Глава 19. Эмоциогенные ситуации те, на силу его мотива. Освобождение от неукоснительного соблюдения формальных требований администрации, возможность определять режим своей деятельности, обсуждение всем коллективом общих вопросов, дружеская атмосфера способствуют удовлетворению потребности человека в уважении со стороны других, потребности считаться значимым членом группы, принадлежать этой группе, ставшей для него референтной. Удовлетворенность социально-психологическим климатом в группе, коллективе значительно влияет и на общую удовлетворенность работой, создает устойчивость мотива к этой работе. Влияние общественного внимания (моральных стимулов). Согласно теории человеческих отношений (Э. Мэйо), даже минимальные проявления внимания и заботы к нуждам работников (например, улучшение освещения в рабочем помещении, моральное поощрение на собрании и т. п.) повышает производительность труда. Но особенно повышается мотивация, когда человек знает, что его труд нужен обществу. Однако чрезмерное проявление общественного внимания может иметь и негативные последствия (может появиться, например, «звездная болезнь» со всеми ее отрицательными сторонами), которые меняют направленность личности, ослабляют устремленность к творческим достижениям. Кроме того, повышенная ответственность людей с высокой тревожностью может привести к тому, что, излишне волнуясь, желая оправдать общественное внимание, человек может снизить эффективность своей деятельности. Привлекательность объекта потребности. Сила потребности и энергетика мотива определяются привлекательностью объекта, вызывающего потребность. Привлекательность может значительно усиливаться в связи с таинственностью объекта или с запретом его использования. В первом случае стимулируется потребность в восприятии и исследовании (Р. Батлер). Во втором случае запрет что-то открыть, посмотреть, попробовать приводит к стимуляции познавательной мотивации и часто к обратному результату вследствие возникающего у человека любопытства, появлению значимости запрещаемого вследствие приписывания «запретному» плоду положительной валентности. Привлекательность другого человека обозначают термином аттракция (от лат. attrahere — привлекать, притягивать). На основе ее возникает привязанность как личностная потребность в общении с этим человеком, как особая социальная установка на этого ________ 19.3. Мотивирующий потенциал различных видов стимуляции человека, как специфическое эмоциональное отношение к нему (симпатия и даже любовь или, наоборот, антипатия и ненависть). Известно, что люди притягиваются друг к другу либо по сходству, либо по контрасту. Однако природа этого явления остается до сих пор невыясненной. Привлекательность содержания деятельности. Деятельность может привлекать, интересовать человека с разных сторон Это может быть неизвестность загадочность конечного результата (например, для ученого, путешественника, геолога, читателя детективов) или трудность решаемой задачи, которая «бросает вызов» самолюбию человека («смогу или не смогу»). Очень часто, решая какую-либо задачу или проблему, человек испытывает удовольствие от напряжения и продуктивности деятельности, и, как следствие, у него повышаются сила и устойчивость мотива ее выполнения. Наличие перспективы, конкретной цели. В ряде исследований показано, что: • сила мотива и эффективность деятельности зависят от того, насколько ясно осознается человеком цель, смысл деятельности; • неопределенность будущего снижает мотивацию и целеу стремленность; • близость цели, равно как и наличие представления о конеч ных результатах деятельности, сильнее побуждают к достижению этой цели; • длительное ожидание, откладывание на неопределенный срок удовлетворения потребности часто приводит к «охлаждению» че ловека, к потере желания, интереса. Тот же эффект оказывает и неясность цели, ее неконкретность. Прогноз и активность человека. При выборе цели человек строит прогноз о вероятности ее достижения в данных условиях, при этом учитывается, естественно, прошлый опыт — положительный или отрицательный. В зависимости от знака этого опыта эффективность деятельности может быть различной. Функциональные состояния. Имеется ряд состояний человека, которые резко уменьшают его мотивационный потенциал. Так, при монотонности жизни, психическом пресыщении, утомлении исчезает желание выполнять работу, к которой вначале имелся положительный мотив. Особенно сильно и длительно влияет на снижение мотиваци-онного потенциала состояние депрессии, которое характеризуется отрицательным эмоциональным фоном (подавленностью, тоской, отчаянием) из-за неприятных, тяжелых событий в жизни челове- Глава 19. Эмоциогенные ситуации ка и сопровождающееся чувством беспомощности, неуверенности в своих возможностях, чувством бесперспективности. Сила потребностей, влечений резко снижается, что приводит к пассивному поведению, безынициативности. В то же время могут возникать некоторые навязчивые состояния (непроизвольно, внезапно появляющиеся в сознании тягостные мысли, представления или побуждения к действию), при которых мотивационный потенциал резко увеличивается. Большое влияние на снижение мотивационного потенциала оказывает «профессиональное выгорание». Синдром выгорания (burnout) представляет собой набор негативных психических переживаний, «истощение» от длительного воздействия напряжения в профессиях, которые связаны с интенсивными межличностными взаимодействиями, сопровождающимися эмоциональной насыщенностью и когнитивной сложностью. Термином «выгорание» описываются характеристики психического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами при оказании им профессиональной помощи (X. Фрей-денбергер). Выделяют три главных компонента выгорания: • эмоциональное истощение проявляется в ощущениях эмоцио нального перенапряжения и в чувстве опустошенности, исчерпан ности своих эмоциональных ресурсов. Человек чувствует, что не может отдаваться работе целиком; • деперсонализация связана с возникновением равнодушного, негативного и, даже циничного отношения к людям, обслуживае мым по роду работы. Контакты с ними становятся обезличенными и формальными; возникающие негативные установки могут пона чалу иметь скрытый характер и проявляться во внутренне сдер живаемом раздражении, которое со временем прорывается наружу и приводит к конфликтам; • сниженная рабочая продуктивность (редуцирование личност ных достижений) проявляется в снижении оценки своей компе тентности (в негативном восприятии себя как профессионала), недовольстве собой, уменьшении ценности своей деятельности, негативном отношении к себе как к личности. Появляется безраз личие к работе. Быстрота возникновения выгорания зависит от личностных особенностей. Необщительные, застенчивые, эмоционально неу стойчивые люди, импульсивные и нетерпеливые, с меньшей само достаточностью, высокой эмпатией и реактивностью более склон ны к развитию выгорания. :■:,.:'..