Тема 34. ПОДРОСТКОВЫЙОЗРАСТ. ПРОБЛЕМА ВЗРОСТЕЛИНЯ В ПСИХОЛОГИИ. ПОДРОСТКОВЫЙ КРИЗИС 1.Влияние исторического времени на подростковый возраст: 1) Раньше у человека линии полового и социального созревания совпадали, а в современном мире – они разошлись: 1 - сначала – половое созревание; 2 - затем – социальное. 2) Это расхождение обусловило возникновение подросткового возраста. 3) Сейчас подростковый период имеет тенденцию к увеличению: по современным данным – от 11 до 20 лет (см. Обухова, 1996, с. 285). 4) Л.С.Выготский: у подростка структура возрастных потребностей и интересов определяется в основном социально-классовой принадлежностью подростка: - «Никогда влияние среды на развитие мышления не приобретает такого большого значения, как именно в переходном возрасте. Теперь по уровню развития интеллекта все сильнее и сильнее отличаются город и деревню, мальчик и девочка, дети различных социальных и классовых слоев». 2.Зависимость в представлениях о будущем у подростков от эпохи: 1) в середине 50-х гг. Лидия Ильинична Божович выявила, что перелом в этих представлений приходился на 8-9 классы; 2) в 60-е гг. Н.И.Крылова обнаружила это изменение в 16-17-летнем возрасте; 3) в 80-е. гг. Наталья Николаевна Толстых относит это к возрасту 13 лет… 4) Александр Наумович Тубельской пишет: «…Жизнь сегодняшних подростков трагична в буквальном смысле слова. У них уже сложилось ощущение своей ненужности в обществе… Зачем, ради чего; как жить дальше – на эти вопросы нет ответов ни у старших, ни у самих 16-17 летних». 3.Классические исследования кризиса подросткового возраста: 1)Интересно: - черты отрочества и юности у детей из пролетарской среды «скомканы и бедны»… - в детей привилегированных слоев общества они боле четко и ярко представлены… - поэтому многие концепции начала века строились с опорой на «подростка в идеале». 2) Ст.Холл - на основе теории рекапитуляции: - подростковая стадия развития личности соответствует эпохе романтизма в истории человечества; - это период «бури и натиска»; - это преодоление кризиса самосознания, преодолев который подросток приобретает «чувство индивидуальности». 3) Эдуард Шпрангер – культурно-психологическая концепция подросткового и юношеского возраста - это возраст «врастания в культуру»: 1 - Три типа развития отрочества: - бурное кризисное течение (в итоге возникает «новое Я»); - плавный, медленный, без глубоких кризисов; - подросток сам активно и сознательно формирует и воспитывает себя. 2 – Главные новообразования подросткового возраста: - открытие «Я»; - возникновение рефлексии; - осознание своей индивидуальности. 3 – Э.Шпрангер положил начало изучению ценностных ориентаций и мировоззрения подростка. 4 – Три ступени эротических переживаний: - вчувствование (учится воспринимать внутреннюю красоту); - восприятие другого как духовного образования; - понимающая симпатия («созвучие душ, основанное на эстетическом отношении и на совместном переживании глубоких ценностей»). 5 – Для подростка вера в идеал отождествляется с верой в любимого человека. 6– «Источником силы юношеского эроса во всех его формах является в большей мере внутренняя жизнь, чем реальное лицо, на которое он направлен» (по Э.Шпрангеру). 7– Для преодоления многих проблем нужны: - чистая любовь; - сила идеальных устремлений. 8 – Согласованность эротики и сексуальности «в одном большом переживании и связанном с ним акте оплодотворения» – это главный «симптом зрелости» (по Э.Шпрангеру). 4) Шарлотта Бюлер – поиск биологического смысла пубертатного периода: 1 - Период, до начала пубертатности – детство человека, а заключительная часть пубертатного периода - юность; 2 - Выделяется «психическая пубертатность», которая появляется еще до физического полового созревания; 3 - В основе психической пубертатности – потребность в дополнении (созревание должно вывести подростка из состояния «самоудовлетворенности» и побудить его к поиску и сближению с противоположным полом; 4 - Отличие психической пубертатности от телесной: с ростом культуры удлиняется период психической пубертатности – это причина многих подростковых трудностей. 5 – Фазы психической пубертатности: - отдельные симптомы уже в 11-12 лет (необузданность, драчливость…) – это прелюдия к периоду психической пубертатности; - негативна фаза (повышенная чувствительсность, легкая возбудимость, физическое и душевное недомагание – снижение работосапособности и склонность к асоциальному поведению); - позитивная фаза (открываются новые источники радости, появляется сознательно направленная на дополняющее «Я» любовь…). 