Тема 25. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВОЗРАСТА. ПОНЯТИЕ «КРИЗИС ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ» (взгляды Л.С.Выготского, Д.Б.Эльконина) 1.Критерии психологического возраста (по Д.Б.Эльконину – в развитие идей Л.С.Выготского): 1) Социальная ситуация развития – система отношений, в которую ребенок вступает в обществе, это то, как он ориентируется в системе общественных отношений, в какие области общественной жизни он входит. 2) Ведущий (основной) тип деятельности для данного периода развития: - важно рассматривать не только вид деятельности, но и ее структуру; - важно анализировать, почему именно этот тип деятельности стал ведущим. 3) Основные новообразования развития: важно показать, как новые достижения в развитии перерастают социальную ситуацию развития и ведут к ее «взрыву» изнутри – к кризису. 4) Кризис – как противоречие между мотивационно-потребностной и операционально-технической линиями развития (по Д.Б.Эльконину): -еще древние мудрецы обозначили главное противоречие - между «хочу» и «могу»; - известный тост: «давайте… за то, чтобы наши желания соответствовали нашим возможностям!» - у других авторов (Э.Эриксон): противоречие между «хочу» и «надо»… 2. Понятие «кризис психического развития»: 1) Э.Эриксон: кризис как переход от одной личностной целостности к другой «не означает катастрофу или мучительный конфликт противоположных тенденций»…наоборот, он имеет смысл «поворотных пунктов, моментов решения, выбора между прогрессом и регрессом, интеграцией и задержкой» - эти кризисы называются «нормативными» (цит. по Моргун, Ткачевой, 1981, с.). 2) А.Н.Леонтьев: «Неизбежны не кризисы, а переломы, качественные сдвиги в развитии. Наоборот, кризис – это свидетельство не совершившегося своевременно перелома, сдвига. Кризисов вовсе может не быть, если психическое развитие ребенка складывается не стихийно, а является разумно управляемым процессом» (см. там же. С.36). 3) Кризисы – переломные точки на кривой детского (и не только детского – Н.П.) развития, отделяющие один возраст от другого. - Л.С.Выготский: «Если бы кризисы не были открыты эмпирически, их нужно было бы выдумать теоретически»; - «Раскрыть психологическую сущность кризиса – значит понять внутреннюю динамику развития в этот период», - пишет Л.Ф.Обухова (1996, с. 196). 4) В.И.Слободчиков определяет специфику возраста – как «смену режима индивидуальной жизни», как смену самости и единичности – соответственно выделяется 2 группы кризисов: - кризисы «рождения» («так жить нельзя»); - кризисы развития («хочу быть, как ты»), поиск новых способов самоопределения. 5) Проблема различения разных типов кризисов: возрастного, профессионального, жизненного, личностного, невротического… (см. Зеер, 1997, с. 129-133): А. Нормативные кризисы: - психического развития; - профессионального становления – это все возрастные кризисы. Б. Ненормативные (необязательные) кризисы: - критические ситуации (потеря трудоспособности, развод, безработица, миграция, лишение свободы…); - невротические кризисы (перестройка сознания, инстинкты, иррациональные тенденции, т.е. внутренние конфликты…) – это все жизненные кризисы. 6. Интересная точка зрения: 1) Кризис как противоречие между «хочу», «могу» и «надо» (ожиданиями со стороны социума….); 2) Модель противоречий – на пересечении осей: 1 – альтруизм-эгоизм; 2 – норма – уникальность. 3) Величина стрелок – сила побуждений; 4) Разнонаправленность стрелок – показатель противоречий… 1) Поскольку ребенок в ходе развития осваивает социальные нормы, то важная роль – «надо» (это близко и к «Супер-эго» в психоанализе)... 2) В итоге получается три линии развития и, соответственно, возникают новые линии противоречия: - между «хочу» и «могу» (по Д.Б.Эльконину); - между «хочу» и «надо» (Эрик Эриксон – идея о важной роли ожиданий со стороны социума); - между «могу» и «надо»… 2) Само «могу» подразделяется на: - «могу по-старому» (близко к «зоне актуального развития»); - «могу по-новому» (индивидуальное творчество – близко к «зоне ближайшего развития», но может проявляться и без специально организованного обучения, например. через подражание или идентификацию); 3) Идея Э.