция всех названных механизмов; основное переживание: «я доволен/не доволен полученным результатом» (снимает рефлексивную интуицию); - самоапперцепция – воспроизводство индивидуального психологического опыта; переживание: «я обретаю необходимый опыт субъектной активности в становлении себя человеком» (снимает экспириентальную интуицию). 7) В ходе развития субъект психической активности: - является образованием единым, целостным и неделимым, не подлежащим в онтологическом смысле удвоению, раздвоению и тиражированию; - допустимо мыслить лишь возможность создания самим субъектом живой проекции себя как «внутреннего оппонента» или как предмет интроспекции, самопознания и т.п. 8)Психоэнергетический источник субъектной активности – противоречие между субстанциальным содержанием, заложенном в субъектном ядре и реальными психо-биологическими и психо-социальными условиями осуществления этой сущности. 9) «Таким образом, речь должна идти не о возникновении субъектной психической активности в дошкольном, младшем школьном, подростковом или каком-либо другом возрасте, но о ее генетических уровнях и формах. Причем на каждом из этапов онтогенеза индивид выступает как целостный субъект психической активности определенного уровня развития… Иными словами, субъект всегда имеется (имеет себя), «наличествует» и всегда находится в состоянии самостановления, самосовершенствования и саморазвития» (1996, с. 257). 10) К этапу совершеннолетия: - «самопробуждаются» все субстанциальные интуиции субъектного ядра; - включаются в развитие все соответствующие им субъектные механизмы психической активности; - «новообразуются» все основные психические функции (см. таблицу): Возрастные этапы становления субъектности | Интуиции субъектного ядра | Субъектные механизмы психической активности | Доминирующие психические функции | Новорожденный | Экзистенциальная | Само-вопрошание | Внимание | Ясельный возраст | Экспириентальная | Само-аппрецепция | Память | Дошкольный | Рефлексивная | Самооценивание | Воображение | Младший школьный | Актуальная | Само-актуализация | Воля | Подростковый | Виртуальная | Самоопределение | Речь | Юношеский | Потенциальная | Само-потенциирование | Мышление | Совершеннолетие | Интенциальная | Само-полагание | Переживание | |