Тема 30. РАННИЙ ВОЗРАСТ. КРИЗИС ТРЕХ ЛЕТ 1.Ситуация полной слитности ребенка со взрослым «взрывается изнутри» (по Д.Б.Эльконину) – ребенок стремится к самостоятельности, но пока еще многого не умеет: - речь носит автономный характер, слова многозначны и еще лишены постоянных значений; - в его действиях как бы присутствует взрослый… 2. Возникает новая социальная ситуация – совместная деятельность со взрослым: - Содержание этой деятельности - усвоение общественно выработанных способов употребления предметов), т.о., это ситуация: «ребенок – ПРЕДМЕТ – взрослый». - Но за предметом ребенок часто не видит взрослого, однако без взрослого он не может овладеть предметом… 3. Главное противоречие новой социальной ситуации: - способ действия с предметом принадлежит взрослому, а ребенок в то же время стремится выполнить индивидуальное действие, т.е. без взрослого… - это предметная деятельность, т.к. мотив – в самом предмете и способе его употребления. - общение, связанное с предметными действиями не может быть только эмоциональным – оно становится речевым, опосредованным словом, имеющим предметную отнесенность. 4.Как происходит развитие совместной деятельности? – Д.Б.Эльконин исходил из следующих постулатов: - ребенок сам никогда не в состоянии открыть общественной сущности предметов; - на вещи не написана, для чего она служит; - действие с орудием (с предметом) должно быть подчинено объективной логике, «скрытой» в орудии; - в орудии в снятом виде заключена цель, ради которой оно должно быть употреблено (т.о., цель еще должна быть вычленена ребенком в результате действия в конкретной ситуации). 5.Поэтому, понять предметное действие – значит, понять развитие. 6. Общая логика развития предметного действия: 1) Совместная деятельность (инициатива, контроль, ориентация – на стороне взрослого); 2) Линия развития ориентаций в предмете и его использовании у самого ребенка – через перенос действия в неадекватные ситуации: - перенос действия с одного предмета на другой (например, ребенок научился пить из чашки, а затем пьет из стаканчика); - перенос в новые ситуации (научившись пользоваться ботиночком, ребенок натягивает их на мячик и другие предметы…); - благодаря этим переносам возможен отрыв действия от предмета, от ситуации и даже от самого себя как исполнителя этого действия… 7. Возникновение игрового действия: - игрушка – это предмет, моделирующий какой-либо предмет взрослого мира; - игрушки – полифункциональны, т.е. с ними можно делать все; - благодаря этому в игрушке ориентировочная сторона отделяется от исполнительской; - благодаря действию с игрушкой в ориентацию включается и ситуация. 8. Таким образом, перенос действия способствует отделению ребенка от взрослого, но одновременно, и сравнению с ним, и отождествление со взрослым… 9. Но за взрослым сохраняется контроль и оценка выполнения ребенком действия. 10. Аналогично развитию действия, развивается и речь ребенка: - слово также выступает для ребенка как орудие (с помощью которого можно решать какие-то проблемы); - слово постепенно дифференцируется, насыщается предметным содержанием; - благодаря переносу в разные ситуации, слово отрывается от конкретного предмета и обобщается. 11. Основные тенденции в развитии речи ребенка в раннем возрасте: 1) пассивная речь опережает активную (запас пассивной речи влияет на обогащение активного словаря); 2) ребенок открывает, что каждый предмет имеет свое название (первое «языковое открытие» - по В.Штерну); 3) в начале раннего возраста в речи ребенка наблюдается феномен однословного предложения; 4) второе языковое открытие – открытие флективной природы языка (по К.Бюлер): ребенок начинает понимать, что слова как-то связаны между собой (примерно на границе 2-го и 3-го года жизни); 5) развиваются значения детских слов; 6) фонематический слух опережает развитие артикуляции (ребенок сначала научается правильно слушать речь, а затем – правильно говорить); 7) ребенок сначала научается ориентироваться в свойствах орудия-языка, т.