ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | ПРОБЛЕМЫ МОТИВАЦИИ В ГОМЕОСТАТИЧЕСКИХ ТЕОРИЯХ Пионерами этого направления были Н. Ах и главным образом 3. Фрейд. Придерживаясь вундтовских традиций, Н. Ах пытался экспериментально-психологическими методами выявить ведущий компонент когнитивных процессов в якобы пассивно протекающем потоке сознания. Усилия 3. Фрейда были направлены на объяснение казавшихся непонятными поступков, для чего им использовалось клиническое наблюдение, а также методика провоцирования и истолкования странных, необычных содержаний сознания. Оба ученых были едины в том, что поведением человека управляют скрытые, неосознанные процессы. Н. Ах постулировал существование «детерминирующих тенденций», а 3. Фрейд — «бессознательное», в котором он видел ключ к объяснению поведения и которое представлял как непрерывное изменение и столкновение влечений, получающих свое фрагментарное и завуалированное выражение в поведении и сознательном переживании. Теория мотивации 3. Фрейда опиралась на идею о том, что «психический аппарат» должен прежде всего справиться не с внешними, а с внутренними раздражителями, от которых нельзя уклониться, так как они возникают в самом организме. Потреб ности той или иной части организма постоянно порождают энер гию раздражения, которая аккумулируется и от которой требует ся «ИзбаВИТЬСЯ». •-. It . ■ .:;;«:>: '.■■!:■■>..■'.- ■ ______ Глава 17.2. Проблемы мотивации в гомеостатических теориях Во фрейдовской теории мотивации ключевую роль играет модель редукции влечения. Модель редукции влечения построена на гомеостатическом и гедонистическом представлениях. Согласно первому из них, равновесие организма тем выше, чем ниже уровень накопившегося напряжения. Согласно второму, всякое снижение этого уровня сопровождается чувством удовлетворения, всякое повышение — чувством неудовлетворения. Иными словами, активность психического аппарата подчинена принципу «удовольствия—неудовольствия». Понятие «влечение» отражает двойственность тела и духа, объединяет между собой органическое (энергию) и психическое (аффект). 3 Фрейд отмечал, что при переходе от рассмотрения биологического начала к душевной жизни понятие «влечение» определяется как пограничное между душевным и соматическим, как психическая представленность раздражений, имеющих внутреннее телесное происхождение и распространившихся в область духа, как мера необходимой работы, которая налагается на душевное вследствие его связи с телесным. Сущность влечения можно описать с помощью четырех понятий: • напряжение влечения — это его моторный момент, сумма сил или мера усилий, которой оно соответствует; • цель влечения — это состояние удовлетворения, которое мо жет быть достигнуто только путем устранения раздраженного со стояния источника влечения; • объект влечения — это то, в чем или посредством чего вле чение может достигнуть своей цели. Это наиболее изменчивый компонент влечения, связанный с ним не происхождением, а лишь пригодностью для его удовлетворения; • источник влечения — это тот соматический процесс в органе или части тела, раздражение от которого представлено в душев ной жизни как влечение. К важнейшим положениям теории мотивации 3. Фрейда относятся: 1. Влечения могут проявлять себя по-разному. Если при большой интенсивности влечения отсутствует объект, необходимый Для его удовлетворения, то неосуществившиеся желания возникают в сознании в виде представлений о прежнем удовлетворении влечения. Влечения могут смещаться на другие объекты, они мо-гУт сублимироваться (т.е. внешне направляться на другие цели) и, наконец, вытесняться. В последнем случае они оказывают скрытое влияние на переживания (проявляется в содержании сновидений) Глава 17. Основные проблемы психологии мотивации________ или на поведение (проявляется в ошибочных действиях или невротических нарушениях). 2. Душевная жизнь, понимаемая как постоянный конфликт противоречивых тенденций внутри личности, предстает в виде иерархии трех механизмов. Поиску удовлетворения (Оно) проти востоит моральный контроль (сверх Я), а примирением их через достижение компромисса занимается механизм приспособления к реальности (Я). 3. Взрослая личность есть результат истории влечений, при чем особое значение имеет детство. Препятствия, возникающие на пути удовлетворения влечений, особенно в раннем детстве, имеют серьезные последствия и причиняют сильный ущерб способности человека работать и любить. 4. Развитие влечений проходит несколько психосексуальных фаз в соответствии со сменой так называемых эрогенных зон (чув ствительных участков кожи вокруг различных отверстий на теле). На каждой из фаз доминирует определенная эрогенная зона, ее раздражение доставляет максимальное чувственное удовлетворе ние. Порядок смены эрогенных зон следующий: рот (оральная фа за: сосание, глотание, кусание), задний проход (анальная фаза: вы деления кишечника), половые органы (фаллическая и генитальная фазы: мастурбация, гомосексуальные и гетеросексуальные поло вые связи). Развитие влечения может задержаться на одной из фаз (явление фиксации). Травмирующие переживания могут от бросить развитие на более ранние стадии (регресс). 