■■. _______ 19.3. Мотивирующий потенциал различных видов стимуляции Имеют значение и производственные факторы. Выгорание развивается раньше, если работник: а) оценивает свою работу как незначимую; б) не удовлетворен профессиональным ростом; в) испытывает недостаток самостоятельности, считает, что его излишне контролируют; г) полностью поглощен своей работой (трудоголик); д) испытывает ролевую неопределенность вследствие нечет ких к нему требований; е) испытывает перегрузку или, наоборот, недогрузку (послед нее порождает чувство своей ненужности). Состояние выгорания развивается постепенно, поэтому целесообразно время от времени проводить обследование работников для выявления ранних симптомов этого состояния и предупреждения снижения мотива к выполняемой профессиональной деятельности. Вопросы и задания для самоконтроля 1.Что является причиной возникновения эмоциогенной ситуации? 2. Чем может быть вызвана недостаточность приспособитель ных возможностей человека к какой-либо ситуации? 3. Какие проявления избыточной мотивации вы знаете? 4. Назовите наиболее типичные реакции человека на фрустра цию. 5. Что такое оптимум мотивации? Объясните сущность вы явленной Р. Йерксом и Дж. Додсоном закономерности. 6. Какие факторы могут оказывать влияние на сил}' мотива? 7. При каких условиях материальное вознаграждение оказыва ет значимое стимулирующее воздействие на производительность труда? 8. Каким образом ситуации соревнования мотивируют деятель ность людей? 9. Какое влияние на выполнение человеком простых и слож ных действий оказывает присутствие других людей? 10. Как ясность и конкретность для человека целей деятельнос ти связаны с силой его мотивации? 11. Какое влияние на мотивацию человека оказывают состояние Депрессии, монотония, утомление, пресыщение, выгорание и др.? Глоссарий ГЛОССАРИЙ Абсолютный порог ощущения верхний — максимальная сила раздражителя, при которой еще возникает адекватное действующему раздражителю ощущение. Абсолютный порог ощущения нижний — минимальная сила раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение. Определяет уровень абсолютной чувствительности данного анализатора. Абстрагирование (от лат. abstractio — отвлечение) — операция мышления, посредством которой субъект, вычленяя какие-либо признаки изучаемого объекта, отвлекается от остальных. Агглютинация (от англ. agglutination — склеивание) — механическое соединение, комбинация отдельных элементов или частей нескольких предметов в один образ. Агрессивное поведение — враждебные действия, целью которых является нанесение страдания, ущерба другим; одна из форм реакций на ;>устрацию потребностей и конфликт. Агрессия (от лат. aggressio — нападение) — один из механизмов психологической защиты. Возникает как защита от фрустрации, при этом направляется не на фрустрирующий фактор, а на некий вторичный объект, ошибочно принимаемый за источник фрустрации. Адаптация сенсорная — изменение чувствительности анализатора в результате его приспособления к силе и продолжительности действующего раздражителя. Адаптация эмоциональная — притупление, снижение интенсивности эмоциональных реакции (вплоть до полного их исчезновения) при долгом повторении одних и тех же воздействий. Аккомодация (от лат. accomodatio — приспособление к чему-либо) — 1) изменение кривизны хрусталика глаза при приближении или удалении предмета, на который смотрит человек; 2) в теории Ж. Пиаже — способ изменения схем действий индивида вследствие взаимодействия со средой. Аккумуляция аффективная — накопление аффективного возбуждения в результате повторения провоцирующих аффект ситуаций, что приводит к аффективному взрыву при отсутствии исключительных обстоятельств. Активация — нейронное возбуждение ретикулярной формации ствола мозга с сопутствующими изменениями электроэнцефалографических показателей. Акцентирование (или заострение) — выделение и подчеркивание какой-либо части, детали в создаваемом образе. Акцептор действия — в теории функциональных систем П.К. Анохина — афферентная модель ожидаемого результата. Амбивалентность (от лат. kmbo — оба и vakntis -- имеющий силу) — противоречивость эмоционального переживания, связанная с двойственным отношением к чему или кому-либо и характеризующаяся его одновременным принятием и отвержением. Анализ — мыслительная операция, с помощью которой осуществляется мысленное расчленение предмета, явления, ситуации и выявление составляющих его элементов, частей, моментов. Анализ результатов деятельности — методы опосредованного изучения психологических явлений по практическим результатам и предметам труда, в которых воплощаются творческие силы и способности людей. Анализатор — специальный нервный аппарат, принимающий воздействие определенных раздражителей и трансформирующий их в ощущения. Анкетирование — вид письменного опроса, существенной особенностью которого является опосредованный характер взаимодействия между исследователем и респондентом (отвечающим), которые общаются при помощи анкеты, причем респондент сам читает предлагаемые ему вопросы и сам фиксирует свои ответы. Антиципация (от лат. anticipatio — предвосхищаю) — способность человека предвидеть будущие, предстоящие события. Апатия — равнодушное, безразличное настроение, полное отсутствие эмоционально окрашенного отношения к окружающему миру и самому себе. Апперцепция — зависимость восприятия от опыта, знаний, интересов и установок личности. Архетипы — в теории К.