Тема 29. МЛАДЕНЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ. КРИЗИС ОДНОГО ГОДА 1.Это социальная ситуация связанности ребенка со взрослым (ситуация «МЫ» – по Л.С.Выготскому). - Ребенок похож на «взрослого паралитика, который говорит: «Мы поели», «Мы погуляли»… (по Л.С.Выготскому), т.е. ситуация комфорта и центральное условие этого комфорта – взрослый человек. 2. Ситуация единства взрослого и ребенка содержитпротиворечие: ребенок максимально нуждается во взрослом и, в то же время, не имеет специфических средств воздействия на него… - Это противоречие решается на протяжении всего периода младенчества. - Новый тип деятельности – непосредственное эмоциональное общение ребенка с матерью. - Предмет этой деятельности – другой человек. 3. Очень скоро голосовые реакции ребенка приобретают характер эмоционального призыва(хныканье превращается в поведенческий акт, направленный на взрослого). - В условиях госпитализации страдает предречевое и речевое, а также эмоциональное развитие младенца («госпитализм»). - «Дело не в биологической привязанности ребенка к матери, не в удовлетворении сексуальных влечений, не в механическом предъявлении стимулов и в отборе реакций, а в организации общения, в формировании специфически человеческих потребностей, в управлении ориентировочной деятельностью ребенка»… - «…все дело не в матери как в биологическом объекте, а во взрослом как конкретном носителе для ребенка всей человеческой культуры и способов ее освоения», - пишет Л.Ф.Обухова (1996, с. 208). 4. Движущей силой развития ребенка становится «не слабость ребенка перед окружающей средой, не стремление лишь приспособиться к ней, а, напротив, стремление познать действительность и овладеть ею» (по Л.И.Божович). 5. Ведущий тип деятельности младенца – эмоционально-непосредственное общение, предметом которого для ребенка становится взрослый человек. 6) М.И.Лисина говорит об «упреждающем влиянии взрослого»; признаки общения: - эмоциональный отклик на проявления другого; - попытка привлечь внимание; - стремление добиться от взрослого поощрения; - отношение к тому, что ребенок делает… 6. Младенчество состоит из двух подпериодов: 1) Первый подпериод– до 56 месяцев: - интенсивное развитие сенсорных систем (у человека развитие сенсорных систем опережает развитие двигательных систем – по Н.М.Шелованову); - в 4 месяца появляется реакция на новизну – это явная сенсорная реакция (это и способность удерживать взгляд на одном предмете); - возникают самоподкрепляемые круговые реакции, когда каждую минуту предмет меняет свои свойства; - развиваются голосовые реакции ребенка – для привлечения внимания взрослого; - появляются разные типы голосовых реакций: первые призывы, гудение, гуканье, лепет… 2) Второй подпериод младенчества– от 56 недель до 12 месяцев: - возникает акт хватания – первое организованное, направленное действие (акт хватания организуется в совместной деятельности со взрослым, но этого часто даже не замечают…); - чтобы возникло хватание, необходимо, чтобы рука превратилась в орган осязания, чтобы она «раскрылась»; - возникает предметное восприятие, возникает образ (как следствие практического, действенного контакта между изображением и предметом); - возникает «пространство», т.к. рука может теперь «ощупывать его» (до это восприятие предмета осуществлялось через рот, теперь рот ребенка чаще закрыт, когда он дотягивается до предмета…); - возникает противопоставление большого пальца – благодаря акту хватания (то, что отличает человека от обезьяны); 7. Само действие усложняется: - от 4 до 7 месяцев возникают результативные действия (простое перемещение предмета, его двигание); - в 7-10 месяцев формируются соотносимые действия – способность манипулировать с двумя объектами одновременно; - к концу младенчества (от 10-11 до14 месяцев) – формируются функциональные действия – способность нанизывания, вкладывания, воспроизведение ранее освоенных действий на других объектах… 8. Д.Б.Эльконин: человек уже давно придумал программированное обучение для детей первого года жизни – это игрушки: - в игрушках «запрограммированы» те действия, которые может с их помощью осуществить ребенок; - манипулирование ребенка с игрушками – это скрытая совместная деятельность. 9. Возникает способность к сидению (как следствие развития хватания, направленного к какому-либо предмету). 10. Общение становится общением по поводу предметов – ситуативноделовое общение (по М.И.Лисиной). 1) Изменение предмета общения требует новых средств и способов воздействия на взрослого – возникает указательный жест (он уже предметно отнесен и содержит в себе зародыш слова). 2) Вначале указательный жест – это неудавшееся хватательное движение, но во взаимодействии со взрослым указательный жест становится жестом для других: в ответ на неудавшееся хватательное движение возникает реакция не стороны предмета (к которому тянулись), а со стороны другого человека. 3) Изменяется сама функция движения: из движения, направленного на предмет, оно становится движением, направленным на другого человека, т.е. средством связи (хватание превращается в указание). 4) И лишь потом, указательный жест превращается для ребенка указанием для самого себя, т.е. средством для саморегуляции… 11. Это же подтверждается и в исследованиях Дж.Брунера: - младенец первоначально пользуется «требующим способом» коммуникации (крик и т.п., в которых даже отсутствую паузы, предполагающие ответ со стороны взрослого…); - далее появляется «просящий способ» (появляются паузы для ожидаемого ответа); - потом появляется «обменивающий способ» (стремление обратить внимание взрослого на объект); - наконец, появляется «взаимодействующий» способ (предполагается совместная активность и распределение ролей по поводу данного предмета). 12. Интересно, что жест обычно сопровождается вокализацией (вокализация отличается от гудения тем, что состоит не только из гласных, но из согласных – например: «КХХ» – так совершается первый шаг к слову). 13.Основные новообразования младенчества: 1) К 9 месяцам ребенок становится на ноги – значительно расширяется пространство: - впервые происходит раздробление единой социальной ситуации «МЫ»: теперь не мама ведет ребенка, а он ведет, ее куда хочет… - ходьба – первое из основных новообразований младенчества. 2) Появление первого слова: - особенность первых слов – носят характер указательных жестов; - ходьба и первые слова требуют появления речи; - речь младенца – носит переходный характер (это автономная, ситуативная, эмоционально окрашенная и понятная близким речь – «язык нянь»); 14. Таким образом, там, где было единство, стало двое: взрослый и ребенок (и между ними новое содержание – предметная деятельность). 15. Итог младенческого возраста: 1) С самого начала – 2 линии человеческого развития: - ориентация в смыслах человеческой деятельности; - ориентация в способах человеческой деятельности… 2) Основная задача воспитания младенца – максимально расширять и развивать широкую ориентацию ребенка в окружающей действительности… 16.Таким образом, сам кризис 1 года определяется рассогласованием все возрастающими возможностями и незнанием, как их использовать (по Д.Б.Эльконину) – за ребенком нужен «глаз да глаз»… |