МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Глава 19. Эмоциогенные ситуации





те, на силу его мотива. Освобождение от неукоснительного соблю­дения формальных требований администрации, возможность опре­делять режим своей деятельности, обсуждение всем коллективом общих вопросов, дружеская атмосфера способствуют удовлетво­рению потребности человека в уважении со стороны других, по­требности считаться значимым членом группы, принадлежать этой группе, ставшей для него референтной. Удовлетворенность соци­ально-психологическим климатом в группе, коллективе значи­тельно влияет и на общую удовлетворенность работой, создает устойчивость мотива к этой работе.

Влияние общественного внимания (моральных стимулов). Согласно теории человеческих отношений (Э. Мэйо), даже мини­мальные проявления внимания и заботы к нуждам работников (например, улучшение освещения в рабочем помещении, мораль­ное поощрение на собрании и т. п.) повышает производительность труда. Но особенно повышается мотивация, когда человек знает, что его труд нужен обществу.

Однако чрезмерное проявление общественного внимания мо­жет иметь и негативные последствия (может появиться, напри­мер, «звездная болезнь» со всеми ее отрицательными сторонами), которые меняют направленность личности, ослабляют устремлен­ность к творческим достижениям.

Кроме того, повышенная ответственность людей с высокой тревожностью может привести к тому, что, излишне волнуясь, же­лая оправдать общественное внимание, человек может снизить эффективность своей деятельности.

Привлекательность объекта потребности. Сила потребнос­ти и энергетика мотива определяются привлекательностью объекта, вызывающего потребность. Привлекательность может значительно усиливаться в связи с таинственностью объекта или с запретом его использования. В первом случае стимулируется потребность в восприятии и исследовании (Р. Батлер). Во втором случае запрет что-то открыть, посмотреть, попробовать приводит к стимуляции познавательной мотивации и часто к обратному результату вслед­ствие возникающего у человека любопытства, появлению значи­мости запрещаемого вследствие приписывания «запретному» пло­ду положительной валентности.

Привлекательность другого человека обозначают термином ат­тракция (от лат. attrahere — привлекать, притягивать). На основе ее возникает привязанность как личностная потребность в обще­нии с этим человеком, как особая социальная установка на этого


________ 19.3. Мотивирующий потенциал различных видов стимуляции

человека, как специфическое эмоциональное отношение к нему (симпатия и даже любовь или, наоборот, антипатия и ненависть).

Известно, что люди притягиваются друг к другу либо по сход­ству, либо по контрасту. Однако природа этого явления остается до сих пор невыясненной.

Привлекательность содержания деятельности. Деятель­ность может привлекать, интересовать человека с разных сторон Это может быть неизвестность загадочность конечного результата (например, для ученого, путешественника, геолога, читателя де­тективов) или трудность решаемой задачи, которая «бросает вы­зов» самолюбию человека («смогу или не смогу»).

Очень часто, решая какую-либо задачу или проблему, человек испытывает удовольствие от напряжения и продуктивности дея­тельности, и, как следствие, у него повышаются сила и устойчи­вость мотива ее выполнения.



Наличие перспективы, конкретной цели. В ряде исследований показано, что:

• сила мотива и эффективность деятельности зависят от того,
насколько ясно осознается человеком цель, смысл деятельности;

• неопределенность будущего снижает мотивацию и целеу­
стремленность;

• близость цели, равно как и наличие представления о конеч­
ных результатах деятельности, сильнее побуждают к достижению
этой цели;

• длительное ожидание, откладывание на неопределенный срок
удовлетворения потребности часто приводит к «охлаждению» че­
ловека, к потере желания, интереса.

Тот же эффект оказывает и неясность цели, ее неконкретность.

Прогноз и активность человека. При выборе цели человек строит прогноз о вероятности ее достижения в данных условиях, при этом учитывается, естественно, прошлый опыт — положи­тельный или отрицательный. В зависимости от знака этого опыта эффективность деятельности может быть различной.

Функциональные состояния. Имеется ряд состояний челове­ка, которые резко уменьшают его мотивационный потенциал. Так, при монотонности жизни, психическом пресыщении, утомлении исчезает желание выполнять работу, к которой вначале имелся положительный мотив.

Особенно сильно и длительно влияет на снижение мотиваци-онного потенциала состояние депрессии, которое характеризуется отрицательным эмоциональным фоном (подавленностью, тоской, отчаянием) из-за неприятных, тяжелых событий в жизни челове-


               
   
     
   
 
 
 

Глава 19. Эмоциогенные ситуации

ка и сопровождающееся чувством беспомощности, неуверенности в своих возможностях, чувством бесперспективности. Сила по­требностей, влечений резко снижается, что приводит к пассивно­му поведению, безынициативности.

В то же время могут возникать некоторые навязчивые состоя­ния (непроизвольно, внезапно появляющиеся в сознании тягост­ные мысли, представления или побуждения к действию), при ко­торых мотивационный потенциал резко увеличивается.

Большое влияние на снижение мотивационного потенциала оказывает «профессиональное выгорание». Синдром выгорания (burnout) представляет собой набор негативных психических пе­реживаний, «истощение» от длительного воздействия напряже­ния в профессиях, которые связаны с интенсивными межличност­ными взаимодействиями, сопровождающимися эмоциональной насыщенностью и когнитивной сложностью. Термином «выгора­ние» описываются характеристики психического состояния здо­ровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами при оказании им профессиональной помощи (X. Фрей-денбергер).

Выделяют три главных компонента выгорания:

эмоциональное истощение проявляется в ощущениях эмоцио­
нального перенапряжения и в чувстве опустошенности, исчерпан­
ности своих эмоциональных ресурсов. Человек чувствует, что не
может отдаваться работе целиком;

деперсонализация связана с возникновением равнодушного,
негативного и, даже циничного отношения к людям, обслуживае­
мым по роду работы. Контакты с ними становятся обезличенными
и формальными; возникающие негативные установки могут пона­
чалу иметь скрытый характер и проявляться во внутренне сдер­
живаемом раздражении, которое со временем прорывается наружу
и приводит к конфликтам;

сниженная рабочая продуктивность (редуцирование личност­
ных достижений) проявляется в снижении оценки своей компе­
тентности (в негативном восприятии себя как профессионала),
недовольстве собой, уменьшении ценности своей деятельности,
негативном отношении к себе как к личности. Появляется безраз­
личие к работе.

