КЛАССИФИКАЦИЯ МОТИВОВ НА ОСНОВЕ ТЕОРИИ ИНСТИНКТОВ У. МакДауголлу первому принадлежит попытка свести все поведение к мотивационным диспозициям. В то время общеупотребительным названием для мотивационных диспозиций было понятие не мотива, а инстинкта. С теоретической точки зрения для У. МакДауголла любое поведение «телеологичено, целенаправлено, ориентировано на достижение намеченного будущего целевого состояния». О такой направленности свидетельствует семь признаков: • спонтанность движения; • продолжительность и настойчивость движения вне зависи мости от того, действует раздражитель или нет; • смена хода целенаправленных движений; • успокоение после достижения желаемого изменения внеш ней среды; • приготовление к новой ситуации, к которой ведет соверша ющееся действие; • некоторое повышение эффективности поведения при повто рении его в схожих условиях; • целостность реактивного поведения организма. Эти признаки целенаправленности поведения У. МакДауголл объясняет с помощью инстинктов. Исходное для него понятие инстинкта является довольно сложным и охватывает три следую щих друг за другом процесса: ■ • ; , Глава 18. Классификации потребностей и мотивов____________ ___^ • предрасположенность к селективному восприятию в зависи мости от специфических состояний организма (например, более быстрое обнаружение съедобных объектов в состоянии голода); • соответствующий эмоциональный импульс (ядро инстинкта); • активность инструментального типа, направленная на до стижение цели (например, бегство при страхе). При этом У. МакДауголл рассматривает в качестве врожденного и меняющегося компонента инстинкта лишь одну из трех его составляющих, а именно эмоцию (ядро инстинкта), в то время как когнитивный и моторный компоненты могут изменяться под влиянием жизненного опыта. Исходя из этой позиции У. МакДауголл составил первоначальный перечень, состоящий из 12 инстинктов, хотя пяти последним он так и не смог подобрать определенную эмоцию (приводятся в скобках): 1) бегство (страх); 2) неприятие (отвращение); 3) любознательность (удивление); 4) агрессивность (гнев); 5) самоуничижение (смущение); 6) самоутверждение (воодушевление); 7) родительский инстинкт (нежность); 8) инстинкт продолжения рода; 9) пищевой инстинкт; 10) стадный инстинкт; 11) инстинкт приобретательства; 12) инстинкт созидания. Поскольку термин «инстинкт» подвергся ожесточенным нападкам и давал основания для ошибочного толкования поведения, как определяемого в основном врожденными мотивационными диспозициями, У. МакДауголл позже стал употреблять термин «склонность» (propensity). Однако содержание его почти не изменилось, за исключением того, что было введено различие между диспозицией (propensity) и функцией (tendency). В частности, он отмечал, что склонность представляет собой диспозицию, функциональную единицу общей психической организации, которая, будучи актуа-лизованной, порождает активную тенденцию, стремление (striving), импульс или влечение (drive) к некоторой цели. Такая тенденция, сознательно направленная на предвосхищаемую цель, представляет собой желание (desire). Опираясь на это, У. МакДауголл, исходя из понимания потребностей как инстинктов, выделял следующие инстинктоподоб-ные мотивационные диспозиции (готовые способы реагирования): • пищедобывание: поиск и накопление пищи; • отвращение: неприятие и избегание вредных веществ; • сексуальность: ухаживание и брачные отношения; • страх: бегство и затаивание в ответ на травмирующие, при чиняющие боль и страдание или угрожающие этим воздействия; 18.2. Классификация мотивов на основе отношений «индивид—среда» • любознательность: исследование незнакомых мест и пред метов; • покровительство и родительская опека: кормление, защита и укрытие младших; • общение: пребывание в обществе себе равных, а в одиночест ве — поиск такого общества; • самоутверждение: доминирование, лидерство, утверждение или демонстрация себя перед окружающими; • подчинение: уступка, послушание, примерность, подчинен ность тем, кто демонстрирует превосходящую силу; • гнев: негодование и насильственное устранение всякой по мехи или препятствия, мешающих свободному осуществлению лю бой другой тенденции; • призыв о помощи: активное обращение за помощью, когда собственные усилия заканчиваются полной неудачей; • создание: создание укрытий и орудий труда; • приобретательство: приобретение, обладание и защита всего, что кажется полезным или привлекательным; • смех: высмеивание недостатков и неудач окружающих людей; • комфорт: устранение или избегание того, что вызывает дис комфорт (смена позы, местонахождения); • отдых и сон: склонность к неподвижности, отдыху и сну в состоянии усталости; • бродяжничество: передвижение в поисках новых впечатлений; • группа примитивных склонностей, обслуживающих телесные нужды (кашель, чихание, дыхание, уринация, дефекация и пр.). Из приведенного перечня видно, что у У. МакДауголла речь идет о феноменах, чаще всего весьма далеких от потребностей. |