Тема 11. ЭПИГЕНЕНЕТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ЭРИКА ЭРИКСОНА 1.Основы человеческого «Я» коренятся в социальной организации общества. 2.Э.Эриксон заложил основы психоисторического метода (применение психоанализа к истории), т.к. он первым проанализировал биографии М. Лютера, М.Ганди, Б.Шоу и др. 3.Психоисторический метод – это не только описание жизни великого человека, но и описание (понимание) эпохи, в которой он жил. 4.Важная идея – каждой стадии развития отвечаю свои, присущие данному обществу ожидания, которые индивид может оправдать или не оправдать (и тогда он, либо включается в общество, либо отвергается им). 5.Для каждой стадии жизненного цикла характерна специфическая задача, выдвигаемая обществом. 6.Но решение этой задачи зависит как от уже достигнутого уровня психомоторного развития индивида, так и от общей духовной атмосферы данного общества… 7.Другая важная идея – человек постоянно колеблется в своих выборах (между импульсами «Оно» и Супер-Я») и стремится к определенному равновесию: - «Постоянно балансируя между крайностями этих двух инстанций, «Я» использует защитные механизмы, которые позволяют человеку прийти к компромиссу между импульсивными желаниями и подавляющей «силой совести»… 8.Основные понятия: 1) «Идентичность» – «субъективное вдохновенное ощущение тождества и целостности, которое я назвал бы "ощущением идентичности» (по Э.Эриксону, 1996. С. 28). 2) Очень путанное и исторически изменчивое понятие… 3) Два уточняющих определения (по Э.Эриксону): - когда внутренний голос подсказывает человеку: «Это и есть настоящий я!»; 4) ощущение своей принадлежности к какой-то социальной, национальной, профессиональной группе (как ощущение интимности, общности психологического устройства с какой-то группой).… 5) «Групповая идентичность» – с первых же дней воспитание ребенка ориентировано на включение его в данную социальную группу; 6) «Эгоидентичность» – формируется параллельно с групповой идентичностью и создает у субъекта чувство устойчивости и непрерывности своего «Я». 7. Основные этапы развития «Эго» ребенка: 1) Механизм интроекции – примитивное присвоение чужого образа (определяется удовлетворительностью взаимодействия между опекающим взрослым и ребенком; 2) Детские идентификации– «зависят от того, насколько удовлетворительным является взаимодействие с заслуживающими доверия представителями значимой для ребенка иерархии ролей, принадлежащим членам семьи разных поколений»; 3) Формирование идентичности – начинается там, где идентификации оказываются непригодными: - «Она вырастает из избирательного отказа от одних и взаимной ассимиляции других детских идентификаций и их объединения в новую конфигурацию, которая в свою очередь определяется процессом, посредством которого общество (через субкультуры) идентифицирует юного индивида с тем, кем он, само собой разумеется, должен стать»; - «Общество, зачастую не без исходного недоверия, делает это с оттенком удивления и удовольствия от знакомства с новым индивидом»; - «Общество в свою очередь тоже «признается» индивидом, ищущим у него признания; иногда же оно, по некоторым признакам, может глубоко и с оттенком мстительности отвергаться индивидом, не ищущим его покровительства» (Эриксон, 1996, с. 169-170). 8.Кризисы (идентичности) – это не болезнь личности, а «поворотные пункты» «моменты выбора между прогрессом и регрессом, интеграцией и задержкой». 9.Важное значение – «модусам органа» и «модальностям поведения», т.к. очень важны первые телесные впечатления ребенка. 10.Общество придает особый смысл данным модусам (через социальные институты – школу, семью и т.п.) и тогда происходит «отчуждение» его значения, отрыв от органа и превращение в модальность поведения. 11.Таким образом, модусы осуществляют связь между психосексуальным и психосоциальным развитием. 12.В разных культурах существуют разные «схемы доверия и традиции ухода за ребенком»: - в одних культурах мать очень нежна и эмоциональна, балует его; - в других культурах принято туго пеленать ребенка и давать ему покричать, «чтобы легкие были сильнее» (например, у русских…); - интересно, у русских туго запеленованный ребенок общается в основном через взгляд – отсюда очень выразительные глаза русских людей (по Э.Эриксону)… 13.Стадии психосексуального развития: 1) Грудной (0-1): - сначала ребенок учится получать (через сосание), а затем брать – через кусание; - первое социальное достижение – ребенок позволяет матери изчезать из поля зрения (появляется чувство уверенности, а поведение матери становится предсказуемым…); - в итоге – базовая вера против базового недоверия: НАДЕЖДА –ОТДАЛЕНИЕ 2) Ползунковый (1-3): - появляется чувство стыда (возникает самосознание), формируются «внутренние глаза мира», которые наблюдают за его поведением; - возникает способность сотрудничать со взрослыми; - в итоге – автономность против стыда и сомнения: ВОЛЯ – ИМПУЛЬСИВНОСТЬ 3) Дошкольный (3-6): - формируется «экономический этос культуры» (через игру); - формируется инициативность; - формируется моральная ответственность; - в итоге – инициативность против вины: ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТЬ - АПАТИЯ 4) Предпубертатный (6-12): - время «психосексуального моратория»: «дремотность инфантильной сексуальности»; - формируется «технологический этос культуры» (через