МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ПОТРЕБНОСТИ ЛИЧНОСТИ





Последовательное углубление отражения в сознании нужды (от возникновения ощущения до понимания его причины) свиде­тельствует о том, что образование потребности — это стадиальный процесс.

В начале XIX в. века епископ Феофан писал: «В душе и теле есть потребности, к которым привились и потребности житейские — семейные и общественные. Эти потребности сами по себе не дают определенного желания, а только нудят искать им удовлетворе­ния. Когда удовлетворение потребности тем или иным способом дано однажды, то после того вместе с побуждением потребности рождается и желание того, чем удовлетворена уже была потреб­ность. Желание всегда имеет определенный предмет, удовлетворя­ющий потребность. Иная потребность разнообразно была удов­летворена, потому что с пробуждением ее рождаются и разные желания — то того, то другого, то третьего предмета, могущего удовлетворить потребность».

В этом смысле представляет интерес концепция, разработан­ная К. Гольдштейном. Согласно его теории организм имеет посто­янное среднее состояние напряжения, к которому он стремится вернуться всякий раз, когда наступает какое-либо отклонение в результате действия внешних или внутренних факторов. Скорость этого процесса зависит как от потенциальных возможностей орга­низма, так и от социальных условий. Примерно тот же принцип присущ и процессу ликвидации человеком ощущения нехватки чего-то путем удовлетворения потребностей.

Кроме того, чтобы ответить на поставленный вопрос, необхо­димо более подробно остановиться на механизме удовлетворения потребностей. Следует указать, что в динамике процесс удовлет­ворения потребностей проходит три стадии.

Стадию напряжения (когда возникает ощущение объективной недостаточности в чем-либо). Для этой стадии характерно общее увеличение энергии потребности. Это выражается в возникнове­нии некоторой внутренней напряженности, появлении эмоциональ­ного возбуждения. Процесс этот протекает по законам нервной до-


_____ 15.3. Этапы формирования и реализации потребности личности

минанты (А. Ухтомский, Н. Введенский): возникновение сильного очага напряжения угнетает или ликвидирует другие напряжения, стягивая к себе всю их энергию. Здесь большую роль играет зна­чимость объекта, потребление которого привлекает человека, его притягательная сила. Так, например, для подростка, имеющего по­требность в физическом совершенствовании, занятия в секциях атлетической и ритмической гимнастики обладают различной при­влекательностью, хотя занятия и в той, и в другой секциях могут удовлетворить его насущную потребность. В данном случае су­щественным для подростка может оказаться не обязательно прак­тическая польза, развивающий эффект того или иного занятия, а, к примеру, его популярность в молодежной среде, доступность, поло-ролевая принадлежность (бытующий стереотип о том, что мальчик должен заниматься мужским занятием, т.е. качать мускулы).

Стадию оценки (когда появляется реальная возможность обла­дания, например, определенным предметом и человек может удов­летворить свою потребность). Это стадия соотнесения объектив­ных и субъективных возможностей удовлетворения потребностей. Почувствовав, что та или иная ситуация может удовлетворить потребность, человек начинает взвешивать имеющиеся в его рас­поряжении средства и способы действия, анализировать конкрет­ные условия достижения цели. К субъективным возможностям относится в первую очередь оценка собственной готовности к дей­ствию, степень информированности и уверенности в вероятности удовлетворения потребности.



Стадию насыщения (когда до минимума снижаются напряже­ние и активность). Эта стадия отличается разрядкой накопившей­ся напряженности и, как правило, сопровождается получением удовольствия или наслаждения.

Вместе с тем сам процесс реализации потребностей, как уже отмечалось ранее, в большинстве случаев индивидуален и в ос­новном определяется тремя факторами.

Конкретизация. Означает, что каждая потребность удовлет­воряется определенным способом. Число этих способов ограниче­но, так как человек отбрасывает неэффективные (не приносящие успеха, вредные для здоровья, заслуживающие отрицательной оцен­ки окружающих) способы и ведет поиск более приемлемых, кото­рые затем закрепляются, а впоследствии перерастают в индивиду­альный стиль поведения. Это метод проб и ошибок.

Ментализация. Основывается на отражении в сознании со Держания потребности или отдельных ее сторон. Возможность


Глава 15. Потребности

сознательного участия человека в конкретизации способов удов­летворения потребностей может существенно влиять на весь ход поведения. Например, человек предпринимает попытку тем или иным способом удовлетворить потребность; вдруг поняв, что его действия не приносят удовольствия и эмоционального ком­форта, говорит себе: «Стоп! Это не мое. Поищу в другом месте, попробую иначе».

