Проблема периодизации пожилого и старческого возраста. 1) «На какой бы ступени иерархической лестницы не находился старик, высокой или низкой, - пишет В.Альперович, - его постоянно преследует мрачный грифон, вонзая когти в самую душу. Имя этому чудовищу – «Ненужность» (Альперович. 1997, с. 49-50). 2) Именно проблема «ненужности», «невостребованности», ее переживание и возможные варианты преодоления могут стать точкой отсчета для выделения основных возрастно-психологических характеристик пожилого и старческого возрастов. 3) Чувство «ненужности» или противоположное чувство – «нужности» высвечивают другое важное понятие – чувство собственного достоинства. 4) Именно в старческом возрасте человеческое достоинство проходит свою главную проверку, ведь в этом возрасте проверяется не просто поведение человека в какой-то конкретной ситуации, а проверяется вся жизнь, насколько она была удачной или неудачной, т.е. насколько она была достойной или недостойной. 5) В целом здесь возможны следующие принципиальные варианты самоопределения: - опираться на свои былые заслуги (требовать уважения за то, что было раньше); - постоянно подтверждать свою полезность обществу или семье конкретными настоящими делами; - просто смириться с существующим положением дел (либо когда старика вообще не уважают, не считают личностью, либо когда его «уважают» за вымышленные заслуги в прошлом и настоящем, а такое тоже возможно…). 6) Б.Ливехуд считает: - что если в зрелом возрасте (в «средней фазе жизни») человек сумел развить в себе интерес к искусству, науке, природе или социальной жизни, тот в старости (после 56-ти лет) он «сможет черпать все больше сил для жизни из этого духовного источника»; - но кто в средней фазе жизни гнался только за личным успехом и карьерой, или пассивно жил своей работой и жизненными обстоятельствами, тот «становится к середине пятидесятых трагической личностью, испытывающей грусть по старым добрым временам, чувствующей угрозу для себя во всем новом» (Ливехуд, 1994, с.48-49). 7) Эвальд Фридрихович Зеер связывает переход к пожилым и старческим периодам с угасанием профессионального развития человека и переживанием им следующих кризисов: - кризиса утраты профессиональной деятельности (55-60 лет); - кризиса социально-психологической адекватности (65-70 лет) (см. Зеер, 1997, с. 142-145). 8) В.М.Моргун и Н.Ю.Ткачева делят весь старческий возраст на следующие периоды: - пожилой возраст (55-75 лет); - старческий (75-90 лет); - долгожительство (свыше 90 лет). 9) На наш взгляд, можно выделить следующие периоды старческого возраста (периоды «после зрелости»): 1 - пожилой, предпенсионный возраст (примерно с 55 лет до выхода на пенсию, ожидание и подготовка к пенсии); 2 - период после выхода на пенсию (первые несколько лет на пенсии, освоение нового социального статуса); 3 - период собственно старости, период стабильной старости (через несколько лет после выхода на пенсию и до момента серьезного ухудшения здоровья); 4 -старость и долгожительство в условиях значительного ухудшения состояния здоровья; 5 -долгожительство при относительно хорошем здоровье, стабильное долгожительство (примерно после 75-80 лет и старше). 2. Психологические характеристики и особенности личностного самоопределения различных периодов старости. 1) Пожилой, предпенсионный возраст (примерно с 55 лет до выхода на пенсию) – это, прежде всего, подготовка к пенсии. А) Социальная ситуация развития: 1 - Ожидание пенсии: - для кого-то пенсия воспринимается как возможность «поскорее начать отдыхать»; - для кого-то – как прекращение активной трудовой жизни и неясность, что делать со своим опытом и еще немалой оставшейся энергией; 2 - Основные контакты еще носят больше производственный характер: - с одной стороны, коллеги могут ожидать, чтобы данный человек поскорее ушел с работы (а сам человек это чувствует); - с другой стороны, человека не хотят отпускать и он сам втайне надеется, что пенсия для него наступит позже, чем для многих его сверстников; 3 - Отношения с родственниками: - с одной стороны человек еще может в немалой степени обеспечивать свою семью, включая и внуков (и в этом смысле он «полезен» и «интересен»); - с другой стороны, предчувствие своей скорой «ненужности», когда он перестанет много зарабатывать и будет получать свою «жалкую пенсию»; 4 - Стремление воспитать, подготовить себе «достойную замену» на работе: - быть «наставником» (по Е.