Г. Юнга — универсальные прообразы поведения, мышления, мировосприятия. Проявляют себя независимо от индивидуального опыта человека. Ассимиляция (от лат. assimilatio — усвоение, уподобление, слияние) — в теории Ж. Пиаже — процесс приспособления новой информации к существующим у индивида схемам действий, без изменения их в принципе. Ассоциация — связь между психическими явлениями, при которой одно явление вызывает в сознании другое благодаря их схожести, смежности или противоположности. Атрибуция — (от лат. attribuo — придаю, наделяю) — приписывание субъектом предполагаемых причин какому-либо интерпретируемому явлению. Аттракция (от лат. attrahere — привлекать, притягивать) — привлекательность другого человека, на основе которой возникает привязанность как личностная потребность в общении с этим человеком, как особая социальная установка на этого человека, как специфическое эмоциональное отношение к нему (симпатия и любовь). Аффект — интенсивная и кратковременная эмоциональная реакция на внезапные, чаще всего угрожающие ситуации, сопровождающаяся выраженными экспрессивными и вегетативными проявлениями. Аффект неадекватности — отрицательное эмоциональное переживание, возникающее в связи с неуспехом в деятельности и характеризующееся либо игнорированием самого факта неуспеха, либо нежеланием признать себя его виновником. Аффективные следы (или аффективные комплексы) — образование специфического опыта, актуализирующегося при столкновении с отдельными элементами вызвавшей аффект ситуации и предупреждающего о возможном ее повторении. Афферентные пути — нервные каналы, обеспечивающие передачу нервного возбуждения от рецепторов в кору головного мозга. Глоссарий Беседа — вид устного опроса, характеризующийся большой свободой проведения, как правило непринужденной обстановкой, а также возможностью изменять содержание вопросов в зависимости от ситуации и особенностей испытуемого. Является достаточно универсальным методом, который может применяться на разных стадиях исследования (как для проведения первичной ориентировки, так и для уточнения выводов, полученных другими методами, особенно методами наблюдения). Бессознательное — совокупность психических явлений, в функционировании и влиянии которых человек не отдает себе отчета. Бинокулярное зрение (от лат. birti — два и oculus — глаз) — механизм восприятия глубины, удаленности и объемности предметов (стереоскопическое восприятие). Бихевиоризм (от англ. behavior — поведение) — психологическое па-правление, подчеркивающее роль научения и приоритет объективных методов при изучении человека. Благо — в концепции B.C. Магуна — состояния и процессы субъекта и его внешней среды, которые являются причинами (факторами, условиями) его сохранения и развития. Боль — неприятное ощущение, которое сопровождает повреждение тканей и побуждает человека к защитному или восстанавливающему поведению. Валентность — привлекательность, притягательность чего-либо. Валидность — мера соответствия результатов исследования объективным внешним критериям, такое качество метода, которое выражается в соответствии тому, для изучения и оценки чего он предназначен. Вегетативная нервная система — часть нервной системы, осуществляющая управление деятельностью внутренних органов: пищеварением, кровообращением, дыханием, обменом веществ и др. Вербальные функции (от лат. verbalis — словесный) — процесс оперирования различными формами знакового (словесного) материала. Вестибулярный аппарат — анализатор, позволяющий оценивать положение тела в пространстве и изменения направления движения. Взаимодействие ощущений — изменение (повышение или понижение) чувствительности анализаторов под влиянием раздражителя других органов чувств. Вина — переживание, возникающее в ситуации нарушения внутреннего морально-этического стандарта поведения, сопровождающееся самоосуждением и раскаянием. Влечение — первичное неосознаваемое побуждение, проявление потребности человека в чем-либо. Тесно связано с элементарными чувствами удовольствия и неудовольствия. Внимание — направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или определенной деятельности при отвлечении от всего остального. Внимание непроизвольное — внимание, возникающее без намерения человека увидеть или услышать что-либо, без заранее поставленной цели и усилий воли, обычно под воздействием сильного, нового или неожиданного раздражителя. Внимание послепроизвольное — внимание, наступающее после произвольного через вхождение в деятельность и возникающий в связи с этим Глоссарий интерес, в результате чего сосредоточенность сохраняется в течение длительного времени без напряжения и волевых усилий. Внимание произвольное — активное, целенаправленное сосредоточение сознания, поддержание уровня которого связано с определенными волевыми усилиями, необходимыми для борьбы с более сильными воздействиями. Внутренняя среда организма — комплекс жидкостей (крови, лимфы, тканевой жидкости), омывающих клеточные элементы и принимающих определенное участие в питании и обмене органов и тканей. Воля — психический процесс достижения сознательно поставленных целей, преодолевая различные внешние и внутренние препятствия. Обеспечивает сознательное регулирование психической деятельности и независимость поведения от объективных причин. Воображение — психический процесс создания новых образов на основе ранее воспринятых, отражение реальной действительности в новых непривычных сочетаниях и связях. Воображение позволяет человеку выйти за пределы реального мира во времени и пространстве, дает возможность еще до начала работы представить себе результат труда, играет огромную роль в преобразовании объективного мира. Воображение активное — создание образов по желанию человека, когда он усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. Воображение воссоздающее — разновидность активного воображения, создание тех или иных образов по их описанию. Воображение пассивное — создание образов, которые не воплощаются в жизнь, не реализуются в деятельности. Образы пассивного воображения возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. Воображение творческое — разновидность активного воображения, возникающее в процессе труда и предполагающее самостоятельное создание образов, реализуемых в оригинальных и общественно значимых продуктах деятельности. Восприятие — психический процесс целостного отражения предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии на наши органы чувств. Восприятие времени — отражение объективной длительности, скорости, темпа, ритма и последовательности явлений действительности. Восприятие движения — отражение изменения положения, которое предмет занимает в пространстве. Восприятие пространства — представляет собой интегрированный образ из восприятия формы, величины, взаимного расположения объектов, их удаленности и направления, в котором они находятся. Восприятие объектов — построение целостных образом объектов материальной действительности. Воспроизведение — процесс извлечения сохраненной в памяти информации, реконструкция информации без повторного восприятия объекта. Временной порог — минимальная продолжительность воздействия раздражителя, необходимая для возникновения ощущения. Высшие психические процессы — сложные, прижизненно формирующиеся системные психические процессы, социальные по своему происхождению (произвольная память, речь и др.). Глоссарий________________________________________________ Галлюцинация — форма пассивного непреднамеренного воображения, при которой человеком воспринимается