Социализация. Означает соотнесение и подчинение потребнос­тей определенным ценностям культуры, социальной среды. Осуж­дение одних способов действий и одобрение других в зависимости от нравственных норм, характерных для той или иной общности людей, предполагает существование унифицированной (порой сте­реотипной и жестко табуированной) системы способов удовлетво­рения потребностей.

Таким образом, осознанное поведение вообще предполагает активность человека с определенным намерением, направленным на удовлетворение насущных потребностей. Своеобразие же меха­низма реализации потребностей состоит в обязательном существо­вании реальной или идеальной (воображаемой) ситуации, в кото­рой эти потребности удовлетворяются. Если такой ситуации не существует, то, как правило, человек начинает проявлять поиско­вую активность. Он или остужает пыл своих желаний, или актив­но ищет, или самостоятельно создает такие ситуации, которые способствовали бы максимальному удовлетворению его потреб­ности. В итоге только тогда, когда человек с той или иной потреб­ностью попадает в определенную ситуацию, ведущую к ее удов­летворению, возникает соответствующее поведение.

Вопросы и задания для самоконтроля

1.Перечислите основные подходы к определению понятия «по­
требность». Проанализируйте их.

2. Какие функции выполняют содержательный и динамичес­
кий компоненты потребности?

3. Охарактеризуйте потребность с физиологической и психо­
логической точек зрения.

4. Назовите основные стадии процесса удовлетворения потреб­
ности.

5. От каких факторов зависит процесс реализации потреб­
ностей? ' ■•;."..t;;.i' ' ■■ • ■■'■■'. • ■■::■' --'.С: ,..■:} ::■:■'■


Глава 16 МОТИВЫ

16.1. ПОНЯТИЕ МОТИВА

Взгляды психологов на сущность мотива существенно разнят­ся. Однако, несмотря на разнообразие мнений, в основном психо­логи группируются вокруг следующих точек зрения на мотив: как на побуждение, на потребность, на цель, на намерение, на свой­ства личности, на состояния.

Мотив как потребность. Как уже отмечалось, многими пси­хологами потребность рассматривается как побудитель действий, деятельности, поведения человека.

Трактовка потребности как мотива происходит прежде всего потому, что она объясняет в значительной степени, почему чело­век хочет проявить активность. В качестве обоснования этой точки зрения обычно приводятся следующие умозаключения: 1) как толь­ко субъект переходит в состояние потребностного напряжения (нуж­ды), начинается активность организма, направленная на высвобож­дение и трату энергии; 2) чем выше напряжение потребности, тем интенсивнее побуждение. Поэтому в случае, когда условия не по­зволяют удовлетворить потребность, энергия возрастает и прояв­ляется во все увеличивающейся «нецеленаправленной», «спонтан­ной», «общей» активности человека. Такое представление о детерми­нации активности господствовало в экспериментальной психологии в течение нескольких десятилетий, получило экспериментальное подтверждение и сохраняется у многих авторов сегодня.

Вместе с тем, целый ряд исследований доказывает, что:

• потребностное напряжение не влияет на изменение активнос­
ти, а вызывает лишь снижение порога ответа на внешние стимулы;

• может наблюдаться стабилизация либо снижение актив­
ности при повышении потребностного напряжения и увеличение
активности лишь в ответ на внешнюю ситуацию;

• может происходить не только снижение «общей» активнос­
ти, но и изменение ее структуры. На основании чего Ж. Нюттен
высказал мнение, что активность, вероятно, никогда не является
«общей», «ненаправленной»;


Глава 16. Мотивы


Понятие мотива


 


• активность, скорее всего, вызывается лишь определенным стимулом и наличными, находящимися «под рукой» способами действия с ним.

Таким образом, из выше изложенного следует, что потреб­ность (нужда), часто не приводит прямо к активности по устране­нию нужды, а лишь создает повышенную чувствительность к воз­действию соответствующих ей внешних раздражителей. При этом возникает состояние «оперативного покоя» (А.А. Ухтомский), от­ражающее появление доминантного очага возбуждения в соответ­ствующих мозговых центрах.

Мотив как цель (предмет удовлетворения потребности). Цель — это то, к чему стремятся, и то, что надо осуществить. По­этому целью может являться как предмет, объект, так и действие.

