МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Глава 14. Классификация эмоций






 


что его гнев вызван чьим-то недостойным поведением, тогда как в действительности он вызван тем, что ему было оказано недоста­точно внимания); 4) неправильная интерпретация связи между эмо­цией и вызванным ею поступком (так, родитель считает, что на­казывает ребенка «для его же пользы», тогда как в действительнос­ти делает это для того, чтобы показать свое превосходство).

К пониманию того, что не все эмоциональные переживания являются осознаваемыми, в психологии пришли не сразу. Перво­начально доминировали идеи интроспективной психологии, в ко­торой эмоции рассматривались как феномены сознания и, следо­вательно, были полностью осознаваемыми. Именно в психоанализе впервые были сформулированы положения о том, что не все пси­хические явления (в том числе и эмоции) регистрируются в соз­нании. Основными причинами неосознаваемости тех или иных эмоциональных явлений являются их слабая интенсивность, а также действие особых блокирующих осознание механизмов (психоло­гических защит). Кроме того, остаются неосознанными те эмоцио­нальные переживания, которые возникли и сформировались в ран­нем детстве, когда сознание ребенка не было еще достаточно раз­витым, хотя они впоследствии могут участвовать в регуляции по­ведения взрослого человека.

Предметность. В зависимости от связи эмоциональных пере­живаний с конкретным объектом эмоции бывают предметные и беспредметные.

В.К. Вилюнасом была предложена функциональная классифи­кация эмоций (по их функциональным характеристикам и роли в регуляции деятельности). Рассматривая эмоции в качестве посред­ника между потребностями и деятельностью по их удовлетворе­нию, автор подразделяет их на: 1) ведущие — переживания, окра­шивающие в образе среды предметы потребности и превращающие их тем самым в мотивы. Такие переживания являются непосред­ственным субъективным коррелятом потребности, объективизи­руя ее в предметной деятельности. Ведущие эмоции предшеству­ют деятельности, побуждают к ней и отвечают за общую ее направ­ленность; 2) производные — ситуативно значимые переживания, возникающие в процессе деятельности и выражающие отношение субъекта к отдельным условиям, благоприятствующим или затруд­няющим ее осуществление, к конкретным достижениям в ней, к сложившимся или возможным ситуациям.

Степень произвольности. В зависимости от возможности про­извольной регуляции и контроля поведения эмоции бывают про­извольные и непроизвольные. Однако произвольность эмоциональ-


ного реагирования, как и осознанность, представляет собой не­прерывную шкалу и имеет различную степень выраженности.

По происхождению эмоции подразделяются на врожденные, связанные с реализацией инстинктивных программ реагирования, и приобретенные, формирующиеся под влиянием индивидуально­го и социального опыта.

Согласно Г.А. Вартаняну и Е.С. Петрову, первичные эмоции являются генетически детерминированными и жестко связанны­ми с нарушением или восстановлением гомеостаза в организме. Такие переживания функционально неразрывно слиты со специа­лизированными безусловнорефлекторными реакциями и являют­ся безвероятностными (возникают в ответ на определенный внеш­ний раздражитель с вероятностью, равной 1). Вторичные эмоции формируются на базе первичных в результате индивидуального опыта адаптации.



По уровню развития эмоции подразделяются на низшие — связанные преимущественно с биологическими процессами в ор­ганизме, с удовлетворением/неудовлетворением витальных потреб­ностей человека, и высшие — связанные с удовлетворением/не­удовлетворением социальных и духовных потребностей человека. Компонентный состав низших и высших эмоций также различен: высшие эмоции включают в себя «субъективное звено» (оценку своего эмоционального состояния) и различные когнитивные зве­нья (обеспечивающие вероятностную оценку ситуации и т.д.).

Длительность эмоций характеризует время протекания эмо­циональной реакции. Кратковременные эмоциональные реакции по­являются обычно при однократном воздействии и отличаются не­устойчивостью, временным, преходящим характером. Длительным, эмо­циональным переживаниям присущи устойчивость и постоянство.

Интенсивность эмоций характеризует силу переживания и со­путствующих экспрессивных и физиологических реакций. При сла­бых эмоциональных переживаниях не наблюдается существенных физиологических изменений и экспрессивных проявлений в поведе­нии человека. Сильные эмоциональные переживания сопровождают­ся выраженными физиологическими и экспрессивными реакциями.

