А правомерно ли вообще говорить о развитии личности? 8.Проблема в том, что без другого человека никакое собственное развитие не происходит (по В.А.Петровскому); - Но если понимать личность через «включенность» в других людей, то о развитии говорить правомерно; - «Развитие, таким образом, совершается во внутреннем пространстве личности» (как сказал бы, возможно, Э.В.Ильенков), - но не «подкожно», а в пространстве связей индивида с другими людьми» (по В.А.Петровскому). 9.А.Н.Леонтьев – два «рождения личности»: 1) В 3 года: «эффект горькой конфеты» (ребенок нарушает правила, получает конфету-награду, но ему стыдно и он плачет); 2) В подростковом возрасте – не только создается новая иерархия мотивов, но и начинается их осмысление (это возникновение подлинного «самосознания»). 3) Н.С.: возникает необходимость и в «третьем рождении личности» - гражданская, собственно нравственная зрелость (в более позднем возрасте)… 10.Ю.Б.Гиппенрейтер – об основных функциях самосознания - основные этапы «познания себя»: 1) формирование «физического Я» (в младенчестве); 2) формирование «социального Я» (раннее детство); 3) формирование «духовного ядра личности» (в подростковом возрасте). 4) усовершенствование себя (через преодоление внутренних конфликтов). 5) Поиск смысла жизни – как высший уровень личностной зрелости. 11. В.И.Слободчиков: «Для понимания существа личности определяющее значение имеет не многообразие социальных ролей, а выбор, принятие и исполнение человеком определенных действий, внутреннее отношение к ним». 12. А.Г.Асмолов (вслед за В.А.Петровским) – этапы развития личности в ходе социализации(в ходе «игры стилями»): - роль овладевает личностью («социализация ролей»); - «личность овладевает ролью, используя ее как инструмент, как средство для перестройки своего поведения в различных ситуациях» (для поиска своего места в мире…); - личность создает новые социальные роли и заставляет окружающих считаться с ними («социальное нормотворчество»); - человек осуществляет «личностные вклады» (воплощает себя в других людях, становится «Человеком человечества», - по М.Горькому). 13. Э.В.Ильенков – о термине «социализация личности»: - «На наш взгляд, это название неудачно, потому что уже предполагает, будто личность как-то существует и до ее «социализации». На деле же «социализируется» не личность, а естественно-природное тело новорожденного, которому еще предстоит превратиться в личность в процессе этой «социализации», т.е. личность еще должна возникнуть». 14. Братусь Б.С. (журнал “Мир психологии и психология в мире”, 1994. №0): типология личности - по способу отношения к другим людям: 1 - Эгоцентрический человек (другой человек - как вещь); 2 - Группоцентрический (другой человек - “свой” или “не свой”); 3 - Гуманистический (просоциальный, ориентированный на пользу для определенной группы людей; здесь принцип - самоценность становится всеобщей, отсюда – нравственность, точнее – мораль как основа существования); 4 - Духовный, эсхатологический (гр. - eschatos - последний + логия), связанный с проблемой конечности и бесконечности жизни; осознание себя и другого как существ особого рода - единение с богом... 15.В.И.Слободчиков – о ступенях духовного роста человека: 1) Личность как реальность для других: - позиция – это наиболее целостная характеристика человека как личности; - «личность – это человек, свободно, самостоятельно и ответственно определяющий свое место в жизни, в обществе, в культуре»; - личность – это готовность к поступку… - личностное поведение в основном оценивается с позиций существующей морали (т.к. личность – это позиция среди других людей). 2) Индивидуальность как встреча с собой – Другим: - личность и индивидуальность – это два способа бытия человека, два его различных определения; - становление личности есть процесс социализации человека; - становление индивидуальности есть процесс индивидуализации субъективной реальности; - индивидуальность – это не только и не столько включенность индивида в социальные отношения, сколько его выделенность из этих отношений; - индивидуальность – это авторство собственной жизни, это человек как субъект или автор своей собственной жизни во всей ее полноте; - индивидуальность реализуется через систему смысловых отношений и ценностных ориентаций, мировоззрение, совесть и веру; - нравственным центром индивидуальности является совесть (т.е. своя система ценностей и смыслов). 3) Универсальность как полнота бытия человека: - это «осознание человеком своего места в Мире», это «тайна своей единородности с Миром» и т.п.; - предполагается, что человек изначально «посвящен в тайны Мира», но как бы «не помнит» этого… - «Духовное развитие поэтому может быть понято как реализация индивидом своей потенциальной универсальности, бесконечности, как становление Человека в индивиде»… |