Тема 23. КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ Л.С.ВЫГОТСКОГО 1.Смена научного мировоззрения: 1) Л.С.Выготский «строил свою теория развития сознательной личности ребенка «в обстановле всеобщей революции» и само его учение было «насквозь революционным», - пишет Л.Ф.Обухова (1996, с. 182). 2) Он предложил новый «экспериментально-генетический метод» исследования психических явлений. 3) Он подчеркивал, что проблема диалектико-материалистического мышления является центральной и основной для всех областей действительности и для всех областей научного знания. 4) Подчеркивается не только обусловленность сознания людей их общественным бытием, но и активная роль сознания в деятельности людей («сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его»). 5) Психология сознания – «это вершинная психология», которая противопоставлена «поверхностной» (теория поведения) и «глубинной» (психоанализ). 6) Л.С.Выготский первый ввел исторический принцип в область детской психологии (исторический принцип – это принцип развития. а не просто изучение «фактов»). 7) Л.С.Выготский считал, что превращение природного материала в историческую форму – это всегда процесс сложного изменения самого типа развития. а не просто органическое созревание. 8) До Л.С.Выготского: - многие описывали процесс развития как переход от биологического к социальному; - или от социального к индивидуальному (проблема социализации); - или же рассматривали проблему приспособления индивида к среде… 9) А Л.С Выготский первый предложил другую линию развития: - среда – это источник развития; - высшие психические функции возникают первоначально как форма коллективного поведения ребенка, как форма сотрудничества с другими людьми; - лишь затем эти функции становятся индивидуальными функциями самого ребенка (например, речь сначала – это средство общения, и лишь затем – это внутренняя речь. которая начинает выполнять функцию и функцию саморегуляции). 2.Общая логика развития речи ребенка: 1 - сначала ребенок понимает речь (внешний регулятор поведения); 2 - затем он осваивает слова и обращает их на взрослого (сам регулирует чужое поведение); 3 - наконец, ребенок обращает речь к себе (внутренний регулятор своего поведения - произвольность). 3. Влияние среды не абсолютное, оно определяется переживаниями ребенка (переживание – как узел, в котором завязаны многообразные влияния различных внешних и внутренних обстоятельств). 3. Основные законы психического развития (по Л.С.Выготскому): 1 - детское развитие имеет свой ритм, который не совпадает с ритмом реального времени (год младенчества не равен году в отрочестве); 2 - закон метаморфозы: развитие – есть цепь качественных изменений (ребенок – это не «маленький взрослый»: у ребенка – своя психика); 3 - закон неравномерности детского развития (каждая сторона в психике ребенка имеет свой оптимальный период развития; 4 - закон развития высших психических функций (сначала возникают как форма коллективного поведения, затем – становятся внутренними формами самого ребенка; 5 - отличительные черты высших психических функций: - опосредованность, - осознанность, - произвольность, - системность; - они формируются прижизненно. Потребности также не врожденны – они формируются (первая потребность – потребность в общении). 4. Движущая сила психического развития – обучение. 1) «Развитие – есть процесс формирования человека как личности, совершающийся путем возникновения на каждой ступени новых качеств, специфичных для человека, подготовленных всем предшествующим ходом развития, но не содержащихся в готовом виде на более ранних ступенях», - пишет Л.С.Выготский. 2) Обучение – есть внутренне необходимый и всеобщий момент в процессе развития у ребенка не природных, но исторических особенностей челоека. 3) Обучение не тождественно развитию. 4) Обучение создает «зону ближайшего развития» - расстояние между уровнем актуального развития ребенка и уровнем возможного развития, определяемым с помощью задач, решаемых под руководством взрослых. 5) «Зона ближайшего развития определяет функции, не созревшие еще, но находящиеся в процессе созревания; функции, которые можно назвать не плодами развития, а почками развития, цветами развития», - писал Л.С.Выготский. 6) Когда психический процесс формируется в совместной деятельности, он находится в зоне ближайшего развития; после формирования он становится формой актуального развития субъекта. 7) Л.С.Выготский писал: «Обучение только тогда хорошо, когда оно идет впереди развития». 8) Низший порог обучения – ориентация на уже пройденные циклы развития. а высший порог обучения – ориентация на зону ближайшего развития (между этими порогами и находится оптимальная зона обучения). 9) Л.С.Выготский: «Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития». 10) Зона ближайшего развития – симптом, критерий в диагностике умственного развития ребенка. 11) Нормативная возрастная диагностика – основана на определении обоих уровней развития(актуального и потенциального), а также – на основе определения зоны ближайшего развития (а симптоматическая возрастная диагностика опирается лишь на внешние признаки развития). 