Наряду с так называемыми «внутренними» основаниями для классификации эмоций (по присущим им характеристикам) суще­ствуют и «внешние» (по сферам их проявления и предметному со­держанию). Примером такого различения эмоциональных явлений является классификация Б.И. Додонова, который подразделяет эмо­ции в зависимости от их субъективной ценности для человека на:


Глава 14. Классификация эмоций

1) альтруистические — возникающие на основе потребности в
содействии, помощи, покровительстве другим людям (преданность,
жалость, сочувствие и др.);

2) коммуникативные — возникающие на основе потребности в
общении (симпатия, уважение, признательность, благодарность, обо­
жание и др.);

3) глорические — связанные с потребностью в самоутвержде­
нии, в славе и признании (гордость, чувство превосходства, уязв­
ленное самолюбие и др.);

4) праксические — вызываемые деятельностью, изменением ее
в ходе работы, успешностью или неуспешностью, трудностями ее
осуществления и завершения (увлеченность и др.);

5) пугнические — происходящие от потребности в преодолении
опасности, интереса к борьбе (чувство азарта, решительности, со­
перничества и др.);

6) романтические — связанные со стремлением ко всему нео­
бычному, таинственному (надежда, ожидание и др.);

 

7) гностические — связанные с потребностью в познаватель­
ной гармонии (удивление, чувство догадки, радость открытия и др.);

8) эстетические — связанные с лирическими переживаниями,
с наслаждением красотой чего-либо или кого-либо (чувство пре­
красного и др.);

9) акизитивные — возникающие в связи с интересом к накоп­
лению, коллекционированию (чувство обладания и др.);

10) гедонистические — связанные с удовлетворением потреб­
ности в телесном и душевном комфорте (чувство беззаботности,
веселья и др.).

Основным недостатком предложенной Додоновым классифи­кации эмоций является ее эмпирико-описательный характер, от­сутствие единого основания для различаемых им видов эмоций.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. По каким критериям можно классифицировать эмоции?

2. Сколько и какие эмоциональные модальности признаются
базовыми?

3. Охарактеризуйте базовые эмоции, выделяемые К. Изардом.

4. Какое влияние на поведение и деятельность человека могут
оказывать эмоции?

5. Какие формы изменения осознания эмоциональных пере­
живаний вы знаете?

6. Перечислите основные виды эмоций в зависимости от их
субъективной ценности для человека. .


Глава 15 ПОТРЕБНОСТИ

15.1. ПОНЯТИЕ ПОТРЕБНОСТИ

Большинство психологов разделяют точку зрения о том, что потребность выполняет функцию побуждения активности (пове­дения, деятельности) человека. И это пожалуй единственное, что их объединяет. Понимание сущности потребности и ее роли в мо­тивации человека — вот что является «яблоком раздора».

Потребность как нужда. Согласно справочной литературе слово «нужда» имеет два значения: недостаток необходимого (де­фицит) и потребность, надобность в чем-нибудь.

В психологии нужда чаще всего понимается как дефицит, не­хватка чего-то в организме животного или человека, и именно в таком значении она интерпретируется как потребность. В принци­пе при таком толковании, понятие «потребность» касается всего, что является нужным для организма, но чем в данный момент он не обладает (Д.Н. Узнадзе).

Вместе с тем, потребности человека связаны не только с де­фицитом, но и с избытком чего-то, вредного для нормального функционирования организма. В связи с чем и появляется по­требность в ликвидации этого избытка. Например, речь идет о некоторых физиологических потребностях, знакомых каждому, когда, например, необходимо «сходить по нужде». Потребность может появляться и в отношении психологических раздражите­лей, возникающих спонтанно, без предшествующего пережива­ния дефицита, а из-за определенных характеристик появившего­ся объекта. Это было подробно изложено при рассмотрении осо­бенностей эмоциогенных ситуаций.

В отечественной психологии наиболее распространенной яв­ляется точка зрения, согласно которой потребность — это не сама нужда, а ее отражение в сознании человека. Так, К.К. Платонов отмечает, что потребность — это психическое явление отражения объективной нужды в чем-либо организма (биологические потреб­ности) и личности (социальные потребности).


Глава 15. Потребности


Понятие потребности


 


Л.И. Божович считала, что в основе любого человеческого по­ведения лежат потребности, которые непосредственно побуждают индивида к активности. Однако потребность никак нельзя отожде­ствлять с наличием объективно существующей нужды. Нужда, не отраженная в соответствующем переживании не становится побу­дителем поведения. Поэтому под потребностью она понимала от­ражаемую в форме переживания (а не обязательно осознаваемую) нужду индивида в том, что необходимо для поддержания организ­ма и развития его личности.

