Проблема предмета возрастной психологии. ВВЕДЕНИЕ Раздел 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ 1. Возникновение возрастной психологии: - в конце Х1Х века (Вильгейм Прейер «Душа ребенка» - описывал развитие своей дочери); - В.Прейер первый осуществил переход от интроспективного к объективному исследованию психики ребенка (В.Прейер – как основатель детской психологии). 2. Соотношение детской и возрастной психологии: - детством считается возраст до 18 лет («Конвенция о правах ребенка» от 1991 г., Часть 1, ст.1); - соответственно, детская психология – от рождения до 17-18 лет… - а возрастная психология – вся жизнь человека… 3. Соотношение возрастной и педагогической психологии: - В педагогической психологии – акцент на целенаправленное воздействие учителя на обучающегося, на организацию взаимоотношений между ними… - В возрастной психологии – акцент на саморазвитие (где роль взрослого также учитывается, но вместе с ролью среды и всей культуры…). Соотношение возрастной психологии и психологии развития (генетической психологии): 1)Возрастная психология и генетическая психология имеют общий объект исследования – психическое развитие. 2)Генетическая психология отвечает на вопрос – как происходит развитие и в каких формах; - Возрастная психология – выделяет единицы развития (возрастные периоды), изучает их характеристики и условия перехода от одного возраста к другому… 3) В психологии развития - само развитие понимается комплексно: - как рост (устаревшее представление, т.к. рост – это лишь одна из сторон развития); - как созревание (также устаревшее понятие, где преувеличивается роль наследственных факторов); - как совершенствование (правда, не ясно на какую цель направлено это совершенствование – на божественный идеал?…); - как универсальное изменение (но тогда получается, что у людей разных культур и эпох должно быть много общего - универсального…); - как качественное, структурное изменение (если понимать человека как системное образование, когда совершенствуется лишь структура, но не ясно происходит ли количественное приращение…); - как качественно-количественное изменение (ближе к истине); - как изменение, влекущее за собой новые изменения, т.е. идея эволюционной преемственности в развитии – в этом есть еще больший резон… 4) В итоге получается, что психология развития – более широкая область, чем возрастная психология. 5) Без понимания развития невозможно понять феномены собственно возрастного развития. 6) Сейчас на факультете психологии МГУ: - старое название кафедры «Детская и возрастная психология» относительно недавно преобразовалось в «Возрастную психологию»; - идут разговоры о преобразовании в «Психологию развития»; - ВАКовскаяя специальность – «Психология развития; акмеология (психологические науки)… 7) При этом «акмеология» (от древнегреч. «акме» - вершина, высшая точка чего-либо) – это наука о высших достижениях человеческой жизни (Дмитрий Николаевич Ананьев, Алексей Александрович Бодалев, Владимир Владимирович Деркач): 1 - в Др.Греции на могилах выдающихся людей писали не дату рождения и смерти, а время наиболее плодотворной жизни; 2 – Но не все ученые признают акмеологию: - неясность с критериями «высших» достижений (история постоянно низвергает памятники…); - неясность с путями к высшим достижениям (путь многих гениев извилист, т.е. не все были отличниками в школе и правильными мальчиками…); - проблема соотношения «акме» (всей жизни) и «микроакме» (достижения отдельных этапов жизни): что важнее само достижение («триумф») или трудный путь к нему («будни» гения)? 3 – И все же, акмеология имеет право на существование, ведь и в других направлениях психологии много неясностей… Проблема предмета возрастной психологии. 1) Предмет должен быть связан с предметом психологии вообще… 2) До сих пор неясно, что же именно развивается, что является источником развития, с какого момента можно говорить о развитии данного человека (его психики) и т.п.… 3) Традиционно исследуются: развитие интеллекта (мышления), памяти, восприятия и др. психических функций: - иногда с иронией называют возрастную психологию «психологией уха-горда-носа»…. 4) Все чаще говорят о развитии личности (личностно-ориентированный подход)… 5) Наиболее перспективно – исследование развития субъектности… 1 - признаки субъекта: - спонтанность («для себя» - как основа для самопознания); - готовность к рефлексии своей спонтанности; - готовность к самопознанию (на основе рефлексии как обращенности к себе); - готовность управлять своим поведением (на основе рефлексии, т.е. понимания и знания себя); - готовность порождать спонтанность («для других»…). 2 - этический парадокс предмета психологии: чем лучше познаем субъекта деятельности, тем в большей степени лишаем человека его субъектности…: - этот парадокс – как основа для манипуляции (манипуляция – как самый страшный «грех» для психолога…). 