несуществующий объект, однако он абсолютно убежден в его реальности. Является результатом тех или иных нарушений психики или работы организма и сопровождает некоторые болезненные состояния. Генерализация эмоциональная (от лат. generalis — общий) — воз^ никновение эмоциональных переживаний под воздействием индифферентных раздражителей, схожих с эмоциогенными. Гештальт (от нем. Gestalt — форма, структура) — целостные (несводимые к сумме своих частей) структуры сознания. Гиперболизация — увеличение или уменьшение образа предмета, изменение количества частей предмета или их смещение. Гипертимия — повышенный фон настроения, характеризующийся жизнерадостностью, бодростью, оптимистичностью, двигательным и речевым возбуждением. Гипоталамус (от греч. hypo — под и thalamos — комната; син.: подбу-горье) — отдел промежуточного мозга, расположенный к низу от таламуса под гипоталамической бороздой и представляющий собой скопление нервных клеток с многочисленными афферентными и эфферентными связями. Гипотеза — научно обоснованное, вполне вероятное предположение, требующее специального доказательства для своего окончательного утверждения в качестве теоретического положения. Гнев — эмоция, вызываемая состоянием дискомфорта, ограничения или фрустрации, характеризующаяся мобилизацией энергии, высоким уровнем мышечного напряжения, самоуверенностью и порождающая готовность к нападению или другим формам активности. Гомеостаз — тенденция организма поддерживать относительно стабильное состояние своей внутренней среды посредством различных форм саморегуляции. Грезы — форма пассивного воображения, связанная с потребностями человека и выступающая как замена деятельности, уход от действительности, от кажущихся неразрешимыми задач. Дедукция (от лат. deductio — выведение) — вид умозаключения, в котором осуществляется переход от общего к частному. Депрессия (от лат. depressio — подавленность) — синдром, характеризующийся пониженным настроением, торможением интеллектуальной и моторной деятельности, снижением витальных побуждений, пессимистическими оценками себя и окружающей действительности. Депривация — лишение, утрата или приближающаяся к ним по выраженности и значению для субъекта недостаточность чего-то желанного, необходимого. Деятельность — система процессов активного и целенаправленного взаимодействия человека с окружающим предметным миром, в ходе которого он реализует определенные жизненные отношения к нему и удовлетворяет ведущие потребности. Деятельность внешняя — предметно-практическая деятельность. Деятельность внутренняя — умственная деятельность. Формируется на основе внешней в процессе ее интериоризации и имеет единую с ней структуру. ________________________________________________ Глоссарий Динамические стереотипы (от греч. dinamikos — подвижный, stereos отпечаток) — интегральная система первичных условно-рефлекторных ответов, соответствующая сигнальной, порядковой и временной характеристикам стимульного ряда. Вся система условно-рефлекторных ответов разворачивается в полном объеме при предъявлении даже одного стимула, имеющего ответ в цепочке рефлексов. Дистимия (или гипотимия) — сниженный, тоскливо-печальный фон настроения, характеризующийся пассивностью, унынием и пессимистичным отношением к действительности. Дисфория — злобно-тоскливое настроение, характеризующееся раздражительностью, циничностью, недовольным, враждебным или агрессивным отношением ко всему окружающему. Дифференциация (от лат. differentia — различие) — сторона процесса развития, связанная с разделением, расчленением глобальных, целостных и однородно-простых (слитных) форм на части, ступени, уровни, формы. Результатом дифференциации может быть как полная автономия выделившихся систем, так и установление новых взаимосвязей между ними, т.е. усложнение системы. Доминанта — временно господствующий в коре головного мозга очаг возбуждения. Характеризуется способностью накапливать в себе возбуждения и тормозить работу других нервных центров. Желание — осознаваемое побуждение, особенностью которого является ясное и определенное представление цели, к которой стремится человек, при отсутствии или смутном представлении о средствах, с помощью которых эту цель можно достигнуть. Забывание — процесс, приводящий к невозможности или ошибочности воспроизведения закрепленного в памяти материала, к утрате его четкости и уменьшению объема. Закон Бугера—Вебера — один из фундаментальных психофизических законов: дифференциальный порог ощущения для разных органов чувств различен, но для одного и того же анализатора представляет собой постоянную величину. Запечатление — непреднамеренное, непроизвольное запоминание. Запоминание — процесс, посредством которого вновь поступающая информация связывается с уже имеющейся в памяти. Знак — некая внешняя чувственная данность, условный заместитель или метка чего-то другого. Является чувственным носителем значения слова. Значение — обобщенное отражение предметного содержания слова, свернутая, идеально представленная операция, общественно выработанный способ действия с предметом. Идентификация — стадия восприятия, на которой происходит отождествление двух одновременно воспринимаемых образов, или отнесение воспринимаемого объекта к эталону, хранящемуся в памяти. Идеомоторика — микродвижения, сопровождающие создание образов представлений. Избирательность восприятия — преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими. Иллюзия — искаженное восприятие реально существующей действительности. Глоссарий Импритинг (от англ. imprint — запечатлевать) — способность новорожденных в первые дни и часы жизни реценторно фиксировать и запоминать подвижные предметы, находящиеся в непосредственной близости. Превращение случайно возникшей ситуации в мотивационную. Индукция (от лат. inductio — введение) — вид умозаключения, в котором осуществляется переход от частного к общему, от отдельных фактов к общим выводам, обобщениям. Инерция сенсорная — время, в течение которого ощущение сохраняется после окончания воздействия раздражителя. Инсайт — внезапное и невыводимое из прошлого опыта понимание существующих отношений и структуры ситуации в целом, посредством которого осуществляется осмысленное решение проблемы. Инстинкт — совокупность врожденных действий человека, представляющих собой сложные безусловные рефлексы, необходимые для адаптации и выполнения жизненно важных функций (пищевой, сексуальный и защитный инстинкты, инстинкт самосохранения и т.