МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Тема 17. УЧЕНИЕ ЖАНА ПИАЖЕ ОБ ИНТЕЛЛЕКТУЛЬНОМ РАЗВИТИИ РЕБЕНКА





 

1.По мнению Л.Ф.Обуховой, «учение Ж.Пиаже – высшее достижение психологии ХХ века… Известен парадокс, согласно которому авторитет ученого лучше всего определяется тем. Насколько он затормозил развитие науки в своей области. Современная зарубежная психология детского мышления буквально блокирована идеями Пиаже. Множество исследований касается уточнения эмпирических фактов, и почти нет работ, посвященных анализу его теории» (Обухова. 1996, с. 137).

 

2.Главная перспектива Ж.Пиаже – создание генетической эпистемологии – попытка перевести традиционные вопросы теории познания в детскую психологию.

 

3.Основные этапы деятельности Ж.Пиаже:

1) В начале 20-х годов работал в клинике, изучал логику, философию, психологию (отсюда и стремление построить генетическую эпистемологию):

- Логика не врожденна изначально, а развивается постепенно

- Центральная задача Ж.Пиаже – изучить психологические механизмы логических операций, установить постепенное возникновение стабильных логических целостных структур интеллекта.

 

2) С 1921-1925 гг. – начало работы по систематическому изучению интеллекта.

- Открытие эгоцентрического характера детской речи (эгоцентризм – это скрытая умственная позиция ребенка), сделавшее его всемирно известным ученым.

- Показано, что интеллект возникает еще до развития речи: интеллектуальные операции более высокого уровня подготавливаются сенсомоторным интеллектом.

- Исследования позволили определить закон перехода от общей эгоцентричности к интеллектуальной децентрации, т.е. более объективной умственной позиции.

3) В 1925-1929 гг. – главная проблема – изучение структуры познавательных действий. Развитие самой логики исследований Ж.Пиаже:

- сначала исследовал действия с предметами;

- затем – рассуждения ребенка по поводу своих действий;

- и наконец - исследование самих функций интеллекта (без вербальной стороны).

- далее перед Ж.Пиаже возникла задача: проследить путь от возникновения представления о постоянстве объекта до представлений о сохранении физических свойств объекта (вес, масса и т.п.).

 

4) В 1929-1939 гг. – изучение стадии конкретных операций (в развитии мышления ребенка):

- Еще до установления логических операций ребенок осваивает «группировки» (объединяют действия и объекты по их сходству и различию, которые и порождают арифметические, геометрические и элементарные физические группы).

- Группировки – это единицы мысли (по Ж.Пиаже).

5) В 1939-1950 гг.проблема соотношения интеллекта и восприятия:

- это проблема соотношения между двумя структурами познания;

- попытка перепроверить выводы гештальтпсихолгии;

- экспериментально бала показана вероятностная природа восприятия.

- исследования перехода от мышления ребенка к мышлению подростка, т.о. возврат к старой проблеме – генетической эпистемологии.

 

6) С 1955 г.развитие гипотезы о стадиях интеллектуального развития ребенка и подростка:

- поскольку интеллектуальное развитие соотносилось с развитием памяти и восприятия, то эти стадии можно рассматривать как стадии психического развития в целом;

- основная идея Ж.Пиаже – интеллектуальные операции осуществляются в форме целостных структур, а сами эти структуры формируются благодаря равновесию, к которому стремится развития (и эволюция в целом).

- таким образом, его теория – равновесная

 

4. Ключевые понятия концепции Ж.Пиаже:

1) Ж.Пиаже создал Женевскую школу генетической психологии, которая изучает умственное развитие ребенка, а еще точнее – индивидуальное развитие человека.

 

2) Смысл создания генетической психологии – создать основу для построения генетической эпистемологии – науки о происхождении познания (как конечной цели Ж.Пиаже).

 

3) Объект генетической психологии Ж.Пиаже – изучение происхождения интеллекта.

 

4) Его метод – клиническая беседа (изучаются не внешние проявления, а процессы, приводящие к возникновению) – очень сложный метод, противопоставленный тестам (Ж.Пиаже считал, что тесты служат лишь целям отбора, но не дают представления о внутренней сущности явления)…

 

5) Основные положения теории Ж.Пиаже:

- взаимоотношения целого и части;

- целое качественно отличается от части (изолированных элементов не существует);

- все отношения варьируются в зависимости от структуры, в которую они включены, а в самой структуре их отношения уравновешены.

 

6) Идея «трансформации»:

- объект существует независимо от субъекта, но чтобы познать объект, субъект должен осуществлять дейтсвия с ним, т.е. трансформировать объект (перемещать, связывать, комбинировать, удалять-возвращать и т.п.).

- граница между субъектом и объектом изначально размытая: ее еще надо установить;

- источник знания – не в объектах и не в субъекте, а во взаимоотношениях между ними!

 

7) Идея «конструкции»:

- знание всегда подчинено определенной структурам действия, а сами структуры – результат конструкции;

- конструкции они не даны ни в объекте, ни в субъекте – субъект еще должен научиться координировать свои действия с объектом;

- интеллект – это частный случай структуры – структуры мыслительной деятельности (характеризуя субъекта деятельности, можно выделить его структурные и функциональные свойства);

 

8) Субъекту присущи две основные функции: организация и адаптация;

- адаптация состоит из равновесия процессов ассимиляции и аккомодации;

- ассимиляция – включение нового объекта в уже существующие схемы действия;

- аккомодация – приспособление к новому объекту самого субъекта (перестройка существующих схем действия);

 

9) Понятие «схемы действия» - одно из самых важных понятий:

- схема – это сенсомоторный эквивалент понятия (в узком смысле);

- схема действия – это то, наиболее общее, что сохраняется в действии при его многократном повторении в разных обстоятельствах;

- схема действия (в широком смысле) – это структура на определенном этапе умственного развития.

 

10) Соотношение между функциями и структурами:

- основные функции (адаптация, ассимиляция, аккомодация) наследственно закреплены и не зависят от содержания опыта.

- в отличие от функций, структуры складываются в процессе жизни.

- такое соотношение между функциями и структурами обеспечивает непрерывность, преемственность развития и его качественное своеобразие на каждой возрастной ступени.

 

11) Чтобы стимул вызвал реакцию, надо, чтобы субъект был чувствителен к этому стимулу (т.о. бихевиористская схема «стимул-реакция» недостаточна…): «Вначале был ответ!», - говорят в женевской школе...

 

12) Различие между формой и содержанием познания:

- содержание – все то, что приобретается благодаря опыту и наблюдению;

- форма познания – та схема, мыслительной деятельности субъекта, в которую внешние воздействия включаются;

- познание реальности всегда зависит от господствующих (на данном этапе развития) умственных структур.

 

13) Важнейший исходный принцип для Ж.Пиаже:

- рассматривать ребенка как существо, которое ассимилирует вещи, отбирает и усваивает их согласно своей собственной умственной структуре:

- в познании определяющую роль играет не сам субъект, а доминирующие умственные структуры субъекта;

- само развитие – это смена господствующих умственных структур;

- сама мысль – это сжатая форма действия...

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.