КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ 1.Основные парадоксы детского развития (по Д.Б.Эльконину): - Человек при рождении – самое беспомощное существо в мире; - Чем выше стоит живое существо в эволюционном ряду, тем дольше длится его детство… 2.«Этапы детства человека – продукт истории… продолжительность детства находится в прямой зависимости от уровня материальной и духовной культуры общества» (Обухова, 1996, с. 8). 3.В античности «ребенок рассматривался как низшее существо, он в буквальном смысле слова принадлежит родителям, как прочая собственность», - пишет Игорь Семенович Кон (1988, с. 216). 4.«Кто не ужаснулся бы при мысли о необходимости повторить свое детство и не предпочел бы лучше умереть?», - восклицает Августин. 5.В средние века младенцев долго не крестили и часто до 7-ми лет даже не отпевали при похоронах. - Даже отпрысков знатных фамилий вплоть до ХУ11 века хоронили не в фамильных склепах, а на обычных кладбищах… (по И.С.Кону). 6.«Нельзя говорить о структуре детства, не учитывая положения родителей в социальной структуре общества (пример: в литературе Х1Х века много свидетельств отсутствия детства у пролетарских детей…). 7.Вплоть до Х111 века искусство вообще не обращалось к детям, художники даже не пытались его изображать (по Филиппу Ариесу). 8.Слово «ребенок» долго не имело того точного значения, которое придается ему сейчас (интересно, что в средневековой Германии слово «ребенок» было синонимом слова «дурак»…). 9.«История детства – это кошмарный сон, от которого мы только недавно начали пробуждаться. Чем глубже уходишь в историю, тем ниже уровень ухода за детьми и тем чаще детей убивают, бросают, бьют, терроризируют и насилуют» (по Ллойду Демозу – в книге «Эволюция детства»). 10. Ллойд Демоз («Психоистория»): - о детстве: общая логика рассуждений и примеры: 1) Три основных способа реагирования взрослого на ребенка: 1 - проективная реакция (дети как «сливная яма» для своих проекций, ребенок «как сосуд» для проекций, т.е. на детях часто срывают зло, проецируют на них свои проблемы – это хорошо описали психоаналитики); 2 - возвратная реакция (ребенок как заместитель значимого взрослого; ребенок как объект удовлетворения родительских потребностей; ребенка бьют, когда он не оправдывает ожидания родителей, например, им кажется, что он их недостаточно любит…); 3 - реакция сопереживания (взрослый сопереживает ребенку и пытается помочь ему, здесь важно правильно распознать истинные потребности ребенка без примеси собственных проекций). 2) Психологический принцип двойного образа: - ребенок как желанный (много надежд); - ребенок – не оправдывающий ожиданий; - это рассогласование – причина побоев, истязаний и убийств; - особенно на фоне «терпимой» (толерантной – ?) к этому морали… 3) Детоубийство и желание смерти ребенка: - античный автор Еврипид: «детей часто швыряли в реку, в кучу навоза, в помойную яму, сажали в кувшин, чтобы морить голодом, оставляли на пригорке или на обочине дороги «на растерзание птицам и диким зверям»; - доступные статистические данные: в 79 семьях граждан г. Милете (около 228-220 гг. до н.э.) было 118 сыновей и 28 дочерей…; - древнегреч. автор Полибий писал о том, что многие не хотели иметь больше 1-2 детей и из-за этого «земли приходят в запустение» и т.п.; - до 4 века н.э. ни закон, ни общественное мнение не осуждали детоубийство в Греции и Риме; - даже многие философы это не осуждали – Аристотель: «…должен существовать предел воспроизведения потомства»; - во многих странах (у египтян, финикийцев, евреев, у ирландских кельтов и др.) существовало детское жертвоприношение (обнаружены тысячи скелетов детей, часто с надписями; - интересно, описываются игры германских детей в середине Х1Х века, когда делались игровые жертвоприношения из числа играющих…; - лишь после Везонского собора (442 г. н.э) о брошенных детях следовало сообщать церкви; - около 787 г. н.э был открыт первый приют для брошенных детей; - но и после этого часто убивали дочерей (как менее пригодных); - в 1527 г. один священник писал о том, что часто «отхожие места оглашены криками выброшенных в них детей»; - нередко детьми швырялись для забавы: маленького брата Генриха 4-го перебрасывали из окна в окно, он упал и разбился… 3) Отравление, кормление и пеленание: - торговля детьми, включая и своими собственными (на протяжении всего периода древности и античности); - оставление детей в залог (включая и высокопоставленных особ); - воспитание ребенка у кормилицы как узаконенный отказ (а кормилицы сильно не церемонились с непослушными детьми); - жесткое пеленание как ограничение свободы с раннего детства; - иногда пеленание занимало до двух часов (но зато потом на него почти не обращали внимания); - гипотеза Ллойда Демоза: у народов, у которых долго сохранялось жесткое пеленание меньше стремления к свободе (пример – Россия)…; - много примеров, когда детей «кладут на несколько часов за горячую печь, подвешивают на гвоздик на стене, кладут в кадушку и вообще оставляют как сверток в любом подходящем углу»…; - в течение всего средневековья детей часто привязывали к специальной носильной доске, привязывали к постели и т.