Генетические предпосылки сензитивности психики детей к трудовому развитию. - до пяти лет в мозгу происходит интенсивное развитие борозд и извилин; - учитывая то, что на протяжении длительного периода ранний детский труд сопровождал развитие человечества, можно предположить, что ребенок с раннего детства способен усваивать некоторые доступные ему виды труда; - по мнению Н.П.Дружинина, у первобытного человека, произошла «гармонизирующая эволюция», когда трудовая деятельность еще оказывала влияние на биологическую эволюцию вида и происходило «наложение» онтогенеза на антропогенез; - на основании этого (данных этнографов, физиологов и др.) – вывод о том, что потребность в труде возникает на границе раннего и дошкольного возраста с силой «закона психического развития»; - хотя на уровне конкретного индивида могут быть и вариации действия этого закона; - соответственно, можно говорить и о предпосылках трудового воспитания этом возрасте. Раздел 2. Трудовое развитие современных детей 1. Исследований трудовой деятельности у современных детей крайне мало… - еще Л.С.Выготский отмечал, что он сам недостаточно исследовал трудовое развитие ребенка и считал это «крайне важным». 2. Имеющиеся исследования детского труда «стерильны» к его психологической стороне (по Евгению Александровичу Климову), т.е. не рассматривают ребенка как развивающегося субъекта труда. 3. Исследования детского труда слепоглухонемых (по А.А.Сколянскому и А.М.Мещерякову): - слепоглухота как «идеальная экспериментельная модель»развитии психики по человеческому типу; - обучение труду и отношение к нему – «единственно правильный путь формировании личности» (А.И.Мещеряков); - важно почувствовать, когда ребенок стремится действовать самостоятельно и вовремя дать ему такую возможность… 4.Исследование одаренных детей (по Н.С.Лейтесу): - «секрет одаренности – в повышенной склонности к труду»; - трагедия одаренных – в лени или в развивающемся самомнении… 5.Исследование трудовой деятельности обычных детей (по Я.З.Неверович): - часто эффективность освоения трудовых навыков детей детского сада зависела от их мотивов (делали флажки и салфетки); - если потом флажки и салфетки дети сами использовали, то эффективность была не очень высока; - но если им говорили, что флажки и салфетки они делают для других малышей или для мам, то эффективность резко повышалась…; - таким образом, следует различать «игру в труд» и реальный труд» (полезный для кого-то). 6.Трудовое развитие в условиях свободного времяпрепровождения: - если дети предоставлены сами себе (без руководства со стороны взрослого), то их деятельность не носила целенаправленного характера; - вывод: необходимо стимулировать детей к трудовому развитию; - это предполагает не только непосредственное побуждение со стороны взрослых, но и влиянии примера, создание самой атмосферы «привлекательности труда» и т.п. 7.Комплексный подход в трудовом воспитании дошкольников: 1) Важность знакомства детей с полной психологической структурой труда: - идея знакомства детей с целостным трудом, а не с отдельными элементами (как общая ориентировка); - например, если говорить только об операциональном компоненте труда (средствах деятельности), но не говорить о мотивационно-целевом компоненте, то ребенку не понятно, зачем все это… и т.п.; - отдельные элементы усваиваются позже, но уже на основе общей ориентировки (если ребенок захочет усовершенствоваться в данной деятельности). 2) Важно учитывать уровень готовности (доступности) ребенка-дошкольника к пониманию разных особенностей данного труда. 3) Важно это делать на примере такого труда, который был бы полезен именно для людей, а не только для кукол и других «игрушек», т.е. дети хотят действовать «серьезно»: - исследования Веры Иисифовны Логиновой, где детей ориентировали на изготовления «мисочек» и «баранок» для игрушечного мишки, показали, что это скорее имитация труда… 4) Важно само отношение взрослых к той трудовой деятельности, которую осваивают дети: - если взрослые демонстрируют ироничное (снисходительное) отношение, то дети это чувствуют и менее охотно обучаются… |