3 - варианты смягчения этического парадокса; - полное познание психики невозможно (метафора «удаляющегося горизонта», или другая метафора – «чем больше познаем психику, тем больше убеждаемся, что она непознаваема»); - для познания личности необходимо выстроить с ней «субъект-субъектные» отношения, исключающие манипуляцию; - постоянное обращение психолога к этическим проблемам (как гарант более этичного поведения в сложных ситуациях – идея «длящегося поступка» – по Мерабу Мамардашвили) 4 - проблема метода - в виде вопроса: как свести к минимуму манипуляции сознанием личности в ходе исследования и воздействий); 5 - проблема неизбежности (и даже желательности) манипуляций – примеры неизбежной манипуляции: - работа с клиентом в ограниченное время (когда нужно принимать решение уже «сейчас»); - работа с человеком в состоянии аффекта (поле сознания сужено и выстраивать «субъект-субъектные» отношения нет смысла…; - сам человек не хочет быть субъектом (особенно, в платных консультациях, где клиенты не хотят «думать вместо специалиста», который еще и «деньги за это получает»)… 6) Но есть и традиционное определение предмета возрастной психологии - возрастная психология «изучает процесс развития психических функций и личности на протяжении всей жизни человека». 7) Возможное уточнение предмета психологии развития – «субъект развития»: - один из важных аспектов развития – управление своим развитием (саморазвитие, самодвижение и т.п. – на основе рефлексии своей спонтанности и превращение е в «спонтанность для других» - см. выше); - тогда и метод становится не только исследовательским, но и формирующим - создавать психолого-педагогические условия для становления «субъектности» на разных этапах развития личности. 6. Общие показатели развития – основные вопросы: 1) Что изменяется? - поведение и переживания, где мы можем фиксировать: - индикаторы проявления поведения и переживания; - определенные количественные характеристики проявления: частота проявления, интенсивность, продолжительность, латентный период, зависимость от ситуации…; - мы пришли к тому, что изменяться должна субъектность. Как изменяется? 1 - Через противоположные признаки: количественные или качественные показатели, непрерывные или дискретные, обратимые или необратимые и т.п. 2 - Само проявление носит относительные характер, т.к. зависят от многих факторов – возможна «ошибка интерпретации» 3 - Общие признаки развития: - рост; - созревание; - дифференциация; - научение; - установки, - социализация и многое другое… Почему изменяются? 1 - Выделение факторов развития (обычно это целая система факторов со своей иерархией); 2 - Важна преемственность развития (эволюционная и онтогенетическая преемственность); 3 - Основные направления изменения: - сложение качеств, - замещение, - модификация, - включение (интеграция в новом качестве – отличается от обычного сложения), - опосредование (когда старое качество выступает в качестве условия развития нового качества) и др. 7. Основные задачи возрастной психологии (как части психологии развития): 1) описание развития; 2) объяснение развития; 3) прогноз развития; 4) коррекция развития. 8. Методы возрастной психологии: 1) Методы организации исследования: 1 - метод срезов: поперечные срезы – сравнение людей разного возраста; 2 - лонгитюдный метод («продольное срезовое исследование»): прослеживается развитие одного ребенка в течение длительного времени (выявляются более тонкие тенденции развития). 3 - сравнительный (сравнительно-генетический) метод: - несколько срезов в разных возрастных группах, данные по каждой возрастной группе сравниваются – можно выявлять тенденции развития, сравнение отдельных фаз психического развития); 4 - кросс-культурные исследования (как разновидность сравнительного исследования); - комплексное исследование; - формирующий эксперимент (одновременно, и исследование и развитие)… Исследуется само развитие деятельности. 2) Методы проведения исследования: 1 - наблюдение (интересно, что основные свои выводы Жан Пиаже получил на основе наблюдений за тремя своими детьми…); 2 - беседа; 3 - опросы (самих детей, их воспитателей и родителей); 4 - тестирование (появляются измерительные шкалы умственного развития – пример: еще в начале века Альфред Бине создал метод стандартизированных задач для каждого возраста, а позже – Льюис Термен предложил формулу для измерения коэффициента интеллекта для каждого возраста); 5 - проективные (в том числе и рисуночные) методы; 6 - традиционный эксперимент (Даниил Борисович Эльконин говорил, что «острый психологический глаз важнее глупого эксперимента»… Но «экспериментальный метод тем и замечателен, что он «думает» за экспериментатора»)…; 7 - биографический метод; 8 – эксперимент: - отличие эксперимента от исследования (исследование – изучение того, что реально имеется, а эксперимент – изучение последствий нашего воздействия на ситуацию); - по традиционной схеме, где ребенок – объект изучения; 9 - формирующий эксперимент (исследование в ходе обучения и реального взаимодействия исследователя и ребенка); 10- включенный эксперимент: - наблюдать за детьми «изнутри» детских сообществ, под видом ребенка (анонимно или открыто..); - пример моего научного руководителя – В.Ф.Моргуна (целый месяц «учился» под видом «новичка» в 10-ом классе…). 11 - психофизиологические методы и др. 9. Эволюция общей логики исследований в возрастной психологии (по Людмила Филипповна Обуховой): - от наблюдений – к констатирующему эксперименту – к формирующему эксперименту (в отечественной психологии). |