Периодизации профессионального и жизненного развития 1) Стадии развития субъекта труда и профессионального самоопределенияния (по Е.А.Климову): - предигра; - игра; - освоение учебной деятельности; - оптация; - профессиональная подготовка (этап адепта); - профессиональная адаптация (адаптант); - вхождение в профессию (интернал); - этап мастера; - этап авторитета; - наставничество. 2) Этапы «профессиональной зрелости» (по Дональду Съюперу): 1 - «рост» (от фантазийных представлений о карьере – до реалистической оценки своих желаний и возможностей); 2 - «разведка»: апробация своих сил в различных видах учебно-профессиональной деятельности; 3 - проба себя в качестве профессионала; 4 - утверждение; 5 - подтверждение; 6 - спад профессиональной активности. 3) Этапы становления профессионала (по А.К.Марковой). 1 - Основные этапы: - допрофессиональный; - профессиональный; - пост-профессиональный. 2 - Основные этапы профессионального этапа развития: - адаптация к профессии (приспособление человека к профессии); - этап самоактуализации (приспособление профессии к человеку, нахождение возможностей для самореализации в труде); - этап гармонизации человека с профессией (работа «играючи»); - этап преобразования человеком профессии. 4) Основные «фазы жизни после детства» -на основе соотношения линий биологического, психического и духовного развития (по Б.Ливехуду): - юность (наиболее понятно и наиболее развито – биологическое развитие, это сейчас «модно»), но самое страшное в этом возрасте – «ранний профессиональный труд»; - двадцатые годы (проба себя в разных ситуациях), самое страшное – 10 лет заниматься одной и той же работой; - организационная фаза (28-35 лет): человек все больше уходит в свою работу и готовит себе социальную изоляцию (мало друзей, но много «нужных людей»); - вторая половина тридцатых годов (частая смена ценностей и переосмысление прежних успехов – пример с преуспевающим директором фирмы); - сороковые годы (биологический спад и поиск новых ценностей); - начало пятидесятых: если новые ценности не найдены, то ощущение неудачности жизни (уход в работу или воспоминания), если найдены – счастье духовного развития и ощущение самореализации в труде; - время после 56-ти лет: для многих – жизнь в прошлом (опора на старые ценности), для немногих – поиск новых ценностей в изменившейся ситуации и новый духовно-интеллектуальный взлет. 5) Кризисы взрослого человека: в основе – постоянное переосмысление себя, своих ценностей и смыслов (по Гейл Шихи): 1 - «Вырывание корней» (18-22 года): - конфликт между стремлением к независимости и к комфорту; - все это на фоне уверенности человека, что он «знает, чего хочет». 2 - «Искания в двадцать лет» (23-25 лет): - стремление делать то, что «должно»; - главное заблуждение – уверенность в фатальности («окончательности») своих профессиональных выборов; - частая потеря идентичности («неужели это и есть Я?»). 3 - Попытка «осознать свои тридцать»: - признание прежних своих выборов неудачными; - попытка обвинить в этом окружающих, но не самого себя; - стремление начать все сначала. 4 - Кризис «середины жизни» (35-37 лет): - время начинает «сокращаться»; - угасание физических сил, изменение внешности; - потребность «в развитии этической грани личности» (больше у женщин, чем у мужчин); 5 - Обновление или покорность (проблема 45 лет): - если человек смирился со своим положением, то утрата друзей (он уже им не интересен, отдаление от повзрослевших детей, детьми, карьера становится «просто работой»); - если человек находит новую цель (новые ценности и смыслы) и занимает активную позицию, то – ощущение стабильности и удовлетворенности жизнью. 3. Важный вывод: - хорошая признанная периодизация отражает реалии своего общества (на примере периодизаций Е.А.Климова и Д.Сьюпера); - но общественная ситуация меняется и периодизации устаревают… 4.Проблема построения «универсальной» периодизации…: - закономерность: с годами возрастает индивидуализация карьеры (?), поэтому взрослые этапы плохо проработаны… - сильное влияние внешних факторов (социально-экономических, политических, духовных…). 5. Проблема «возраста» и «критерия» профессионального развития: - главный критерий – нахождение смысла на каждом новом этапе профессионального роста. 6. Перспективная идея – должна быть своя периодизация по отношению к каждому этапу развития; 7. В школе, в вузе, в организации – везде свои требования к человеку; 8. У большинства людей нет общей готовности к карьере, применительно ко всем этапам развития, т.к. реально почти отсутствует преемственностьшколы, вуза и предприятия; 9. Реально – фрагментарное развитие, а иногда и параллельно-противоречивое (например, в теории – одно, а на практике – другое). 10.Развитие субъекта самоопределения одновременно по разным линиям (основаниям, критериям): - проблема взаимосвязи разных периодизаций; - проблема возможных противоречий в рефлексии (самим человеком) и во внешних оценках развития субъекта самоопределения… |