к. без этого нельзя строить действие (речь): - это возможно потому, что речь ребенка включена в ткань общения: «Нет такого орудия, которое бы так часто употреблялось, как слово», - писал Д.Б.Эльконин; 8) происходит переход от индиктивной (указательной) к номинативной (обозначающей) речи – обозначение одним словом разных предметов: освобождение слова от предмета в результате его переноса на другие предметы и изображения делает его носителем предметного содержания. 12. Таким образом, речь надо рассматривать не как функцию, а как особый предмет, которым ребенок овладевает так же, как он овладевает орудиями (ложкой, карандашом и т.п.) (по Д.Б.Эльконину). 13.Речь важна и для развития восприятия (например, без языка восприятие фигуры и фона было бы задержано). 14.Особенности восприятия в раннем возрасте: - фиксируется какое-то одно качество и по нему узнается данный объект; - восприятие связано с практическим действием (например, если дать ребенку потрогать кактус, то он нарисует его с сильно преувеличенными колючками и т.п.). 15. Под влиянием восприятия развиваются и другие психические процессы: - память носит непроизвольный характер (ребенок не сам вспоминает, а «ему вспоминается»): память еще не действует как отдельный процесс; - когда ребенок рождается у него еще нет мышления, оно начинает формироваться как наглядно-действенное, т.е. связано с предметным действием и восприятием.. 16. Таким образом: - новообразования связаны с развитием восприятия, интеллекта, речи; - к концу раннего детства происходит отделение действие от предмета, сравнение своего действия с действием взрослого (ребенок пытается даже называть себя другими именами); - как только ребенок увидел себя в другом, появляется феномен «Я сам»; 17. Л.С.Выготский назвал этот феномен «Внешнее Я сам», т.к. его возникновение приводит к полному распаду прежней социальной ситуации развития, что и проявляется в кризисе трех лет… 18.Кризис трех лет: 1) Впервые был описан Эльзой Келер («О личности трехлетнего ребенка») – выделены основные симптомы: - негативизм (это не непослушание, которое может проявляться и ранее: при негативизме ребенок отказывается выполнять определенные правила); - упрямство (не смешивать с настойчивостью: ребенок требует, чтобы с ним считались…); - строптивость (протест против порядков, которые существуют дома); - своеволие (стремление все делать самостоятельно); - обесценивание взрослых (Шарлотта Бюлер описала ужас семьи, когда мать услышала - «Дура»…); - протест-бунт; - стремление к деспотизму… 2) Западноевропейские авторы подчеркивают негативные моменты кризиса 3-х лет… 3) Л.С.Выготский считал, что это неверно: ребенок пытается установить новые, более высокие формы отношений с окружающими; 4) Д.Б.Эльконин: кризис 3-х лет – это кризис социальных отношений, а всякий кризис отношений – это кризис выделения своего «Я». 5) В результате отделения себя от взрослого, для ребенок взрослый возникает как бы заново… 6) С самого начала ребенок включен в реальную социальную структуру (в частности, в семью) и постепенно он стремится стать более независимым от этой ситуации… 19. Процесс дифференциации («социальная категоризация» – по М.Кечке) – процесс разделения социального окружения на группы («мы», «они», «я» и «другие») – основные этапы: - нерасчлененное употребление одного слова, которое соответствует не отдельным позициям, а ситуации в целом (от года – до полутора); - в речи появляются знаки ситуации, но еще нет людей (вторая половина второго года); - для ребенка становится важным, что должен сказать каждый со своей позиции в конкретной ситуации: для ребенка важно, чтобы все вели себя «правильно» (конец второго – третий год). 20.Дифференцируются также: количество, цвет, форма и др. свойства окружающего мира. 21.К концу раннего возраста желания ребенка становятся обобщенными и аффект (проявления кризиса) тем сильнее, чем с более обобщенными желаниями он связан: - если в начале раннего возраста есть лишь единичные аффекты, то ребенка еще легко воспитывать (достаточно переключить его внимание); - но наступает момент, когда ребенок стремится многое делать сам, что и связано с обобщенными желаниями… |