МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

ПРОБЛЕМЫ МОТИВАЦИИ В ГОМЕОСТАТИЧЕСКИХ ТЕОРИЯХ





Пионерами этого направления были Н. Ах и главным образом 3. Фрейд. Придерживаясь вундтовских традиций, Н. Ах пытался экспериментально-психологическими методами выявить ведущий компонент когнитивных процессов в якобы пассивно протекаю­щем потоке сознания. Усилия 3. Фрейда были направлены на объяснение казавшихся непонятными поступков, для чего им ис­пользовалось клиническое наблюдение, а также методика прово­цирования и истолкования странных, необычных содержаний со­знания. Оба ученых были едины в том, что поведением человека управляют скрытые, неосознанные процессы. Н. Ах постулировал существование «детерминирующих тенденций», а 3. Фрейд — «бес­сознательное», в котором он видел ключ к объяснению поведения и которое представлял как непрерывное изменение и столкнове­ние влечений, получающих свое фрагментарное и завуалирован­ное выражение в поведении и сознательном переживании.

Теория мотивации 3. Фрейда опиралась на идею о том, что
«психический аппарат» должен прежде всего справиться не с
внешними, а с внутренними раздражителями, от которых нельзя
уклониться, так как они возникают в самом организме. Потреб­
ности той или иной части организма постоянно порождают энер­
гию раздражения, которая аккумулируется и от которой требует­
ся «ИзбаВИТЬСЯ». •-. It . ■ .:;;«:>: '.■■!:■■>..■'.- ■


______ Глава 17.2. Проблемы мотивации в гомеостатических теориях

Во фрейдовской теории мотивации ключевую роль играет мо­дель редукции влечения. Модель редукции влечения построена на гомеостатическом и гедонистическом представлениях. Соглас­но первому из них, равновесие организма тем выше, чем ниже уровень накопившегося напряжения. Согласно второму, всякое сни­жение этого уровня сопровождается чувством удовлетворения, вся­кое повышение — чувством неудовлетворения. Иными словами, активность психического аппарата подчинена принципу «удоволь­ствия—неудовольствия».

Понятие «влечение» отражает двойственность тела и духа, объ­единяет между собой органическое (энергию) и психическое (аф­фект). 3 Фрейд отмечал, что при переходе от рассмотрения био­логического начала к душевной жизни понятие «влечение» опреде­ляется как пограничное между душевным и соматическим, как психическая представленность раздражений, имеющих внутреннее телесное происхождение и распространившихся в область духа, как мера необходимой работы, которая налагается на душевное вследствие его связи с телесным.

Сущность влечения можно описать с помощью четырех понятий:

напряжение влечения — это его моторный момент, сумма
сил или мера усилий, которой оно соответствует;

цель влечения — это состояние удовлетворения, которое мо­
жет быть достигнуто только путем устранения раздраженного со­
стояния источника влечения;

объект влечения — это то, в чем или посредством чего вле­
чение может достигнуть своей цели. Это наиболее изменчивый
компонент влечения, связанный с ним не происхождением, а лишь
пригодностью для его удовлетворения;

источник влечения — это тот соматический процесс в органе
или части тела, раздражение от которого представлено в душев­
ной жизни как влечение.

К важнейшим положениям теории мотивации 3. Фрейда от­носятся:



1. Влечения могут проявлять себя по-разному. Если при боль­шой интенсивности влечения отсутствует объект, необходимый Для его удовлетворения, то неосуществившиеся желания возника­ют в сознании в виде представлений о прежнем удовлетворении влечения. Влечения могут смещаться на другие объекты, они мо-гУт сублимироваться (т.е. внешне направляться на другие цели) и, наконец, вытесняться. В последнем случае они оказывают скрытое влияние на переживания (проявляется в содержании сновидений)


Глава 17. Основные проблемы психологии мотивации________

или на поведение (проявляется в ошибочных действиях или не­вротических нарушениях).

2. Душевная жизнь, понимаемая как постоянный конфликт
противоречивых тенденций внутри личности, предстает в виде
иерархии трех механизмов. Поиску удовлетворения (Оно) проти­
востоит моральный контроль (сверх Я), а примирением их через
достижение компромисса занимается механизм приспособления к
реальности (Я).

3. Взрослая личность есть результат истории влечений, при­
чем особое значение имеет детство. Препятствия, возникающие на
пути удовлетворения влечений, особенно в раннем детстве, имеют
серьезные последствия и причиняют сильный ущерб способности
человека работать и любить.