12) Ни одна функция не развивается изолированно: развитие каждой функции зависит от того, в какую структуру она входит и какое место в ней занимает… 13) «Один шаг в обучении может означать сто шагов в развитии» или «Обучаем на копейку, а развитие получаем на рубль», - писал Л.С.Выготский. 5.Некоторые сомнения по поводу Л.С.Выгосткого (по Л.Ф.Обуховой): 1) схема Л.С.Выготского слишком интеллектуалистична (мало внимания мотивационно-потребностной стороне и личностному развитию); 2) развитие сводится лишь к процессам речевого взаимодействия людей (идеализм концепции); 3) гипотеза Л.С.Выготского слабо подтверждалась фактами (построена лишь на гениальной интуиции автора). 6.Дальнейшее развитие идей Л.С.Выготского: 1) Первый шаг в конце 30-х гг. – психологами Харьковской школы (А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец, П.И.Зинченко, П.Я.Гальперин, Л.И.Божович и др.): - в основе развития лежит не общение языкового типа, а непосредственная практическая деятельность субъекта (исследования А.В.Запорожца общения у глухих детей); - идея о значении деятельности в развитии человека (А.Н.Леонтьев); - разведение понятий «обучение» и «деятельность» (в деятельности – связь самого субъекта с предметами окружающей действительности, т.к. невозможна «прямая пересадка» знания прямо в голову субъекта, минуя его собственную деятельность; - введение понятия «деятельность» переворачивает всю проблематику развития, обращая ее на субъекта (процесс формирования функциональной системы – это процесс, который производит сам субъект в своей деятельности); - никакое воздействие взрослого на процесс психического развития не может быть осуществлено без реальной деятельности (с предметом) самого субъекта (по Д.Б.Эльконину); - ведущая деятельность – как критерий периодизации психического развития, как показатель психологического возраста ребенка (по А.Н.Леонтьеву); - смена ведущих типов деятельности подготавливается длительно и связана с возникновением новых мотивов,которые формируются внутри ведущей деятельности на предшествующем этапе развития. 2) Дальнейшие исследования: - выявлена зависимость психических процессов от характера и строения внешней, предметной деятельности (А.В.Запорожец, Д.Б.Эльконин, А.Н.Леонтьев); - изучение процессов становления и смены мотивов, становление и утрата деятельностью личностного смысла (А.Н.Леонтьев, Л.И.Божович); - проблема предметного, операционального содержания деятельности (П.Я.Гальперин); - исследование ориентировочной основы деятельности (П.Я.Гальперин) и т.п. Тема 24. ПРОБЛЕМА ДВИЖУЩИХ СИЛ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ (взгляды Алексея Николаевича Леонтьева, Лидии Ильиничны Божович, Майи Ивановны Лисиной, Даниила Борисовича Эльконина и др.) 1.Филогенез форм отражения (по А.Н.Леонтьеву): 1) Основные шесть этапов развития психического: 1 - биологические процессы ассимиляции и диссимиляции, реакции – на уровне раздражимости – реагирование только на биологически актуальные раздражители: неспособность прогнозировать ситуацию (простейшие, допсихические формы жизни); 2 - возникновение чувствительности - реагирование на биологически нейтральные, но важные для организма раздражители: способность прогнозировать ситуацию (т.е. появляется психика); 3 - возникновение перцептивности (выделение отдельных свойств объекта); 4 - возникновение способности к восприятию (целостного образа) и интеллекта; 5 - возникновение сознания; 6 - возникновение мышления и речи. 2) Общая оценка теории: - филогенетическое развитие психического – через совершенствование форм отражения; - движущая сила развития – адаптация к среде; - развитие – от простого к сложному; - обсуждаются только качественные изменения. 2. Деятельностная теория онтогенеза (по А.Н.Леонтьеву): 1) В основе – теория деятельности. 2) Основные (ведущие) виды деятельности, последовательно развертывающиеся в онтогенезе: - игра (ранний и дошкольный возраст); - учение (школьный возраст); - труд (взрослые периоды). 3) Рассматриваются: внешняя и внутренняя (собственно психическая) деятельность. - внешняя деятельность предполагает иерархию: деятельность, действие, операция и движение. - внутренняя деятельность связана с:мотивами, целями, средствами и условиями. 4)Схема деятельности: - деятельность определяется мотивом; - действие – целью; - операция – средством; - движение – условиями. 5) Вводятся понятия: - интериоризация (перенос извне вовнутрь); - экстериоризация (перенос изнутри вовне). 6) Психика (по А.Н.Леонтьеву) – как интериоризированная деятельность, которая экстериоризируется как только возникают какие-то препятствия ее внутреннего протекания. 4. Теория развития личности (по Лидии Ильиничне Божович): 1) Два основных понятия: социальная ситуация развития и личностные новообразования; 2) В социальной ситуации развития выделяются: внутренние процессы развития и внешние условия, их обеспечивающие; 3) В личностных новообразованиях выделяются: центральное новообразование и потребности; 4) Периодизация: - Младенчество (ситуация – опосредуется взрослым, сам ребенок беспомощен; новообразование – аффективно заряженные представления); - Раннее детство (ситуация – требования со стороны взрослых; новообразвание – система «Я», появляется потребность в самоутверждении); потребность в новой жизненной позиции; новообразование – внутренняя позиция); - Младшее школьное детство (ситуация – взрослые предъявляют новые требования; новообразования - осознание своего «Я»); - Кризис подросткового возраста – две фазы: первая фаза (с 12 до 14 лет): эмансипация от взрослых; появляется целеполагание как центральное новообразование; вторая фаза (с 15 до 17 лет): рождение жизненной перспективы как важнейшее новообразование. 