Тема 17. УЧЕНИЕ ЖАНА ПИАЖЕ ОБ ИНТЕЛЛЕКТУЛЬНОМ РАЗВИТИИ РЕБЕНКА 1.По мнению Л.Ф.Обуховой, «учение Ж.Пиаже – высшее достижение психологии ХХ века… Известен парадокс, согласно которому авторитет ученого лучше всего определяется тем. Насколько он затормозил развитие науки в своей области. Современная зарубежная психология детского мышления буквально блокирована идеями Пиаже. Множество исследований касается уточнения эмпирических фактов, и почти нет работ, посвященных анализу его теории» (Обухова. 1996, с. 137). 2.Главная перспектива Ж.Пиаже – создание генетической эпистемологии – попытка перевести традиционные вопросы теории познания в детскую психологию. 3.Основные этапы деятельности Ж.Пиаже: 1) В начале 20-х годов работал в клинике, изучал логику, философию, психологию (отсюда и стремление построить генетическую эпистемологию): - Логика не врожденна изначально, а развивается постепенно… - Центральная задача Ж.Пиаже – изучить психологические механизмы логических операций, установить постепенное возникновение стабильных логических целостных структур интеллекта. 2) С 1921-1925 гг. – начало работы по систематическому изучению интеллекта. - Открытие эгоцентрического характера детской речи (эгоцентризм – это скрытая умственная позиция ребенка), сделавшее его всемирно известным ученым. - Показано, что интеллект возникает еще до развития речи: интеллектуальные операции более высокого уровня подготавливаются сенсомоторным интеллектом. - Исследования позволили определить закон перехода от общей эгоцентричности к интеллектуальной децентрации, т.е. более объективной умственной позиции. 3) В 1925-1929 гг. – главная проблема – изучение структуры познавательных действий. Развитие самой логики исследований Ж.Пиаже: - сначала исследовал действия с предметами; - затем – рассуждения ребенка по поводу своих действий; - и наконец - исследование самих функций интеллекта (без вербальной стороны). - далее перед Ж.Пиаже возникла задача: проследить путь от возникновения представления о постоянстве объекта до представлений о сохранении физических свойств объекта (вес, масса и т.п.). 4) В 1929-1939 гг. – изучение стадии конкретных операций (в развитии мышления ребенка): - Еще до установления логических операций ребенок осваивает «группировки» (объединяют действия и объекты по их сходству и различию, которые и порождают арифметические, геометрические и элементарные физические группы). - Группировки – это единицы мысли (по Ж.Пиаже). 5) В 1939-1950 гг. – проблема соотношения интеллекта и восприятия: - это проблема соотношения между двумя структурами познания; - попытка перепроверить выводы гештальтпсихолгии; - экспериментально бала показана вероятностная природа восприятия. - исследования перехода от мышления ребенка к мышлению подростка, т.о. возврат к старой проблеме – генетической эпистемологии. 6) С 1955 г. – развитие гипотезы о стадиях интеллектуального развития ребенка и подростка: - поскольку интеллектуальное развитие соотносилось с развитием памяти и восприятия, то эти стадии можно рассматривать как стадии психического развития в целом; - основная идея Ж.Пиаже – интеллектуальные операции осуществляются в форме целостных структур, а сами эти структуры формируются благодаря равновесию, к которому стремится развития (и эволюция в целом). - таким образом, его теория – равновесная… 4. Ключевые понятия концепции Ж.Пиаже: 1) Ж.Пиаже создал Женевскую школу генетической психологии, которая изучает умственное развитие ребенка, а еще точнее – индивидуальное развитие человека. 2) Смысл создания генетической психологии – создать основу для построения генетической эпистемологии – науки о происхождении познания (как конечной цели Ж.Пиаже). 3) Объект генетической психологии Ж.Пиаже – изучение происхождения интеллекта. 4) Его метод – клиническая беседа (изучаются не внешние проявления, а процессы, приводящие к возникновению) – очень сложный метод, противопоставленный тестам (Ж.Пиаже считал, что тесты служат лишь целям отбора, но не дают представления о внутренней сущности явления)… 5) Основные положения теории Ж.Пиаже: - взаимоотношения целого и части; - целое качественно отличается от части (изолированных элементов не существует); - все отношения варьируются в зависимости от структуры, в которую они включены, а в самой структуре их отношения уравновешены. 6) Идея «трансформации»: - объект существует независимо от субъекта, но чтобы познать объект, субъект должен осуществлять дейтсвия с ним, т.е. трансформировать объект (перемещать, связывать, комбинировать, удалять-возвращать и т.п.). - граница между субъектом и объектом изначально размытая: ее еще надо установить; - источник знания – не в объектах и не в субъекте, а во взаимоотношениях между ними! 7) Идея «конструкции»: - знание всегда подчинено определенной структурам действия, а сами структуры – результат конструкции; - конструкции они не даны ни в объекте, ни в субъекте – субъект еще должен научиться координировать свои действия с объектом; - интеллект – это частный случай структуры – структуры мыслительной деятельности (характеризуя субъекта деятельности, можно выделить его структурные и функциональные свойства); 8) Субъекту присущи две основные функции: организация и адаптация; - адаптация состоит из равновесия процессов ассимиляции и аккомодации; - ассимиляция – включение нового объекта в уже существующие схемы действия; - аккомодация – приспособление к новому объекту самого субъекта (перестройка существующих схем действия); 9) Понятие «схемы действия» - одно из самых важных понятий: - схема – это сенсомоторный эквивалент понятия (в узком смысле); - схема действия – это то, наиболее общее, что сохраняется в действии при его многократном повторении в разных обстоятельствах; - схема действия (в широком смысле) – это структура на определенном этапе умственного развития. 10) Соотношение между функциями и структурами: - основные функции (адаптация, ассимиляция, аккомодация) наследственно закреплены и не зависят от содержания опыта. - в отличие от функций, структуры складываются в процессе жизни. - такое соотношение между функциями и структурами обеспечивает непрерывность, преемственность развития и его качественное своеобразие на каждой возрастной ступени. 11) Чтобы стимул вызвал реакцию, надо, чтобы субъект был чувствителен к этому стимулу (т.о. бихевиористская схема «стимул-реакция» недостаточна…): «Вначале был ответ!», - говорят в женевской школе... 12) Различие между формой и содержанием познания: - содержание – все то, что приобретается благодаря опыту и наблюдению; - форма познания – та схема, мыслительной деятельности субъекта, в которую внешние воздействия включаются; - познание реальности всегда зависит от господствующих (на данном этапе развития) умственных структур. 13) Важнейший исходный принцип для Ж.Пиаже: - рассматривать ребенка как существо, которое ассимилирует вещи, отбирает и усваивает их согласно своей собственной умственной структуре: - в познании определяющую роль играет не сам субъект, а доминирующие умственные структуры субъекта; - само развитие – это смена господствующих умственных структур; - сама мысль – это сжатая форма действия... |