п.; - новорожденных в Германии часто называли ecreme (экскременты), те детей часто отождествляли с их ж испражнениями…; - интересно, до 18-го века ребенка не приучали ходить на горшок, но зато обильно ставили клизмы и свечи (клизма важнее горшка!), давали слабительное и рвотное, независимо от того, больны они или здоровы (примеры из описания воспитания Людовика 13-го); - отсюда образ «ребенок-уборная»; - детей часто били, дети вырастали и били тех, кто младше…; - интересно, Людовика 13-го высекли в день коронации и он сказал: «Уж лучше я обойдусь без всех этих почестей, лишь бы меня не секли»…; - но спеленутого ребенка обычно не били (пеленание как сдерживание негативных наклонностей взрослых); - к концу 18-го века в Европе наказание стало выходить из моды и потребовалась замена; - популярным стало запирание детей в темноте (в темные комнаты, чуланы, специальные шкафы…); - некоторые шкафы напоминали маленькую Бастилию с множеством ящичков, куда сажали маленьких детей…; - еще с античности использовали детей для сексуальных утех; - часто детей пугали кастрацией; - дети (даже в знатных семьях) часто выполняли роль прислуги, а за столами обычно ели стоя; - для пресечения детской мастурбации использовались жесткие приспособления (кольца с шипами, корсеты и т.п.) – лишь бы усыпить плоть и не дать проснуться чувствам… 4) Исторические стили отношений родителей к своим детям: 1 – стиль детоубийства (античность – до 4-го века н.э.), где дети – как обуза; 2 – оставляющий стиль (4-13 века), где признавалось, что у ребенка есть душа, но родители не хотели иметь с ним хлопот (оставление в монастыре, у кормилицы и т.п.) как легальный отказ от ребенка; 3 – амбивалентный стиль (13-17 века), большее сближение родителей с ребенком, но оставались опасения того, что ребенок – вместилище злых и порочных сил, т.е. ребенок остается объектом опасных проекции родителей; 4 – навязывающий стиль (18 век), когда негативные проекции родителей почти ослабли, а ребенка начинали воспитывать, но в морализаторской, подчиняющей форме; 5 – социализирующий стиль (19-середина 20 века), воспитание не столько в овладении волей ребенка, сколько в развитии его социальных навыков, способностей и т.п. 6 – помогающий стиль (с середины 20 века), главное допущение – ребенок может быть лучше, чем родитель (дети должны быть лучше нас), детям помогают, не наказывая, пытаются их понять и помочь (с учетом специфики на каждом этапе развития). Ллойд Демоз пишет о том, что последние стили по времени намного короче, чем предшествующие… 11.По Ф.Ариесу, открытие детства началось в Х111 веке… 12.Интересно, что для мальчиков и девочек в возрасте 2-4 года одежда была одинаковой… 13.Интересно, что для того, чтобы отличить мальчика от мужчины, мальчика долгое время одевали в костюм женщины и этот костюм просуществовал до начала нашего столетия (см. Обухова, 1996, с. 10). 14.Ф.Ариес выделяет три тенденции в эволюции детской одежды: - феминизация (костюм мальчиков во многом воспроизводит детали женской одежды); - архаизация (отставание от «взрослой» моды); - использование для детей высших сословий обычного взрослого костюма низших сословий (например, крестьянской одежды…). 15.В старину периоды жизни соотносились: 1) с четырьмя временами года (Пифагор); 2) с семью планетами; 3) с двенадцатью знаками Зодиака… 4) древнекитайская периодизация: 1 - молодость (до 20 лет); 2 – возраст вступления в брак (до 30 лет); 3 – возраст выполнения общественных обязанностей (до 40 лет); 4 – познание собственных заблуждений (до 50 лет); 5 – последний период творческо жизни (до 60 лет); 6 – желанный возраст (до 70 лет); 7 – старость (от 70 лет)… 16. Важно – учитывать социокультурный контекст выделения возрастов (особенности деятельности людей, традиции и т.п.). 17.Дифференциация возрастов – под влиянием изменения социальных институтов (по Ф.Ариесу): 1) раннее детство впервые появляется внутри семьи (первичная, «семейная» концепция детства: в основе – любовь и «балование»); 2 )школьное детство – в школе, в классе (концепция воспитания и обучения: в основе – понимание ребенка и подготовка его к переходу в следующий класс…); 3) подростковый и юношеский возраст – институт военной службы и обязательной воинской обязанности (в основе – воспитание стойкости и мужественности, а также – дисциплины…; юноша все больше предстает как привлекательный солдат); В.Ариес пишет: «Так, на смену эпохе, не знавшей юности, пришла эпоха, в которой юность стала наиболее ценным возрастом… Все хотя вступить в него пораньше и задержаться в нем подольше…»; 18. Проблема «потерянного поколения» – в результате мировых войн молодые люди, призванныев армию так и не познали многие радости молодости … 19.Ф.Ариес отмечает, что каждому периоду истории соответствует свой «привилегированный возраст»: 1) молодость – привилегированный возраст ХУ11 века; 2) детство – Х1Х века; 3) юность – ХХ век… 20. Детство возникает тогда, когда ребенка нельзя непосредственно включить в систему общественного воспроизводства – появляется игра, лишь имитирующая это производство; в итоге – включение в производственный труд по времени отодвигается (по Д.Б.Эльконину). 21.Проблема удлинения детства: - это происходит не путем надстраивания нового периода развития над имеющимся (как считал Ф.Ариес), а путем своеобразного «вклинивания» нового периода развития, приводящему к «сдвигу во времени вверх» периода овладения орудиями производства, (по Д.Б.Эльконину)…; - например, удлинение возрастных периодов (удлинение детства, молодости, увеличение продолжительности жизни; - есть интересное предположение, что могут появляться и новые периоды (сначала – подпериоды в рамках традиционно выделяемых периодов, которые затем приобретают самостоятельность) и др. 22. Критерии возраста (по Л.С.Выготскому, Д.Б.Эльконину): 1) социальная ситуация развития; 2) ведущая деятельность; 3) личностные новообразования; 4) кризис развития… Подробнее – в последующих вопросах. |