Открытие эгоцентризма детского мышления. 1) Эгоцентризм – центральная особенность детского мышления, скрытая умственная позиция. 2) Основные феномены: - ребенок на определенной ступени развития часто рассматривает предметы непосредственно, т.е. не видит вещи в их внутренних отношениях (и это мешает познавать мир независимо от субъективной позиции); - таким образом, познание мира идет от реализма к объективности; - эволюция детских представлений идет от абсолютности («реализма» к реципрокности (взаимности),когда ребенок начинает понимать точки зрения других людей; - например, ребенок часто воспринимает объекты тяжелыми, если они большие или легкими, если они маленькие; - другой пример: два равных по весу шарика из пластилина перестают быть равными, как только один из них принимает другую форму (аналогично с разными сосудами с одинаковым количеством воды) – неспособность понимать принцип сохранения количества при изменении формы предмета; 3) Ж.Пиаже считал, что понимание принципа сохранения – это критерий появления логических операций; - мысль ребенка развивается от реализма к релятивизму (например, сначала ребенок считает. что в каждом движущемся теле – свой мотор, но потом понимает, что есть и внешние причины движения). 4) Эгоцентризм обусловливает следующие особенности детской логики: - синкретизм (тенденцию связывать все со всем); - трансдукцию (переход от частного к частного, минуя общее); - нечувствительность к противоречию и т.п. 5) Формирование понятий: - каждое детское понятие определяется большим числом разнородных элементов (особенно трудно ребенку дать определение относительных понятий, т.к. он мыслит абсолютно, не осознавая связи между объектами); - само противоречие (при определении понятий) – это результат отсутствия равновесия; - критерий устойчивого равновесия – обратимость мысли, когда каждому умственному действию соответствует симметричное действие, которое позволяет вернуться к отправному пункту (интересно, что в реальном мире обратимость отсутствует); - логический опыт – это опыт субъекта над самим собой, это усилие осознать свои собственные умственные операции… 6) Феномен эгоцентрической речи: - речь ребенка эгоцентрична, т.к. он не пытается встать на точку зрения другого человека; - коэффициент эгоцентрической речи изменчив и зависит от двух обстоятельств: от активности самого ребенка и от его социальных отношений; - там, где ребенок предоставлен самому себе – коэффициент эгоцентрической речи возрастает; - эгоцентризм означает отсутствие осознания собственной субъектности, отсутствие объективной меры вещей; - эгоцентризм – разновидность систематической и неосознанной иллюзии познания, форма первоначальной центрации ума, когда отсутствует релятивность и реципрокность; - позже Ж.Пиаже стал чаще использовать термин «центрация»… - снижение эгоцентризма – не результат добавления информации о мире, а трансформация исходной позиции. Когда субъект соотносит свою точк3 зрения с другими возможными; - переход от эгоцентризма к децентрации характеризует познание на всех уровнях развития. 7) Условия преодоления эгоцентризма: - осознать свое «Я» и отделить субъект от объекта; - координировать свою умственную точку зрения с другими, а не рассматривать ее как единственно возможную. 8) Понятие «социализация»: - будучи с самого начала существом социальным, ребенок социализируется лишь постепенно; - социализация (по Ж.Пиаже) – это процесс адаптации к социальной среде, когда ребенок, достигнув определенного уровня развития, становится способным к сотрудничеству с другими людьми; - социализация – это переход от эгоцентрической позиции к объективной; - по мере освоения действительности ассимиляция и аккомодация становятся все более координированными; - таким образом, к биологическим факторам на определенном уровне развития присоединяются социальные (в смысле «социализации») факторы и благодаря им у ребенка вырабатываются логические нормы; - после этого ребенок становится «проницаемым для опыта», т.е. ассимиляция перестает быть «деформирующей», эгоцентрической. 9) Таким образом, ребенок изначально эгоцентричен и весь ход его развития – это смещение в сторону учета познавательной позиции других людей. - по Ж.Пиаже, социализация – это процесс адаптации к социальной среде, через освоение форм сотрудничества с другими людьми, через преодоление в себе эгоцентризма. 10) Л.С.Выготский в полемике с Ж.Пиаже считал, что эгоцентрическая речь ребенка генетически восходит к внешней (коммуникативной) речи и является продуктом ее частичной интериоризации, т.е. эгоцентрическая речь – как бы переходный этап от внешней к внутренней речи (Пиаже даже согласился с Выготским); - даже взрослый иногда использует речь, обращенную к себе, т.е. эгоцентрическую речь… - через механизм интериоризации внешне заданное становится внутренним, самостоятельно освоенным ребенком… 6. Открытие стадий интеллектуального развития ребенка: 1) Ж.