Основные закономерности развития 1) Неравномерность развития - разные свойства, качества, функции имеют свои стадии подъема, стабилизации и спада, т.е. развитие имеет колебательный характер, оно не всегда прямолинейно. 2) Гетерохронность развития - несовпадение во времени фаз развития отдельных органов и функций (например, сначала формируются филогенетически более древние образования, а потом, на их основе – более молодые, или те функции, которые на данном этапе больше нужны ребенку…). 3) Неустойчивость развития (развитие – через кризисы развития). 4) Сенситивность развития (наиболее благоприятные условия для развития конкретного качества, свойства, способности). – Интересно: - сенситивность применительно к периоду развития, к социальной ситуации развития, или это как-то связано со случаем (носит случайный характер)…; - развитие происходит в сенситивный период (момент, ситуацию…), или сама сенситивность – это предварительный этап, а результаты – много позже… (???). 5) Кумулятивность развития (результат развития каждой предшествующей стадии включается в последующее развитие, но при этом определенным образом трансформируясь). 6) Дивергентность (разнообразие)-конвергентность (свертывание) развития (как взаимодополняющие тенденции), например: - в общении: сначала много друзей, потом - избирательные отношения; - в образовании: сначала все запоминаем, потом – ненужное забываем; - в профессиональном развитии: сначала изображаем из себя трудоголика (делаем все подряд, много лишних движений), а потом – оптимизируем свою работу (и дажемнешне выглядим «ленивцем»..).. 9.Основные типы развития (по Л.С.Выготскому): 1) Преформированный тип – когда в самом начале заданы стадии и конечный результат развития (пример – эмбриональное развитие); Интересно, что Стенли Холл пытался в психологии представить психическое развитие по принципу эмбрионального развития (в основе – биогенетический закон Геккеля: онтогенез есть краткое повторение филогенеза); 2) Непреформированный тип – не предопределен заранее (например, развитие Галактики, развитие Земли, биологическая эволюция, развитие общества, а также личностное развитие и т.п.). 10.«Детское развитие – это непреформированный тип развития, но это совершенно особый процесс – процесс, который детерминирован не снизу, а сверху… - Человеческое развитие происходит по образцу, который существует в обществе» (но само общество тоже развивается по непреформированному типу…) (см. Обухова, 1996, с. 21). 11. Иногда выделяют следующие основные подходы в исследовании развития: 1) Биогенетический (Эрнст Геккель, Стенли Холл, Зигмунд Фрейд). 2) Социогенетический (Эрик Эриксон). 3) Персоногенетический (Абрахам Маслоу, Карл Роджерс). 12.Эволюция подходов и учений в возрастной психологии (за рубежом): от отношений «ребенок – предмет» - к отношениям «ребенок – взрослый» - к отношениям «ребенок – общество» (по Л.Ф.Обуховой). 13.Соответственно - основные зарубежные концепции детского развития(по Л.Ф.Обуховой): 1) Ребенок-предмет: - теория трех ступеней развития Карла Бюлера (1879-1963); - теория рекапитуляции Стенли Холла (1844-1924); - теория конвергенции двух факторов Вильяма Штерна (1874-1938); - бихевиоризм: Джеймс Уотсон (1878-1958), Эдвард Ли Торндайк (1874-1949); - операциональная теория интеллекта Жана Пиаже (1896-1980); - структурная психология Курта Коффки (1886-1941); - нормативный подход: Арнольд Гезелл (1880-1961), Льюис Термен (1877-1956). 2) Ребенок–взрослый: - детский психоанализ, Английская школа. Мелани Клайн (1882-1960) - теория психоанализа Зигмунда Фрейда (1856-1939) - детский психоанализ, Венская школа. Анна Фрейд (1895-1982) - сравнительная генетическая психология Анри Валлона (1879-1962). 3) Ребенок-общество: - историческая психология детства. Филипп Ариес; - этнопсихологические исследования детства Маргарет Мид и др.; - эпигенетическая теория личности Эрика Эриксона (1902-1994); - теория социального научения (Нил Миллер, Джон Доллард, Альберт Бандура); - женевская школа генетической психологии (Жан Пиаже, Эдуард Клапаред); - французская школа генетической психологии (Люсьен Леви-Брюль, Клод Леви-Стросс); - нормативные исследования психического развития (Чарльз Дарвин, Эрнст Геккель, Стенли Холл…); - персоногенетический подход (Абрахам Маслоу, Карл Роджерс, Гордон Олпорт); - экологическая модель развития (Грейс Крайг, Ури Бронфенбреннер) . 14.Сейчас наиболее перспективны идеи специального формирования психических процессов: - в основе – экспериментально-генетический методЛьва Семеновича Выготского, позволяющий выявлять качественные особенности развития высших психических функций. 15.Основные стратегии формирования высших психических функций в российской психологии (по Л.Ф.Обуховой): 1)Культурно-историческая концепция Л.С.Выготского - главные идеи: - интерпсихическое становится интрапсихическим; - роль знака в развитии общения; - социально-культурная обусловленность развития ребенка; 2)Теория деятельности Алексея Николаевича Леонтьева - основные идеи: - деятельность сначала выступает как сознательное действие; - затем – как операция; - и по мере освоения становится функцией…; 3)Теория формирования умственных действий Петра Яковлевича Гальперина - основные идеи: - сначала овладевается предметное действие; - затем оно переходит в речевую форму; - и далее – в план умственного действия); 4) Концепция учебной деятельности Даниила Борисовича Эльконина и Василия Васильевича Давыдова - основные идеи: - приближение к реальной практике и жизни – путем создания экспериментальных школ; 5) Теория «первоначального очеловечивания» Ивана Афанасьевича Соколянского и Александра Ивановича Мещерякова: - намечены начальные этапы формирования психики у слепоглухонемых детей и др. |