А.Климову). Б) Ведущая деятельность: 1 - Стремление «успеть» сделать то, что еще не успел (особенно, в профессиональном плане), а также стремление оставить о себе «добрую память» на работе; 2 - Стремление «наверстать упущенное» в личностно-интимном плане: - например, «догулять» то, что «не догулял» в молодости; - еще до выхода на пенсию психологически многие не воспринимают себя в качестве «стариков» и «старух», чем, вероятно, и объясняется некоторое повышение сексуальной активности в этот период; 3 - Стремление передать свой опыт ученикам и последователям; 4 - При появлении внуков люди предпенсионного возраста как бы «разрываются» между работой, где они хотят максимально реализовать себя и воспитанием своих внуков, которые для них не менее важны (это ведь тоже продолжение их рода). 5 - К концу предпенсионного периода (особенно, если вероятность ухода с данной работы очень высокая) наблюдается стремление выбрать себе занятие на пенсии, как-то спланировать свою дальнейшую жизнь: - вероятно, именно здесь человек предпенсионного возраста в наибольшей степени нуждается в моральной и организационной поддержке и добром совете. В) Личностные новообразования: 1 - Смена ценностных ориентаций: - на первый план все больше выходят экзистенциальные вопросы; - но при этом прагматическая ориентация остается еще достаточно выраженной; - нередко у людей данного возраста происходит как бы «внутренняя борьба» между размышлениями о неизбежном, вечном… и стремлением «материально» подтвердить добрую память о себе; 2 - Поиск смыслов в новой, предстоящей жизнедеятельности ( в жизни пенсионера): - раньше она воспринималась как бы не всерьез; - в большинстве случаев попытки найти такой смысл оказываются неудачными; - более того, нахождение такого смысла может помешать мобилизовать свои силы в последние годы работы; 3 - Для человека предпенсионного возраста время как бы раздвигается: - он неизбежно думает о ближайшем будущем (представляет себя в новой роли «пенсионера»); - он стремиться не терять времени в настоящем (максимально реализовать себя в качестве «пока еще ценного работника»); - а также – все больше задумывается о своем прошлом (что он сделал в своей жизни и в профессиональной деятельности «недостойного», что было «не так»…). 2) Период выхода на пенсию (первые годы после выхода на пенсию) – это прежде всего, освоение новой социальной роли, нового статуса. А) Социальная ситуация развития: 1 - Старые контакты (с коллегами по работе) в первое время еще сохраняются, но в дальнейшем становятся все менее выраженными; 2 - В основном контакты с близкими людьми и родственниками: - соответственно, со стороны родственников требуется особая тактичность и внимание к еще «неопытным» пенсионерам; 3 - Постепенно появляются друзья-пенсионеры или даже другие, более молодые люди: - в зависимости от того, чем будет заниматься пенсионер и с кем ему придется общаться; - например, пенсионеры-общественники сразу же находят для себя новые сферы деятельности и быстро обзаводятся новыми «деловыми» контактами; 4 - Обычно родные и близкие стремятся к тому, чтобы пенсионер, «у которого и так много времени» больше занимался воспитанием внуков, поэтому общение с детьми и внуками также является важнейшей характеристикой социальной ситуации пенсионеров. Б) Ведущая деятельность: 1 - Прежде всего, это «поиск себя» в новом качестве, это проба своих сил в самых разных видах деятельности: - в воспитании внуков, в домашнем хозяйстве, в хобби, в новых отношениях, в общественной деятельности и т.