д.). Интеграция — объединение в единое целое ранее разнородных частей и элементов. Характеризуется ростом объема и интенсивностью взаимосвязей и взаимодействия между элементами, их упорядочиванием и самоорганизацией в целостное образование с появлением качественно новых свойств. Интеллект — обобщенная характеристика умственных способностей человека; глобальная интегральная способность человека, характеризующая его возможности в адаптации. Интеллект искусственный — искусственные системы, способные решать мыслительные задачи. Интеллект сенсомоторный — в концепции Ж. Пиаже — первая стадия в развитии интеллекта (от рождения до 2 лет). Мыслительные операции предстают сначала в виде элементарных действий с конкретными предметами (схем действий), затем они интегрируются с другими действиями и в ходе последующего развития интериоризируются, что ведет к возникновению собственно мыслительных операций. Интервью (от англ. interview — встреча, беседа) — метод получения информации на основе вербальной коммуникации, вид беседы исследователя с лицом или группой лиц, ответы которых служат исходным материалом для научных обобщений. Интерес — в теории К. Изарда —- интеллектуальная эмоция, чувство вовлеченности, повышающее способность человека к восприятию и обработке поступающей из внешнего мира информации, стимулирующее и упорядочивающее его активность. Интериоризация (от лат. interior — внутренний) — формирование внутренних структур человеческой психики в процессе осуществления внешней деятельности. Интерференция (от лат. inter — взаимно, между собой и ferio — ударяю, поражаю) -- взаимодействие нескольких процессов, при котором возникает нарушение (подавление) одного из них. Интроспекция (от лат. introspecto — смотрю внутрь) — 1) самонаблюдение за собственными состояниями сознания; 2) метод исследования, предложенный В. Вундтом для изучения психических явлений, прежде всего их качественных характеристик. Глоссарий Интуитивная оценка объекта — в теории М. Арнольд — познавательная детерминанта эмоций, характеризующаяся мгновенностью, непосредственностью и непреднамеренностью. Информация прагматическая — в теории П.В. Симонова — информация о средствах, ресурсах и времени, которыми субъект располагает в данный момент. Информация прогностическая — в теории П.В. Симонова — информация о средствах, ресурсах и времени, прогностически необходимых для удовлетворения потребности. Иррадиация эмоциональная — распространение эмоционального переживания с обстоятельств, его первоначально вызвавших, на все, что человеком воспринимается. Квазипотребность — в теории К. Левина — потребность, возникающая на основе намерений субъекта и принятых им задач. Классификация — способность группировать объекты по какому-либо признаку. Когнитивные процессы — совокупность процессов, обеспечивающих преобразование сенсорной информации от момента попадания стимула на рецепторные поверхности до получения ответа в виде знания. Когнитивный диссонанс — расхождение между ожидаемой и действительной информацией. Кожно-гальваническая реакция (КГР) — изменение электрического сопротивления или разности потенциалов кожи под влиянием возникающих эмоций. Колбочки — светочувствительные клетки, расположенные в центре сетчатки, функционируют только при дневном свете и отражают хроматические цвета (обеспечивают цветовое зрение). Коммуникация — передача информации посредством языка и других знаковых средств. Коллективное бессознательное — в теории К. Г. Юнга — глубинная часть бессознательного, в которой запечатлен общечеловеческий опыт в виде архетипов — универсальных прообразов поведения, мышления, мировосприятия. Конвенциальная мимика — общепринятый в данной культуре способ выражения эмоций. Конвергенция глаз (от лат. converge — сближаюсь, схожусь) — сведение зрительных осей в одну точку. Необходима для того, чтобы изображение рассматриваемого объекта не двоилось. Константность восприятия — независимость от изменения условий восприятия (освещенности, расстояния, угла зрения и т.д.), благодаря чему предметы воспринимаются как относительно неизменные по форме, цвету, величине. Контент-анализ — метод выявления психологических особенностей автора текста (или других носителей информации), в котором выделяются смысловые единицы и осуществляется замер частоты их повторения. Контраст ощущений — изменение интенсивности и качества ощущений под влиянием предшествующего или сопутствующего раздражителя. Концепция дискретности сенсорного ряда — представление об устройстве сенсорной системы по пороговому, прерывистому принципу (Г.Т.Фехнер). Глоссарий
Глоссарий Латентный период — время, которое проходит между началом действия раздражителя и появлением ощущения. Личное бессознательное — в теории К.Г. Юнга — часть бессознательного, которая возникает в результате собственного опыта человека и содержит вытесненные индивидуальные впечатления и переживания. Локус контроля — система убеждений человека относительно того, в какой степени он контролирует события в своей жизни и где располагаются силы, влияющие на его судьбу и исход любых его действий. Ментализация потребности — отражение в сознании содержания потребности или отдельных ее сторон. Метод — путь научного исследования или способ познания какой-либо реальности, совокупность приемов и операций, направленных на изучение психологических явлений. Метод биографический — анализ материалов биографического характера, проливающий свет на психологические особенности личности человека и их развитие (установление конкретных биографических данных личности, изучение ее автобиографии, дневников, писем, воспоминаний и свидетельств очевидцев, а также аудио- или видеозаписей, кино- и фотодокументов и других материалов). Метод экспертных оценок используется на начальном этапе исследования при определении проблемы и целей исследования и на заключительном этапе как один из способов контроля и проверки полученной информации. Методика — сумма частных приемов, позволяющих применить тот или иной метод к дайной специфической предметной области для накопления и систематизации эмпирического материала. Методология — учение о принципах построения, формах и методах научного познания и преобразования действительности. Методы статистические — математические методы, применяемые при анализе полученных в исследовании данных. Основываются на законах больших чисел, что требует достаточно большого числа наблюдений. Полученные при статистической обработке материала выводы могут отличаться различной степенью вероятности объективной возможности повторения или обнаружения при данных условиях. Мечта — форма активного воображения, представляющая собой отодвинутые во времени желания и являющаяся необходимым условием претворения в жизнь творческих сил человека, направленных на преобразование действительности; положительно окрашенная долговременная мо-тивациониая установка, направленная в будущее. Мимика — координированные движения глаз, бровей, губ, носа и т.