6 – Нередко у юноши наступает первое разочарование… 7 – Его состояние омрачается мыслями о будущем, о профессии и т.п. 5) Г.Гецер – исследования перехода от негативной фазы пебертатного развития к позитивной: - главный признак завершения негативной фазы – повышение продуктивности; - в конце негативной фазы – мечтательность у девочек (примерно от 13 до 16 лет); - у мальчиков – это «тоска по поиску друга». 6) Вильям Штерн: подростковый возраст – время формирования личности: 1 - Для формирования личности важна ценность переживания; 2 - В.Штерн: «Скажи мне, что для тебя ценно, что ты переживаешь как наивысшую ценность твоей жизни, и я скажу тебе, кто ты» (вместо старого: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу тебе, кто ты»); 3 - В.Штерн выделяет шесть типов человеческой личности (в зависимости от переживания наивысшей ценности): - теоретический человек (ценность – объективное познание действительности); - эстетический человек (постижение единого случая, «исчерпание его без остатка со всеми индивидуальными особенностями»); - экономический тип (идея пользы, оптимального результата); - социальный тип (ценности – любовь и общение); - политический (стремление к власти и господству); - религиозный (стремление соотнести «всякое единичное явление с общим смыслом жизни и мира», т.е. это скорее философский тип). 4 – В.Штерн сравнивал юность у рабочих и у буржуа: - у рабочих практически нет настоящей юности (вынуждены заботиться о заработке); - поэтому рабочие часто ориентированы на политические и экономические ценностью… 5 – Юность – это «серьезная игра» (промежуточное состояние между детством и взрослой ответственностью). 6 – Примеры серьезной игры: - выбор профессии; - игры любовного характера (кокетство, мечтательное поклонение); - занятие спортом; - в молодежных движениях и организациях. 6) Э.Эриксон: подростковый возраст – самый важный и наиболее трудный: 1 – Развитие личности подростка зависит не только от его физического созревания, но и от атмосферы общества; 2 - Проблема внутреннего конфликта с отцом у М.Лютера: - суть конфликта: колебание между подчинением и бунтом; 3 - М.Лютер переносит этот конфликт на «отца небесного» без посредничества церкви – через новую постановку проблемы власти: светской и духовной, и личной моральной ответственностью; 4 – Главная проблема подростка – «поиск аристократии и идеологии»; 5 – Германия (нацистского периода) капитулировала перед юношеством, утратившим свою идентичность», т.е. так и не сумевшим разобраться, где подлинные аристократы (элита), а где – мнимые… А фашисты умели работать с молодежью… 6 – Но и в современном мире (нафоне глобальной «деидеологизации») в молодежной среде очень популярен экстремизм…: - это не только мусульманский экстремизм; - вновь популярны фашистские идеи (кстати, совсем недавно и вся РФ была свастикой изрисована…). 7) Ж.Пиаже: - в возрасте от 11-12 до 14-15 совершается последняя фундаментальная децентрация: ребенок освобождается от конкретной привязанности к восприятию объекта и начинает рассматривать мир с точки зрения того, как его можно изменить; - окончательно формируется личность, строится программа жизни; - только профессиональная работа способствует полному преодолению кризиса адаптации и указывает на переход к взрослому состоянию. 8) М.Кле: отрочество – период жизни, отмеченный ходом истории: 1 - Юношеское сознание стало в Европе общим явлением лишь после второй мировой войны, когда солдаты противопоставили себя прежним поколениям (Ф.Ариес считал, что «дата рождения» отрочества – период 1900-х годов); 2 – Зоны развития и основные задачи развития в подростковом возрасте: - пубертатное развитие (необходимость реконструкции телесного «образа Я» и постепенный переход к взрослой генитальной сексуальности); - когнитивное развитие (развитие способности к абстрактному мышлению и расширение временной перспективы); - преобразования социализации (освобождение от родительской опеки и постепенное вхождение в группу сверстников); - становление идентичности (осознание временной протяженности собственного «Я», осознание себя как отличного от интериоризированных родительских образов и осуществление системы выборов, которые обеспечивают целостность личности – выбор профессии, половой поляризации и идеологических установок). 