МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Мотивационные теории эмоций






 


дователи рассматривали преимущественно негативные пережива­ния, возникающие в результате конфликта влечений или основных подструктур личности (Оно, Я и сверх Я).

Аффект, согласно психоаналитической теории, включает три аспекта: 1) энергетический компонент инстинктивного влечения («заряд» аффекта); 2) процесс «разрядки»; 3) восприятие оконча­тельной разрядки (ощущение, или переживание эмоции).

Наиболее четкое и обобщенное представление психоаналити­ков о механизмах возникновения эмоций было сформулировано Д. Рапапортом. Воспринятый извне перцептивный образ вызывает бессознательный процесс, в ходе которого происходит мобилиза­ция инстинктивной энергии. Если эта энергия не может открыто и непосредственно реализоваться (в том случае, если инстинктив­ные требования конфликтны), она ищет другие каналы разрядки в виде непроизвольной активности, основные видами которой яв­ляются «эмоциональная экспрессия» и «эмоциональное пережива­ние». Они могут проявляться одновременно, поочередно или во­обще независимо друг от друга. Открытое проявление инстинктив­ного влечения табуировано культурой, поэтому у человека и воз­никает необходимость постоянно эмоционально разряжаться.

Психоанализу, по мнению В.К. Вилюнаса, современная психо­логия эмоций обязана возникновением того сомнения в открытос­ти и доступности феноменологии эмоциональных переживаний, которое сегодня кажется само собой разумеющимся. Сознательное скрывание человеком своих эмоциональных переживаний являет­ся лишь самым простым случаем их искажения, гораздо чаще это происходит бессознательно и направлено на избегание, вытесне­ние их психотравмирующего воздействия. Заслугой психоанализа в развитии теории эмоций является и разработка понятия «амби­валентности» эмоциональных переживаний.

«Гормическая» теория эмоций У. МакДауголла. Этот автор в своих рассуждениях отталкивался от идеи целенаправленности поведения живых существ. Источником этой целенаправленности является особая нематериальная сила — горме (от греч. horme — побуждение, влечение, стремление), проявляющаяся в виде ин­стинктов. По мнению У. МакДауголла, главным регулятором целе­направленного поведения животных и людей являются инстинкты. Каждый инстинкт состоит из трех компонентов: 1) предраспо­ложенности к восприятию некоторых раздражителей; 2) эмоции; 3) предрасположенности к выполнению определенных действии-Побуждающая сила инстинкта заключена именно в среднем звене —


эмоции. Эмоция направляет индивида к определенным целям, она свидетельствует о возбуждении (актуализации) инстинкта.

Отдельным инстинктам соответствуют специфические эмоции (инстинкту бегства — эмоция страха, инстинкту борьбы — эмоция гнева, родительскому инстинкту — эмоция нежности и т.д.). Су­ществуют также вторичные эмоции, возникающие вследствие од­новременного проявления нескольких инстинктов (например, ин­стинктам любопытства и бегства соответствует эмоция, сочетаю­щая черты удивления и страха). У. МакДауголл выделял также производные эмоции, не связанные с отдельными инстинктами и зависящие от специфических представлений и мыслей, которые могут возникнуть при актуализации любого инстинкта, такие, на­пример, как надежда, беспокойство, радость и т.п.



Эмоция содержит в себе импульс к действию. Однако то, как человек будет вести себя в конкретной ситуации, зависит не толь­ко от эмоций, но и от других психических образований — слож­ных чувств (sentiments). Чувства ~ это приобретенные (а не врож­денные) психические структуры, это некоторые волевые тенден­ции. Они представляют собой индивидуальные тенденции к пере­живанию определенных эмоций и желаний в связи с некоторым конкретным объектом, возникающие вследствие опыта, который индивид приобретает по отношению именно к этому объекту.

Хотя теория У. МакДауголла не получила большого распростра­нения, ее идеи имели известный резонанс, оставив определенный след в ряде современных концепций («психоэволюционной» теории Р. Плутчика, «дифференциальной» теории эмоций К. Изарда и др.).

Теория дифференциальных эмоций К. Изарда. Согласно К. Изарду, эмоции являются детерминантами поведения в широ­чайшем диапазоне его проявлений. Эволюционное значение эмо­ций состоит в том, что они обеспечили новый тип мотивации, но­вые поведенческие тенденции, что необходимо для успешного взаи­модействия индивида с окружающей средой. В основу теории по­ложены следующие тезисы:

1) основную мотивационную систему человеческого существо­
вания образуют 10 базовых эмоций: радость, печаль, гнев, отвра­
щение, презрение, страх, стыд, вина, удивление, интерес;

2) каждая базовая эмоция обладает уникальными мотивацион-
ными функциями и подразумевает специфическую форму пере­
живания;

3) фундаментальные эмоции переживаются по-разному и по-
разному влияют на когнитивную сферу и на поведение человека;


13.5. Мотивационные теории эмоций


4) эмоциональные процессы взаимодействуют с драйвами, с
гомеостатическими, перцептивными, когнитивными и моторными
процессами и оказывают на них влияние;

5) в свою очередь, драйвы, гомеостатические, перцептивные,
когнитивные и моторные процессы влияют на протекание эмо­
ционального процесса.