Быстрота возникновения выгорания зависит от личностных
особенностей. Необщительные, застенчивые, эмоционально неу­
стойчивые люди, импульсивные и нетерпеливые, с меньшей само­
достаточностью, высокой эмпатией и реактивностью более склон­
ны к развитию выгорания. :■:,.:'..■■.


_______ 19.3. Мотивирующий потенциал различных видов стимуляции

Имеют значение и производственные факторы. Выгорание раз­вивается раньше, если работник:

а) оценивает свою работу как незначимую;

б) не удовлетворен профессиональным ростом;

в) испытывает недостаток самостоятельности, считает, что его
излишне контролируют;

г) полностью поглощен своей работой (трудоголик);

д) испытывает ролевую неопределенность вследствие нечет­
ких к нему требований;

е) испытывает перегрузку или, наоборот, недогрузку (послед­
нее порождает чувство своей ненужности).

Состояние выгорания развивается постепенно, поэтому целе­сообразно время от времени проводить обследование работников для выявления ранних симптомов этого состояния и предупреж­дения снижения мотива к выполняемой профессиональной дея­тельности.

Вопросы и задания для самоконтроля

1.Что является причиной возникновения эмоциогенной си­туации?

2. Чем может быть вызвана недостаточность приспособитель­
ных возможностей человека к какой-либо ситуации?

3. Какие проявления избыточной мотивации вы знаете?

4. Назовите наиболее типичные реакции человека на фрустра­
цию.

5. Что такое оптимум мотивации? Объясните сущность вы­
явленной Р. Йерксом и Дж. Додсоном закономерности.

6. Какие факторы могут оказывать влияние на сил}' мотива?

7. При каких условиях материальное вознаграждение оказыва­
ет значимое стимулирующее воздействие на производительность
труда?

8. Каким образом ситуации соревнования мотивируют деятель­
ность людей?

9. Какое влияние на выполнение человеком простых и слож­
ных действий оказывает присутствие других людей?

 

10. Как ясность и конкретность для человека целей деятельнос­
ти связаны с силой его мотивации?

11. Какое влияние на мотивацию человека оказывают состояние
Депрессии, монотония, утомление, пресыщение, выгорание и др.?


Глоссарий


ГЛОССАРИЙ

Абсолютный порог ощущения верхний — максимальная сила раз­дражителя, при которой еще возникает адекватное действующему раздра­жителю ощущение.

Абсолютный порог ощущения нижний минимальная сила раздра­жителя, вызывающая едва заметное ощущение. Определяет уровень абсо­лютной чувствительности данного анализатора.

Абстрагирование (от лат. abstractio — отвлечение) — операция мыш­ления, посредством которой субъект, вычленяя какие-либо признаки изу­чаемого объекта, отвлекается от остальных.

Агглютинация (от англ. agglutination — склеивание) — механическое соединение, комбинация отдельных элементов или частей нескольких пред­метов в один образ.

Агрессивное поведение — враждебные действия, целью которых яв­ляется нанесение страдания, ущерба другим; одна из форм реакций на ;>устрацию потребностей и конфликт.

Агрессия (от лат. aggressio — нападение) — один из механизмов пси­хологической защиты. Возникает как защита от фрустрации, при этом направляется не на фрустрирующий фактор, а на некий вторичный объ­ект, ошибочно принимаемый за источник фрустрации.

Адаптация сенсорная изменение чувствительности анализатора в результате его приспособления к силе и продолжительности действующе­го раздражителя.

Адаптация эмоциональная притупление, снижение интенсивнос­ти эмоциональных реакции (вплоть до полного их исчезновения) при долгом повторении одних и тех же воздействий.

Аккомодация (от лат. accomodatio — приспособление к чему-либо) — 1) изменение кривизны хрусталика глаза при приближении или удалении предмета, на который смотрит человек; 2) в теории Ж. Пиаже — способ изменения схем действий индивида вследствие взаимодействия со средой.

Аккумуляция аффективная накопление аффективного возбужде­ния в результате повторения провоцирующих аффект ситуаций, что приво­дит к аффективному взрыву при отсутствии исключительных обстоятельств.

Активация нейронное возбуждение ретикулярной формации ство­ла мозга с сопутствующими изменениями электроэнцефалографических показателей.

Акцентирование (или заострение) — выделение и подчеркивание какой-либо части, детали в создаваемом образе.

Акцептор действия — в теории функциональных систем П.К. Анохи­на — афферентная модель ожидаемого результата.

Амбивалентность (от лат. kmbo — оба и vakntis -- имеющий силу) — противоречивость эмоционального переживания, связанная с двойствен­ным отношением к чему или кому-либо и характеризующаяся его одно­временным принятием и отвержением.


Анализ мыслительная операция, с помощью которой осуществля­ется мысленное расчленение предмета, явления, ситуации и выявление составляющих его элементов, частей, моментов.

Анализ результатов деятельности — методы опосредованного изу­чения психологических явлений по практическим результатам и предметам труда, в которых воплощаются творческие силы и способности людей.

Анализатор специальный нервный аппарат, принимающий воздей­ствие определенных раздражителей и трансформирующий их в ощущения.

Анкетирование вид письменного опроса, существенной особен­ностью которого является опосредованный характер взаимодействия между исследователем и респондентом (отвечающим), которые общаются при помощи анкеты, причем респондент сам читает предлагаемые ему вопро­сы и сам фиксирует свои ответы.

Антиципация (от лат. anticipatio — предвосхищаю) — способность человека предвидеть будущие, предстоящие события.

Апатия — равнодушное, безразличное настроение, полное отсутствие эмоционально окрашенного отношения к окружающему миру и самому себе.

Апперцепция зависимость восприятия от опыта, знаний, интересов и установок личности.

Архетипы — в теории К.Г. Юнга — универсальные прообразы пове­дения, мышления, мировосприятия. Проявляют себя независимо от инди­видуального опыта человека.

Ассимиляция (от лат. assimilatio — усвоение, уподобление, слияние) — в теории Ж. Пиаже — процесс приспособления новой информации к су­ществующим у индивида схемам действий, без изменения их в принципе.