Предмет удовлетворения потребности рассматривается как цель, когда предметы становятся объектами желаний и возможными це­лями действий субъекта, когда он включает их в практическое осознание своего отношения к потребности. Примерно такой же точки зрения придерживался А.Н. Леонтьев и сторонники, когда отстаивали представление о предмете, могущем удовлетворить по­требность, как о мотиве. В частности А.Н. Леонтьев подчеркивает, что термин «мотив» употребляется им не для обозначения пере­живания потребности, а как обозначающий то объективное, в чем эта потребность конкретизируется в данных условиях и на что направлена деятельность. Воспринимаемый (представляемый, мыс­лимый) предмет приобретает свою побудительную функцию, т.е. становится мотивом. Следует отметить, что мотивом деятельности Леонтьев называл как идеальный (представляемый), так и мате­риальный предмет потребности.

По А.Н. Леонтьеву, направленность побуждению придает имен­но предмет, объект. Больше того, «опредмечивание потребности», придает этому побуждению смысл. В итоге побудителем деятель­ности выступает как бы не сам предмет, а его значение для челове­ка. Исходя из этого становится понятной идея о «сдвиге мотива на цель», когда побуждает к деятельности уже не желание завла­деть предметом, а выполнение самого действия (вследствие про­буждения к нему интереса), получение от него удовольствия. По­добную точку зрения высказывал и Г. Олпорт, когда формулировал принцип функциональной автономии: первоначально инструмен­тальные действия, выполняющие вспомогательную роль как сред­ства, могут приобретать самостоятельную (интринсивную) привле­кательность. По существу, речь идет о приобретении действием


самостоятельного смысла (и поэтому точнее было бы сказать, что на цель сдвигается не мотив, а смысл).

Схожую позицию занимает также СП. Манукян, утверждая, что определенные предметы и явления (объекты) порождают по­требность с конкретным предметным содержанием. Это содержа­ние каждый раз актуализирует данную потребность, если человек встречается с этим объектом или образ предмета по каким-то при­чинам воспроизводится в сознании. Значит, делает вывод СП. Ма­нукян, не собственно сама потребность вызывает деятельность, направленную на удовлетворение потребности, а предмет потреб­ности или его образ.

Мотив как побуждение. Многими психологами мотив трак­туется как побудительная (движущая) сила, как побуждение. Та­кое расширенное толкование понятия привело к тому, что за мо­тив стала приниматься любая причина, вызывающая побуждение, а не только само побуждение. Отсюда мотивами стали имено­ваться любые стимулы, а «побудитель» и «побуждение» стали синонимами.

При этом в качестве мотива рассматриваются как внешние стимулы, так и объекты лишь представляемые или воображаемые. Таким образом, побудителей (детерминант) поведения может быть много, и они могут быть как внешними, так и внутренними (на­пример, боль).

В западной психологии распространенным решением вопроса такого деления является различение способа (как) и причины (по­чему) поведения; к мотивации относят только причины. При этом считается, что мотивация отвечает за стратегическую направлен­ность поведения на цель, тогда как способ поведения, его тактичес­кая реализация определяются не причиной, а опытом и научением.

Другим важным моментом детерминации является разграни­чение побуждения и стимула. Детерминирована не только и не столько физиологическая реакция, сколько психическая, затраги­вающая высшие уровни психической регуляции, связанная с осо­знанием стимула и приданием ему той или иной значимости. Толь­ко после этого у человека может появиться желание или осозна­ние необходимости реагировать на стимул тем или иным спосо­бом, определяется цель и появляется стремление к ее достижению. Вследствие этого считается, что мотив —- это не любое возникшее в организме человека побуждение (понимаемое как состояние), а внутреннее осознанное побуждение, отражающее готовность чело­века к действию или поступку. Таким образом, стимул вызывает (побуждает) действие или поступок не прямо, а опосредованно,


Глава 16. Мотивы


Понятие мотива


 


через мотив: побудителем мотива является стимул, а побудителем действия или поступка — внутреннее осознанное побуждение, т.е. собственно мотив.

Мотив как намерение. К. Левин понимал намерение как такой волевой акт, который создает ситуации, позволяющие человеку по­ложиться на действие внешних стимулов так, что выполнение наме­ренного действия становится уже не волевым действием, а чисто условно-рефлекторным. Если, например, человек решает выполнить какое-либо действие, то он устанавливает соответствующую связь между предметом (объектом) и своим действием. В этом случае намерение похоже на потребность (он называет ее квазипотребно­стью). Созданная связь дальше будет действовать автоматически, на манер естественной потребности. Намеренность и основывается на том, пишет К. Левин, чтобы создать действие, вытекающее из непос­редственного требования вещей (окружающего поля).

