ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ МОТИВАЦИИ Для того чтобы понять сущность понятий «мотив» и «мотивация» при объяснении человеческого поведения необходимо остановиться на некоторых основных проблемах мотивации в целом. Если в общем понимать мотив как желаемое целевое состояние в рамках отношения «индивид—среда», обеспечивающее адаптацию человека, то, исходя из этого, можно наметить следующие основные проблемы. 1. Существует столько различных мотивов, сколько существу ет содержательно эквивалентных классов отношений «индивид—сре да». Эти классы можно разграничить, основываясь на характер ных целевых состояниях, стремление к которым часто наблюдает ся у людей. В данном случае речь идет о проблеме содержательной классификации мотивов, составления их перечня. 2. Мотивы формируются в процессе индивидуального разви тия как относительно устойчивые оценочные диспозиции. Необ ходимо понять, на основании каких возможностей и активирую щих воздействий среды возникают индивидуальные различия в мотивах, а также определить возможности изменения мотивов пу тем целенаправленного вмешательства. В данном случае речь идет о проблеме развития и изменения мотивов. 3. Люди различаются по индивидуальным проявлениям (ха рактеру и силе) тех или иных мотивов. У разных людей возмож ны различные иерархии мотивов. В данном случае речь идет о проблеме измерения мотивов. 4. Поведение человека в определенный момент времени моти вируется не любыми или всеми мотивами вместе взятыми, а толь ко тем побуждением, которое занимает более высокое место в иерархии мотивов и которое при данных условиях ближе всех связано с перспективой достижения соответствующего целевого состояния или, наоборот, достижение которого поставлено под сомнение. Такой мотив активируется, становится действенным. Глава 17. Основные проблемы психологии мотивации В данном случае речь идет о проблеме актуализации мотива, т.е. о проблеме выделения ситуационных условий, приводящих к такой актуализации. 5. Мотив остается действенным, т.е. участвует в мотивации поведения до тех пор, пока: • не достигается целевое состояние соответствующего отно шения «индивид—среда»; • индивид не приблизится к этому состоянию, насколько по зволят условия ситуации, и целевое состояние не перестанет угро жающе отдаляться; • изменившиеся условия ситуации не сделают другой мотив более насущным, в результате чего последний активируется и ста новится доминирующим. Действие, как и мотив, нередко прерывается до достижения желаемого состояния или распадается на разбросанные во времени части. В последнем случае действие обычно спустя определенное время возобновляется. Здесь речь идет о проблеме различения в потоке поведения частей действия (актов поведения), т.е. о проблеме смены мотивации, возобновления или последействия уже имевшей место мотивации. 6. Побуждение к действию определенным мотивом обознача ется как мотивация. Мотивация представляется как процесс вы бора между различными возможными действиями, процесс, регу лирующий, направляющий действие на достижение специфичес ких для данного мотива целевых состояний и поддерживающий эту направленность. Иными словами, мотивация объясняет целе направленность действия. В этом случае речь идет о проблеме мо тивации как целенаправленном процессе и в особых случаях о проблеме мотивационного конфликта между различными целями. 7. Мотивация, безусловно, не является единым процессом, рав номерно от начала и до конца пронизывающим поведенческий акт. Она, скорее, складывается из разнородных процессов, осуще ствляющих функцию саморегуляции на отдельных фазах поведен ческого акта, прежде всего до и после выполнения действия. Так, вначале работает процесс взвешивания возможных исходов дей ствия, оценивания их последствий. В данном случае речь идет о проблеме аналитической реконструкции мотивации через гипоте тические промежуточные процессы саморегуляции, характеризую щие отдельные фазы протекания действия. 8. Поведение мотивировано, т.е. направлено на достижение Цели мотива, однако его не следует смешивать с мотивацией. По ведение складывается из отдельных функциональных (психомо- Глава 17. Основные проблемы психологии мотивации_____________ торных) компонентов — восприятия, мышления, научения, воспроизведения знаний, речи или моторной активности, а они обладают собственным накопленным в ходе жизнедеятельности запасом возможностей (умений, навыков, знаний). От мотивации зависит, как и в каком направлении будут использованы различные функциональные способности. Мотивацией также объясняется выбор между различными возможными действиями, между различными вариантами восприятия и возможными содержаниями мышления. Кроме того, ею объясняется интенсивность и упорство в осуществлении выбранного действия и достижении его результатов. В данном случае речь идет о проблеме многообразия влияний мотивации на наблюдаемое поведение и его результаты. |