д. Мнемические процессы — совокупность процессов, обеспечивающих функционирование механизмов памяти: запоминания, сохранения, воспроизведения и забывания. Мнемоника (или мнемотехника) — система приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем припоминаемого материала путем образования искусственных ассоциаций, часто с использованием образного мышления. Модальность ощущений — качественная характеристика ощущений, отражающая основной источник информации (зрительная модальность, слуховая и т.д.). Моделирование — метод исследования, который заключается в построении моделей психических явлений и в изучении функционирования этих моделей с использованием полученных результатов в качестве данных о закономерностях функционирования психики. Модель редукции влечения — в теории 3. Фрейда — модель функционирования влечения, построенная на гомеостатическом (равновесие организма тем выше, чем ниже уровень накопившегося напряжения) и гедонистическом (всякое снижение уровня напряжения сопровождается чувством удовлетворения, всякое повышение — чувством неудовлетворения) принципах. Мотив (от лат. movere — приводить в движение) — 1) внутреннее побуждение к тому или иному виду активности, связанное с удовлетворением потребностей и/или достижением целей; 2) в теории А.Н. Леонтьева — предмет удовлетворения потребности. Мотивация — внутренняя детерминация поведения и деятельности человека, а также психический процесс преобразования внешних воздействий во внутренние побуждения; вся совокупность различных побуждений: мотивов, потребностей, интересов, стремлений, целей, влечений и т.д., что в наиболее широком смысле подразумевает детерминацию поведения вообще. Мотивы смыслообразующие — в теории А.Н. Леонтьева — мотивы, побуждающие и направляющие деятельность и вместе с тем придающие ей личностный смысл. Моторика — двигательные функции организма, осуществляемые ске-летно-мышечной системой. Мышление — психический процесс опосредованного и обобщенного познания объективной действительности. Мышление наглядно-действенное — вид мышления, связанный с практическим преобразованием деятельности, осуществляемым с реальными предметами. Мышление наглядно-образное — вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы. Мышление практическое — вид мышления, направленный на преобразование окружающей действительности на основе постановки цели, выработки планов, а также восприятия и манипулирования реальными предметами. Мышление теоретическое — вид мышления, направленный на открытие законов, свойств объектов. Наблюдение — преднамеренное, систематизированное и целенаправленное восприятие внешнего поведения человека с целью его последующего анализа и объяснения без какого-либо преднамеренного вмешательства со стороны наблюдателя. Наблюдение включенное — наблюдение, в ходе которого исследователь является непосредственным участником того процесса, который изучается, и фиксирует его как бы изнутри. Наблюдение свободное — наблюдение, не имеющее заранее установленной программы, однако предполагает наличие замысла и системы методологических приемов контроля и осмысления результатов. Чаще приме- Глоссарий
Глоссарий няется на начальной стадии исследования для определения проблемной ситуации и получения более конкретных знаний об объекте исследования. Наблюдение скрытое — наблюдение, при котором человек или группа людей не знают и не подозревают о том, что за ними наблюдают. Применяется тогда, когда характер наблюдаемого процесса или явления может внезапно и существенно измениться, если испытуемый узнает, что за ним наблюдают. Наблюдение стандартизированное — последовательное и целенаправленное наблюдение, проводимое строго в соответствии с намеченной программой. Надежность — качество метода исследования, позволяющие получить одни и те же результаты при многократном его использовании. Намерение — 1)в теории К. Левина — волевой акт, создающий ситуации, позволяющие человеку положиться на действие внешних стимулов так, что выполнение намеренного действия становится уже не волевым действием, а автоматическим, вытекающим из непосредственного требования окружающего поля; 2) в концепции Л.И. Божович — побудитель действий, нанравленных на достижение промежуточных целей в процессе удовлетворения потребности человека. Связано с интеллектуальной активностью человека (осознанием средств достижения цели и принятием решения). Настроение — длительное эмоциональное состояние, интегрирующее все возникающие эмоциональные отклики на внешние и внутренние воздействия без отчетливого осознания их предметного содержания и образующее общий эмоциональный фон жизнедеятельности человека. Обнаружение — стадия восприятия, на которой наблюдатель выделяет объект из фона, но еще не может судить о его форме и признаках. Обобщение — мыслительная операция, с помощью которой осуществляется нахождение общих и характерных признаков и качеств данного класса объектов и явлений окружающей действительности. Является основой для формирования понятий. Объект исследования — явление или процесс, на которые направлено исследование. Объем внимания — количество объектов или их элементов, которые могут быть одновременно восприняты с одинаковой степенью ясности и отчетливости в один момент. Опознание — стадия восприятия, на которой человек выделяет существенные признаки объекта и относит его к определенному классу. Опрос — метод изучения психологических явлений путем получения ответов испытуемых на конкретные вопросы исследователя. Оптимум мотивации — зависимость между интенсивностью мотивации и эффективностью деятельности человека: с усилением мотивации повышается качество исполнения, но до определенного предела, если она слишком велика — качество исполнения ухудшается (Р. Йеркс, Дж. Додсон). Оптимум расхождения — оптимальное несоответствие между установками и сигналами (их новизна, необычность, несоответствие), необходимое для возникновения положительных эмоций (Дж. Хант). Ориентировочная реакция — сложная реакция организма на новизну ситуации. Проявляется в повышении чувствительности анализаторов и мобилизации энергетических ресурсов организма. Осмысленность восприятия — понимание сущности воспринимаемых предметов и явлений, связано с мышлением. Основной психофизический закон — отношение между величинами физических раздражителей и интенсивностью вызываемых ими ощущений (логарифмический закон Фехнера, степенной закон Стивенса). Отвращение — эмоциональная реакция