В целом, автор определяет эмоции как сложный феномен, включающий нейрофизиологический, двигательно-экспрессивный и чувственно-переживательный компоненты. Источниками эмо­ций являются нейронные и нервно-мышечные (гормоны и др.), аффективные (боль, половое влечение, другая эмоция) и когни­тивные (оценка, атрибуция, память, антиципация) активаторы.

Объектом детального изучения в этой теории являются част­ные (базовые, фундаментальные) эмоции, которые рассматрива­ются как различающиеся «переживательно-мотивационные» про­цессы, влияющие на когнитивную сферу и поведение человека. Изард называет следующие основные признаки базовых эмоций: 1) они всегда имеют отчетливые и специфические нервные суб­страты; 2) проявляют себя при помощи выразительной и специ­фической конфигурации мышечных движений лица (мимики); 3) сопровождаются отчетливым и специфическим переживанием, осознаваемым человеком; 4) возникли в результате эволюцион-но-биологических процессов; 5) оказывают организующее и моти­вирующее влияние на человека, служат его адаптации.

Однако сам К. Изард признает, что некоторые эмоции, отне­сенные к базовым, не обладают всеми этими признаками. Так, эмоция вины не имеет отчетливого мимического и пантомимичес­кого выражения. Наряду с фундаментальными эмоциями в дан­ной теории изучаются и эмоциональные комплексы, такие как тревога, депрессия, удовольствие и враждебность, представляю­щие собой комбинации базовых эмоций, которые появляются од­новременно или в определенной последовательности (более под­робную характеристику базовых эмоций по К. Изарду см. в гл. 14). Потребностно-информационная теория эмоций П.В. Си­монова. Данная теория является одной из наиболее известных и хорошо разработанных в современной психологии эмоций. П.В. Си­монов считает, что эмоция является отражением мозгом человека и животных какой-либо актуальной потребности (ее качества и величины) и вероятности (возможности) ее удовлетворения, кото­рую мозг оценивает на основе генетического и ранее приобретен-


ного индивидуального опыта. Данное положение представлено в виде специальной «формулы эмоиий»:

где Э — эмоция, ее степень, качество и знак; П — сила и качество актуальной потребности; (И„ Ис) — оценка вероятности (воз­можности) удовлетворения потребности на основе врожденного и онтогенетического опыта: И„ — информация о средствах, ресурсах и времени, прогностически необходимых для удовлетворения по­требности; Ис — информация о средствах, ресурсах и времени, ко­торой субъект располагает в данный момент.

Кроме того, эмоция зависит и от других факторов: а) индиви­дуальных (типологических) особенностей субъекта (мотивацион-ной сферы, эмоциональности, волевых качеств и т.п.); б) фактора времени, в зависимости от которого эмоциональная реакция при­обретает характер аффекта или настроения; в) качественных осо­бенностей потребности (чувства возникают на основе социальных и духовных потребностей, тревога — низкой вероятности избега­ния нежелательного воздействия, фрустрация — низкой вероят­ности достижения желаемой цели и т.п.). Однако эти факторы обусловливают лишь вариации бесконечного многообразия эмо­ций, в то время как необходимыми и достаточными являются только два фактора: потребность и вероятность (возможность) ее удовлетворения.

Из формулы следует, что эмоция возникает только при нали­чии потребности: нет потребности, нет и эмоции. Не будет эмоции и в том случае, если потребность есть, а (И„ — Ис) = 0, т.е. если человек полностью обладает необходимой для удовлетворения по­требности информацией (И„ = Ис).

С позиции теории Симонова наиболее фундаментальной клас­сификацией эмоций является деление их на положительные и отрицательные. Ситуация избытка прагматической информации по сравнению с прогнозируемой или возрастание вероятности Удовлетворения актуальной потребности (И„ < Ис) порождает положительные эмоциональные состояния, дефицит информации или падение вероятности достижения цели (И„ > Ис) — отрица­тельные.

Также предлагается вариант классификации эмоций в зависи­мости от величины потребности, вероятности ее удовлетворения и характера взаимодействия с объектами (табл. 13.2).


Глава 13. Теории эмоций____________________________________________

Таблица 13.2





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.