Пиаже считал, что на ранних этапах развития ребенок воспринимает мир как солипсист: он игнорирует себя в качестве субъекта и не понимает собственных действий; 2) В 1937 г. – гипотеза о применении к психологии мышления опыта операторной логики: - развитие мышления – не на языке математики, а на языке логического исчисления; - интеллектуальное развитие можно описать в виде группировок, последовательно вытекающих одна из другой…; 3) Группировка – это закрытая, обратимая система, в которой все операции объединены в одно целое, подчиняющееся пяти формальным законам (критериям): 1 - Комбинативность: А+В = С; 2 - Обратимость: С-В=А; 3 - Ассоциативность: (А+В)+С=А+(В+С); 4 - Общая операция идентичности: А-А=0; 5 - Тавтология или специальная идентичность: А+А=А. 4) Группировка – это состояние «равновесия мысли», финальная стадия генетического развития (это форма равновесия, которой развитие стремится). 5) Вопрос: какие факторы приводят интеллектуальную активность к группировке? – Эксперимент: ребенку предлагались объекты в чем-то сходные, и в чем-то отличные (важно было посмотреть, какими методами ребенок устанавливает между ними равенства или неравенства, сходство и различие… - шесть методов (средств). т.е. шесть форм равновесия: - как только условия жизни меняются, равновесие нарушается (например, у животных имеются рефлекторные выравнивания и сериации – это простые упорядочивания объектов…); - равенство и неравенство объектов устанавливаются непосредственно в поле восприятия (если объекты предъявляются регулярно, если они симметричны, просты), но если условия этой близости изменяются, то равновесие нарушается, а вот интеллект не зависит от этих изменений по причине операциональной обратимости; - средства сенсомоторного интеллекта расширяют возможности равновесия вследствие координации восприятия и движения – возникают первые формы группировок (обратимость на этом уровне состоит из реального возвращения к начальной точке, а не из умственной обратимости); - с помощью символических средств субъект способен представить объекты в уме, но он еще не умеет выполнять операции – возникают представления как интериоризированные эскизы действий, которые не нужно предварительно выполнять материально, во внешнем плане (это предоперации или интуитивные композиции); - рождается операция, которая представляет собой действие, ставшее обратимым благодаря координациям прямых и обратных антиципаций (истинная обратимость влечет за собой координацию отношений); - равновесие полностью осуществляется с установлением дедуктивного метода (субъект может правильно рассуждать, исходя из гипотезы, которая не соответствует никакому прежнему или даже возможному восприятию: мысль начинает доминировать над перцептивным впечатлением). 6) Развитие (у Ж.Пиаже) – это эволюция, управляемая потребностью в равновесии: понятие равновесия – центральное понятие в его теории; 7) Равновесие есть везде, где есть жизнь. 8) Стадии – это ступени или уровни развития. последовательно сменяющие друг друга (причем, на каждом уровне достигается относительно стабильное равновесие). 9) Уровни развития интеллекта (по Ж.Пиаже): 1 - Уровень сенсомоторных операций – шесть подстадий: - стадия рефлексов, упражнение рефлексов (1-й месяц жизни); - первичные круговые реакции, первые навыки (1-4 месяца); - вторичные круговые реакции, координация зрения и хватания (4-8 мес.); - координация схем действия, дифференциация средств и цели, начало практического интеллекта (8-12 мес.); - третичные круговые реакции, дифференциация схем действия, появление новых средств для достижения цели (12-18 мес.); - нахождение новых способов действия посредством внутренних проб (18-24 мес.). 2 - Уровень репрезентативного интеллекта и конкретных операций: А – предоператорный интеллект: - появление символических функций, начало интериоризации схем действия (2-4 года); - интуитивное мышление, опирающееся на восприятие (4-6 лет); - интуитивное мышление, опирающееся на более расчлененные представления (6-8 лет); Б – Конкретные операции: - простые операции: классификация, сериация, взаимоднозначное соответствие (8-10 лет); - система операций: система координат, проективные понятия (9-12 лет). 3 - Репрезентативный интеллект и формальные операции: А – становление формальных операций: - гипотетико-дедуктивная логика и комбинаторика (12-14 лет); Б – Достижение формальных операций: - структура «решетки» и группа четырех трансформаций – INRC, где: I – прямая операция, N – обратная операция, R – операция реципрокности, обращения, C – коррелятивная операция или отрицание реципрокности (13-14 лет). 10) Ж.Пиаже считал, что на каждом этапе развития познавательные структуры сначала дифференцируются, а затем – интегрируются. 7.Основная задача развивающего обучения (по Ж.Пиаже): - активизация функционирования познавательных структур, которыми ребенок уже владеет; - создание конфликтов (с помощью специально построенных задач) между уже сформированными представлениями ребенка и результатами его экспериментирования (над своим мышлением); - акцент при обучении делается на собственной, стихийно сложившейся активности ребенка, практически не направляемой взрослым… 8. Развитие идей Ж.Пиаже: 1) П.К.Арлин предложила рассматривать уровень формальных операций как уровень решения задач и дополнить его пятым уровнем – нахождения задач… 2) К.