Тема 8. ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ ВНУТРЕННИХ ПРИЧИН РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА (взгляды Т.Шнейрла, Анри Валлона, ортогенетический принцип Ханца Вернера) 1.Т.Шнейрла – зоолог, которого многие считают отцом американской сравнительной психологии – основные идеи: 1) Изучение развития – это изучение живого организма, оно требует изучения целостного организма и его интегрированных процессов. 2) Концепция «двухфазных механизмов адаптивного поведения»: - на каждом уровне организации имеются реакции приближения к стимулу и удаления от него; - механизмы приближения – обеспечивают добывание пищи, спаривание…; - механизмы удаления – обеспечивают защиту, бегство… 3) Основная линия эволюции «устлана останками видов, которые слишком далеко отклонились от этих путей и правил эффективной адаптивной взаимосвязи реакций и внешних условий» (по Т.Шнейрлу). 4) Интересно объяснение развития улыбки у ребенка: - ранняя реакция ребенка – это реакция-гримаса. физиологически вынужденная реакция на стимул высокой интенсивности; - социальная улыбка возникает только после длительного развития (социальная улыбка обращена к знакомым лицам). 2.Анри Валлон – генетическое объяснение феноменов детского развития: 1) Главный вопрос А.Валлона: как и когда в ходе развития ребенка движения, моторные схемы превращаются в сознание? 2) А.Валлон спорил с Ж.Пиаже, который фактически руководствовался принципом: «После этого – значит, по причине этого». 3)А.Валлон сразу заметил порочность такой логики: «увидеть в генетическом процессе этапы развития мышления – еще не означает объяснить сам процесс». 4) А.Валлон считал, что «при изучении развития психики важно акцентировать внимание не столько на сходстве и подобии процессов, сколько на различиях между ними». 5) Одно из ключевых противоречий психического развития – проблема соотношения души и тела. 6) Чтобы объяснить, как органическое становится психическим А.Валлон рассматривает четыре понятия: «эмоция», «моторика», «подражание» и «социум». 7) Основные этапы психического развития – по А.Валлону: 1 - «эмоции» (как и у З.Фрейда) – наиболее ранняя форма, связанная с понятием «движение» («моторика»): - первые контакты с миром носят для ребенка аффективный характер (ребенок полностью погружен в свои эмоции, но именно благодаря им он сливается с соответствующими ситуациями); - для ребенка здесь характерно «не сочувствие, а соучастие»; - ребенок еще не может выделять себя как существо, отличное от других; 2 - «подражание» обеспечивает переход от действия к мысли: через имитацию обеспечивается связь «социума» и психики ребенка: - лишь к 3-летнему возрасту ребенок начинает чувствовать свою независимость, что и приводит его ко многим конфликтам с окружающими….; - важное условие для осознания себя – «присутствие ребенка перед зеркалом» («Удвоение тела – действие, благодаря которому осуществляется развитие психологического «Я» ребенка»; - за фазой противопоставления окружающим следует интерес к самому себе («возраст грации» – требует воспитания, «насыщенного симпатией»); - в период от 7 до 12 лет ребенок узнает себя как средоточие различных возможностей («категориальная фаза» – по А.Валлону); 8) В подростковом возрасте «личность как бы выходит за пределы самой себя», чтобы найти себя в мире (это конец детства – по А.Валлону). 9) А.Валлон считает, что психическое развитие на каждом этапе и между этапами – это единый процесс, поэтому «фрагментарное изучение ребенка противоестественно». 3. Ортогенетический принцип Ханца Вернера: 1) Ортогенез – теория развития неживой природы, где эволюция происходит в строго определенном направлении и изначально целесообразна. 2) Ключ к процессу развития – идея взаимодействия – по типу взаимодействия «актера и сцены». - Среда – это сцена или объект для действия и развития организма; - Организм – это актер или субъект на своей сцене. 3) В ходе развития возникает «сдвиг во взаимодействии «сцена – актер» от сцены к актеру»: - на примитивной стадии развития «сцена» (или психологическая среда) – первый инициатор взаимодействия; - на более развитых стадиях организм постепенно сам становится инициатором взаимодействия… 4) Но тогда организм все больше должен понимать среду (а не только конкретную ситуацию) и даже планировать свое поведение в этой среде. 5) Следовательно, по Х.Вернеру, «на более высоких ступенях развития наблюдается меньше тенденций объяснить мир исключительно с позиции собственных потребностей. Увеличивается оценка нужд других и понимание групповых целей». (см. Обухова, 1996, с. 59). 6) Из ортогенетического принципа Х.Вернера следует, что: - стабильность поведения стребует пластичности, гибкости ответа, чтобы сохранить функциональное равновесие организма в изменчивых ситуациях; - новая функция возникает вначале из старых существующих форм, но позже возникают и новые формы (возникает новая форма поведения, которая лучше способна обслужить новую функцию, чем старая форма); - при развитии организма более примитивные системы не исчезают полностью, а становятся менее важными и менее заметными при более развитом функционировании организма; - низкие уровни функционирования подчинены более развитым уровням функционирования, но и они могут иногда занимать доминирующее положение (например, в состоянии сна). 7) Важные стратегические идеи – на основе ортогенетического принципа Х.Вернера: - необходима первоначальная теоретическая концепция относительно конечного состояния, которого может достичь индивид в своем развитии (изменения в ходе развития – это не хаотические, а скорее целенаправленные изменения); - необходимость исследования первоначального психологического состояния организма (как источника, материальной основы для дальнейшего развития); - первоначальная и наиболее развитая стадия психического развития составляет основу для понимания промежуточных форм развития. |