Эриксона об ожиданиях со стороны социума имеет интересные следствия (варианты): - ожидания по отношению к «могу» (конфликт со своим представлениями о «могу»); - ожидании по отношению к «хочу» (конфликт со своими представлениями о «хочу»)… 4) Все эти три линии могут развиваться в двух основных направлениях: - от нормальной деятельности – к уникальной, своеобразной (по-настоящему индивидуальной); - от эгоистически направленной деятельности – к альтруистически направленной (т.е. учитывающей интересы других людей). Все это можно представить в виде схемы-модели (лучше в виде круга…): | | Альтруизм | | | | | | |  | | | | | | | Норма | | | Хочу | Уникальность | | | | | | | | | | Надо | | | Могу по-новому | | | | | | | | | Могу по-старому | | | | | Эгоизм | | | | | | | 5) Получается множество противоречий, представленных на одной модели: - противоречия между направленностью линий развития; - противоречия между выраженностью (развитостью) этих линий: например, «хочу» – развито, а «могу» – не развито (как у Д.Б.Эльконина); - противоречия между «могу» по-новому и «могу по-старому» (на схеме – противоречие выражено не сильно) и т.п. 7.Аналоги развития в других науках и направлениях самой психологии: 1) В менеджменте: - циклы развития (смена ценностей организационной культуры); - стадии внутри каждого цикла (от освоения данных ценностей до их кризиса); - масса примеров, когда причины аварий на сложных объектах – непрофессионализм менеджеров («беда, когда сложными объектами начинают управлять экономисты, а не специалисты…»). 2) В социологии и политологии (о развитии общества): - любая реформа, кроме моральной, не имеет никакого смысла…; - многие проблемы общества не от недостатка образования, а от недостатка совести (часто именно образованные люди – опора диктаторов и проходимцев – пример фашистской Германии и России – типа РФ – «рыночный фашизм»). 2) Развитие коллектива: - главный критерий – уровень сознания большинства членов коллектива (их ориентация на общую цель); - одним из условий развития – управляемый конфликт, что близко к «кризисы развития» (например, «метод взрыва» - А.С.Макаренко); 3) В психологии личности: - главный критерий – иерархия ценностей и осознание это иерархии; - основа личности – совесть (как переживание по поводу проблем окружающего мира); - важная роль самосознания (как развития рефлексия внутренних проблем). 4) В психологии профессионального образования (и в инженерной психологии): - главное – формирование личности специалиста (а ЗУНы – лишь на втором месте); - проблема «технократического мышления» (по Владимиру Петровичу Зинченко); -проблема «высокотехнологичного кретинизма» (все силы – освоению средств, а не смыслов их использования – например, компьютерная техника). 5) В психологии труда – профессиональные кризисы (по Эвальду Фридриховичу Зееру): 1) Кризис профессионального самоопределения (окончание школы); 2) Кризис учебной деятельности и трудоустройства после обучения; 3) Кризис профессиональной адаптации (первые месяцы и годы самостоятельной работы); 4) Кризис «первого подведения итогов» (примерно к 25 годам); 5) Кризис формальной карьерной самоактуализации (примерно в 30 и 33 года); 6) Кризис творческой самоактуализации (совпадает с нормативны кризисом 38-42 лет); 7) Предпенсионный кризис (за 3-5 лет до выхода на пенсию); 8) Кризис выхода на пенсию (особенно, первые годы после выхода на пенсию). 8. Таким образом: 1 – главный критерий – ценностно-смысловой; 2 – важнейшая роль кризисов в развитии; 3 – развитие не прямолинейно, необходимо выделять циклы и стадии (внутри каждого цикла); 4 – применительно к разным возрастам можно вообще использовать метафору «возраст внутри возраста»… 5 – на основании этой метафоры объяснимы случаи, когда человек может «состариться», находясь (застревая в развитии) еще и в ранних возрастных группах… |