Ф.Ригель критиковал саму идею равновесия, считая, что при достижении равновесия развитие заканчивается, поэтому в качестве пятого уровня он предлагал уровень диалектических операций, где движущая сила – это противоречие, которое никогда не приводит к равновесию… 3) Ж.Паскуаль-Леоне после формального уровня выделил: а) додиалектический; б) диалектический и в) трансцендентальный уровни… 4) М.А.Бассешес также следует выделить диалектические уровни… 5) Сам Ж.Пиаже возражал против специального введения диалектических уровней, считая, что диалектика и так содержится в его модели… Тема 18. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ВАРИАНТЫ ТЕОРИЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ (взгляды К.Фишера, Р.Кейза, Д.Клаара, Дж.Брунера). 1.Теория развития умений К.Фишера: 1) Понятие «умения» заимствовано из теории аттитьюдов (установок): субъект изначально ориентирован на информацию; 2) Элементарные процессы – акты поведения: все уровни развития связаны действием (от элементарных актов поведения до уровня абстракции); 3) Выделяет 10 уровней развития: - простые сенсомоторные действия (первые месяцы жизни); - координация сенсомоторных действий (середина первого года); - сенсомоторные системы (10 мес. – 1,2 года); - системы сенсомоторных действий = простые представления действий (ранний возраст); - координация представлений действий (дошкольный возраст); - системы представлений (младший школьный возраст); - системы систем представлений = абстрактные действия (подростковый возраст); - координация абстрактных действий (старший подростковый возраст); - система абстрактных действий (ранняя зрелость); - системы абстрактных систем (взрослость). 4) Развитие рассматривается как преобразование – основные процессы: - взаимная координация; - композиция; - фокусировка; - замещение и дифференциация. 5) Некоторая оценка теории: - развитие охватывает всю жизнь человека (10-й уровень – зрелость); - отвергается стремление к равновесию (как у Ж.Пиаже), но ничего взамен не предлагается (конкретных движущих сил развития не расматривает); - не рассматривается влияние внешней среды на развитие; - само развитие стремится к построению все более сложных систем отражения мира (стремление к системе абстракций). 2.Развитие как решение задач (по Р.Кейзу): 1) Кроме внутренних операционных схемы, которые проецируются на психику (как у Ж.Пиаже) существуют операционные схемы, которые проецируются на внешнюю среду, т.е. задачи, которые решает субъект. 2) Структура самой задачи включает: проблемную ситуацию, условия (к которым стремится субъект) и стратегия поведения субъекта. 3) Уровни развития умения решать задачи: - сенсомоторные контрольные действия (раннее детство); - отнесенные контрольные структуры (дошкольное детство); - димензиональные контрольные структуры (младший школьный возраст); - абстрактные или векторные контрольные структуры (юношество). 4) Процессы развития,. которые рассматривает Кейз: - решение задачи; - исследовательская деятельность; - подражание; - контроль; - созревание; 5) Оценка теории: - развитие движется в направлении все большей иерархизации контрольных структур; - развитие опирается на процессы обработки информации, исследовательскую деятельность, подражание и контроль; - движущие силы содержатся в организме, но могут поддерживаться извне. 3. Моделирование когнитивного развития (по Д.Клаару): 1) Ориентация на образ мышления и понятия, принятые в среде математиков-программистов; 2) Основные элементы самоизменяющихся продуктивных систем, моделирующих когнитивное развитие: 1 - Архитектура, включая базы данных, порождающих правила и интерпретатор (понятия, перенесенные из вычислительной техники); 2 – Языки, с которыми работает Клаар: - язык, работающий с правилами (т.е. вводящий новые правила и убирающий старые); - язык, включающий в себя системы декларативного и процессуального знания. 3) На основе теории было создано несколько программ, имитирующих поведение ребенка. 4) Оценка теории: - человек – как самоизменяющаяся система обработки информации; - претензия на описание всего познания (но это лишь претензия); - развитие – в направлении построения систем с максимальной самоидентификацией; - изменения совершаются непрерывно, малыми шагами (поэтому качественные изменения – лишь как следствие количественных изменений); - развитие стремится к созданию все более организованной системы правил (о движущих силах развития не говорится). 4. Интеллектуальное развитие ребенка (по Джерому Брунеру): 1) Развитие – это не просто сменяющиеся стадии, это овладение ребенком тремя сферами представлений: - действием; - образом; - символом (словом). 2) Общая схема познания: 1 - сначала ребенок познает мир через привычные действия, 2 - затем – мир представлен в образах, 3 - потом– через языковые средства. 3) Но Дж.Брунер не предлагает четкой периодизации: - каждая ступень поднимает ребенка на новый уровень развития, важны все три сферы; 4) Важная роль – культуре и обществу (осваиваемому общественному опыту). 5) Важная роль – обучению (обучение может стать даже ведущим фактором развития...). |