МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Проблема предмета возрастной психологии.





ВВЕДЕНИЕ

 

 

Раздел 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

 

Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

 

1. Возникновение возрастной психологии:

- в конце Х1Х века (Вильгейм Прейер «Душа ребенка» - описывал развитие своей дочери);

- В.Прейер первый осуществил переход от интроспективного к объективному исследованию психики ребенка (В.Прейер – как основатель детской психологии).

 

2. Соотношение детской и возрастной психологии:

- детством считается возраст до 18 лет («Конвенция о правах ребенка» от 1991 г., Часть 1, ст.1);

- соответственно, детская психология – от рождения до 17-18 лет…

- а возрастная психология – вся жизнь человека…

3. Соотношение возрастной и педагогической психологии:

- В педагогической психологии – акцент на целенаправленное воздействие учителя на обучающегося, на организацию взаимоотношений между ними…

- В возрастной психологии – акцент на саморазвитие (где роль взрослого также учитывается, но вместе с ролью среды и всей культуры…).

Соотношение возрастной психологии и психологии развития

(генетической психологии):

1)Возрастная психология и генетическая психология имеют общий объект исследованияпсихическое развитие.

2)Генетическая психология отвечает на вопрос – как происходит развитие и в каких формах;

- Возрастная психология – выделяет единицы развития (возрастные периоды), изучает их характеристики и условия перехода от одного возраста к другому…

3) В психологии развития - само развитие понимается комплексно:

- как рост (устаревшее представление, т.к. рост – это лишь одна из сторон развития);

- как созревание (также устаревшее понятие, где преувеличивается роль наследственных факторов);

- как совершенствование (правда, не ясно на какую цель направлено это совершенствование – на божественный идеал?…);

- как универсальное изменение (но тогда получается, что у людей разных культур и эпох должно быть много общего - универсального…);

- как качественное, структурное изменение (если понимать человека как системное образование, когда совершенствуется лишь структура, но не ясно происходит ли количественное приращение…);

- как качественно-количественное изменение (ближе к истине);

- как изменение, влекущее за собой новые изменения, т.е. идея эволюционной преемственности в развитии – в этом есть еще больший резон…

4) В итоге получается, что психология развития – более широкая область, чем возрастная психология.

5) Без понимания развития невозможно понять феномены собственно возрастного развития.

6) Сейчас на факультете психологии МГУ:

- старое название кафедры «Детская и возрастная психология» относительно недавно преобразовалось в «Возрастную психологию»;

- идут разговоры о преобразовании в «Психологию развития»;

- ВАКовскаяя специальность – «Психология развития; акмеология (психологические науки)…

7) При этом «акмеология» (от древнегреч. «акме» - вершина, высшая точка чего-либо) – это наука о высших достижениях человеческой жизни (Дмитрий Николаевич Ананьев, Алексей Александрович Бодалев, Владимир Владимирович Деркач):

1 - в Др.Греции на могилах выдающихся людей писали не дату рождения и смерти, а время наиболее плодотворной жизни;

2 – Но не все ученые признают акмеологию:

- неясность с критериями «высших» достижений (история постоянно низвергает памятники…);

- неясность с путями к высшим достижениям (путь многих гениев извилист, т.е. не все были отличниками в школе и правильными мальчиками…);

- проблема соотношения «акме» (всей жизни) и «микроакме» (достижения отдельных этапов жизни): что важнее само достижение («триумф») или трудный путь к нему («будни» гения)?

3 – И все же, акмеология имеет право на существование, ведь и в других направлениях психологии много неясностей…

Проблема предмета возрастной психологии.

1) Предмет должен быть связан с предметом психологии вообще…

2) До сих пор неясно, что же именно развивается, что является источником развития, с какого момента можно говорить о развитии данного человека (его психики) и т.п.…

3) Традиционно исследуются: развитие интеллекта (мышления), памяти, восприятия и др. психических функций:

- иногда с иронией называют возрастную психологию «психологией уха-горда-носа»….

4) Все чаще говорят о развитии личности (личностно-ориентированный подход)…

5) Наиболее перспективно – исследование развития субъектности

1 - признаки субъекта:

- спонтанность («для себя» - как основа для самопознания);

- готовность к рефлексии своей спонтанности;

- готовность к самопознанию (на основе рефлексии как обращенности к себе);

- готовность управлять своим поведением (на основе рефлексии, т.е. понимания и знания себя);

- готовность порождать спонтанность («для других»…).

2 - этический парадокс предмета психологии: чем лучше познаем субъекта деятельности, тем в большей степени лишаем человека его субъектности…:

- этот парадокс – как основа для манипуляции (манипуляция – как самый страшный «грех» для психолога…).