Ассоциация связь между психическими явлениями, при которой одно явление вызывает в сознании другое благодаря их схожести, смеж­ности или противоположности.

Атрибуция (от лат. attribuo — придаю, наделяю) — приписывание субъектом предполагаемых причин какому-либо интерпретируемому явлению.

Аттракция (от лат. attrahere — привлекать, притягивать) — привле­кательность другого человека, на основе которой возникает привязан­ность как личностная потребность в общении с этим человеком, как осо­бая социальная установка на этого человека, как специфическое эмоцио­нальное отношение к нему (симпатия и любовь).

Аффект интенсивная и кратковременная эмоциональная реакция на внезапные, чаще всего угрожающие ситуации, сопровождающаяся вы­раженными экспрессивными и вегетативными проявлениями.

Аффект неадекватности отрицательное эмоциональное пережи­вание, возникающее в связи с неуспехом в деятельности и характеризую­щееся либо игнорированием самого факта неуспеха, либо нежеланием признать себя его виновником.

Аффективные следы (или аффективные комплексы) — образование специфического опыта, актуализирующегося при столкновении с отдель­ными элементами вызвавшей аффект ситуации и предупреждающего о возможном ее повторении.

Афферентные пути нервные каналы, обеспечивающие передачу нервного возбуждения от рецепторов в кору головного мозга.


Глоссарий

Беседа вид устного опроса, характеризующийся большой свободой проведения, как правило непринужденной обстановкой, а также возмож­ностью изменять содержание вопросов в зависимости от ситуации и осо­бенностей испытуемого. Является достаточно универсальным методом, который может применяться на разных стадиях исследования (как для проведения первичной ориентировки, так и для уточнения выводов, полу­ченных другими методами, особенно методами наблюдения).

Бессознательное совокупность психических явлений, в функциони­ровании и влиянии которых человек не отдает себе отчета.

Бинокулярное зрение (от лат. birti — два и oculus — глаз) — механизм восприятия глубины, удаленности и объемности предметов (стереоскопи­ческое восприятие).

Бихевиоризм (от англ. behavior — поведение) — психологическое па-правление, подчеркивающее роль научения и приоритет объективных ме­тодов при изучении человека.

Благо — в концепции B.C. Магуна — состояния и процессы субъекта и его внешней среды, которые являются причинами (факторами, условия­ми) его сохранения и развития.

Боль неприятное ощущение, которое сопровождает повреждение тка­ней и побуждает человека к защитному или восстанавливающему поведению.

Валентность привлекательность, притягательность чего-либо.

Валидность — мера соответствия результатов исследования объек­тивным внешним критериям, такое качество метода, которое выражается в соответствии тому, для изучения и оценки чего он предназначен.

Вегетативная нервная система — часть нервной системы, осуще­ствляющая управление деятельностью внутренних органов: пищеварени­ем, кровообращением, дыханием, обменом веществ и др.

Вербальные функции (от лат. verbalis — словесный) — процесс опе­рирования различными формами знакового (словесного) материала.

Вестибулярный аппарат анализатор, позволяющий оценивать по­ложение тела в пространстве и изменения направления движения.

Взаимодействие ощущений изменение (повышение или пониже­ние) чувствительности анализаторов под влиянием раздражителя других органов чувств.

Вина переживание, возникающее в ситуации нарушения внутреннего морально-этического стандарта поведения, сопровождающееся самоосуж­дением и раскаянием.

Влечение первичное неосознаваемое побуждение, проявление по­требности человека в чем-либо. Тесно связано с элементарными чувства­ми удовольствия и неудовольствия.

Внимание — направленность и сосредоточенность сознания на опре­деленных объектах или определенной деятельности при отвлечении от всего остального.

Внимание непроизвольное — внимание, возникающее без намерения человека увидеть или услышать что-либо, без заранее поставленной цели и усилий воли, обычно под воздействием сильного, нового или неожидан­ного раздражителя.

Внимание послепроизвольное — внимание, наступающее после произ­вольного через вхождение в деятельность и возникающий в связи с этим


Глоссарий

интерес, в результате чего сосредоточенность сохраняется в течение дли­тельного времени без напряжения и волевых усилий.

Внимание произвольное — активное, целенаправленное сосредоточе­ние сознания, поддержание уровня которого связано с определенными волевыми усилиями, необходимыми для борьбы с более сильными воз­действиями.

Внутренняя среда организма — комплекс жидкостей (крови, лим­фы, тканевой жидкости), омывающих клеточные элементы и принимаю­щих определенное участие в питании и обмене органов и тканей.

Воля — психический процесс достижения сознательно поставленных целей, преодолевая различные внешние и внутренние препятствия. Обес­печивает сознательное регулирование психической деятельности и неза­висимость поведения от объективных причин.

Воображение психический процесс создания новых образов на основе ранее воспринятых, отражение реальной действительности в но­вых непривычных сочетаниях и связях. Воображение позволяет человеку выйти за пределы реального мира во времени и пространстве, дает воз­можность еще до начала работы представить себе результат труда, играет огромную роль в преобразовании объективного мира.

Воображение активное — создание образов по желанию человека, когда он усилием воли вызывает у себя соответствующие образы.

Воображение воссоздающее разновидность активного воображе­ния, создание тех или иных образов по их описанию.

Воображение пассивное — создание образов, которые не воплоща­ются в жизнь, не реализуются в деятельности. Образы пассивного во­ображения возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.

Воображение творческое — разновидность активного воображения, возникающее в процессе труда и предполагающее самостоятельное созда­ние образов, реализуемых в оригинальных и общественно значимых про­дуктах деятельности.

Восприятие психический процесс целостного отражения предме­тов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии на наши органы чувств.

Восприятие времени — отражение объективной длительности, ско­рости, темпа, ритма и последовательности явлений действительности.

Восприятие движения отражение изменения положения, которое предмет занимает в пространстве.

Восприятие пространства представляет собой интегрированный образ из восприятия формы, величины, взаимного расположения объек­тов, их удаленности и направления, в котором они находятся.

Восприятие объектов построение целостных образом объектов материальной действительности.

Воспроизведение — процесс извлечения сохраненной в памяти инфор­мации, реконструкция информации без повторного восприятия объекта.

Временной порог — минимальная продолжительность воздействия раздражителя, необходимая для возникновения ощущения.

