МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Глава 14. Классификация эмоций






 


радость, счастье; 2) удивление; 3) страх, страдание; 4) гнев, реши­мость; 5) отвращение; 6) презрение. Р. Плутчик называет восемь первичных эмоций-модальностей, соответствующих основным про­тотипам адаптивного поведения: принятие, отвращение, гнев, ра­дость, страх, горе, удивление, интерес.

Однако наиболее разработанной, сфокусированной на отдель­ных эмоциональных модальностях, является «теория дифферен­циальных эмоций» К. Изарда, в которой выделяется десять фун­даментальных эмоций:

интерес интеллектуальная эмоция, чувство вовлеченнос­
ти, повышающее способность человека к восприятию и обработке
поступающей из внешнего мира информации, стимулирующее и
упорядочивающее его активность;

радость эмоция, характеризующаяся переживанием пси­
хологического комфорта и благополучия, позитивным отношени­
ем к миру и к самому себе;

удивление эмоция, вызываемая резкими изменениями сти­
муляции и подготавливающая человека к эффективному взаимо­
действию с новыми или внезапными событиями;

печаль переживание утраты (временной/постоянной, ре­
альной/воображаемой, физической/психологической) объекта удов­
летворения потребности, вызывающее замедление умственной и
физической активности, общего темпа жизни человека;

гнев эмоция, вызываемая состоянием дискомфорта, огра­
ничения или фрустрации, характеризующаяся мобилизацией энергии,
высоким уровнем мышечного напряжения, самоуверенностью и по­
рождающая готовность к нападению или другим формам активности;

отвращение — эмоциональная реакция отвержения, отстра­
нения от физически или психологически вредных объектов;

презрение чувство превосходства, ценности и значимости
собственной личности по сравнению с личностью другого челове­
ка (обесценивание и деперсонализация объекта презрения), повы­
шающее вероятность совершения «хладнокровной» агрессии;

страх эмоция, характеризующаяся чувством незащищен­
ности, неуверенности в собственной безопасности в ситуации уг­
розы физическому и/или психическому Я с выраженной тенден­
цией к бегству;

стыд переживание собственной неадекватности, некомпе­
тентности и неуверенности в ситуации социального взаимодей­
ствия, своего несоответствия требованиям ситуации или ожидани­
ям окружающих, способствующее как соблюдению групповых норм,
так и оказывающее разрушительное воздействие на саму возмож­
ность общения, порождая отчужденность, стремление находиться
в одиночестве, избегать окружающих;


вина — переживание, возникающее в ситуации нарушения внутреннего морально-этического стандарта поведения, сопровож­дающееся самоосуждением и раскаянием.

Классификацию модальностей, предложенную К. Изардом, кри­тикуют за ее эмпиричность, поскольку признается не вполне обос­нованным то, что выделены именно эти десять эмоций. Так, суще­ствует мнение, что базовыми можно называть только те эмоции, которые имеют глубокие филогенетические корни, т.е. имеются не только у человека, но и у животных. Поэтому такие эмоции, прису­щие только человеку, как стыд и вина, к базовым вряд ли можно отнести (считается, что они появляются в результате социализации базовой эмоции страха). Кроме того, было выявлено, что мимика презрения совершенно не воспринимается и не понимается детьми в возрасте 3-5 лет, следовательно, можно предположить, что пре­зрение является социализированной формой гнева. Интерес во­обще склонны чаще причислять к числу мотивационных явлений.



Появляясь в ответ на воздействие жизненно важных собы­тий, эмоции способствуют либо мобилизации, либо торможению психической деятельности и поведения. В зависимости от влия­ния на поведение и деятельностьчеловека эмоции подразделя­ются на стенические — активизирующие жизнедеятельность орга­низма, побуждающие к действию (гнев, удивление и др.), и асте­нические — угнетающие и подавляющие жизненные процессы в организме (стыд, печаль и др.). Эмоции таких модальностей, как страх или радость, могут иметь как стенический, так и астеничес­кий характер.

В зависимости от степени осознанности эмоции подразделя­ются на осознаваемые и неосознаваемые. Однако осознание эмоцио­нальных переживаний не подчиняется принципу «все или ниче­го». Поэтому встречаются разные степени осознанности эмоций и разные формы ее искажения. Полное осознание предполагает как исчерпывающую характеристику самой эмоции, так и понимание связей между эмоцией и вызвавшими ее факторами, с одной сто­роны, и между эмоцией и действиями, к которым она побужда­ет,— с другой. Изменение осознания эмоциональных пережива­ний, по мнению Я. Рейковского, может проявляться в следующих формах: 1) неосознавание самого факта возникновения эмоций (например, человек не замечает своего беспокойства, зарождаю­щегося чувства и т.п.); 2) неправильная категоризация эмоций (человек трактует обиду как моральное возмущение, боязнь не­успеха — как отсутствие заинтересованности); 3) неверная интер­претация причины возникшей эмоции (например, человек считает,






©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.