Л.И. Божович рассматривала намерения в качестве побудите­лей поведения в тех случаях, когда принимаются решения. При этом она отмечает, что намерения возникают на базе потребнос­тей, которые не могут быть удовлетворены прямо и требуют ряда промежуточных звеньев, не имеющих своей собственной побуди­тельной силы. В этом случае они выступают в качестве побудите­ля действий, направленных на достижение промежуточных целей.

Достаточно распространенным является мнение, что намере­ние формируется тогда, когда цель деятельности отдалена и ее достижение отсрочено, и что оно является результатом влияния потребности, с одной стороны, и интеллектуальной активности человека (связанной с осознанием средств достижения цели) --с другой. Таким образом, в намерении подчеркивается интеллекту­альная сторона возникающего побуждения, приводящая к приня­тию человеком решения.

Хотя ни в одной работе намерение не отождествляется прямо с мотивом и не рассматривается их соотношение, признание за на­мерением побудительной силы указывает на то, что оно самым тесным образом связано с мотивацией и мотивом. Намерение под­черкивает устремление человека в будущее, его замысел, предпо­ложение, готовность что-то сделать, осмысленность принимаемого решения. И наоборот, если человек сделал что-то без всякого на­мерения (т.е. без определенной цели, неумышленно, Е1енарочно, случайно), то это указывает на отсутствие предварительного ос­мысления действия и его последствий. Таким образом, в намере­нии наиболее ярко проявляется смысл предполагаемых действий и поступков, их произвольный характер, о,... :,'■./:


Мотив как устойчивые свойства (личностные диспозиции).

В западной психологии бытует точка зрения, что мотив — это устойчивые характеристики личности. Устойчивые (диспозицион-ные) и переменные факторы мотивации (М. Мадсен), устойчивые и функциональные переменные (Г. Мюррей), личностные и ситуа­ционные детерминанты (Дж. Аткинсон) рассматриваются как кри­терии разделения мотива и мотивации. Считается, что устойчивые характеристики личности обусловливают поведение в такой же степени, как и внешние стимулы. Личностные диспозиции (пред­почтения, склонности, установки, ценности, мировоззрение, идеа­лы) принимают участие в формировании конкретного мотива. Ряд отечественных психологов (К.К. Платонов, B.C. Мерлин, М.Ш. Ма-гомед-Эминов) тоже считают, что в качестве мотивов, наряду с психическими состояниями, могут выступать и свойства личности.

Многие личностные свойства (диспозиции) часто сами явля­ются потребностями, например стремление к деятельности, к на­слаждению, потребность в новых впечатлениях, либидо, потреб­ность в самосохранении, знаниях, стремление к самоуважению, к творчеству, художественная потребность. В то же время устойчи­вые свойства личности (интересы и склонности, предпочтения и идеалы, установки и мировоззрение) могут оказывать влияние на принимаемые человеком решения; т.е. свойства личности могут быть включены в основание действий и поступков человека.

Мотив как состояние. Такой подход предлагает мотивом на­зывать особое состояние человека, заставляющее его действовать или бездействовать. Е.Р. Хилгард считает, что мотивом является любое состояние организма, которое имеет влияние на его готов­ность к началу или продолжению определенного поведения. Не­которые авторы за мотивы принимает эмоции, ведь они, по суще­ству, тоже являются состояниями.

Конечно, трудно оспаривать мнение, что побуждение к дей­ствию или поступку может быть обусловлено возникновением того или иного состояния. Ведь переживание нужды (как одного из компонентов потребности личности) также является состоянием, и именно это переживание дает толчок к проявлению человеком пси­хической и физической активности. Однако свести мотив только к состоянию так же неправомерно, как и принять за мотив нужду.

Мотив как формулировка. В распространенном определении мотива как психического процесса, который изнутри стимулирует человека к постановке цели и принятию соответствующих средств Действия, К. Обуховский заменил слово «процесс» словом «фор­мулировка». С его точки зрения мотив — это формулировка цели


Глава 16. Мотивы


Мотивационный процесс


 


и средств. Он намеренно сужает понятие «мотив», не включая в него побудительные факторы, связанные с состоянием напряже­ния как следствием потребности. За мотивом оставляется только содержательная сторона (мотив как довод, аргумент, который мо­жет быть приведен и другим человеком, поэтому мотив можно внушить). К. Обуховский рассматривает мотив как фактор, кото­рый дает возможность человеку сформулировать решение о нача­ле деятельности. Если человек не сформулировал мотива совер­шенного или совершаемого действия — это практически означает только то, что он не имел мотива действия и, следовательно, дей­ствие его было немотивированным. Таким образом, формулиров­ка помогает человеку уяснить цель действия и дает возможность принять решение о начале действия.