Высшие психические процессы — сложные, прижизненно формиру­ющиеся системные психические процессы, социальные по своему проис­хождению (произвольная память, речь и др.).


Глоссарий________________________________________________

Галлюцинация — форма пассивного непреднамеренного воображе­ния, при которой человеком воспринимается несуществующий объект, однако он абсолютно убежден в его реальности. Является результатом тех или иных нарушений психики или работы организма и сопровождает некоторые болезненные состояния.

Генерализация эмоциональная (от лат. generalis — общий) — воз^ никновение эмоциональных переживаний под воздействием индифферент­ных раздражителей, схожих с эмоциогенными.

Гештальт (от нем. Gestalt — форма, структура) — целостные (несво­димые к сумме своих частей) структуры сознания.

Гиперболизация — увеличение или уменьшение образа предмета, из­менение количества частей предмета или их смещение.

Гипертимия повышенный фон настроения, характеризующийся жизнерадостностью, бодростью, оптимистичностью, двигательным и рече­вым возбуждением.

Гипоталамус (от греч. hypo — под и thalamos — комната; син.: подбу-горье) — отдел промежуточного мозга, расположенный к низу от таламуса под гипоталамической бороздой и представляющий собой скопление нерв­ных клеток с многочисленными афферентными и эфферентными связями.

Гипотеза научно обоснованное, вполне вероятное предположение, требующее специального доказательства для своего окончательного ут­верждения в качестве теоретического положения.

Гнев эмоция, вызываемая состоянием дискомфорта, ограничения или фрустрации, характеризующаяся мобилизацией энергии, высоким уров­нем мышечного напряжения, самоуверенностью и порождающая готов­ность к нападению или другим формам активности.

Гомеостаз тенденция организма поддерживать относительно ста­бильное состояние своей внутренней среды посредством различных форм саморегуляции.

Грезы форма пассивного воображения, связанная с потребностями человека и выступающая как замена деятельности, уход от действитель­ности, от кажущихся неразрешимыми задач.

Дедукция (от лат. deductio — выведение) — вид умозаключения, в ко­тором осуществляется переход от общего к частному.

Депрессия (от лат. depressio — подавленность) — синдром, характери­зующийся пониженным настроением, торможением интеллектуальной и мо­торной деятельности, снижением витальных побуждений, пессимистически­ми оценками себя и окружающей действительности.

Депривация лишение, утрата или приближающаяся к ним по вы­раженности и значению для субъекта недостаточность чего-то желанного, необходимого.

Деятельность система процессов активного и целенаправленного взаимодействия человека с окружающим предметным миром, в ходе ко­торого он реализует определенные жизненные отношения к нему и удов­летворяет ведущие потребности.

Деятельность внешняя предметно-практическая деятельность.

Деятельность внутренняя умственная деятельность. Формирует­ся на основе внешней в процессе ее интериоризации и имеет единую с ней структуру.


________________________________________________ Глоссарий

Динамические стереотипы (от греч. dinamikos — подвижный, stereos отпечаток) — интегральная система первичных условно-рефлекторных ответов, соответствующая сигнальной, порядковой и временной характе­ристикам стимульного ряда. Вся система условно-рефлекторных ответов разворачивается в полном объеме при предъявлении даже одного стиму­ла, имеющего ответ в цепочке рефлексов.

Дистимия (или гипотимия) — сниженный, тоскливо-печальный фон настроения, характеризующийся пассивностью, унынием и пессимистич­ным отношением к действительности.

Дисфория злобно-тоскливое настроение, характеризующееся раз­дражительностью, циничностью, недовольным, враждебным или агрес­сивным отношением ко всему окружающему.

Дифференциация (от лат. differentia — различие) — сторона процесса развития, связанная с разделением, расчленением глобальных, целостных и однородно-простых (слитных) форм на части, ступени, уровни, формы. Результатом дифференциации может быть как полная автономия выде­лившихся систем, так и установление новых взаимосвязей между ними, т.е. усложнение системы.

Доминанта временно господствующий в коре головного мозга очаг возбуждения. Характеризуется способностью накапливать в себе воз­буждения и тормозить работу других нервных центров.

Желание осознаваемое побуждение, особенностью которого явля­ется ясное и определенное представление цели, к которой стремится че­ловек, при отсутствии или смутном представлении о средствах, с по­мощью которых эту цель можно достигнуть.

Забывание — процесс, приводящий к невозможности или ошибоч­ности воспроизведения закрепленного в памяти материала, к утрате его четкости и уменьшению объема.

Закон Бугера—Вебера — один из фундаментальных психофизичес­ких законов: дифференциальный порог ощущения для разных органов чувств различен, но для одного и того же анализатора представляет собой постоянную величину.

Запечатление — непреднамеренное, непроизвольное запоминание.

Запоминание процесс, посредством которого вновь поступающая информация связывается с уже имеющейся в памяти.

Знак некая внешняя чувственная данность, условный заместитель или метка чего-то другого. Является чувственным носителем значения слова.

Значение обобщенное отражение предметного содержания слова, свернутая, идеально представленная операция, общественно выработан­ный способ действия с предметом.

Идентификация — стадия восприятия, на которой происходит отож­дествление двух одновременно воспринимаемых образов, или отнесение воспринимаемого объекта к эталону, хранящемуся в памяти.

Идеомоторика — микродвижения, сопровождающие создание обра­зов представлений.

Избирательность восприятия — преимущественное выделение од­них объектов по сравнению с другими.

Иллюзия — искаженное восприятие реально существующей действи­тельности.


Глоссарий

Импритинг (от англ. imprint — запечатлевать) — способность ново­рожденных в первые дни и часы жизни реценторно фиксировать и запо­минать подвижные предметы, находящиеся в непосредственной близости. Превращение случайно возникшей ситуации в мотивационную.

Индукция (от лат. inductio — введение) — вид умозаключения, в ко­тором осуществляется переход от частного к общему, от отдельных фактов к общим выводам, обобщениям.

Инерция сенсорная время, в течение которого ощущение сохраня­ется после окончания воздействия раздражителя.

Инсайт внезапное и невыводимое из прошлого опыта понимание существующих отношений и структуры ситуации в целом, посредством которого осуществляется осмысленное решение проблемы.