п.; - это самоопределение методом «проб и ошибок»; - фактически, у пенсионера времени много, и он может себе позволить это; - правда, все это происходит на фоне ощущения того, что «жизнь с каждым днем все уменьшается и уменьшается»…); 2 - Для части пенсионеров («счастливчиков») первое время на пенсии – это продолжение работы по своей основной профессии: - особенно, когда такой работник получает пенсию и основную зарплату вместе); - в этом случае у работающего пенсионера значительно повышается чувство собственной значимости; - он стал зарабатывать «еще больше, чем раньше» со всеми вытекающими отсюда последствиями как для него самого, так и для его родственников…; 3 - Все более усиливающееся стремление «поучать» или даже «стыдить» людей более молодого возраста, особенно подростков и юношей: - предположение: старики не только близки детям (часто потому, что в силу сложившихся традиций вынуждены воспитывать своих внуков), но весьма близки и молодежи (подросткам и юношам); - такая близость может быть объяснена «жаждой жизни» пенсионеров во всех ее проявлениях (но именно у молодежи такие проявления наиболее яркие); - однако, возможности стариков уже не те, что были ранее и они по-своему страдают от этого; - к сожалению, в современном обществе почти не развита особая «эстетика старости»; - старики как бы стыдятся этой жажды жизни, особенно в ходе демонстрации своего, скорее всего, показного пренебрежения к радостям жизни; - получается, что молодежь, еще не насытившаяся радостями жизни, реализует эти радости довольно демонстративно, а старики так же демонстративно убеждают себя и окружающих, что им эти радости уже, якобы, не интересны; - недаром еще Ф.Ларошфуко остроумно заметил: «Старики потому так любят давать хорошие советы, что уже не способны подавать дурные примеры»… 4 - Для части пенсионеров это может быть стремление спокойно осмыслить всю прожитую жизнь: - кто-то даже пытается в этот период начинать писать «мемуары», а кому-то непременно нужно поделиться своим опытом и переживаниями. В) Личностные новообразования: 1 - Осознание себя в новом качестве (главным образом, в качестве «бывшего специалиста»); 2 - В результате осмысления своей жизни может появиться, либо чувство целостности и гармоничности своей жизни, либо чувство «незавершенности», не гармоничности жизни (с соответствующими переживаниями); 3 - Все возрастающее чувство «нереализованности» своих лучших помыслов и «забытости» со стороны недавних коллег и друзей. 3)Период собственно старости - «стабильной» старости(через несколько лет после выхода на пенсию и до момента серьезного ухудшения здоровья), когда человек уже освоил новый для себя социальный статус: А) Социальная ситуация: 1 - Общение в основном с такими же старцами; 2 - Общение с членами своей семьи, которые: - либо эксплуатируют свободное время старика; - либо просто «опекают» его (в благополучных семьях с высокой внутренней культурой); - либо исподтишка упрекают его, что он «слишком долго живет» (в семьях с невысоким уровнем духовной культуры); 2 - Некоторые пенсионеры находят для себя новые контакты в общественной деятельности: - или даже в продолжающейся профессиональной деятельности; 3 - Для части пенсионеров меняется значение отношений с другими людьми: - например, некоторые авторы отмечают, что многие ранее близкие для старика люди постепенно «теряют свою прежнюю интимность и становятся более обобщенными» (см. Брюгман, 1995, с. 134); - вероятно, в последующие периоды старости эта тенденция еще больше усиливается. Б) Ведущая деятельность: 1 - Досуговое увлечение : - нередко пенсионеры меняют одно увлечение за другим, что несколько опровергает представление об их «регидности»; - они по-прежнему продолжают искать себя, искать смыслы в разных деятельностях…); - главная проблема такого поиска – «несоразмерность» всех этих деятельностей по сравнению с предыдущей («настоящей») работой… 2 - Если у пенсионера сложились устойчивые отношения с другими пенсионерами, то определенная общая деятельность может серьезно увлечь их: - и тогда они стараются отдавать себя этой новой деятельности без остатка; - особенно, если такая деятельность представляется старикам общественно значимой; - например, в наше время многие старики в условиях провалившихся «социально-экономических преобразований» нашли для себя смысл в оппозиционной политической деятельности. 3 - Возникла даже парадоксальная ситуация: - когда политическая активность таких пенсионеров вызывает недовольство и осуждение современной молодежи, примерно такое же недовольство, которое вызывала раньше сама молодежь у людей более старшего возраста…; - как ни вспомнить в этой связи мудрое высказывание Л.