МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Тема 8. ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ ВНУТРЕННИХ ПРИЧИН РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА (взгляды Т.Шнейрла, Анри Валлона, ортогенетический принцип Ханца Вернера)





 

 

1.Т.Шнейрла – зоолог, которого многие считают отцом американской сравнительной психологииосновные идеи:

1) Изучение развития – это изучение живого организма, оно требует изучения целостного организма и его интегрированных процессов.

2) Концепция «двухфазных механизмов адаптивного поведения»:

- на каждом уровне организации имеются реакции приближения к стимулу и удаления от него;

- механизмы приближения – обеспечивают добывание пищи, спаривание…;

- механизмы удаления – обеспечивают защиту, бегство…

3) Основная линия эволюции «устлана останками видов, которые слишком далеко отклонились от этих путей и правил эффективной адаптивной взаимосвязи реакций и внешних условий» (по Т.Шнейрлу).

4) Интересно объяснение развития улыбки у ребенка:

- ранняя реакция ребенка – это реакция-гримаса. физиологически вынужденная реакция на стимул высокой интенсивности;

- социальная улыбка возникает только после длительного развития (социальная улыбка обращена к знакомым лицам).

 

2.Анри Валлонгенетическое объяснение феноменов детского развития:

1) Главный вопрос А.Валлона: как и когда в ходе развития ребенка движения, моторные схемы превращаются в сознание?

2) А.Валлон спорил с Ж.Пиаже, который фактически руководствовался принципом: «После этого – значит, по причине этого».

3)А.Валлон сразу заметил порочность такой логики: «увидеть в генетическом процессе этапы развития мышления – еще не означает объяснить сам процесс».

4) А.Валлон считал, что «при изучении развития психики важно акцентировать внимание не столько на сходстве и подобии процессов, сколько на различиях между ними».

5) Одно из ключевых противоречий психического развития – проблема соотношения души и тела.

6) Чтобы объяснить, как органическое становится психическим А.Валлон рассматривает четыре понятия: «эмоция», «моторика», «подражание» и «социум».

7) Основные этапы психического развития – по А.Валлону:

1 - «эмоции» (как и у З.Фрейда) – наиболее ранняя форма, связанная с понятием «движение» («моторика»):

- первые контакты с миром носят для ребенка аффективный характер (ребенок полностью погружен в свои эмоции, но именно благодаря им он сливается с соответствующими ситуациями);

- для ребенка здесь характерно «не сочувствие, а соучастие»;

- ребенок еще не может выделять себя как существо, отличное от других;

2 - «подражание» обеспечивает переход от действия к мысли: через имитацию обеспечивается связь «социума» и психики ребенка:

- лишь к 3-летнему возрасту ребенок начинает чувствовать свою независимость, что и приводит его ко многим конфликтам с окружающими….;

- важное условие для осознания себя – «присутствие ребенка перед зеркалом» («Удвоение тела – действие, благодаря которому осуществляется развитие психологического «Я» ребенка»;

- за фазой противопоставления окружающим следует интерес к самому себе («возраст грации» – требует воспитания, «насыщенного симпатией»);

- в период от 7 до 12 лет ребенок узнает себя как средоточие различных возможностей («категориальная фаза» – по А.Валлону);

8) В подростковом возрасте «личность как бы выходит за пределы самой себя», чтобы найти себя в мире (это конец детства – по А.Валлону).

9) А.Валлон считает, что психическое развитие на каждом этапе и между этапами – это единый процесс, поэтому «фрагментарное изучение ребенка противоестественно».



 

3. Ортогенетический принцип Ханца Вернера:

1) Ортогенез – теория развития неживой природы, где эволюция происходит в строго определенном направлении и изначально целесообразна.

2) Ключ к процессу развития – идея взаимодействия – по типу взаимодействия «актера и сцены».

- Среда – это сцена или объект для действия и развития организма;

- Организм – это актер или субъект на своей сцене.

3) В ходе развития возникает «сдвиг во взаимодействии «сцена – актер» от сцены к актеру»:

- на примитивной стадии развития «сцена» (или психологическая среда) – первый инициатор взаимодействия;

- на более развитых стадиях организм постепенно сам становится инициатором взаимодействия…

4) Но тогда организм все больше должен понимать среду (а не только конкретную ситуацию) и даже планировать свое поведение в этой среде.

5) Следовательно, по Х.Вернеру, «на более высоких ступенях развития наблюдается меньше тенденций объяснить мир исключительно с позиции собственных потребностей. Увеличивается оценка нужд других и понимание групповых целей». (см. Обухова, 1996, с. 59).

6) Из ортогенетического принципа Х.Вернера следует, что:

- стабильность поведения стребует пластичности, гибкости ответа, чтобы сохранить функциональное равновесие организма в изменчивых ситуациях;

- новая функция возникает вначале из старых существующих форм, но позже возникают и новые формы (возникает новая форма поведения, которая лучше способна обслужить новую функцию, чем старая форма);

- при развитии организма более примитивные системы не исчезают полностью, а становятся менее важными и менее заметными при более развитом функционировании организма;

- низкие уровни функционирования подчинены более развитым уровням функционирования, но и они могут иногда занимать доминирующее положение (например, в состоянии сна).

 

7) Важные стратегические идеи – на основе ортогенетического принципа Х.Вернера:

- необходима первоначальная теоретическая концепция относительно конечного состояния, которого может достичь индивид в своем развитии (изменения в ходе развития – это не хаотические, а скорее целенаправленные изменения);

- необходимость исследования первоначального психологического состояния организма (как источника, материальной основы для дальнейшего развития);

- первоначальная и наиболее развитая стадия психического развития составляет основу для понимания промежуточных форм развития.

 

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.