Что есть учебная деятельность? - каждая деятельность характеризуется ее предметом; - важно понять, какие предметы подвергаются изменению со стороны самого учебника. 11.Парадокс учебной деятельности: 1) усваивая знания, ребенок сам ничего в этих знаниях не меняет…; 2) предметом изменения в учебной деятельности становится сам ученик (как самоизменяющийся субъект); 3) учебная деятельность – это такая деятельность, которая поворачивает ребенка на самого себя (формируется рефлексия, оценка того, «чем я был» и «чем стал»…); 4) процесс собственного изменения выделяется для ребенка как новый предмет… 12.Роль оценивания в учебной деятельности: - всякая учебная деятельность начинается с того, что ребенка оценивают; - отметка – определенная форма оценки; - правда, Шалва Александрович Амонашвили организовал эксперимент – обучение без отметок, но не без оценок… 13.Структура учебной деятельности: 1) учебная задача – это то, что ребенок должен усвоить; 2) учебное действие – это изменение учебного материала для обнаружения нового свойства в изучаемом предмете; 3) действие контроля – указание на правильность действий; 4) действие оценки – определение того, достиг ли ученик результата или нет (выполнил ли учебную задачу). 14. Формы учебной деятельности и их смена: 1) На начальных этапах – совместная деятельность учителя и ученика: - т.к. учебная деятельность – это такая же предметная деятельность (но предмет ее – теоретический), то сначала его надо материализовать; - делает это учитель; - процесс развития учебной деятельности – это процесс передачи от учителя к ученику отдельных звеньев; - распределение деятельности между учителем и учеником – психологическая основа и движущая сила развития собственной активности ученика. 2) Важна кооперация со сверстниками: 1 – Жан Пиаже считал, что терпимость, критичность и др. качества развиваются только при общении детей между собой; 2 – Галина Анатольевна Цукерман показала, что кооперация со сверстниками иная, чем со взрослыми: - кооперация со сверстниками – это звено в формировании нового действия при работе со взрослым; - кооперация со сверстниками дает ребенку опыт контрольно-оценочных действий и высказываний; 3 - выделены две характеристики взаимодействия детей: - независимость от взрослого; - обращенность детей не столько на результат, сколько на способ своих и партнера действий (по Г.А.Цукерман); 4 – Виталий Владимирович Рубцов показал, что кооперация со сверстниками – основа развития интеллектуальных структур ребенка: - главное – это перераспределение деятельности между детьми; - необходимость перераспределения – как поиск новых способов решения задачи. 5 - Появление учебной инициативы – важнейшая специфика учебного взаимодействия (по Г.А.Цукерман). 15. Учебная деятельность и игра: 1) игра не теряет свое значение в младшем школьном возрасте: она лишь меняет свой характер; 2) уже у старшего дошкольника игра все больше ориентируется на результат, чем на процесс; 3) у младшего школьника игра носит скрытый характер: происходит переход от игр в плане внешних действий к играм в плане воображения… ) игра в этом возрасте позволяет приблизить к ребенку смысл многих вещей, которые для ребенка реально недоступны (только в воображении можно что-то проиграть и понять)… 16.Учебная деятельность и труд: 1 - одна из основных трудностей освоения знаний в школе – формализм (без соотнесения с практикой); 2 - часто, когда ребенок сталкивается с жизненной задачей, то использует не школьные знания, а житейские представления; 3 - Л.И.Божович: задача школы не в том, чтобы дать определенное количество знаний, а в том, чтобы воспитать ребенка в нравственном отношении; 4 - все это и позволяет сделать учебный, общественно-полезный труд…; 5 - еще К.Э.Циолковский (работал школьным учителем) писал: - надо постоянно с детьми что-то мастерить; - из мастерской – в класс – и обратно. - и тогда, не будет ощущения, что знания – бесполезны…; 6 – а ведь это главная проблема – низкая мотивации (на основе непонимания важности знаний для реальной жизни)… 17.Формирование воспитанного человека: 1) Данный возраст весьма сенситивен для развития коммуникативной и поведенческой культуры (потом - будет поздно); 2) Варианты формирования культуры: 1 – Личный пример педагогов; 2 – Беседы о культурном разговоре - самые основные правила разговора: - не перебивать; - не говорить длинно; - не говорить одновременно с кем-то; - позитивная установка на говорящего (доброжелательное слушание); - отвечать на обращение (игнорирование – признак невоспитанности); - использовать «обратную связь» в разговоре; - минимизация манерничанья (очаровательного кривляния); - анализ сложных случаев некорректного поведения; 3 – Вежливые замечания тем, кто ведет себя невоспитанно и т.п.; 4 – коммуникативные тренинги; 5 – доступная литература по этикету и т.п. 6 – Одна из серьезных проблем – отношение к мату: - грубый мат недопустим! - но многие деятели культуры используют жаргон, сленг и т.п.; - кроме того, есть и «интонационный мат»… 3) Важно, чтобы любое некрасивое (некультурное) поведение выглядело смешным: - но и здесь, идеалом юмористичного отношения к невоспитанности была бы самоирония. 18. Психологические новообразования младшего школьного возраста(по Д.Б.Эльконину): 1) Память приобретает ярко выраженный познавательный характер: - ребенок выделяет для себя особую мнемическую задачу и отделяет ее от других задач; - формируются приемы запоминания. 2) Восприятие: - происходит переход от непроизвольного восприятия к целенаправленному произвольному наблюдению за объектом, подчиняющемуся определенной задаче; - учитель должен руководить процессом восприятия – формировать предварительный поисковый образ (учить видеть то, что нужно); - мало иметь наглядный материал, надо научить его видеть. 3) Воля: - учебная деятельность – это по своей сути произвольная деятельность; - «любая попытка превратить учебное дело в развлекательное является ложной: учение всегда требует известной внутренней дисциплины» (Обухова, 1996, с. 281). 4) Способность сосредоточиваться на малоинтересных вещах. 5) Эмоциональные переживания приобретают более обобщенный характер. 6) Мышление: - в школьном возрасте формируется новый тип мышления – обобщенный (по В.В.Давыдову); - развиваются мыслительные операции (а не только память); - интеллект опосредует развитие всех остальных функций, происходит интеллектуализация всех психических процессов; - но в этом возрасте «мы имеем дело с развитием интеллекта, который не знает самого себя» (по Л.С.Выготскому). |