Н.Толстого: «Если старцы скажут тебе: «разрушай», а молодежь: «созидай», то лучше разрушай, а не созидай, ибо разрушение старцев – созидание, а созидание молодежи – разрушение» (Разум сердца, 1990, с. 481); 4 - Стремление всяческими путями подтвердить свое чувство собственного достоинства согласно принципу: - «пока я делаю хоть что-то полезное для окружающих, я существую и требую к себе уважения». 5 - Для части стариков в этот период (даже когда здоровье еще достаточно хорошее и нет никаких причин «прощаться с жизнью») ведущей деятельностью может стать подготовка к смерти: - этовыражается в приобщении к религии, к частому хождению на кладбище, в разговорах с близкими о «завещании» и т.п. 6 - Например, Ф.Арьес показал в своей работе: - что «существует определенная связь между отношением человека к смерти и его самосознанием, его индивидуальностью»; - а также - взаимосвязь такого ожидания с общекультурной традицией; 7 - При этом Ф.Арьес выделяет следующие варианты отношения к смерти: - «прирученная смерть», ориентированная на неизбежную «загробную жизнь»; - «смерть своя» ориентированная на «индивидуальное начало», реализуемое, главным образом, через «завещание»; - «смерть далекая и близкая», когда на первый план выходит то, что при других вариантах обычно скрывалось, а теперь «завораживает, вызывая болезненное любопытство, извращенную игру воображения: эротизм смерти», т.е. пышные похоронные ритуалы, катафалки, фигурки, олицетворяющие умершего и т.п.; по мнению Ф.Арьеса, именно такой вариант смерти стал вызывать особый страх смерти – «страх быть похороненным заживо»; - «смерть твоя», когда страх умереть самому все больше сменяется страхом разлуки с «другими», с теми, кого любим; - «смерть перевернутая», когда общество начинает стыдиться смерти и от самой смерти человека требуется большего совершенства, чем от его жизни, например, когда все делают вид, что безнадежно больной каким-то чудом поправится и даже ему самому не дают возможность по-человечески попрощаться с близкими, «когда отношения вокруг умирающего определяются соучастием в любящей лжи» (Арьес, 1992, с. 495-508). В) Личностные новообразования: 1 - Либо это укрепляющееся чувство собственного достоинства: - когда старый человек вопреки всем обстоятельствам находит для себя важный смысл своей жизни; - либо это чувство отчаяния, когда такой смысл не находится и старый человек растрачивает свои силы по мелочам, буквально «угасая на глазах». 2 - Можно предположить, что причина быстрого старения многих людей не столько в биологическом и физиологическом «износе» организма и даже не в трудных условиях предшествующей жизни, сколько в чувстве своей «невостребованности», «ненужности»: - а может еще больше – в неспособности заставить себя уважать и с собой считаться). 3 - Если вновь обратиться к идее «особой эстетики старости», то основой такой эстетики как раз и должно быть специально культивируемое чувство собственного достоинства, востребованности опыта стариков для общества, а не просто «квалифицированный уход» за ними… 4 - Вновь появившийся интерес к жизни: - известно, что многим старикам очень интересно сравнивать «свое» время и «новое» время, в котором они даже не столь активно участвуют; - как это ни покажется парадоксальным, но до недавнего времени, даже несмотря на все издержки нынешних «реформ» в России, для многих стариков жить стало намного интереснее, о чем они неоднократно заявляют. 5 - Не этим ли объясняется некоторая «терпимость» стариков к явному невниманию к себе со стороны государства. 6 - Почти свернутые социальные программы были фактически «компенсированы» пестротой политической жизни, вдруг появившимися «мыльными операми»: - где старики идентифицировали себя с удачливыми, почти сказочными героями) и т.