отвержения, отстранения от физически или психологически вредных объектов. Ощущение — простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств внешних предметов и явлений окружающего мира и внутренних состояний организма, воздействующих непосредственно в данный момент на органы чувств. Ощущения болевые — ощущения, сопровождающие повреждение тканей и побуждающие человека к защитному или восстанавливающему поведению. Имеют важное биологическое значение, поскольку сигнализирует о необходимости отдалиться от раздражителя. Ощущения вкусовые — ощущения, являющиеся отражением некоторых химических свойств вкусовых веществ, растворенных в воде или слюне. Ощущения дистантные — ощущения, вызванные раздражителями, действующими на органы чувств на некотором расстоянии (зрительные, слуховые, обонятельные). Ощущения зрительные — ощущения, возникающие в результате воздействия световых лучей (электромагнитных волн) на чувствительную часть глаза — сетчатку (рецептор зрительного анализатора). Ощущения интероцептивные — ощущения, связанные с раздражением рецепторов, находящихся внутри организма. Отражают внутреннее состояние организма (ощущения голода, жажды, сердечно-сосудистой, дыхательной и половой системы, внутренние болевые и статические ощущения и др.). Ощущения контактные — ощущения, возникающие при непосредственном взаимодействии с органом чувств (вкусовые, болевые тактильные, температурные). Ощущения обонятельные — ощущения, возникающие вследствие проникновения частиц пахучих веществ, распространяющихся в воздухе, в верхнюю часть носоглотки, где они воздействуют на периферические окончания обонятельного анализатора, заложенные в слизистой оболочке носа. Обеспечивают человека информацией о наличии в воздухе различных химических веществ. Ощущения осязательные — кожные и мышечно-суставные ощущения руки, являющиеся отражением формы, пространственного расположения и фактуры предметов. Ощущения проприоцептивные (или двигательные) — ощущения, отражающие движение и состояние самого тела, положение конечностей, их движение и степень прилагаемого при этом усилия. Ощущения слуховые ~ ощущения, возникающие в результате воздействия звуковых волн (продольных колебаний частиц воздуха) на чувствительную часть уха (рецептор слухового анализатора). Ощущения тактильные — ощущения прикосновения. Ощущения температурные — ощущения холода и тепла. Ощущения экстероцептивные ~ ощущения, возникающие от раздражения рецепторов, расположенных на поверхности тела (зрительные, "Т Глоссарий________________________________________________ слуховые, обонятельные, вкусовые, кожные: прикосновения-давления, тепла, холода, болевые и осязательные). Палочки — светочувствительные клетки, расположенные по краям сетчатки, функционируют в любое время суток и отражают ахроматические цвета (обеспечивают черно-белое зрение). Память — психический процесс запоминания, сохранения и последующего воспроизведения индивидом своего опыта, делающий возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память вербалъно-логическая — память на слова, мысли и логические отношения. Память двигательная — запоминание, сохранение и воспроизведение простых и сложных движений. Память механическая — способность запоминать без осознания логической связи между различными частями воспринимаемого материала. Память непроизвольная — автоматическое запоминание и воспроизведение, без всяких волевых усилий. Память образная — память на представления. Память оперативная — память, обеспечивающая выполнение оперативной задачи, связана с обработкой текущей информации. Память произвольная — целенаправленное запоминание с помощью волевых усилий. Память эйдетическая — память, характеризующаяся возникновением ярких и детализированных зрительных образов. Память эмоциональная — память на эмоции и чувства. Парасимпатический отдел вегетативной нервной системы обеспечивает восстановление нарушенного равновесия в организме, ресурсов, что проявляется в урежении сокращений сердца, снижении артериального давления, усилении моторики и секреции пищеварительного тракта. Переживание — проявление субъективного отношения человека к какому-либо внешнему или внутреннему событию его жизни, выражающее характер (полезность, необходимость, опасность и т.д.) и степень его значимости для субъекта. Переключаемость внимания — способность быстро выключаться из одних видов деятельности и включаться в новые виды деятельности. Перцептивные процессы — психические процессы, обеспечивающие восприятие и построение образов предметов и явлений окружающей действительности. Печаль — переживание утраты (временной/постоянной, реальной/воображаемой, физической/психологической) объекта удовлетворения потребности, вызывающее замедление умственной и физической активности, общего темпа жизни человека. Пирамида потребностей — в теории А. Маслоу — иерархически организованная система потребностей человека, в которой нижний уровень занимают витальные потребности, далее — потребности в безопасности, привязанности, признании. Самый высокий уровень — потребности в самоактуализации. Потребности более высоких уровней могут быть удовлетворены только после удовлетворения потребностей нижележащих уровней. Глос< Пневмограмма (ПГ) — регистрация внешнего дыхания. Используется для оценки психофизиологической напряженности. Поведение — внешне наблюдаемые действия. Подкрепление — в классическом обусловливании — процедура, при которой безусловный стимул связывается с появлением условного; воздействия, усиливающие вероятность повторения предшествовавшей им реакции. Познавательная деятельность — сознательная деятельность субъекта, направленная на приобретение информации об объектах и явлениях реальной действительности, а также конкретных знаний. Помехоустойчивость — сила постороннего раздражителя, способного отвлечь внимание от предмета деятельности. Понимание — процесс сближения познавательных взаимодействий с объектом различных субъектов, составляющих совокупный субъект деятельности; то общее, что формируется в психике индивидов, составляющих совокупный субъект деятельности. Понятие — форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов. Понятия житейские — понятия, которыми пользуются люди в повседневном языке и обыденном общении. Отличаются меньшей по сравнению с научными понятиями определенностью и точностью, большей изменчивостью формулировок и слабой операциональностью. Порог восприятия — минимум признаков, необходимых для опознания объекта. Порог ощущения оперативный — величина сигнала, при которой точность и скорость его различения достигает максимума. Порог ощущения дифференциальный (порог