Инстинкт совокупность врожденных действий человека, представ­ляющих собой сложные безусловные рефлексы, необходимые для адапта­ции и выполнения жизненно важных функций (пищевой, сексуальный и защитный инстинкты, инстинкт самосохранения и т.д.).

Интеграция объединение в единое целое ранее разнородных частей и элементов. Характеризуется ростом объема и интенсивностью взаимосвязей и взаимодействия между элементами, их упорядочиванием и самоорганизацией в целостное образование с появлением качественно новых свойств.

Интеллект — обобщенная характеристика умственных способностей человека; глобальная интегральная способность человека, характеризую­щая его возможности в адаптации.

Интеллект искусственный искусственные системы, способные решать мыслительные задачи.

Интеллект сенсомоторный в концепции Ж. Пиаже — первая ста­дия в развитии интеллекта (от рождения до 2 лет). Мыслительные опера­ции предстают сначала в виде элементарных действий с конкретными предметами (схем действий), затем они интегрируются с другими дей­ствиями и в ходе последующего развития интериоризируются, что ведет к возникновению собственно мыслительных операций.

Интервью (от англ. interview — встреча, беседа) — метод получения информации на основе вербальной коммуникации, вид беседы исследова­теля с лицом или группой лиц, ответы которых служат исходным матери­алом для научных обобщений.

Интерес — в теории К. Изарда —- интеллектуальная эмоция, чувство вовлеченности, повышающее способность человека к восприятию и обра­ботке поступающей из внешнего мира информации, стимулирующее и упорядочивающее его активность.

Интериоризация (от лат. interior — внутренний) — формирование внутренних структур человеческой психики в процессе осуществления внешней деятельности.

Интерференция (от лат. inter — взаимно, между собой и ferio — уда­ряю, поражаю) -- взаимодействие нескольких процессов, при котором возникает нарушение (подавление) одного из них.

Интроспекция (от лат. introspecto — смотрю внутрь) — 1) самонаб­людение за собственными состояниями сознания; 2) метод исследования, предложенный В. Вундтом для изучения психических явлений, прежде всего их качественных характеристик.


 


Глоссарий

Интуитивная оценка объекта в теории М. Арнольд — познава­тельная детерминанта эмоций, характеризующаяся мгновенностью, не­посредственностью и непреднамеренностью.

Информация прагматическая в теории П.В. Симонова — инфор­мация о средствах, ресурсах и времени, которыми субъект располагает в данный момент.

Информация прогностическая в теории П.В. Симонова — инфор­мация о средствах, ресурсах и времени, прогностически необходимых для удовлетворения потребности.

Иррадиация эмоциональная — распространение эмоционального пе­реживания с обстоятельств, его первоначально вызвавших, на все, что че­ловеком воспринимается.

Квазипотребность в теории К. Левина — потребность, возникаю­щая на основе намерений субъекта и принятых им задач.

Классификация — способность группировать объекты по какому-ли­бо признаку.

Когнитивные процессы — совокупность процессов, обеспечивающих преобразование сенсорной информации от момента попадания стимула на рецепторные поверхности до получения ответа в виде знания.

Когнитивный диссонанс расхождение между ожидаемой и дей­ствительной информацией.

Кожно-гальваническая реакция (КГР) изменение электрического сопротивления или разности потенциалов кожи под влиянием возникаю­щих эмоций.

Колбочки — светочувствительные клетки, расположенные в центре сетчатки, функционируют только при дневном свете и отражают хрома­тические цвета (обеспечивают цветовое зрение).

Коммуникация — передача информации посредством языка и других знаковых средств.

Коллективное бессознательное в теории К. Г. Юнга — глубинная часть бессознательного, в которой запечатлен общечеловеческий опыт в виде архетипов — универсальных прообразов поведения, мышления, ми­ровосприятия.

Конвенциальная мимика — общепринятый в данной культуре спо­соб выражения эмоций.

Конвергенция глаз (от лат. converge — сближаюсь, схожусь) — сведе­ние зрительных осей в одну точку. Необходима для того, чтобы изобра­жение рассматриваемого объекта не двоилось.

Константность восприятия независимость от изменения усло­вий восприятия (освещенности, расстояния, угла зрения и т.д.), благода­ря чему предметы воспринимаются как относительно неизменные по фор­ме, цвету, величине.

Контент-анализ метод выявления психологических особенностей автора текста (или других носителей информации), в котором выделяют­ся смысловые единицы и осуществляется замер частоты их повторения.

Контраст ощущений — изменение интенсивности и качества ощуще­ний под влиянием предшествующего или сопутствующего раздражителя.

Концепция дискретности сенсорного ряда представление об устройстве сенсорной системы по пороговому, прерывистому принципу (Г.Т.Фехнер).


Глоссарий


Глоссарий


 


Латентный период — время, которое проходит между началом дей­ствия раздражителя и появлением ощущения.

Личное бессознательное в теории К.Г. Юнга — часть бессозна­тельного, которая возникает в результате собственного опыта человека и содержит вытесненные индивидуальные впечатления и переживания.

Локус контроля — система убеждений человека относительно того, в какой степени он контролирует события в своей жизни и где располага­ются силы, влияющие на его судьбу и исход любых его действий.

Ментализация потребности — отражение в сознании содержания потребности или отдельных ее сторон.

Метод — путь научного исследования или способ познания какой-ли­бо реальности, совокупность приемов и операций, направленных на изу­чение психологических явлений.

Метод биографический анализ материалов биографического ха­рактера, проливающий свет на психологические особенности личности человека и их развитие (установление конкретных биографических дан­ных личности, изучение ее автобиографии, дневников, писем, воспомина­ний и свидетельств очевидцев, а также аудио- или видеозаписей, кино- и фотодокументов и других материалов).

Метод экспертных оценок используется на начальном этапе иссле­дования при определении проблемы и целей исследования и на заключи­тельном этапе как один из способов контроля и проверки полученной информации.

Методика сумма частных приемов, позволяющих применить тот или иной метод к дайной специфической предметной области для накоп­ления и систематизации эмпирического материала.

Методология учение о принципах построения, формах и методах научного познания и преобразования действительности.

Методы статистические — математические методы, применяемые при анализе полученных в исследовании данных. Основываются на зако­нах больших чисел, что требует достаточно большого числа наблюдений. Полученные при статистической обработке материала выводы могут от­личаться различной степенью вероятности объективной возможности по­вторения или обнаружения при данных условиях.