5. Модель развития общения (Майя Ивановна Лисина): 1) Общение рассматривается как коммуникативная деятельность. 2) Потребность в общении – самостоятельная, отличная от других потребность. 3) Главный мотив в такой деятельности – партнер по общению. 4) Мотивы – на три группы: 1 - познавательные; 2 - деловые; 3 - личностные. 5) Средства общения: эспрессивно-мимические движения, предметные действия и речевые операции. 6) Каждая форма общения характеризцется: временем, местом, содержанием общения, ведущими мотивами и средствами общения. 7) Периодизация развития общения: 1 - ситуационно-личностное общение ребенка со взрослым (первое полугодие жизни); 2 - ситуационно-деловое общение (6 мес. - 2 года); 3 - внеситуационно-познавательное общение (3-5 лет); 4 - внеситуационно-личностное общение (6-7 лет). 6. Периодизация развития психики (по Даниилу Борисовичу Эльконину): 1) Вопрос: какой смысл имеют предметные действия ребенка, для чего они служат? 2) Его (Д.Б.Эльконина) гипотеза: в процессе развития ребенка сначала должно происходить освоение мотивационной стороны деятельности (иначе предметные действия не имеют смысла), а затем – операционально-технической стороны; в развитии можно наблюдать чередование этих видов деятельности. 3) В концепции Д.Б.Эльконина преодолевается серьезный недостаток зарубежной психологии – идея расщепления двух миров (мир предметов и мир людей, отношений). - На самом деле, человеческое действие двулико: оно содержит в себе собственно человеческий смысл и операциональную сторону (в человеческом мире не существует отдельного мира физических предметов, там безраздельно господствует мир общественных предметов…). - Отсюда способности человека – это уровень овладения общественными способами употребления общественных предметов (т.о. всякий предмет – содержит в себе общественный предмет). 6) Д.Б.Эльконин предлагает по-иному посмотреть на взаимоотношения ребенка и взрослого: - правильнее говорить «ребенок в обществе», чем «ребенок и общество»…; - система «ребенок – предмет, вещь» по сути есть система «ребенок – общественный предмет»; - система «ребенок – взрослый» превращается в систему «ребенок – общественный взрослый» (взрослый для ребенка – это носитель определенных видов общественной деятельности). 7) Закон чередования, периодичности разных типов деятельности: - ориентация в системе отношений заменяется на ориентацию в способах употребления предметов, и далее – новая смена ориентаций; - каждый раз между этими ориентациями происходят противоречия; - эти противоречия и становятся причиной развития. 8) Кризисы и этапы развития (по Д.Б.Эльконину): 1 – в основе – несовпадение развития мотивационно-потребностной (М-П) и операционально-технической (О-Т) сфер деятельности (максимальное несовпадение – кризис); 2 – Кризисы 3 и 11 лет – это кризисы отношений (разрешение кризиса – через освоение новых социальных отношений); 3 – Кризисы 1 года, 7 лет и подростковый кризис 11-13 лет – это кризисы мировоззренческие (разрешение – через освоение нового мира вещей); 9) Логика доминирования и смены разных сфер деятельности на разных этапах развития: 1 - младенчество (развивается М-Т сфера, эмоциональное общение со взрослым); - кризис 1 года (явное доминирование М-П сферы); 2 - ранний возраст, кризис 1 года (развивается О-Т сфера, т.е. ребенок начал ходить, осваивает манипулятивно-предметную деятельность, т.е. многое может, но сам не знает, куда приложить свои новые возможности); - кризис 3 лет (доминирует О-Т сфера); 3 - дощкольный возраст (развитие М-П. сферы, освоение норм правильного поведения, возникновение иерархии ценностей, появление феномена «Я сам!», «первое рождение личности» - по А.Н.Леонтьеву и т.п.); - кризис 7 лет (доминирует М-П сфера, при неготовности к школьному обучению); 4 - младший школьный возраст (развивается О-Т сфера, освоение навыков учебной деятельности); - подростковый кризис 11-13 лет (доминирование О-Т сферы, когда подросток не знает, куда применить свои знания и начальный жизненный опыт); 5 - подростковый возраст (развитие М-П сферы, интимно-личностное общение, чувство одиночества, попытка осознать свои ценности, «второе рождение личности» - по А.Н.Леонтьеву и др.); - кризис самоопределения (доминирование М-П сферы); 6 – ранняя юность (развитие О-Т сферы, освоение навыков обучения в вузе); - последующий, студенческий кризис (явное доминирование О-Т сферы, при утрате смыслов обучения, переоценке ценностей на фоне различных «разочарований» и т.п.). 10) Можно предположить, что такие кризисы – продукт определенного воспитания и воздействия социо-культурной среды. 11) Но сама логика смены операционально-технической и мотивационно-потребностной сфер представляется интересной. |