М.М. Филиппов рассматривает потребность как психический образ нужды.

Но и вопрос об отражении нужды в сознании решается психо­логами неоднозначно. У разных авторов результатом отражения являются различные психологические феномены: ощущения, пе­реживания, состояние напряжения, испытываемая необходимость. С.Л. Рубинштейн указывал, что конкретной формой существова­ния потребности является эмоция. Многие психологи за потреб­ность принимают предмет ее удовлетворения. У некоторых же потребность выступает сразу в нескольких качествах: как деятель­ность и как напряжение, как состояние и как свойство личности. Рассмотрим эти точки зрения.

Потребность как предмет удовлетворения нужды. Доста­точно часто потребность рассматривается как отраженный в со­знании человека предмет (объект), который может удовлетворить (устранить) нужду.

Многими потребностью считается не только психический образ предмета (объекта), но и сам предмет (объект). При данном тол­ковании потребность как бы выносится за пределы психической жизни человека. Такой взгляд на потребность приводит к тому, что именно предметы рассматриваются как средство развития по­требностей. Следуя этой логике выходит, чем больше предметов окружают человека, тем больше у него потребностей. Однако, это совсем не так. Думается, что скорее речь должна идти об обогаще­нии способов и средств удовлетворения потребности, а не о по­явлении новых потребностей.

Потребность как отсутствие блага. Потребность как цен­ность. Основу этого подхода составляют понятия сохранения и развития (совершенствования) человека, научным и обыденным сознанием воспринимающиеся как проявления его благополучия. Поэтому для их обозначения используется термин благо (B.C. Ма-гун). Им обозначаются состояния и процессы субъекта и его внеш-


ней среды, которые являются причинами (факторами, условиями) сохранения и развития этого субъекта. Поскольку таких причин может быть много, а главное, что между ними существуют множест­венные причинно-следственные связи, вводится понятие порядков. При этом под благом первого порядка понимается, например, со­стояние сытости, под благом второго порядка — хлеб, затем — зерно, мельница, поле, на котором выращивают зерно, и так до бесконечности. Состояние отсутствия блага определяется как по­требность. Находясь в таком состоянии, человек как бы требует восстановления своей нарушенной целостности (сохранности), или развития, или появления условий, обеспечивающих эти результа­ты. Отсутствующее благо, следовательно, будет выступать как предмет потребности. Таким образом, потребность в благе X — это состояние отсутствия блага X, а наличие блага X означает отсутствие потребности в нем.

Таким образом потребности превращаются для человека в опре­деленные ценности. Это дало повод утверждать о том, что удов­летворение потребности (и возникающая при этом удовлетворен­ность) не всегда приводит к исчезновению или ослаблению силы потребности, а наоборот, может приводить к ее усилению (B.C. Ma-гун). Предполагается, что эту закономерность можно описать сле­дующим образом:

Удовлетворенность = Сила соответствующей потребности / / Объем реально полученного блага.

Это опровергает точку зрения о существовании обратной за­висимости между силой потребности и удовлетворенностью (чем больше удовлетворяется потребность и снижается ее сила, тем большее удовлетворение испытывает человек). Однако, данная за­висимость была бы справедливой, если бы делимое (объем реаль­но полученного блага) было постоянной величиной. В действи­тельности же делимое (величина блага) изменяется, и это может привести даже к прямой зависимости между силой потребности и ее удовлетворенностью, т.е. чем больше удовлетворение, тем силь­нее потребность, и наоборот, чем сильнее выражена потребность, тем большее удовлетворение испытывает человек. Таким образом, удовлетворенность может влиять на потребность двояко: по мере роста удовлетворенности потребность в соответствующем благе может как ослабевать, так и усиливаться.