Несомненным достоинством точки зрения К. Обуховского на мотив является то, что она акцентирует внимание на осознаннос­ти цели и средств ее достижения, и это сближает ее с понимани­ем В.Н. Мясищевым, И.В. Имедадзе и другими авторами мотива как основания своего действия и поступка. Однако нельзя не ви­деть и ограниченность такого понимания мотива только как тол­кования, объяснения причины действия, лишенного энергетичес­кого потенциала.

Мотив как удовлетворенность. Удовлетворенность в ка­честве мотива рассматривается В.Г. Асеевым, А.Г. Ковалевым и П.М. Якобсоном.

Удовлетворенность следует отличать от понятия «удовлетво­рение». Удовлетворение является следствием достижения цели — удовлетворения потребности. Удовлетворение — это эмоциональ­ное состояние, возникающее вследствие реализации мотива. По­этому удовлетворение не может ни быть самим мотивом, ни вли­ять на его формирование, потому как следствие не может быть причиной самого себя.

Под удовлетворенностью, понимается отношение к выполняе­мой деятельности, образу жизни. Удовлетворенность выполняет долгосрочную оценочную функцию, поэтому она является положи­тельным оценочным отношением, а неудовлетворенность — отрица­тельным. На основании положительного отношения к своей дея­тельности человек имеет долгосрочную мотивационную установку на ее выполнение. Таким образом, удовлетворенность выступает одним из факторов, влияющих на принятие решения о продолже­нии деятельности, но не более того. Удовлетворенность скорее уси­ливает мотив, а не является непосредственным побудителем. Она может служить основанием, т.е. содержательной стороной мотива,


объяснять, почему человек занимается данной деятельностью столь длительное время. Однако мотивирующее воздействие удовлетво­ренность оказывает не всегда. Например, самоуспокоенность до­стигнутым результатом может снижать силу мотива.

Таким образом, подводя итоги, можно заключить, что мотива­ция — это внутренняя детерминация поведения и деятельности, которая, конечно же, может быть обусловлена и внешними раз­дражителями, окружающей человек- средой. Но внешняя среда воздействует на человека физически, в то время как мотивация — процесс психический, преобразовывающий внешние воздействия во внутреннее побуждение.

МОТИВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС

Одни мотивы, побуждая деятельность, вместе с тем придают ей личностный смысл; эти мотивы называются смыслообразую-щими. Другие, сосуществующие с ними и выполняющие роль по­будительных факторов (положительных или отрицательных) — порой остро эмоциональных, аффективных,— лишены смыслооб-разующей функции; условно их называют мотивами-стимулами.

Появление того или иного стимула создает предвидение воз­можного удовлетворения, которое запускает и поддерживает по­следовательность актов, направленных на цель. Такими стимула­ми могут быть: влечения; аффекты (эмоции); внутренняя потреб­ность в чувствах компетентности и уверенности в себе.

Предвидение возможного удовлетворения заставляет человека ставить себе цели, которые, как он ожидает, приведут к вознаг­раждению и, таким образом, к удовлетворению, предположение о котором возникло раньше. Цель обеспечивает направление пове­дения, которое заканчивается при достижении цели. Внутренняя мотивация по сути и есть состояние уверенности в достижении цели и удовлетворении потребности.

На внутреннюю мотивацию влияют следующие условия или
ситуации: 1) внутренняя мотивация снижается при переходе при­
чин (условий, событий), вызвавших эту мотивацию, от внутрен­
них к внешним; 2) внутренняя мотивация увеличивается с усиле­
нием уверенности человека в своих силах; 3) положительная обрат­
ная связь (одобрение или похвала) усиливает внутреннюю моти­
вацию у мужчин и снижает у женщин, ибо контролирующий аспект
положительной обратной связи играет для женщин большую роль,
чем для мужчин. ;. -


Глава 16. Мотивы


Мотивационный процесс


 


Различные предметы и объекты окружающего мира могут иметь как положительную (иметь какой-то личностный смысл или быть эмоционально привлекательными), так и отрицательную (быть субъективно абсолютно бессмысленными и отталкивающи­ми) валентность.

