Тема 14. ПООЩРЕНИЕ И НАКАЗЕНИЕ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ НОВОГО ПОВЕДЕНИЯ (по Б.Скиннеру, Дж.Аронфриду) 1. Б.Скиннер: «Дайте мне положительно выраженное обуславливание… и я выдам вам нужного человека!»… 2. Главное понятие – подкрепление, т.е. увеличение или уменьшение вероятности того, что соответствующий акт поведения повторится снова. 3.Подкрепление и награда – не одно и то же: подкрепление усиливает поведение, а награда не обязательно… 4.Первичное и условное подкрепление: - первичные формы подкрепления – пища, вода, холод… - условное подкрепление – это первоначально нейтральный стимул, который становится значимым благодаря сочетанию с первичными формами подкрепления. 5.Отрицательное подкрепление и наказание – не одно и то же: отрицательное подкрепление усиливает поведение, а наказание обычно подавляет его… 6.Скиннер выступает против наказаний: - наказание может дать быстрый, но непродолжительный эффект; - поэтому наказание быстро входит в привычку; - лучше использовать положительное подкрепление: оно не имеет мгновенного эффекта, но имеет более длительное влияние на развитие ребенка… 7. Правда, все это легко на словах, чем на деле… 8.Дж.Аронфрид ставит под сомнение рассуждения Скиннера о том, что социализация может обойтись без наказания: 1) Эксперимент Аронфрида: - дети должны были выбрать непривлекательные игрушки, иначе они наказывались; - главное, как осуществлялось наказание: в одном случае – наказание еще до выбора, в другом – после выбора; - в результате – в первом случае дети выбирали непривлекательные игрушки после меньшего числа наказаний, чем во втором случае; - т.о., подавляющее воздействие наказания усиливалось, если во времени оно наступало ближе к началу наказуемого действия. 2) Главное – как у ребенка формируется внутренний контроль за порицаемым поведением? 3) Дж.Аронфрид предполагает, что этот контроль возникает в результате установления условнорефлекторной связи между аффективным состоянием (тревожностью) и внутренними коррелятами (когнитивными представлениями) действий ребенка. 4) Если ребенка наказывают перед началом действия, то это порождает тревогу и неуверенность…, а если наказание – в начальном пункте совершения действия – тревоги возникает меньше. 5) Таким образом, сами формы наказания неравноценны. Тема 15. РОЛЬ ПОДРАЖАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ НОВОГО ПОВЕДЕНИЯ (взгляды Альберта Бандуры) 1. Воспринял идеи диадического принципа научения - в итоге получается: научение через подражание другому человеку (в диадическом взаимодействии). 2.А.Бандура и Р.Уолтерс показали, что процедура визуального научения (т.е. тренировка без подкрепления) особенно эффективна при усвоении нового социального опыта. 3.А.Бандуру много критиковали: только лишь наблюдая за ездой на велосипеде, трудно научиться самому – нужна практика… 4.А.Бандура включает в свою схему «стимул-реакция» четыре промежуточных процесса (для объяснения того, как подражание приводит к формированию поведенческого акта): - внимание ребенка к действию модели (которой он подражает); - память, сохранение информации о воздействиях модели; - двигательные навыки, позволяющие воспроизвести то, что наблюдается; - мотивация, определяющая желание ребенка воспроизвести модель. 5.А.Бандура признает роль когнитивных процессов в становлении поведения: в результате наблюдения за моделью у ребенка строятся«внутренние модели внешнего мира»… 6.Но когнитивная регуляция поведения подчинена контролю стимула и подкрепления – основным переменным бихевиористской теории научения. 7.Благодаря введению «когнитивных переменных» стало возможным объяснение многих феноменов (по мнению американских авторов): - замещение вербальной инструкцией зрительно воспринимаемой демонстрации; - невозможность формирования большинства навыков посредством имитации; - меньшие возможности имитации у младенцевпо сравнению с дошкольниками и т.п. 8.Но многие вопросы не решены: - почему попугай имитирует человеческую речь, а более интеллектаульно развитая собака – не имитирует? - означает ли появление имитации у новорожденных, что они более развиты интеллектуально, чем думали ранее? И т.п. |