3 – За последнее время «идея юношеского кризиса как характерного для нормального протекания отрочества не нашла ни эмпирического, ни критического подтверждения»: - идея подросткового кризиса – в психоанализе; - но часто психоаналитики «имеет дело с определенной выборкой, имеющих достаточно серьезные психологические проблемы», но эта выборка подростков «совершенно нерепрезентативна для средней популяции». 4. Трудовое воспитание и обучение в подростковом возрасте: 1) Понижается учебная мотивация: - на основе ощущения оторванности обучения от реальной жизни; 2) Лучший способ повысить ценность знаний – соединение обучения с трудовой подготовкой; 3) – Традиционные формы: - уроки труда (мои примеры…); - кружки, секции, студии, Дома творчества и др.; - «школы юных…» (мой пример работы врачом-травматологом в Ростове-на-Дону…) - общественно-полезный труд (советский опыт: негативный и позитивный); - детские трудовые лагеря; - волонтерство… 4) Реальное приобщения труду в сельской местности: - мои примеры армейской службы… 5) Главный тезис – сильная недооценка трудового потенциала и трудовой мотивации подростков. 6) Перспективные идеи: 1 - дать возможность получить начальное образование по 5-7 специальностям к моменту окончания школы: - главное сомнение – все это будет «мешать школьному обучению»; - контр-довод: если увязать возможность получения специальности с успеваемостью, то это еще и простимулирует школьное обучение; - выгоды: повышение конкурентоспособности на рынке труда, профилактика правонарушений, переориентацияс вузов на колледжи и трудовую деятельность… 2 – приобщение к научному творчеству: - много примеров, когда школьник серьезно увлекается каким-то научным направлением; - случаи на конференциях, когда старшеклассники делают доклады не хуже ученых (пример – Славянск-на-Кубани); - мой пример (после армии – лаборант в НИИ нормальной физиологии имени П.К.Анохина..); - главное, чтобы это не мешало обучению по другим предметам… 7) Важна роль профориентации, особенно, ранней, цкнностно-смысловой… - которой в РФ почти и нет… 5. Новые тенденции в изучении отрочества (взгляды Л.С.Выгтского, Д.Б.Эльконина, Л.И.Божович): 1) Л.С.Выготский: подростковые интересы – «ключ ко всей проблеме психологического развития подростка»: 1 - «Если в начале фаза развития интересов стоит под знаком романтических стремлений, то конец фазы знаменуется реалистическим и практическим выбором одного наиболее устойчивого интереса, большей частью непосредственно связанного с основной жизненной линией, избираемой подростком». 2 - Основные интересы - «доминанты» - подростка (по Л.С.Выготскому): - эгоцентрическая доминанта (интерес к собственной личности); - доминанта дали (установка на глобальные проблемы, которые для него важнее, чем ближние, текущие проблемы); - доминанта усилия (стремление к сопротивлению, преодолению и нередко проявляется в упрямстве и т.п.); - доминанта романтики (стремление к неизвестному, к героизму). 3 - Главное в развитии мышления – овладение процессом образования понятий: «Понимание действительности, понимание других и себя – вот что приносит с собой мышление в понятиях», - писал Л.С.Выготский. 4 - Под влиянием абстрактного мышления воображение уходит в сферу фантазии, которая «обращена у подростка в интимную сферу» и скрывается от других людей, это фантазия исключительно «для себя» (по Л.С.Выготскому). 5 - Развивается также рефлексия и на ее основе – самосознание. 2) Особенности развития подростка (по Д.Б.Эльконину): - вновь возникают трудности в общении со взрослыми и с учителями (главное для подростка происходит теперь вне школы); - детские подростковые компании (поиск друга. кто может понять); - начало ведения дневников (в них подросток находит «исключительно свободное убежище, где никто и ничто его не стесняет», где он свободно выражает свои мысли и переживания) 3) Подросток все больше обращается к самому себе. 4) Центральные новообразования подросткового возраста: - возникновение представления о себе как не о ребенке; - появляется «чувство взрослости»; - но у него еще нет ощущения подлинной, полноценной взрослости; - но есть огромная потребность, чтобы его считали взрослым… 5) Т.В.