4. Развитие влечений проходит несколько психосексуальных
фаз в соответствии со сменой так называемых эрогенных зон (чув­
ствительных участков кожи вокруг различных отверстий на теле).
На каждой из фаз доминирует определенная эрогенная зона, ее
раздражение доставляет максимальное чувственное удовлетворе­
ние. Порядок смены эрогенных зон следующий: рот (оральная фа­
за: сосание, глотание, кусание), задний проход (анальная фаза: вы­
деления кишечника), половые органы (фаллическая и генитальная
фазы: мастурбация, гомосексуальные и гетеросексуальные поло­
вые связи). Развитие влечения может задержаться на одной из
фаз (явление фиксации). Травмирующие переживания могут от­
бросить развитие на более ранние стадии (регресс).

5. Ход развития влечений определяет система внутрисемей­
ных отношений в «любовном треугольнике»: супружеская пара и
ребенок (любовник). Ребенок стремится к сексуальным отноше­
ниям с родителем противоположного пола (эдипов комплекс) и
наталкивается при этом на сопротивление и угрозы со стороны
родителя одного с ним пола. При нормальном развитии конфликт
разрешается путем идентификации с родителем одного с ребен­
ком пола. Это разрешение ведет к усвоению уже в раннем детстве
моральных норм, персонифицируемых с одним из родителей, и
тем самым к образованию совести (сверх Я) как механизма, кон­
тролирующего поведение личности.

Одним из преимуществ теории 3. Фрейда стало то, что тради­ционный статично-описательный анализ компонентов мотивации был дополнен динамическим.

Н. Ах, занимаясь проблемой измерения воли, в эксперимен­тальном исследовании приводил в столкновение образовавшуюся при воспроизведении двух слогов ассоциацию, прочность которой


Глава 17.2. Проблемы мотивации в гомеостатических теориях

он мог варьировать, меняя частоту повторных заучиваний, с ин­струкцией к выполнению контрастной деятельности. Таким обра­зом, волевая тенденция (следовать инструкции) как бы конкури­ровала с привычкой. Если побеждала тенденция к выполнению деятельности в соответствии с новым заданием, то это говорило о преобладании силы воли над установившейся ассоциацией. След­ствием этого и других экспериментов было постулирование «де­терминирующих тенденций», которые, не будучи даны в созна­нии, тем не менее направляют поведение.

Представитель гештальтпсихологического направления К. Ле­вин показал, что с образованием ассоциаций в ходе научения воз­никает не репродуктивная тенденция, т.е. психическая сила, как ду­мал Н. Ах, а только связь между прежде несвязанными элементами. Чтобы эта связь проявилась в поведении, необходимо наличие осо­бой тенденции к воспроизведению выученного. Поэтому Н. Ах в своем эксперименте по измерению воли не противопоставил силу ассоциации детерминирующей тенденции (воле), а заставил рабо­тать две различные детерминирующие тенденции, приведя их в состояние конфликта. Не меняя существенно содержания понятия, К. Левин вместо «детерминирующей тенденции» стал пользоваться термином «квазипотребность». Правда, квазипотребности возника­ют на основе намерений субъекта и принятых им задач.

К. Левин стремился объяснить поведение, исходя из возник­шего на данный момент актуального поля психологических сил. В своей теории поля он сравнивает психологические силы с век­торами, исходящими от объектов и областей окружающего мира и обладающими побудительным характером (валентностью). Эти си­лы воздействуют на личность и определяют ее поведение.

К. Левин разработал модель, в которой мотивация личности была представлена в виде скопления отдельных центральных или более периферийных областей (глубинных или поверхностных сло­ев). Каждая область представляет потребность или квазипотреб­ность. В зависимости от состояния потребности (например, при возобновлении действия, оставшегося незавершенным) такая об­ласть представляет собой более или менее напряженную систему, стремящуюся разрядиться через исполнительные функции (на­пример, моторику). Динамические представления такого рода близ­ки воззрениям 3. Фрейда тем, что общим основополагающим прин­ципом мотивации был гомеостатический принцип: восстановле­ние нарушенного равновесия.

Поведение, с точки зрения К. Левина, является функцией лич­ности и воспринимаемого окружения П =/(Л, О).


Глава 17. Основные проблемы психологии мотивации_______________

С помощью своей теории поля, излагаемой в терминах дина­мики, К. Левин стремился дать обобщенный «моментальный сни­мок» взаимодействия сил психологической «совокупной ситуа­ции» (так называемого жизненного пространства). В эту ситуацию включены не только личность, но и воспринимаемое ею окруже­ние, а поведение выводится из взаимодействия сил как суммар­ный вектор.

В.А. Поликарпов, отталкиваясь от исследования зарождения и развития чувства любви, предложил новую теорию мотивации. Это стало возможным благодаря тому, что удалось ввести в теоретичес­кий анализ научных фактов категорию времени. В противовес прин­ципу минимизации Фехнера, положенному в основу психоанализа, и принципу оптимального возбуждения Хебба, В.А. Поликарпов предложил закон обратной тенденции, который гласит: личность стремится вернуться в ситуации, наиболее эмоционально насы­щенные. Причем модальность эмоций не имеет значения.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.