МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

ПРОБЛЕМЫ МОТИВАЦИИ В КОГНИТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ





В когнитивной психологии последовательность «мотив—пове­дение» имеет обратный вид: при определенных условиях чисто когнитивные представления о сложившемся положении дел при­водят к возникновению у созерцающего субъекта новой мотива-


Глава 17.4. Проблемы мотивации в когнитивной психологии

ции или меняют уже существующую. Таким мотивирующим вли­янием обладают диспропорции, противоречия, рассогласование в имеющихся когнитивных репрезентациях.

Эта точка зрения выразилась в теориях когнитивного равнове­сия (Р- Зайонц, В. МакГваер), в которых считалось, что субъект стремится вести себя так, чтобы минимизировать внутреннюю про­тиворечивость своих межличностных отношений и внутриличност-ных знаний, а также своих убеждений, чувств и действий.

Одна из теорий равновесия — теория когнитивного баланса ф. Хайдера обращала внимание на то, что отношения между пред­метами или индивидами представляют собой уравновешенные или неуравновешенные когнитивные конфигурации. Ф. Хайдер пояс­нил это на примере отношений трех индивидов. Если индивид 1 хорошо относится к индивиду 2 и к индивиду 3 и при этом инди­вид 1 видит, что индивиды 2 и 3 не понимают друг друга, то для индивида 1 это означает препятствие в образовании единства меж­ду всеми тремя лицами. Это препятствие мотивирует индивида 1 к установлению равновесия. Он может, например, предпринять что-либо, чтобы привести обоих конфликтующих индивидов к вза­имопониманию. В результате конфигурация межличностных от­ношений превратилась бы в «хороший гештальт». Главная идея состоит в том, что когнитивные структуры стремятся к устойчи­вости, равновесию, «хорошему гештальту».

Еще одной разновидностью теории равновесия является тео­рия когнитивного диссонанса Л. Фестингера. Такой диссонанс возникает, если, по крайней мере, два представления не могут быть согласованы друг с другом, т.е. противоположность одного следует из другого. Невозможность согласования порождает мо­тивацию к уничтожению возникшего диссонанса через измене­ние поведения, пересмотр одного из пришедших в противоре­чие представлений или через поиск новой информации, смену убеждений.

При изучении социальной перцепции возник вопрос о том, что побуждает наблюдателя приписывать другому лицу опреде­ленные качества. Для ответа на этот вопрос были созданы много­численные варианты так называемой теории атрибуции (Г. Келли, Б. Вайнер). В этой теории предпринималась попытка обратить внимание на условия, при которых причины поведения или со­бытий приписываются личности, а при каких — особенностям си­туации. Было установлено, что любое наблюдение событий или чьего-либо поведения завершается приписыванием наблюдавшим­ся явлениям тех или иных причин и отыскиванием их там, где со-


Глава 17. Основные проблемы психологии мотивации

бытия на первый взгляд представляются загадочными. Но припи­сывание причин не является чисто когнитивным феноменом, оста­ющимся без последствий любопытством. От результатов припи­сывания, от интенций, которые предполагаются у партнера по дей­ствию, даже при внешне полностью одинаковых условиях зависит дальнейшее поведение.

Среди значимых причин того или иного исхода действия к личностным факторам относятся способности (знания, воля, уме­ние убеждать других), а к факторам ситуации — трудности и по­мехи, которые препятствуют выполнению действия. Из соотноше­ния этих факторов можно вывести «возможности» (сап) индивида как постоянный каузальный фактор. Однако для успешного окон­чания действия «возможности» должны быть дополнены перемен­ными факторами — интенцией и «усилиями» (try). Эта простая схема позволяет объяснить успех или неуспех действия, если даны отдельные каузальные факторы (пусть, например, известно, что некто не прилагал заметных усилий: тогда успех его действий бу­дет означать, что его способности значительно превосходят уро­вень трудности задачи).



Совершенно очевидно то, что установлено в отношении вос­приятия и объяснения поведения другого человека, верно и для восприятия себя. Индивид планирует и оценивает свое поведение, исходя из значимых для него каузальных факторов, таких, как интенция и способности, предстоящие трудности, необходимые затраты усилий, удача или невезение и т.д. Небезразлично, напри­мер, относит человек свои неудачи за счет слабых способностей или недостатка затраченных усилий. В первом случае он быстрее откажется от попыток осуществить деятельность.

Б. Вайнер ввел теорию каузальной атрибуции в контекст изучения мотивации достижения. Им было установлено, что позна­вательные процессы, обеспечивающие причинное объяснение успеха или неудачи, являются важными компонентами мотива-ционных явлений. Были обнаружены также индивидуальные раз­личия стратегий каузальной атрибуции, соответствующие разли­чиям мотивов.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.