различения) — минимальное различие между двумя раздражителями, вызывающе едва заметное различие ощущений. Порог чувствительности — величина стимула, необходимая для того чтобы в результате действия раздражителя на органы чувств возникло ощущение. Потребности витальные — жизненно важные, органические потребности, непосредственно связанные с биологической сущностью человека и необходимые для физического выживания человека (потребности в пище, питье, кислороде, в физической активности, сне, защите от экстремальных температур, сенсорной стимуляции). Потребности невротические — в теории К. Хорни — побудительные тенденции, помогающие справляться с чувствами отверженности, враждебности и беспомощности. Имеют избыточный характер. Потребность — отражение необходимости (нужды, желанности) чего-то для человека в данный момент, часто переживаемое как внутреннее напряжение (потребностное состояние) и побуждающее его психическую активность. Предмет исследования — та сторона объекта, которая непосредственно подлежит изучению. Предметность восприятия — адекватность, соответствие образов восприятия реальным предметам действительности. Предсознателъное — в теории 3. Фрейда — то, что не осознается в данный момент, но может легко вернуться в сознание. Глоссарий Глоссарий Представление — конструирование конкретных образов предметов и явлений, которые ранее воздействовали на наши органы чувств и которые когда-либо воспринимались, но в данный момент не воспринимаются и воссоздаются на основе предыдущего опыта. Представление продуктивное — конструирование образов предметов, не воспринимаемых в данный момент времени, в контексте новых условий и с учетом всех основных свойств этих предметов. По своему содержанию продуктивное представление близко к воображению. Представление репродуктивное — механическое воспроизведение в памяти образов объектов реальной действительности, не воспринимаемых в данный момент времени. Презрение — чувство превосходства, ценности и значимости собственной личности по сравнению с личностью другого человека (обесценивание и деперсонализация объекта презрения), повышающее вероятность совершения «хладнокровной» агрессии. Припоминание — специфическая мнемическая деятельность, направленная на воспроизведение информации с использованием особых мне-мических приемов. Проактивное торможение — снижение способности к запоминанию нового материала из-за информации, воспринятой ранее. Психика (от греч. psyche — душа) — способ организации живого тела, все те изменения в структуре нервной системы, которые возникли вследствие взаимодействия человека с миром как в онто-, так и в филогенезе. Психические процессы — последовательные изменения психических явлений для достижения определенного результата. Психические свойства — устойчивые особенности функционирования психических явлений, определяющие качественно-количественные различия людей в поведении и отношении к одним и тем же воздействиям физической и социальной среды. Психические состояния — целостные характеристики психической деятельности за определенный промежуток времени. Отражают баланс психических процессов и свойств (психический эквивалент гомеостаза), определяют особенности (своеобразие) протекания психических процессов, обеспечивают целостность, согласованность и непротиворечивость всей психической деятельности человека, выражают степень уравновешивания человека с внешней средой в определенный период времени. Психоанализ — психологическое направление, подчеркивающее роль бессознательных процессов и раннего психосексуального развития человека. Психолингвистика — раздел психологии, изучающий закономерности, лежащие в основе языка, обусловленность процессов речи и ее восприятия структурой соответствующего языка. Психология (от греч. psyche — душа, logos — учение, наука) — паука о психике человека и животных, основных закономерностях ее формирования и функционирования. Психология генетическая — психология, изучающая процессы и механизмы возникновения и развития психических явлений. Психология когнитивная — психология, изучающая процессы получения, сохранения и переработки информации. Психология рефлексивная (от лат. reflexus — отражение) — психология, рассматривающая психику как субъективное отражение объективной действительности. Психометрическая функция — зависимость вероятности обнаружения (различения) стимулов от их интенсивности. Психофизическая проблема проблема функциональных соотношений между психической и физической (телесной) сущностью человека. Радость — эмоция, характеризующаяся переживанием психологического комфорта и благополучия, позитивным отношением к миру и к самому себе. Раздражители — предметы и явления действительности, воздействующие на наши органы чувств. Различение — стадия восприятия, на которой человек способен раздельно воспринимать два объекта, расположенных рядом (либо два состояния одного объекта), а также выделять детали объектов. Распределение внимания — направленность внимания одновременно на несколько объектов или видов деятельности. Реакция (от лат. re — против, actio — действие) — действие, состояние, процесс, возникающие в ответ на какое-либо воздействие, стимул. Реакция безусловная — врожденная реакция, всегда осуществляющаяся при действии на организм определенных раздражителей. Реакция условная — приобретенная, выработанная реакция, вызываемая изначально нейтральным стимулом, который становится условным вследствие установления ассоциативной связи между ним и безусловным стимулом. Регрессия — действия, когда «трудная» задача заменяется более «легкой». Реминисценция — улучшение со временем воспроизведения заученного материала без какого-то дополнительного повторения. Ретикулярная формация (от лат. reticulum — сетка) — нервная структура, расположенная вдоль всего мозгового ствола и состоящая из клеток, отростки которых ветвятся в обширных областях мозговой коры. Функция ретикулярной формации заключается в активизации коры головного мозга, регуляции общего состояния возбудимости нервной системы и контроля рефлекторной деятельности спинного мозга. Ретикулярная формация играет важную роль в управлении механизмами сна и бодрствования, научения и внимания. Ретроактивное торможение — снижение способности к воспроизведению материала из-за информации, воспринятой позже. Рецепторы — периферическая специализированная часть афферентных нервов, обеспечивающих восприятие и трансформацию определенного вида энергии в процесс нервного возбуждения. Речевой ответ (РО) — регистрация спектральных и временных характеристик речи человека. Речь — исторически сложившаяся форма общения человека с другим человек |