5. Ход развития влечений определяет система внутрисемей ных отношений в «любовном треугольнике»: супружеская пара и ребенок (любовник). Ребенок стремится к сексуальным отноше ниям с родителем противоположного пола (эдипов комплекс) и наталкивается при этом на сопротивление и угрозы со стороны родителя одного с ним пола. При нормальном развитии конфликт разрешается путем идентификации с родителем одного с ребен ком пола. Это разрешение ведет к усвоению уже в раннем детстве моральных норм, персонифицируемых с одним из родителей, и тем самым к образованию совести (сверх Я) как механизма, кон тролирующего поведение личности. Одним из преимуществ теории 3. Фрейда стало то, что традиционный статично-описательный анализ компонентов мотивации был дополнен динамическим. Н. Ах, занимаясь проблемой измерения воли, в экспериментальном исследовании приводил в столкновение образовавшуюся при воспроизведении двух слогов ассоциацию, прочность которой Глава 17.2. Проблемы мотивации в гомеостатических теориях он мог варьировать, меняя частоту повторных заучиваний, с инструкцией к выполнению контрастной деятельности. Таким образом, волевая тенденция (следовать инструкции) как бы конкурировала с привычкой. Если побеждала тенденция к выполнению деятельности в соответствии с новым заданием, то это говорило о преобладании силы воли над установившейся ассоциацией. Следствием этого и других экспериментов было постулирование «детерминирующих тенденций», которые, не будучи даны в сознании, тем не менее направляют поведение. Представитель гештальтпсихологического направления К. Левин показал, что с образованием ассоциаций в ходе научения возникает не репродуктивная тенденция, т.е. психическая сила, как думал Н. Ах, а только связь между прежде несвязанными элементами. Чтобы эта связь проявилась в поведении, необходимо наличие особой тенденции к воспроизведению выученного. Поэтому Н. Ах в своем эксперименте по измерению воли не противопоставил силу ассоциации детерминирующей тенденции (воле), а заставил работать две различные детерминирующие тенденции, приведя их в состояние конфликта. Не меняя существенно содержания понятия, К. Левин вместо «детерминирующей тенденции» стал пользоваться термином «квазипотребность». Правда, квазипотребности возникают на основе намерений субъекта и принятых им задач. К. Левин стремился объяснить поведение, исходя из возникшего на данный момент актуального поля психологических сил. В своей теории поля он сравнивает психологические силы с векторами, исходящими от объектов и областей окружающего мира и обладающими побудительным характером (валентностью). Эти силы воздействуют на личность и определяют ее поведение. К. Левин разработал модель, в которой мотивация личности была представлена в виде скопления отдельных центральных или более периферийных областей (глубинных или поверхностных слоев). Каждая область представляет потребность или квазипотребность. В зависимости от состояния потребности (например, при возобновлении действия, оставшегося незавершенным) такая область представляет собой более или менее напряженную систему, стремящуюся разрядиться через исполнительные функции (например, моторику). Динамические представления такого рода близки воззрениям 3. Фрейда тем, что общим основополагающим принципом мотивации был гомеостатический принцип: восстановление нарушенного равновесия. Поведение, с точки зрения К. Левина, является функцией личности и воспринимаемого окружения П =/(Л, О). Глава 17. Основные проблемы психологии мотивации_______________ С помощью своей теории поля, излагаемой в терминах динамики, К. Левин стремился дать обобщенный «моментальный снимок» взаимодействия сил психологической «совокупной ситуации» (так называемого жизненного пространства). В эту ситуацию включены не только личность, но и воспринимаемое ею окружение, а поведение выводится из взаимодействия сил как суммарный вектор. В.А. Поликарпов, отталкиваясь от исследования зарождения и развития чувства любви, предложил новую теорию мотивации. Это стало возможным благодаря тому, что удалось ввести в теоретический анализ научных фактов категорию времени. В противовес принципу минимизации Фехнера, положенному в основу психоанализа, и принципу оптимального возбуждения Хебба, В.А. Поликарпов предложил закон обратной тенденции, который гласит: личность стремится вернуться в ситуации, наиболее эмоционально насыщенные. Причем модальность эмоций не имеет значения. |