Профессинальное и личностное самоопределение в подростковом возрасте. 1) Упрощенное понимание: - протестировать и рекомендовать наиболее «подходящую профессию» (в оснвое – «трехфакторная модель» Френка Парсонса); - до середины прошлого века считалось, что с помощью тестов можно решать многие карьерные вопросы и за которкое время (5-7 тестов и все понятно)…; - критика тестов (низкая прогностичность, невысокое качество – примеры высказываний В.П.Зинченко, Е.А.Климова…); 2) Сущность самоопределения – поиск смысла в выбираемой, осваиваемой или уже выполняемой трудовой деятельности, а также – поиск смыла в самом процессе самоопределения…: - Николай Александрович Бердяев: «путь я не знаю смысла жизни, но само искание этого смысла уже придает жизни смысл»; - это предполагает развитую рефлексивность самоопределяющейся личности. 3) Самоопределение основано на «трех китах» (по Е.А.Климову): - учет развивающихся желаний («хочу»); - учет развивающихся возможностей («могу»); - учет меняющихся потребностей экономики и рынка труда («надо»). 4) Все это предполагает обращенность в будущее: - прогнозирование развития страны; - прогнозирование развития какой-то сферы деятельности; - прогнозирование собственного развития… 5) Главное – найти себя в мире: - понять мир и тенденции его развития; - понять свое предназначение в мире; - повысить свою готовность к такому предназначению; - и лишь потом, уточнить профессию, образование и организацию, мгде можно было бы реализовать себя ради какой-то идеи…; - ранее уже много говорилось о критериях развития и о том, что это – ценностно-смысловые критерии (даже по аналогии с развитием в других сферах). 6) Самоопределение предполагает планирование своей жизни и своего развития – варианты: 1 - Романтическое и реалистическое; 2 - «Событийный» подход (Е.И.Головаха, А.А.Кроник); 3 - «Сценарный» подход (Э.Берн): - много критики (В.Берг, К.Г.Юнг и др.); - но если человек не творческий, то сценарии помогают хоть как-то упорядочить свою жизнь; 4 – Творческие варианты планирования карьеры (В.М.Розин, В.Н.Дружинин, Е.А.Климов, Н.С.Пряжников): - планирование жизни «как написание поэмы» (на самого себя); - выборы «от противного» (не становится негодяем и т.п.); - «протестные» выборы (жизнь как борьба за идеалы справедливости, познания, свободы, за религиозные идеи, за эстетические идеи и т.п.); - жизнь как «миссия» (возможен и клинический аспект, и реальная гениальность – кто бы их еще и развел четко?…). 7) Интересная идея – рассматривать жизнь как историю: 1 – В молодости – больше планировать эту историю: - и думать о последствиях; - пример с мальчиком 6 лет, который очень внимательно смотрел видеофильмы о своем детстве (изучал свою историю…); - явно не хватает современной молодежи личных дневников (как средства рефлексии своей жизни); - возможно, СМС-ки и «одноклассники» - как некая компенсация прежних дневников?... 2 – В зрелые годы – реализация истории: - во многом не так, как планировалось; - постоянная проблема «утраты идентичности» (по Э.Эриксону); - все это – на фоне сплошных «разочарований» в мире, в близкихлюдях и в самом себе; - отсюда – огромная потребность в психологической помощи (консультативной, психотерапевтической, психоаналитической); - главный смысл такой помощи – осознать смысл своей жизни и даже своих успехов (по Виктору Франклу…); - также важно научиться быть свободным в несвободном обществе, преодолеть в себе «отчужденный характер» и «рыночную личность» (по Эриху Фромму); - Е.А.Климов также отмечал, что «нечего на время пенять, можно прожить достойную жизнь в любое время…»; - интересно, основатель физиологической теории стрессов – Ганс Селье писал о главном средстве против стресса (дистресса): «надо выбрать себе игровую, любимую профессию…, и реализовать себя в ней на общее благо»; - «формула счастья» (по Г.Селье): «Выберите себе одну из великих доступных Вам целей. И упорно следуйте к ней, не размениваясь по пустякам»; 2 – Ближе к старости – постоянно переосмысливать свою историю: - у стариков главное – показать себе и окружающим, что прожил жизнь «не зря», т.е. о смыслом и хоть кому-то сделал много добра…; - да, еще и перед Судом Всевышнего… 6.Воспитание коммуникативной и поведенческой культуры: 1) На основе ранее проделанной работы (лучше начинать это в более ранние периоды развития, чтобы воспитанность была «в крови»); 2) Если ранее этим не занимались, то срочно наверстывать: - если в классе многие ребята восприняли нормы воспитанности, то можно и их попросить пообщаться к невоспитанными новичками в классе (естественно, под контролем педагогов и психологов); 3) Также перспективен прием – рассмотрение сложных коммуникативных ситуаций: - ситуаций реальной жизни; - ситуаций ближайшего будущего… 4) Главное – сделать поведенческую и коммуникативную рефлексию – повседневной нормой жизни для юношей… |