Мечта форма активного воображения, представляющая собой ото­двинутые во времени желания и являющаяся необходимым условием претворения в жизнь творческих сил человека, направленных на преобра­зование действительности; положительно окрашенная долговременная мо-тивациониая установка, направленная в будущее.

Мимика — координированные движения глаз, бровей, губ, носа и т.д.

Мнемические процессы совокупность процессов, обеспечивающих функционирование механизмов памяти: запоминания, сохранения, вос­произведения и забывания.

Мнемоника (или мнемотехника) — система приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем припоминаемого материала путем образования искусственных ассоциаций, часто с использованием образ­ного мышления.


Модальность ощущений — качественная характеристика ощущений, отражающая основной источник информации (зрительная модальность, слуховая и т.д.).

Моделирование — метод исследования, который заключается в по­строении моделей психических явлений и в изучении функционирования этих моделей с использованием полученных результатов в качестве дан­ных о закономерностях функционирования психики.

Модель редукции влечения в теории 3. Фрейда — модель функцио­нирования влечения, построенная на гомеостатическом (равновесие организ­ма тем выше, чем ниже уровень накопившегося напряжения) и гедонистичес­ком (всякое снижение уровня напряжения сопровождается чувством удовлет­ворения, всякое повышение — чувством неудовлетворения) принципах.

Мотив (от лат. movere — приводить в движение) — 1) внутреннее по­буждение к тому или иному виду активности, связанное с удовлетворени­ем потребностей и/или достижением целей; 2) в теории А.Н. Леонтьева — предмет удовлетворения потребности.

Мотивация — внутренняя детерминация поведения и деятельности че­ловека, а также психический процесс преобразования внешних воздействий во внутренние побуждения; вся совокупность различных побуждений: моти­вов, потребностей, интересов, стремлений, целей, влечений и т.д., что в наи­более широком смысле подразумевает детерминацию поведения вообще.

Мотивы смыслообразующие — в теории А.Н. Леонтьева — мотивы, побуждающие и направляющие деятельность и вместе с тем придающие ей личностный смысл.

Моторика двигательные функции организма, осуществляемые ске-летно-мышечной системой.

Мышление психический процесс опосредованного и обобщенного познания объективной действительности.

Мышление наглядно-действенное вид мышления, связанный с практическим преобразованием деятельности, осуществляемым с реальны­ми предметами.

Мышление наглядно-образное — вид мышления, характеризующий­ся опорой на представления и образы.

Мышление практическое вид мышления, направленный на преобра­зование окружающей действительности на основе постановки цели, выра­ботки планов, а также восприятия и манипулирования реальными предметами.

Мышление теоретическое — вид мышления, направленный на от­крытие законов, свойств объектов.

Наблюдение преднамеренное, систематизированное и целенаправ­ленное восприятие внешнего поведения человека с целью его последую­щего анализа и объяснения без какого-либо преднамеренного вмешатель­ства со стороны наблюдателя.

Наблюдение включенное — наблюдение, в ходе которого исследова­тель является непосредственным участником того процесса, который изу­чается, и фиксирует его как бы изнутри.

Наблюдение свободное наблюдение, не имеющее заранее установ­ленной программы, однако предполагает наличие замысла и системы мето­дологических приемов контроля и осмысления результатов. Чаще приме-


Глоссарий


Глоссарий


 


няется на начальной стадии исследования для определения проблемной ситуации и получения более конкретных знаний об объекте исследования.

Наблюдение скрытое — наблюдение, при котором человек или груп­па людей не знают и не подозревают о том, что за ними наблюдают. При­меняется тогда, когда характер наблюдаемого процесса или явления мо­жет внезапно и существенно измениться, если испытуемый узнает, что за ним наблюдают.

Наблюдение стандартизированное последовательное и целенап­равленное наблюдение, проводимое строго в соответствии с намеченной программой.

Надежность качество метода исследования, позволяющие полу­чить одни и те же результаты при многократном его использовании.

Намерение1)в теории К. Левина — волевой акт, создающий ситуа­ции, позволяющие человеку положиться на действие внешних стимулов так, что выполнение намеренного действия становится уже не волевым действием, а автоматическим, вытекающим из непосредственного требова­ния окружающего поля; 2) в концепции Л.И. Божович — побудитель дей­ствий, нанравленных на достижение промежуточных целей в процессе удов­летворения потребности человека. Связано с интеллектуальной активностью человека (осознанием средств достижения цели и принятием решения).

Настроение длительное эмоциональное состояние, интегрирую­щее все возникающие эмоциональные отклики на внешние и внутренние воздействия без отчетливого осознания их предметного содержания и образующее общий эмоциональный фон жизнедеятельности человека.

Обнаружение стадия восприятия, на которой наблюдатель выде­ляет объект из фона, но еще не может судить о его форме и признаках.

Обобщение — мыслительная операция, с помощью которой осуще­ствляется нахождение общих и характерных признаков и качеств данного класса объектов и явлений окружающей действительности. Является ос­новой для формирования понятий.

Объект исследования явление или процесс, на которые направле­но исследование.

Объем внимания количество объектов или их элементов, которые могут быть одновременно восприняты с одинаковой степенью ясности и отчетливости в один момент.

Опознание стадия восприятия, на которой человек выделяет су­щественные признаки объекта и относит его к определенному классу.

Опрос метод изучения психологических явлений путем получения ответов испытуемых на конкретные вопросы исследователя.

Оптимум мотивации зависимость между интенсивностью моти­вации и эффективностью деятельности человека: с усилением мотивации повышается качество исполнения, но до определенного предела, если она слишком велика — качество исполнения ухудшается (Р. Йеркс, Дж. Додсон).

Оптимум расхождения — оптимальное несоответствие между уста­новками и сигналами (их новизна, необычность, несоответствие), необхо­димое для возникновения положительных эмоций (Дж. Хант).

Ориентировочная реакция сложная реакция организма на новиз­ну ситуации. Проявляется в повышении чувствительности анализаторов и мобилизации энергетических ресурсов организма.


Осмысленность восприятия — понимание сущности воспринимае­мых предметов и явлений, связано с мышлением.

