Аналоги развития в других сферах. 1) В биологии (см. отличная работа – Дольник В.Р. Непослушное дитя биосферы: Беседы о человеке в компании зверей и птиц. 0 М.: Педагогика-Пресс, 1994. -208 с.): 1 - много биологизаторских концепций развития; 2 - надо признать, что мир животных еще во многом не познан (как и природа самого человека); 3 – интересные примеры: - можно ли говорить о серьезной привязанности животных (на уровне высших чувств, недоступных многим людям)? - примеры социальной организации животных (включая и насекомых…); - языки животных (мы пока еще ни один язык не освоили – просто диапазоны многих языков для человека недоступны или предполагают использование сложной аппаратуры – для ультразвука и т.п.…) - интеллект и интуиция животных и т.п. 4 – главная идея в биологических моделях – генетическая предопределенность развития…; 5 – часто эта предопределенность целесообразна для конкретной среды обитания; 6 – В.Р.Дольник отмечает на многочисленных примерах что: - часто главный смысл пребывания в стаде – не удовлетворение первичных потребностей (пища, спаривание…), а повышение или сохранение статуса; - это уже социальная потребность; - в основе - чувство единства с данным стадом (стаей), т.е. что-то близкое к системе ценностей у людей… 6 – но остается вопрос: возможно ли иное развитие в других условиях? 2) В менеджменте – развитие организации: 1 – Интересно, иногда выделяют циклы и стадии в развитии: - «циклы» – это развитие в определенной системе ценностей (высшая ценность – когда рядовой работник переживает за всю организацию…); - «стадии» – это логика развития в рамках определенной системы ценностей (начина от формирования новых ценностей и до их кризиса, спада); - интересно, в некоторых моделях развития организации выделяют стадию «бюрократизации» как показатель стагнации и невосприимчивости к инновациям… 2 - Может, и в возрастной психологии в периодизациях развития тоже учитывать свои циклы и стадии? 3 – Важнейшее понятие – «организационная культура», основанная на ценностях и мировоззрении организации (идеологии организации): - близкое понятие – «миссия организации», т.е. общественная польза от деятельности организации; - кстати, развал ССР начался с отказа от идеологии («деидеологизация производства, образования и армии»). 3) В теории коллектива: - главный критерий развития коллектива – уровень сознательности его членов, ориентация на общую цель и ценности; - близко к критериям развития организации («идеология» коллектива, группы, команды…). 4) В истории: 1 – Лев Николаевич Гумилев увязывает развитие этносов с «пассионарнным подъемом» (на основе взглядов Владимира Ивановича Вернадского о «ноосфере») : 2 - сама «пассионарность» - это «жертвенность ради великой идеи»; - в развитии важна еще и «аттрактивность» - как неосознанное и естественное стремление к лучшему (как антипод «разумному эгоизму»). 3 - этнос начинает деградировать, когда: - утрачиваются идеи и нет жертвенности (людей элиты) - это переход к фазам «смещения», «надлома» и «инерционной фазе»; - потом – к «фазе обскурации» (нивелированию всего нового – «будьте как мы!»); - а потом – и к «мемориальной фазе» (воспоминания о былом величии, как у стариков…). 4 – Интересно, Л.Н.Гумилев говорит и об «этносах-химерах»: - «химеры» возникают, когда один этнос прорастает в другой, чуждый ему этнос, т.е. при сильном культурном несовпадении; - современные примеры: «политкорректность» в западных странах…; - но все это отражается и на конкретных людях, и на их развитии. 5 – фактически, и в истории важную роль играют идеи, которым можно посвятить жизнь и которые определяют возникновение и развитие целых народов («жертвенность пассионария»). 5) В культурологии: 1 – разные подходы в социо-культурогенезе: - линейно-стадийное направление (эволюционизм – в основе идея упорядочивания развития); - социально-синергетическая парадигма (акцентирование внимания на хаосе как «переходном состоянии культуры»); 2 – но и в современной возрастной психологии далеко не все «прямолинейно» в развитии. 3 – культурологи также подчеркивают, что в основе любой культуры – система ценностей (см. Теории культуры (под ред. С.Н.Икониковой и В.П.Большаковой; Ионин Л.Г. Основания социокультурного анализа. – М., 1996 и др.). – СПб., Питер, 2010, С.82-209): - много определений; - иногда говорят, что преступность, рабство и т.п. выходит за рамки ценностей, но для кого-то и это «ценность» (и для некоторых рабов тоже); - Культура – это «все, что создано человечеством» (и плохое, и хорошее) – понимание в широком смысле; - Культура – это «все лучшее, созданное человечеством – понимание в узком смысле»; - но как разобраться, где «добро», а где – «зло»? - определение Л.Н.Гумилева (со ссылкой на Тура Хейрдала): «культура начинается тогда, когда мы признаем иную систему ценностей, и заканчивается, когда мы только свою систему ценностей считаем самой лучшей»… 6) Таким образом, везде главный критерий развития – это система ценностей… |