Драгунова выделяет виды взрослости: - подражание внешним признакам взрослости (курение, игра в карты… - это подражание самому простому, поверхностному, это подражание «низкой культуре досуга»); - равнение подростков-мальчиков на качества «настоящего мужчины» (сила, смелость, выносливость); - социальная зрелость (как следствие сотрудничества ребенка и взрослого); - интеллектуальная зрелость (стремление знать что-то по-настоящему, развитие самообразования). 6) Стремление быть взрослым вызывает сопротивление со стороны взрослых: - для ребенка нет «свободного места» в системе отношений со взрослыми; - и тогда ребенок ищет «своего места» в компании сверстников; - характерно господство детского сообщества над взрослым; - возникает новая ситуация развития– общение со сверстниками (основа – свои моральные нормы взаимоотношений); - ведущий тип деятельности – общение со сверстниками. 7) В общении со сверстникамиидет проигрывание всех мыслимых и немыслимых сторон будущей жизни: - это важное условие для развития «внутренней жизни подростка»; - это единственная деятельность, где будущая жизнь может быть мысленно «продействована». 8) Основное новообразование – социальное сознание, перенесенное внутрь – это и есть самосознание (по Л.С.Выготскому): - сознание – это совместное знание; - самосознание – это общественное знание, перенесенное во внутренний план мышления. 9) Л.И.Божович: - расхождение между возросшими потребностями и обстоятельствами жизни – характерно для каждого возрастного кризиса (как считал и Д.Б.Эльконин); - Но: «какой бы субъективно (а иногда и объективно) ни была жизнь подростка, он все равно всем своим существом направлен в будущее, хотя это будущее представляется ему очень туманно». - коренным образом меняются мотив подростка: на первый план выступают мотивы, связанные с формированием мировоззрения и с планами будущей жизни; - именно в мотивационной сфере находится главное новообразование подросткового возраста (по Л.И.Божович). 10) С мотивами связано и нравственное развитие подростка: 1 - «Усвоение ребенком нравственного образца происходит тогда, когда он совершает реальные нравственные поступки в значимых для него ситуациях»; - но усвоение этих образцов – не всегда проходит гладко: он больше поглощен частным содержанием своих действий; 2 - «В результате он приучается вести себя соответственно данному образцу, но не может осознавать его обобщенный нравственный смысл»; - нравственные убеждения оформляются только в переходном возрасте – на основе более широкого и обобщенного жизненного опыта (хотя основа была и раньше); - одновременно с развитием убеждений формируется нравственное мировоззрение (как система убеждений) – это приводит к качественному изменению всей мотивационной системы подростка; - происходит переиерархизация мотивов, где главное место начинают занимать нравственные мотивы; - в результате – стабилизируются качества личности, определяется ее направленность и целостность; - это позволяет подростку в каждой новой ситуации занять свойственную ему нравсвтнную позицию (а не метаться как ранее). 11) Самоопределение в подростковом возрасте (по Л.И.Божович): - самоопределение (проблема своего будущего развития и нахождение места в обществе) – еще одно важнейшее новообразование подросткового возраста; - самоопределение отличается от простого прогнозирования своей жизни, от мечтаний и т.п., т.к. основывается на устойчиво сложившихся интересах и учете своих возможностей; - самоопределение у подростка связано, прежде всего, с выбором профессии; - но подлинное самоопределение – не заканчивается в это время, оно «как системное образование, связанное с формированием внутренней позиции взрослого человека, возникает значительно позже и является завершающим последний этап онтогенетического развития личности ребенка» (по Л.И.Божович). 12) В.А.Татенко – о самоопределении в подростковом возрасте (1996, с. 277): - нормальное самоопределение (как у взрослого) предполагает ясную цель и соответствующие средства ее достижения; - у подростка «ничего подобного нет» и «оно ему как раз не нужно»; - главное для подростка – «научиться самоопределяться»; - для подростка важна «виртуальная интуиция субъектного ядра»; - самоопределение подростка – в ходе «обсуждений-проговариваний» (аналогично «гласности» в условиях демократии), но еще не исполнение этих намерений; - отсюда: главная психическая функция для подростка – речь, общение-проговаривание… |