Раздел 1. Труд детей на начальных этапах антропогенеза. 1. Закономерность: - по мере развития человеческой цивилизации увеличивается время детских (подготовительных) периодов развития; - интересно, но это же относится и к развитым биологическим видам (например, к высшим животным – по Д.Б.Эльконину). 2.Общая логика развития разных видов труда в культурно-исторической перспективе: 1) Присваивающий труд (человек берет от природы блага): - собирательство; - охота; - рыболовство и т.п. - а как быть с набегами (где тоже «присвоение», захват чужих благ, но уже не у природы, а у других людей)? 2) Производящий труд: - предпосылка – в стихийных бедствиях, пожарах, затоплениях, заставляющих людей создавать условия для хранения и охраны своих благ (по В.А.Шпилерману); - также этому способствовало накопление благ (провоцировало их обмен, торговлю…); - случайное наблюдение за природой – породило земледелие и животноводство и т.п. - на этой основе – совершенствование орудий труда и развитие особых взаимоотношений в работающих (производящих) группах; - главное – человек все меньше зависит от природы и сам начинает создавать блага. 3) Творческий труд: - даже труд собирателей, охотников и рыболовов по своему характеру является творческим, т.к. побуждал «изобретать» новые, более эффективные средства деятельности; - на этой основе развивается впоследствии и наука, и техника… - развиваются также и духовное производство (как выход за границы чистой прагматики и обращение к самому человеку); - само развитие искусства также имеет определенную логику: от отражения простых трудовых действий – к отражению духовного мира самого человека-работника; - парадокс творческого труда: он возникает раньше труда исполнительского, рутинного (с самого начала человеку приходилось решать нестандартные задачи); - но в дальнейшем он еще больше совершенствался. 4) Исполнительский труд: - если человек сам ставит цели и задачи, определяет пути их достижения, то это творчество; - если человек просто реализует чьи-то замыслы – это исполнительский труд; - историческое разделение труда на умственный (творческий) и физический (исполнительский); - но и физический труд может иметь творческий компонент; - да и умственный труд нередко строится на шаблонах, предрассудках… 3.Закономерности соотношения разных видов труда: - творческий труд сначала является потребительским по своему мотиву (на основе триады: «человек-труд-сознание»); - потребительский труд остается вечной потребностью человека (также основан на триаде «человек-труд-сознание»); - творческий потребительский труд основан на новой триаде «личность-творчество-самосознание»; - если человек создает нечто, значимое для общества и человечества, то триада меняется: «общество-производство-общественное сознание»; - главное – что все это было на разных тапах развития человечества; - остается вопрос: воспроизводится ли эта логика применительно к развитию конкретного ребенка (в онтогенезе)? 4.Примеры детского труда у народов, находящихся на уровне первобытно-общинного уклада жизни: 1) Обычно дети включаются труд раннего возраста (от 4-5 до 10-12 лет); 2) Часто трудовая деятельность совмещается с детскими проявлениями – пример Николая Николаевича Миклухо-Маклая (о детях папуасов): - «Мне частенько приходилось видеть комичную сцену, как маленький мальчуган лет четырех пресерьезно разводил огонь, носил дрова, мыл посуду, помогал отцу чистить плоды, а потом вдруг вскакивал, бежал к матери, сидевшей на корточках за какой-нибудь работой, схватывал ее грудь и, несмотря на сопротивление, принимался сосать. Здесь повсюду распространен обычай кормить детей грудью очень долго»; - часто обработка плантаций у папуасов проходила три этапа: сначала мужчины. Затем – женщины, а потом – дети (они уже растирают землю руками); 3) Этнограф М.С.Косвен рассказывает о детях Конго: - с трех-четырех лет они со сверстниками охотятся, ставят западни для птиц, управляют лодкой…; - с шести-восьми лет они живут самостоятельно, в своих хижинах, ведут более сложную охоту и т.п. - при этом скачок от первобытности к цивилизации оказывается для них «чрезвычайно легким» благодаря «ранней самостоятельности» и «адаптации» к новым, сложным условиям (когда они приходят в школу). 4) А.Н.Рейнсон-Правдин рассказывает о детях Обского Севера: - у каждого мальчика есть нож, которым он делает все: игрушки, использует в еде и т.п.; - «даже случайные порезы «лишь быстрее научат ребенка правильно обращаться с самым необходимым в жизни орудием»… 5.Важность труда в эволюции человечества: - раннее включение детей в труд взрослых происходило на протяжение 800 тысяч поколений (если считать с о стадии австралопитековых – около 10 млн. лет назад); - но этот труд всегда предполагал взаимодействие со взрослым; - на основании этого можно еще раз согласиться с предположением А.Маслоу о том, «не только дефицитарные потребности являются врожденными, но и метапотребности в самореализации»; - само появление этих метапотребностей в филогенезе органично связано с творческим характером развивающегося человека. |