школьное обучение); - эгоидентичность ребенка достигает силы тогда, когда ребенок понимает, что его достижения проявляются в тех сферах жизни. которые значимы для данной культуры; - в итоге – трудолюбие против чувства собственной неполноценности: КОМПЕТЕНТНОСТЬ – ИНЕРЦИЯ 5) Юность (13-18): 1 - самый глубокий жизненный кризис – формируется первая цельная форма эгоидентичности; 2 - три основные линии развития: - физическое (физиологическая революция); - социальное («как я выгляжу в глазах других»); - поиск профессионального призвания; 3 - «психический мораторий» – интервал между юностью и взрослым состоянием, когда молодой человек стремится (путем проб и ошибок) найти свое место в обществе; 4 - подросток ищет идеологию и аристократию («…чтобы не стать циниками и не впасть в апатию, молодые люди должны быть способны каким-то образом убедить себя в том, что те, кто преуспевают во взрослом мире, при этом взваливают себе на плечи обязанность быть лучшими из лучших», - писал Э.Эриксон; 5 - синдром патологии идентичности: регрессия к инфальтильному уровню, желание отсрочить обретение взрослости, презрение ко всем общественным ролям (вплоть до мужских и женских – «унисекс»), предпочтение ко всему иностранному (по принципу «хорошо там, где нас нет») и т.п.; 6 - влюбленность первоначально не носит сексуального характера (это «…попытка перейти к определению собственной идентичности путем проекции собственного образа на кого-то другого и лицезрения его уже в отраженном и проясненном виде… Вот почему проявление юношеской влюбленности во многом сводится к разговорам», - писал Э.Эриксон); 7 - избирательность общения и агрессия по отношению к «чужакам» (такая нетерпимость также является «защитой чувства собственной идентичности от обезличивания и смешения», - писал Э.Эриксон); 8 - в итоге – идентичность против диффузии идентичности: ВЕРНОСТЬ - ОТРЕЧЕНИЕ. 6) Ранняя зрелость (третье десятилетие): - поиск спутника жизни; - тесное желание сотрудничать с другими и т.п. - человек теперь не боится утраты своего «Я», он способен «с готовностью и желанием смешивать свою идентичность с другими»; - способность к сотрудничеству – это готовность к определенным жертвам и компромиссам… - именно по отношению к молодому человеку, а не по отношению к подростку, можно говорить об «истинной идентичности» (по Э.Эриксону); - в итоге – близость против одиночества: ЛЮБОВЬ – ЗАМКНУТОСТЬ 7) Средний возраст: - это центральная стадия на жизненного пути взрослого человека; - все, что делает человек, он вкладывает частичку своего «Я» – это приводит его к личностному обогащению; - «…зрелый человек нуждается в том, чтобы быть нужным, и зрелость нуждается в руководстве и поощрении со стороны своих отпрысков, о которых необходимо заботиться», - пишет Э.Эриксон.… - в итоге – порождение против самопоглощенности: ЗАБОТА – ОТВЕРЖЕНИЕ 8) Поздняя зрелость: - достигается новая завершенная форма эгоидентичности (принятие своего жизненного пути как единственно должного и не нуждающегося в замене); - возникновение мудрости (как отстраненного интереса к жизни как таковой перед лицом смерти); - в итоге - эгоинтеграция против потери интереса к жизни: МУДРОСТЬ – ПРЕЗРЕНИЕ 14.Проблема ритуалов и ритуализмов: 1)Ритуалы – это взаимодействие, основанное на соглашении двух и более людей, освоение которых очень важно для социализации личности; 2)Ритуализмы – это ритуально выглядящие типы повелдения, для которых характерно механическое повторение и буздушный автоматизм; 3)При неправильном развитии появляются ритуализмы: - детский «аутизм» (связан с изъянами материнского ухода); - идолопоклонство у взрослых («визуальная форма наркомании» – по Э.Эриксону); - «легализм» (правонарушения у подростков – как следствия бессмысленных выхолощенных ритуализаций, как следствие неудачного поиска новых ритуалов); - формализм (как следствие чрезмерной ритуализации); - морализм (как следствие подавления свободной инициативы). 4) Необходимо специально создавать новые ритуалы. Соединяющие в себе благоговение, правосудие и драму, закрепляющие мировоззрение данного общества (фестивали, спартакиады, хитпарады и т.п.)… 15.Наиболее ценные достижения Э.Эриксона: 1) Перенес ударение с «Оно» на «Я» (это концепция об отношении «Я» и общества); 2) Вводится новая система, в которой развивается ребенок: - для З.Фрейда – это треугольник: мать-отец-ребенок; - для Э.Эриксона – это более широкая система социальных отношений (включая историю общества); 3) Его теория отвечает требованиям времени: - цель Э.Эриксона – выявить генетические возможности для преодоления психологических жизненных кризисов; - если у З.Фрейда – акцент на этиологию патологического развития, то у Э.Эрикосона – на изучение условий успешного развития. 4)Стать взрослым (по Э.Эриксону) – не только освоить современную технологию и включиться в свою социальную группу, но и уметь отвергать чужое мировоззрение и чужую идеологию. 5) Концепция Э.Эриксона называется «эпигенетической концепцией жизненного пути личности» т.к.: - эпигенетический принцип используется при изучении эмбрионального развития (по принципу: все, что растет, имеет общий план…); - сама последовательность стадий – результат биологического созревания, но содержание развития определяется ожиданиями от человека со стороны общества, к которому он принадлежит… |