Потребность как необходимость. Внекоторых подходах по­требность определяется как объективная необходимость (Б.Ф. Ло-м°в). Однако, как уже отмечалось, нужда - это внутренняя не-


Глава 15. Потребности


Понятие потребности


 


обходимость. Следовательно, в данном случае потребность может отражать не только внешнюю объективную необходимость, но и внутреннюю субъективную. В справочной филологической лите­ратуре «необходимость» трактуется как надобность обязательная, неизбежная, без которой не обойтись. Однако если соотносить потребность с любой надобностью вне конкретного временного отрезка, то это, как и в предыдущем случае, будет слишком абс­трактно (Б.И. Додонов, П.А. Рудик). Например, организму, чтобы нормально развиваться, в принципе необходимы (нужны) белки, жиры, углеводы, соли, витамины. Но понимание и словесное обозначение этого является просто констатацией факта, обозна­чением знаний человека о зависимости его организма от этих ве­ществ, но не обозначением нужды в них в данный момент, и тем более не переживанием нужды в них. Нужность и нужда — раз­ные вещи. Если нужность в каких-то веществах обеспечивается ре­гулярно без нарушения внутреннего гомеостаза, то и нужда как особое, специфическое потребностное состояние не возникает. Для того чтобы необходимость отражала потребность, она долж­на стать для субъекта актуальной в данный момент, превратиться в нужду, чтобы человек захотел того, что ему необходимо. Но и в этом случае соотношения между необходимостью и потребностью могут быть разными, не всегда совпадающими. В жизни случает­ся так, что человек не всегда хочет то, что ему необходимо, и в то же время он можем сделать что-либо, не испытывая потребности. Например, человек может поесть «в прок», зная, что потом долго не представится такой возможности. Как отмечает Е.П. Ильин, это как бы удовлетворение предвидимой потребности, которая должна появиться в будущем, а по сути — предупреждение ее возникновения).

Необходимость может отражать и зависимость организма и личности от конкретных условий существования, от факторов внеш­ней среды, существенных для собственного сохранения и разви­тия. Именно так некоторые авторы и понимают потребность — как зависимость от чего-то. У Б.И. Додонова потребность — это внутренняя программа жизнедеятельности индивида, отражающая, с одной стороны, зависимость от условий существования, а с дру­гой — необходимость выполнения этой программы для того, что­бы существовать.

Потребность как состояние. Довольно большое число пси­хологов рассматривают потребность как состояние, в частности — как состояние напряжения. Действительно, переживание нужды,


как и само появление нужды, свидетельствует об изменениях со­стоянии организма и личности (нарушении гомеостазиса). Другое дело, какое это состояние и является ли оно единственным выра­жением потребности, т.е. достаточно ли сказать, что потребность есть специфическое состояние организма и личности. Б.И. Додо­нов, называя переживание нужды потребностным состоянием, счи­тает, что оно еще не потребность, так как не является первоисточ­ником активности человека и вроде бы не выполняет свою главную функцию — побудительную. С его точки зрения, потребностное состояние лишь сигнализирует о том, что удовлетворение потреб­ности натолкнулось на трудности или не может далее осуще­ствляться без тщательной ориентировки во внешней ситуации, т.е. без активизации познавательной деятельности. Потребностное со­стояние заставляет искать причину «страдания», выяснять, чего человеку не хватает.

Исходя из этого И.А. Фурманов предлагает различать содер­жательный и динамический компонент потребности. Содержа­тельный компонент определяет предполагаемую направленность поведения, опосредованно через поставленную цель или принятое решение. Динамический компонент выполняет собственно побуди­тельную функцию.

Заметим, что близкое к этому разделение потребностей имеет­ся у Ш.Н. Чхартишвили, который убежден, что следует различать два понятия: потребность и идею потребности. Потребность у него — это динамическое состояние данного момента конкретной личнос­ти, реальный процесс ее жизни. Идея же потребности — это зна­ние, отражающее потребность вообще, вне указания на какого-ли­бо конкретного индивида. Поэтому она доступна не только тому, кто фактически имеет эту потребность, но и тому, кто никогда не переживал ее непосредственно. Обладание идеей потребности, пи­шет Ш.Н. Чхартишвили, не означает наличия самой потребности. Идея потребности лишена силы (энергии), нужной для возбужде­ния к действию индивида.

Следует различать словосочетания «испытывать (ощущать), иметь потребность». Так, А. Ньерон указывал, например, что испытывать потребность — это, в сущности, ощущать нехватку чего-либо. Иметь потребность значит быть обладателем потребности, т.е. ее носите­лем как живым реактивным существом (наподобие того, как чело­век обладает разумом, способностями, психическими функциями и т.д., которые в данный момент вовсе не обязательно должны на­ходиться в актуализированном состоянии). Следует иметь в виду,


Глава 15. Потребности






©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.