Тема 37. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕНОНСТИ «ВОЗРАСТА РАССВЕТА». НОРМАТИВНЫЙ КРИЗИС 38-42 ЛЕТ 1.Время возраста «расцвета»: 31-40 лет (по Моргуну, Ткачевой, 1981) – основные характеристики: 1) Это середина жизни, «золотой возраст». 2) Н.С.: Несмотря на это – это «забытый (особенно отечественными психологами) возраст»… 3) Н.С.: Сами люди возраста «расцвета» еще продолжают играть роль молодых (сейчас эпоха, восхваляющая более молодые периоды…). 4) Но это и период бурь, натиска и беспокойства, огромной работоспособности и отдачи, как бы некоторый возврат отрочества… 5) Все достигнутое к этому времени кажется недостаточным. 6) К 30-35 годам человек приобретает богатый жизненный опыт (становится полноценным специалистом, семьянином). 7) Появляется первая потребность передавать свой опыт другим (постижение мира – через объяснение другому человеку…). 8) Человек все больше задумывается: «Что останется после меня?»… 9) Появляются первые признаки ухудшения здоровья и некоторые психофизиологические изменения (полнота, для кого-то – облысение и т.п.). 2.Кризис 40 лет: переход к зрелости – взрыв к середине жизни: 1) Некоторые авторы считают, что кризис начинается в 38 лет, другие говорят, что он наиболее интенсивен в 42 года… 2) Возникает ощущение, что жизнь проходит зря (потеря смысла); 3) Наступает ощущение «утраты молодости»; 4) Это возраст наиболее частого возникновения личностных сдвигов (по Б.С.Братусю); 3. Но зрелая личность, осознавшая себя, все-таки должна осознавать «подводные рифы» в своем становлении и сама должна целенаправленно осуществлять «личностные перестройки», меняя иерархию ценностей и свою общую направленность» (по Моргуну, Ткачевой, 1981, с. 61). 4. Бернард Ливехуд – о разговоре с 42-летним директором одного предприятия, который «устал от жизни»: - «Вы знаете, что я построил свое предприятие на деньги, взятые взаймы. Я проработал упорно двенадцать лет, чтобы выплатить долг. Все время я думал, что как только я это сделаю, начнется настоящая жизнь, тогда я стану самостоятельным человеком и отправлюсь в большое путешествие. На прошлой неделе это чуть было не осуществилось. Но мне не до каникул. Я нахожусь в состоянии глубокой депрессии. Я должен еще тридцать лет сидеть сиднем за одним и тем же письменным столом, заниматься теми же проблемами, и кроме того, очарование самостоятельности исчезло… Как Вы думаете, не продать ли мне предприятие и не начать ли где-нибудь все сначала? Тогда у меня по крайней мере будет что-то, для чего я могу жить!»… - «Но все бесполезно – от себя не убежишь. Нельзя еще раз стать девятнадцатилетним, нельзя избавиться от кризиса ценностей, хотя его можно надолго отодвинуть. Ничего не возразишь против того, что кто-то хочет делать что-то иначе, но он сначала должен иметь возможностьделать привычное по-другому, тогда в большинстве случаев не будет необходимости менять профессию или место работы», - пишет уже Б.Ливехуд (1994, с. 74). 5.Биографические кризисы (по Р.А.Ахмерову): 1) кризис нереализованности; 2) кризис опустошенности – основные факторы «эмоционального выгорания»: - унизительно низкая зарплата; - «бюрократическое» сопровождение труда…; 3) кризис бесперспекетивности; 6.Н.С.: В это время – расширение диапазона возможностей: проблема – не всем удается использовать свой расширившийся потенциал (много спившихся, много домохозяек с сумками…). 7.Н.С.: Феномен «дурака» («неудачника»): ощущение своих расширившихся возможностей и неумение распорядиться ими… 8.Н.С.: Причина: отсутствие жизненной идеи (идея «комфорта» – примитивная, кроме того, состязаться с «баловнями судьбы» сложно … В итоге - ощущение никчемности. 9. Н.С.: Возможные варианты решения проблемы (преодоления ощущения никчемности): - смириться; - принять системы стандартных ценностей (радоваться тому, чему радуются все… - большинство так и поступают); - внутренне протестовать, но внешне (реально) быть пассивным – жалобы на судьбу, пьянство, пошлятина… - искать свои самобытные смыслы жизни… 10. Выделяется также собственно возраст «зрелости»: 40-55 лет (по Моргуну, Ткачевой, 1981, с. 61-62): 1) Для многих людей – это наиболее плодотворный период: - человек накапливает богатый опыт; - достигаются вершины профессионального мастерства («акме»); - достигается определенное положение в обществе (или уважение в трудовом коллективе). 2) Возникает еще больше выражена потребность передать свой опыт другим. 3) Ближе ко второму периоду «расцвета» – потребность в коллективном творчестве. 4) По-новому возникает проблема смысла жизни (особенно к концу этого периода). 5) Одновременно: еще большее ухудшение здоровья и психофизиологические изменения (облысение, ухудшение зрения, морщинки, седина, климакс – многие женщины уже не могут рожать и т.п. …). |