3 - варианты смягчения этического парадокса;

- полное познание психики невозможно (метафора «удаляющегося горизонта», или другая метафора – «чем больше познаем психику, тем больше убеждаемся, что она непознаваема»);

- для познания личности необходимо выстроить с ней «субъект-субъектные» отношения, исключающие манипуляцию;

- постоянное обращение психолога к этическим проблемам (как гарант более этичного поведения в сложных ситуациях – идея «длящегося поступка» – по Мерабу Мамардашвили)

4 - проблема метода - в виде вопроса: как свести к минимуму манипуляции сознанием личности в ходе исследования и воздействий);

5 - проблема неизбежности (и даже желательности) манипуляций – примеры неизбежной манипуляции:

- работа с клиентом в ограниченное время (когда нужно принимать решение уже «сейчас»);

- работа с человеком в состоянии аффекта (поле сознания сужено и выстраивать «субъект-субъектные» отношения нет смысла…;

- сам человек не хочет быть субъектом (особенно, в платных консультациях, где клиенты не хотят «думать вместо специалиста», который еще и «деньги за это получает»)…

 

6) Но есть и традиционное определение предмета возрастной психологии - возрастная психология «изучает процесс развития психических функций и личности на протяжении всей жизни человека».

7) Возможное уточнение предмета психологии развития – «субъект развития»:

- один из важных аспектов развития – управление своим развитием (саморазвитие, самодвижение и т.п. – на основе рефлексии своей спонтанности и превращение е в «спонтанность для других» - см. выше);

- тогда и метод становится не только исследовательским, но и формирующим - создавать психолого-педагогические условия для становления «субъектности» на разных этапах развития личности.

 

6. Общие показатели развития – основные вопросы:

1) Что изменяется? - поведение и переживания, где мы можем фиксировать:

- индикаторы проявления поведения и переживания;

- определенные количественные характеристики проявления: частота проявления, интенсивность, продолжительность, латентный период, зависимость от ситуации…;

- мы пришли к тому, что изменяться должна субъектность.

 

Как изменяется?

1 - Через противоположные признаки: количественные или качественные показатели, непрерывные или дискретные, обратимые или необратимые и т.п.

2 - Само проявление носит относительные характер, т.к. зависят от многих факторов – возможна «ошибка интерпретации»

3 - Общие признаки развития:

- рост;

- созревание;

- дифференциация;

- научение;

- установки,

- социализация и многое другое…

 

Почему изменяются?

1 - Выделение факторов развития (обычно это целая система факторов со своей иерархией);

2 - Важна преемственность развития (эволюционная и онтогенетическая преемственность);

3 - Основные направления изменения:

- сложение качеств,

- замещение,

- модификация,

- включение (интеграция в новом качестве – отличается от обычного сложения),

- опосредование (когда старое качество выступает в качестве условия развития нового качества) и др.

 

7. Основные задачи возрастной психологии (как части психологии развития):

1) описание развития;

2) объяснение развития;

3) прогноз развития;

4) коррекция развития.

8. Методы возрастной психологии:

1) Методы организации исследования:

1 - метод срезов: поперечные срезы – сравнение людей разного возраста;

2 - лонгитюдный метод («продольное срезовое исследование»): прослеживается развитие одного ребенка в течение длительного времени (выявляются более тонкие тенденции развития).

3 - сравнительный (сравнительно-генетический) метод:

- несколько срезов в разных возрастных группах, данные по каждой возрастной группе сравниваются – можно выявлять тенденции развития, сравнение отдельных фаз психического развития);

4 - кросс-культурные исследования (как разновидность сравнительного исследования);

- комплексное исследование;

- формирующий эксперимент (одновременно, и исследование и развитие)… Исследуется само развитие деятельности.

 

2) Методы проведения исследования:

1 - наблюдение (интересно, что основные свои выводы Жан Пиаже получил на основе наблюдений за тремя своими детьми…);

2 - беседа;

3 - опросы (самих детей, их воспитателей и родителей);

4 - тестирование (появляются измерительные шкалы умственного развития – пример: еще в начале века Альфред Бине создал метод стандартизированных задач для каждого возраста, а позже – Льюис Термен предложил формулу для измерения коэффициента интеллекта для каждого возраста);

5 - проективные (в том числе и рисуночные) методы;

6 - традиционный эксперимент (Даниил Борисович Эльконин говорил, что «острый психологический глаз важнее глупого эксперимента»… Но «экспериментальный метод тем и замечателен, что он «думает» за экспериментатора»)…;

7 - биографический метод;

8эксперимент:

- отличие эксперимента от исследования (исследование – изучение того, что реально имеется, а эксперимент – изучение последствий нашего воздействия на ситуацию);

- по традиционной схеме, где ребенок – объект изучения;

9 - формирующий эксперимент (исследование в ходе обучения и реального взаимодействия исследователя и ребенка);

10- включенный эксперимент:

- наблюдать за детьми «изнутри» детских сообществ, под видом ребенка (анонимно или открыто..);

- пример моего научного руководителя – В.Ф.Моргуна (целый месяц «учился» под видом «новичка» в 10-ом классе…).

11 - психофизиологические методы и др.

 

9. Эволюция общей логики исследований в возрастной психологии (по Людмила Филипповна Обуховой):

- от наблюдений – к констатирующему эксперименту – к формирующему эксперименту (в отечественной психологии).

 

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.