Игра – ведущий тип деятельности дошкольника. 1)Игра – это деятельность, в которой сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваиваются основные смыслы человеческих отношений. 2)Игра – это образование не всеобщее, а культурно-историческое: - игра – дитя труда (возникла тогда, когда труд усложнился и невозможно стало знакомится с трудом взрослых непосредственно); - игра – возникла из искусства (правда, искусство само возникло на основе труда)… 3)Игровые действия – это действия, свободные от операционально-технической стороны, это действия со значениями… 4)В детской игре происходит перенос значений с одного предмета на другой (благодаря воображению). 5) Но даже в игре «все не может замещать все», т.к. существуют определенные правила, по которым другой предмет позволял бы воспроизвести определенные действия… 6) В игре нужен товарищ: смысл человеческих действий рождается из отношения человека к человеку. 7) Эволюция действия (по Д.Б.Эльконину): - ребенок ест ложкой; - кормит ложкой; - кормит ложкой куклу (т.е. модель другого); - кормит ложкой куклу, как мама… 8) На этом пути действие все больше схематизируется, все кормление превращается в уход, в отношение к другому человеку… 9) Линия развития игрового действия: от операционной схемы – к человеческому действию, имеющему смысл в другом человеке, от единичного действия – к его смыслу. 10) Правила – важный компонент игрового действия: - правила появляются не сразу; - ребенок начинает радоваться, что он действует «правильно» – это уже линия развития произвольности. 11) Игра сама в себе содержит свою гибель (по Д.Б.Эльконину): из нее рождается потребность в настоящей серьезной общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности, что становится важной предпосылкой перехода к учению. 12) В современном индустриальном обществе игра – не единственный тип деятельности детей. 13) Другие типы деятельности: изобразительная деятельность, элементарный труд, восприятие сказки, учение… 5. Изобразительная деятельность: 1) Ф.Гуденаф считает, что чем выше лучше рисунок, тем выше умственная одаренность… 2) А.М.Шуберт – не согласна с этим: чем лучше рисунок, тем характернее он, но не для ума, а для сферы эмоций… 3) Н.М.Рыбников считает, что изобразительная деятельность детей отличается от изобразительной деятельности взрослых: - деятельность взрослого направлена на результат; - для ребенка важнее сам процесс создания рисунка; - маленькие дети во время рисования много говорят, жестикулируют; - только к концу дошкольного возраста ребенок обращает внимание на результат… 4) К.Риччи считает, что развитие детского рисунка – через два этапа: 1 - стадия каракулей – логика развития рисунка: - ребенка больше интересует не рисунок, а сам карандаш; - затем – возникает возможность зрительного контроля за рисованием; - далее – интерпретация нарисованного; - таким образом, начинается переход от «мышления в движениях» к «образному мышлению»); 2 - стадия примитивной выразительности (3-5 лет): рисунки скорее «мимичны», а не «графичны»: - пример: рисунок прыгающей девочки. где прыгание изображено в виде зигзагообразной линии, далее – рисунки по наблюдению. 5) Н.П.Сакулина выделяет два типа рисовальщиков: - предпочитающих рисовать отдельные предметы (развивается способность к изображению); - склонные к развертыванию сюжета (рисунок – как игра). 6) А.В.Запорожец считает, что по мере овладения рисунком у ребенка создается внутренний идеальный план, который отсутствует в раннем детстве: - в дошкольном возрасте внутренний план деятельности еще не полностью внутренний; - он нуждается в материальных опорах; - рисунок – это одна из таких опор. 7) Л.С.Выготский считал, что ценность рисунка не в том, что он дает ребенку новые знания, а в том, что с его помощью создается «фон жизни… рисунок расширяет, углубляет и прочищает эмоциональную жизнь ребенка, впервые пробуждает и настраивает его на серьезный лад»… 8) Рисунок – это переход от символа к знаку (рисунок помогает слову стать знаком: рисунок – это своеобразная детская речь, как подготовительная стадия письменной речи (по Л.С.Выготскому). 9) Рисунок – как модель действительности (ребенок, играя красками, осваивает все новые и новые сторны действительности – по Д.Б.Эльконину). 10) Экспрессивная функция детского рисунка (излюбленный сюжет детских рисунков – человек как центр всей детской жизни: в рисунках воспроизводятся и переживаются человеческие отношения). 6.Роль сказки: 1) Дошкольный возраст – возраст сказок. 2) Сказки просты и понятны, но в сказке все доводится до высшей степени (герои небывалой храбрости и красоты и т.п.). 3) Восприятие сказки – это тоже деятельность (восприятие ребенка нуждается во внешних опорах – в сказке). 4) Сопереживание в сказке сходно с ролью, которую берет на себя ребенок в игре. 5) Бруно Беттельхейм – о влиянии сказки на развитие дошкольника: - сказка наиболее полно отвечает требованиям возраста; - сказка – это своеобразная психотерапия ребенка; - сказка аккумулирует опыт народа и приобщает ребенка к его культуре; - сказка способствует развитию воображения (в сказке много загадок); - сказка помогает ориентироваться в моральных проблемах (все герои имеют четкую моральную ориентацию); - сказка для ребенка более правдоподобна, чем реалистический рассказ или басня. 7. Элементарный труд в развитии дошкольника: 1 - Между ребенком и взрослым устанавливаются особые взаимоотношения взаимопомощи, координации действий и распределения обязанностей; 2 - Труд в этом возрасте должен восприниматься ребенком исключительно позитивно: - важна роль примеров родителей и других близких людей; - важно, чтобы ребенок чувствовал радость от того, то сделал что-полезное; - важно идти за интересом ребенка к труду и конкретным профессиям… 8. Учение в дошкольном возрасте: - обучение вплетено во все виды деятельности ребенка; - к концу дошкольного периода ребенок переходит от спонтанного к реактивному типу обучения по программе, предложенной взрослым (важно, чтобы ребенок хотел делать то, что хочет от него взрослый). 9. Основные тенденции в развитии психических процессов в дошкольном возрасте: 1) Отделение ориентировочной части действия от самого действия и обогащение ориентировочной части. 2) По мере развития речи выстраивается образ действия. 3) Александр Владимирович Запорожец выделил этапы образования навыка в дошкольном возрасте: 1 - метод проб и ошибок (ориентировка не развита); 2 - главной становится – двигательно-тактильная ориентировка (ощупывающая рука «учит глаз»); 3 - способы зрительного исследования ситуации (глаз предвосхищает и опережает исполнительские действия); 4 - ориентировка не только в пределах воспринимаемой ситуации, но и в представляемой ситуации (формируется прогнозирование и планирование своих действий). 4) Николай Николаевич Поддьяков показал, что по мере освоения действия они из исполнительных все более превращались в пробовательные (ориентировка вырастает из исполнительной части). 5) Восприятие у дошкольника – это средство ориентации, усваиваются сенсорные эталоны (цвет, формы, величины) – по Леониду Абрамовичу Венгеру. 6) Усваиваются эталоны фонем родного языка (эталоны – это «сетка, через которую мы смотрим на мир», - по Даниилу Борисовичу Эльконину). 7) Использование эталонов делает возможным переход от субъективной оценки воспринятого к объективной характеристике. |