Основной психофизический закон — отношение между величинами физических раздражителей и интенсивностью вызываемых ими ощуще­ний (логарифмический закон Фехнера, степенной закон Стивенса).

Отвращение эмоциональная реакция отвержения, отстранения от физически или психологически вредных объектов.

Ощущение простейший психический процесс, состоящий в отра­жении отдельных свойств внешних предметов и явлений окружающего мира и внутренних состояний организма, воздействующих непосредствен­но в данный момент на органы чувств.

Ощущения болевые — ощущения, сопровождающие повреждение тка­ней и побуждающие человека к защитному или восстанавливающему по­ведению. Имеют важное биологическое значение, поскольку сигнализи­рует о необходимости отдалиться от раздражителя.

Ощущения вкусовые — ощущения, являющиеся отражением некото­рых химических свойств вкусовых веществ, растворенных в воде или слюне. Ощущения дистантные ощущения, вызванные раздражителями, действующими на органы чувств на некотором расстоянии (зрительные, слуховые, обонятельные).

Ощущения зрительные ощущения, возникающие в результате воз­действия световых лучей (электромагнитных волн) на чувствительную часть глаза — сетчатку (рецептор зрительного анализатора).

Ощущения интероцептивные ощущения, связанные с раздражением рецепторов, находящихся внутри организма. Отражают внутреннее состоя­ние организма (ощущения голода, жажды, сердечно-сосудистой, дыхатель­ной и половой системы, внутренние болевые и статические ощущения и др.). Ощущения контактные — ощущения, возникающие при непосред­ственном взаимодействии с органом чувств (вкусовые, болевые тактиль­ные, температурные).

Ощущения обонятельные — ощущения, возникающие вследствие про­никновения частиц пахучих веществ, распространяющихся в воздухе, в верхнюю часть носоглотки, где они воздействуют на периферические окон­чания обонятельного анализатора, заложенные в слизистой оболочке носа. Обеспечивают человека информацией о наличии в воздухе различных химических веществ.

Ощущения осязательные — кожные и мышечно-суставные ощуще­ния руки, являющиеся отражением формы, пространственного располо­жения и фактуры предметов.

Ощущения проприоцептивные (или двигательные) — ощущения, от­ражающие движение и состояние самого тела, положение конечностей, их движение и степень прилагаемого при этом усилия.

Ощущения слуховые ~ ощущения, возникающие в результате воз­действия звуковых волн (продольных колебаний частиц воздуха) на чув­ствительную часть уха (рецептор слухового анализатора). Ощущения тактильные — ощущения прикосновения. Ощущения температурные ощущения холода и тепла. Ощущения экстероцептивные ~ ощущения, возникающие от раз­дражения рецепторов, расположенных на поверхности тела (зрительные,



Глоссарий________________________________________________

слуховые, обонятельные, вкусовые, кожные: прикосновения-давления, теп­ла, холода, болевые и осязательные).

Палочки светочувствительные клетки, расположенные по краям сетчатки, функционируют в любое время суток и отражают ахроматичес­кие цвета (обеспечивают черно-белое зрение).

Память — психический процесс запоминания, сохранения и после­дующего воспроизведения индивидом своего опыта, делающий возмож­ным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.

Память вербалъно-логическая — память на слова, мысли и логичес­кие отношения.

Память двигательная — запоминание, сохранение и воспроизведе­ние простых и сложных движений.

Память механическая способность запоминать без осознания ло­гической связи между различными частями воспринимаемого материала.

Память непроизвольная автоматическое запоминание и воспро­изведение, без всяких волевых усилий.

Память образная — память на представления.

Память оперативная — память, обеспечивающая выполнение опе­ративной задачи, связана с обработкой текущей информации.

Память произвольная целенаправленное запоминание с помощью волевых усилий.

Память эйдетическая память, характеризующаяся возникновени­ем ярких и детализированных зрительных образов.

Память эмоциональная память на эмоции и чувства.

Парасимпатический отдел вегетативной нервной системы обеспе­чивает восстановление нарушенного равновесия в организме, ресурсов, что проявляется в урежении сокращений сердца, снижении артериально­го давления, усилении моторики и секреции пищеварительного тракта.

Переживание — проявление субъективного отношения человека к какому-либо внешнему или внутреннему событию его жизни, выражаю­щее характер (полезность, необходимость, опасность и т.д.) и степень его значимости для субъекта.

Переключаемость внимания — способность быстро выключаться из одних видов деятельности и включаться в новые виды деятельности.

Перцептивные процессы психические процессы, обеспечивающие восприятие и построение образов предметов и явлений окружающей дей­ствительности.

Печаль переживание утраты (временной/постоянной, реальной/во­ображаемой, физической/психологической) объекта удовлетворения по­требности, вызывающее замедление умственной и физической активнос­ти, общего темпа жизни человека.

Пирамида потребностей в теории А. Маслоу — иерархически орга­низованная система потребностей человека, в которой нижний уровень за­нимают витальные потребности, далее — потребности в безопасности, при­вязанности, признании. Самый высокий уровень — потребности в самоакту­ализации. Потребности более высоких уровней могут быть удовлетворены только после удовлетворения потребностей нижележащих уровней.


Глос<

Пневмограмма (ПГ) — регистрация внешнего дыхания. Использует­ся для оценки психофизиологической напряженности.

Поведение — внешне наблюдаемые действия.

Подкрепление — в классическом обусловливании — процедура, при ко­торой безусловный стимул связывается с появлением условного; воздей­ствия, усиливающие вероятность повторения предшествовавшей им реакции.

Познавательная деятельность — сознательная деятельность субъ­екта, направленная на приобретение информации об объектах и явлениях реальной действительности, а также конкретных знаний.

Помехоустойчивость сила постороннего раздражителя, способно­го отвлечь внимание от предмета деятельности.

Понимание — процесс сближения познавательных взаимодействий с объектом различных субъектов, составляющих совокупный субъект дея­тельности; то общее, что формируется в психике индивидов, составляю­щих совокупный субъект деятельности.

Понятие — форма мышления, отражающая существенные свойства, свя­зи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов.

Понятия житейские — понятия, которыми пользуются люди в по­вседневном языке и обыденном общении. Отличаются меньшей по срав­нению с научными понятиями определенностью и точностью, большей изменчивостью формулировок и слабой операциональностью.