п. 7 - Недаром в моменты обострения социально-политического противостояния и критики предвзятости средств массовой информации – СМИ, например, в периоды знаменитых «походов на Останкино»: - власть (через подконтрольные ей СМИ) грозилась «перестать показывать телесериалы», чтобы «рассерженные бабушки вразумили непутевых революционеров»… 4) Долгожительство в условиях резкого ухудшения состояния здоровья (существенно отличается от старости без особых проблем со здоровьем). А) Социальная ситуация: 1 - В основном общение только с родными и близкими, а также с врачами и соседями по палате: - если старец находится на стационарном лечении; 2 - Также это соседи по палате в домах престарелых: - в основном старцев передают в такие дома, когда за ними нужен особый уход); - к сожалению, во многих домах такой уход фактически хуже, чем в домашних условиях. 3 - Например, даже в такой благополучной стране как Франция: - 8% здоровых стариков умирают в первую неделю поступления в дома для престарелых, 29% - в первый месяц, 45% - в первые полгода; - государственные дома для престарелых «отличаются плохими санитарными условиями, большой скученностью, жестким режимом, плохо организованным досугом, неквалифицированным медицинским обслуживанием; - многие старики просто спиваются» (см. Альперович, 1997, с. 340). Б) Ведущая деятельность: 1 - Лечение, стремление хоть как-то бороться с болезнями; 2 - Стремление осмыслить свою жизнь: - очень часто это стремление приукрасить свою жизнь, человек как бы «цепляется» за все лучшее, что было (и чего не было) в его жизни; - в этом состоянии, когда трудно проявить свои силы и свою активность старики общаются с себе подобными (или с врачами). 3 - Со стороны психологов, врачей, специалистов-геронтологов главная помощь – это человеческое участие, выражающееся в умении выслушивать рассказы человека о своей жизни: - ведь далеко не каждому суждено написать «мемуары, а может, и покаяться в чем-то недостойном…; - раньше такие исповеди неплохо умели выслушивать священники. В) Личностные новообразования: 1 - Человек все больше и больше понимает ограниченность своей жизни, а также свою сопричастность к миру, к природе, к культуре, к обществу, к человечеству: - для многих все это выражается в сопричастности к Богу. 2 - Человек понимает бренность своей жизни и хочет все в большей степени чувствовать себя частью окружающего мира, космоса, природы, которые вечны. 3 - Таким образом, человек, понимая конечность своего существования, хочет хоть в чем-то приобщиться к бесконечному: - недаром, именно в старости многие выдающиеся ученые обращаются к Богу, как бы «открывают» для себя Бога… 5) Долгожительство при относительно хорошем здоровье (примерно после 75-80 лет и старше): А) Социальная ситуация: 1 - Близкие и родные люди, которые начинают даже гордиться, что в их семье живет настоящий долгожитель: - в какой-то мере эта гордость эгоистична; - родные считают, что в их роду хорошая наследственность и что они также долго проживут; - в этом смысле долгожитель – символ будущей долгой жизни для других членов семьи; 2 - У здорового долгожителя могут появиться новые друзья и знакомые: - более того, иногда долгожители, уверовав в то, что «годы им не страшны», начинают флиртовать с некоторыми старушками (и даже с дамами зрелого возраста) и иногда женятся на них; 3 - Поскольку долгожитель – явление редкое, то пообщаться с таким старцем стремятся самые разные люди: - включая представителей средств массовой информации, поэтому круг знакомых у долгожителя может даже несколько расшириться. Б) Ведущая деятельность: 1 - Она во многом зависит от наклонностей данного человека, но в любом случае, это достаточно активная жизнь: - иногда даже с излишествами, характерными для здорового зрелого человека, например, выпивки по праздникам, курение и т.п. – слишком много примеров; 2 - Вероятно, для сохранения здоровья важны не только предписания врача (естественно важны!), но и само чувство своего здоровья (или «чувство жизни»)… 3 - Воспитание детей и внуков (правнуков) для долгожителей не становится столь актуальным, как для стариков предпенсионного и пенсионного возраста: - т.