Мотивационная притягательность может обеспечиваться: 1) удо­вольствием от самого процесса удовлетворения потребности, т.е. совершением действий, способствующих достижению цели; 2) са­мим результатом деятельности (овладением желаемым предметом или объектом); 3) вознаграждением за деятельность (переживани­ем удовольствия, получением каких-то благ, преимуществ и т.д.); 4) избежанием санкций, которые грозят в случае уклонения от де­ятельности или недобросовестного ее исполнения.

Мотивация «избегания» может возникать, когда: 1) сам по себе процесс деятельности человеку неприятен, тягостен; 2) от­талкивает тот результат, к которому должна привести деятель­ность; 3) вознаграждение предлагается за отказ от деятельности; 4) за данную деятельность грозит наказание или за нее приходит­ся дорого платить самому деятелю.

Кроме того, мотивы поведения могут быть как неосознаваемы­ми (инстинкты и влечения), так и осознаваемыми (стремления, желания, хотения). Реализация того или иного мотива тесно свя­зано с волевым усилием (произвольность—непроизвольность) и контролем за поведением.

Инстинкт это совокупность врожденных действий челове­ка, представляющих собой сложные безусловные рефлексы, не­обходимые для адаптации и выполнения жизненно важных функ­ций (пищевой, сексуальный и защитный инстинкты, инстинкт са­мосохранения и т.д.).

Влечение наиболее характерно для детей очень раннего воз­раста. Влечение самым тесным образом связано с элементарными чувствами удовольствия и неудовольствия. Всякое чувство удо­вольствия связано с естественным стремлением к поддержанию и продолжению этого состояния. Это особенно заметно, когда по тем или другим причинам чувственное наслаждение прерывается. В этих случаях ребенок начинает проявлять состояние большего или меньшего беспокойства. С другой стороны, всякое неприят­ное чувство сопровождается естественным стремлением избавить­ся от его источника. Так как характерной особенностью влечения, при всей его неосознанности, является его активный характер, оно должно рассматриваться как исходный момент развития воли. Вле-


чения в их чистом виде свойственны младенческому возрасту, когда потребности сильны, а сознание еще слабо и неразвито.

Стремление. По мере развития сознания ребенка его влече­ния начинают сопровождаться вначале пока еще смутным, а затем все более ясным сознанием переживаемой потребности. Это про­исходит в тех случаях, когда бессознательное влечение к удовлет­ворению возникшей потребности наталкивается на препятствие и не может осуществиться. В таких случаях неудовлетворенная по­требность начинает осознаваться в виде пока еще смутного стрем­ления к более или менее определенному предмету или объекту, с помощью которого эта потребность может быть удовлетворена.

Желание. Его характерной особенностью является ясное и определенное представление цели, к которой стремится человек. Желание всегда относится к будущему, к тому, чего еще нет в настоящем, что еще не наступило, но чем мы хотели бы обладать или что хотели бы сделать. При этом пока еще отсутствуют или имеют весьма смутную форму представления о средствах, с по­мощью которых можно достигнуть отчетливо поставленной цели.

Хотения являются более высокой стадией в развитии моти­
вов действий, когда к представлению цели присоединяется пред­
ставление и о средствах, с помощью которых эта цель может
быть достигнута. Это позволяет составить более или менее твер­
дый план для достижения поставленной цели. По сравнению с
простым желанием хотение имеет более активный, деловой ха­
рактер: в нем выражено намерение осуществить действие, стрем­
ление с помощью определенных средств добиться поставленной
цели. Само представление цели становится более определенным
и конкретным, более реальным, чему в немалой степени содей­
ствует выраженное в хотении знание конкретных средств и пу­
тей достижения цели. ; ■; .!,■■ -■.:и:

Вопросы и задания для самоконтроля,г ,

1.Какие подходы к пониманию сущности понятия «мотив» вы
знаете?

2. В каком случае, согласно концепции А.Н. Леонтьева, пред­
меты становятся мотивами деятельности человека?

 

3. Какие существуют критерии для разграничения понятий
«мотив» и «мотивация»?

4. Какие личностные диспозиции могут выступать в качестве
мотивов поведения и деятельности человека?

5. Какие из мотивов поведения являются неосознаваемыми, а
какие — осознаваемыми? Охарактеризуйте их. '>'■"-■■


Глава 17





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.