Порог восприятия — минимум признаков, необходимых для опозна­ния объекта.

Порог ощущения оперативный — величина сигнала, при которой точность и скорость его различения достигает максимума.

Порог ощущения дифференциальный (порог различения) — мини­мальное различие между двумя раздражителями, вызывающе едва замет­ное различие ощущений.

Порог чувствительности — величина стимула, необходимая для того что­бы в результате действия раздражителя на органы чувств возникло ощущение.

Потребности витальные — жизненно важные, органические потреб­ности, непосредственно связанные с биологической сущностью человека и необходимые для физического выживания человека (потребности в пище, питье, кислороде, в физической активности, сне, защите от экстре­мальных температур, сенсорной стимуляции).

Потребности невротические в теории К. Хорни — побудитель­ные тенденции, помогающие справляться с чувствами отверженности, враж­дебности и беспомощности. Имеют избыточный характер.

Потребность — отражение необходимости (нужды, желанности) че­го-то для человека в данный момент, часто переживаемое как внутреннее напряжение (потребностное состояние) и побуждающее его психическую активность.

Предмет исследования та сторона объекта, которая непосредствен­но подлежит изучению.

Предметность восприятия адекватность, соответствие образов восприятия реальным предметам действительности.

Предсознателъное в теории 3. Фрейда — то, что не осознается в данный момент, но может легко вернуться в сознание.


Глоссарий


Глоссарий


 


Представление конструирование конкретных образов предметов и явлений, которые ранее воздействовали на наши органы чувств и кото­рые когда-либо воспринимались, но в данный момент не воспринимаются и воссоздаются на основе предыдущего опыта.

Представление продуктивное конструирование образов предме­тов, не воспринимаемых в данный момент времени, в контексте новых условий и с учетом всех основных свойств этих предметов. По своему со­держанию продуктивное представление близко к воображению.

Представление репродуктивное — механическое воспроизведение в памяти образов объектов реальной действительности, не воспринимае­мых в данный момент времени.

Презрение — чувство превосходства, ценности и значимости собствен­ной личности по сравнению с личностью другого человека (обесценивание и деперсонализация объекта презрения), повышающее вероятность совер­шения «хладнокровной» агрессии.

Припоминание специфическая мнемическая деятельность, направ­ленная на воспроизведение информации с использованием особых мне-мических приемов.

Проактивное торможение снижение способности к запоминанию нового материала из-за информации, воспринятой ранее.

Психика (от греч. psyche — душа) — способ организации живого тела, все те изменения в структуре нервной системы, которые возникли вслед­ствие взаимодействия человека с миром как в онто-, так и в филогенезе.

Психические процессы — последовательные изменения психических явлений для достижения определенного результата.

Психические свойства устойчивые особенности функционирова­ния психических явлений, определяющие качественно-количественные раз­личия людей в поведении и отношении к одним и тем же воздействиям физической и социальной среды.

Психические состояния — целостные характеристики психической деятельности за определенный промежуток времени. Отражают баланс психических процессов и свойств (психический эквивалент гомеостаза), определяют особенности (своеобразие) протекания психических процес­сов, обеспечивают целостность, согласованность и непротиворечивость всей психической деятельности человека, выражают степень уравновеши­вания человека с внешней средой в определенный период времени.

Психоанализ психологическое направление, подчеркивающее роль бессознательных процессов и раннего психосексуального развития человека.

Психолингвистика раздел психологии, изучающий закономернос­ти, лежащие в основе языка, обусловленность процессов речи и ее вос­приятия структурой соответствующего языка.

Психология (от греч. psyche — душа, logos — учение, наука) — паука о психике человека и животных, основных закономерностях ее формирова­ния и функционирования.

Психология генетическая — психология, изучающая процессы и ме­ханизмы возникновения и развития психических явлений.

Психология когнитивная — психология, изучающая процессы полу­чения, сохранения и переработки информации.


Психология рефлексивная (от лат. reflexus — отражение) — психоло­гия, рассматривающая психику как субъективное отражение объективной действительности.

Психометрическая функция зависимость вероятности обнаруже­ния (различения) стимулов от их интенсивности.

Психофизическая проблема проблема функциональных соотноше­ний между психической и физической (телесной) сущностью человека.

Радость — эмоция, характеризующаяся переживанием психологи­ческого комфорта и благополучия, позитивным отношением к миру и к самому себе.

Раздражители — предметы и явления действительности, воздей­ствующие на наши органы чувств.

Различение — стадия восприятия, на которой человек способен раз­дельно воспринимать два объекта, расположенных рядом (либо два со­стояния одного объекта), а также выделять детали объектов.

Распределение внимания направленность внимания одновременно на несколько объектов или видов деятельности.

Реакция (от лат. re — против, actio — действие) — действие, состоя­ние, процесс, возникающие в ответ на какое-либо воздействие, стимул.

Реакция безусловная — врожденная реакция, всегда осуществляю­щаяся при действии на организм определенных раздражителей.

Реакция условная — приобретенная, выработанная реакция, вызываемая изначально нейтральным стимулом, который становится условным вследствие установления ассоциативной связи между ним и безусловным стимулом.

Регрессия — действия, когда «трудная» задача заменяется более «легкой».

Реминисценция улучшение со временем воспроизведения заучен­ного материала без какого-то дополнительного повторения.

Ретикулярная формация (от лат. reticulum — сетка) — нервная струк­тура, расположенная вдоль всего мозгового ствола и состоящая из клеток, отростки которых ветвятся в обширных областях мозговой коры. Функ­ция ретикулярной формации заключается в активизации коры головного мозга, регуляции общего состояния возбудимости нервной системы и контроля рефлекторной деятельности спинного мозга. Ретикулярная фор­мация играет важную роль в управлении механизмами сна и бодрствова­ния, научения и внимания.

Ретроактивное торможение — снижение способности к воспроиз­ведению материала из-за информации, воспринятой позже.

Рецепторы периферическая специализированная часть афферент­ных нервов, обеспечивающих восприятие и трансформацию определенно­го вида энергии в процесс нервного возбуждения.

Речевой ответ (РО) — регистрация спектральных и временных ха­рактеристик речи человека.

Речь — исторически сложившаяся форма общения человека с другим человек





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.