к. к этому времени его дети сами становятся пожилыми и старыми людьми и уже самостоятельно хотят воспитывать своих внуков. В) Личностные новообразования: 1 - В каком-то смысле это люди сумевшие «победить старость», поэтому для многих из них характерны чувство собственного достоинства, интерес к жизни (а иногда и «жажда жизни»), а также определенная внутренняя гармоничность и даже мудрость: - можно предположить, что важнейшим условием их долголетия как раз и является мудрость, уравновешенный, философский взгляд на все явления жизни; 2 - Некоторые авторы считают: - что основу мудрости в старости составляет «высокий уровень эпистемического познания»; - что «аффективная и поведенческая характеристика мудрости определяются ее познавательным компонентом; - высокий уровень эпистемического познания определяет эмоциональную адекватность и сдержанность в поведении» (Брюгман, 1995, с. 134-135). Варианты самоопределения в старческом возрасте. 1) С одной стороны, старик обращен в свое прошлое, но одновременно думает и о будущем: - в этом смысле старики – это связующие элементы культуры, они как бы пытаются соединить в себе разные эпохи, разные традиции (т.е. фактически разные культурно-исторические системы). 2) С другой стороны, старики, так же как и дети, живут реальной жизнью в своем времени: - совершенно правы самые разные авторы, которые указывают, что старость – это не только пора «увядания», но и специфический возраст, со своими «плюсами» и «минусами»; - и еще неизвестно, чего в старости больше…. 3) К сожалению, современная культура больше ориентирована на периоды детства, молодости и зрелости. 4) Если попытаться обозначитьтипологию, варианты самоопределения в старческом возрасте,то возможны следующие варианты: А. По отношению к своему прошлому: 1 - Принятие, одобрение, своей прошлой жизни, гордость за свою прошлую жизнь; 2 - Не принятие своей жизни, сожаление от того, что «жизнь не удалась» - возможны разные подварианты отношения к неудачной жизни: - пассивный вариант (смирение с неудачей); - активный вариант (стремление хоть в оставшиеся годы сделать что-то достойное). 3 - Принятие своей жизни, но стремление прожить еще одну, новую жизнь. Б. По отношению к своей настоящей жизни (жизни в роли «старика»): 1 - Принятие норм поведения, характерных для стариков в данном обществе; 2 - Частичное принятие существующих норм поведения при одновременном построении своей жизни по-своему: - вопреки или в дополнение к существующим нормам; - например, вопреки существующим традициям и предрассудкам, жениться на молодой женщине или увлечься какой-либо новомодной музыкой, что характерно для молодежи и т.п.; 3 - Существенный отход от существующих для стариков норм жизнедеятельности (особенно, если позволяет здоровье, общий уровень культуры и сопричастность общественным проблемам). В. По отношению к предполагаемому будущему: 1 - Подготовка к смерти (см., например, разные варианты подготовки к смерти – по Ф.Арьесу, 1992); 2 - Планирование дальнейшей жизни, насыщенной реальными событиями (старик даже не желает думать о смерти); 3 - Стремление успеть воплотить себя в других людях: - через воспитательную и педагогическую работу; - через создание произведений искусства, через научные труды и «мемуары»…; - или просто в рассказах о своей жизни. Г. По отношению к памяти о себе уже после смерти: 1 - Вера в бессмертие души, где душа понимается как нечто бестелесное и идеальное – возможны разные варианты: - на основании существующих религиозных представлений; - на основании собственных мировоззренческих построений и представлений о бессмертии (предполагается определенное воображение и смелость, проявляющаяся как в самом факте своего собственного представления, так и в факте рассказа о своих представлениях другим людям; встречается такая смелая позиция достаточно редко); 2 - Вера в бессмертие своих «дел», своих «помыслов» и «идей» (близко к идеальному пониманию бессмертия, но без религиозного оттенка); 3 - Бессмертие понимается исключительно как «материальное» воплощение себя в этом (настоящем) мире – возможны варианты: - через произведения искусства и науки; - участие в «стройках века» и ярких научно-производственных «проектах» и т.п.); - через построенные собственными руками объекты (дома, дачи и т.п.); - через приобретенные дорогие вещи, оставленные родным и близким; - через «завещание» (чтобы «помнили» и «благодарили»); - через пышные похороны и «величественное» надгробие…; - и даже через сомнительные дела (участие в громких скандалах, в преступной деятельности, в демонстративном беспутстве и т.п.), главное – чтобы хоть немного вспоминали, чтобы «не кануть в лету»… |