ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | МОТИВИРУЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ , РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ СТИМУЛЯЦИИ Под мотивационным потенциалом понимают силу того воздействия, которое оказывает на энергетику мотива данный стимул. Внешние стимулы могут усиливать или ослаблять силу мотива. Сила мотива зависит от многих факторов: степени осознанности и ясности объекта мотивации (закон специальной детерминации воли); закрепленности навыка; притягательности объекта воздействия. Кроме того, на силу мотива могут влиять и другие факторы, которые рассмотрим более подробно. Похвала, моральное поощрение и порицание, наказание. Экспериментальными исследованиями были выявлены следующие закономерности: • ободрение вызывает повторение желательной реакции, а нео добрения — торможение нежелательной реакции, в связи с чем, первое действует сильнее, нежели второе (Э. Торндайк). Однако дальнейшие исследования этого вопроса выявили противоречи вость получаемых результатов. Например, было установлено, что повторное наказание при осуществлении какого-либо действия не мешает непреодолимому желанию прибегать к нему снова и снова. Лишь в том случае, если то или иное действие или предмет не удовлетворяет больше никакой позитивной потребности, индивид начинает терять к нему всякий интерес (Р. Вудвортс, Г. Шлосберг); • похвала и порицание становятся действенными, если учитывать психологические особенности человека (Г. Томсон, С Канникатт); • похвала и порицание оказывают стимулирующее воздей ствие только в том случае, если повторяются подряд не больше четырех раз. Длительно используемое порицание (впрочем, как и похвала) приводит к негативным последствиям как для эффек тивности труда, так и для развития личности (В.В. Маркелов); • порицание часто отрицательно влияет на лиц со слабой нерв ной системой. Похвала действует на них положительно, а на лиц с сильной нервной системой почти не оказывает стимулирующего действия; • публичная похвала очень хорошо оценивается людьми, в то время как публичное иронизирование вызывает самое отрицатель- ________ 19.3. Мотивирующий потенциал различных видов стимуляции ное отношение. Что же касается выговора наедине, то больше половины людей реагируют на него позитивно; • отрицательная оценка оказывает положительное (стимули рующее) влияние, если она полностью обоснована и дана тактич но, с учетом ситуации и состояния человека, его индивидуальных особенностей (А.Г. Ковалева). Материальное поощрение (вознаграждение). В промышленной психологии роль денежного вознаграждения признавалась и признается ведущей в стимуляции работника. Согласно концепции экономического человека, величина заработка должна возрастать в соответствии с ростом производительности труда. При этом обращалось внимание на следующие моменты: • если материальное вознаграждение остается на одном и том же уровне, оно снижает со временем свой мотивационный потен циал. Чтобы этот стимул сохранял свою эффективность, необхо дим рост величины вознаграждения; • использование материального вознаграждения более эффек тивно в том случае, когда выполняемая работа может измеряться количественно, и менее эффективно там, где результаты работы трудно выразить в точных показателях; • имеет значение, как часто человек получает вознаграждение — через короткие или длинные промежутки времени; во втором слу чае мотивационный потенциал вознаграждения снижается; • стимулирующее воздействие вознаграждения различно в за висимости от отношения к деньгам людей. Вместе с тем, существуют вполне убедительные доказательства того, что имеются более существенные побудители трудовой деятельности человека, чем заработная плата или, по крайней мере, что зарплата является не единственным средством усиления мотивов трудовой деятельности человека (например, моральное поощрение). Соревнование как стимулирующий фактор. В работах по социальной психологии указывается на эффект соперничества: явное или воображаемое (заочный контакт) нахождение личности в контакте с другими пробуждает у нее дух состязательности, стимулирует ее деятельность (В.М. Бехтерев, Н. Трипплет, Ф. Оллпорт). Экспериментальными исследованиями были выявлены следующие закономерности: • очное соревнование с соперником заметно улучшает резуль таты, но еще большее улучшение наблюдается в том случае, если одновременно соревнуются две команды (А.Ц. Пуни); Глава 19. Эмоциогенные ситуации • рабочая активность людей больше даже при простой осве домленности, что в соседних помещениях люди выполняют ту же работу; • осведомленность о том, что люди выступают на соревнова ниях, может увеличивать скорость работы, а ее точность, качество могут и снижаться; • дети, как правило, стимулируются при нахождении друг с другом в большей степени, чем взрослые. Особенно острое сопер ничество возникает между сиблингами, что приводит нередко не к улучшению, а к ухудшению результатов; • играет роль и значимость присутствующих людей; • имеют значение и типологические особенности людей. Лица с сильной нервной системой больше стимулируются соревнова тельной обстановкой, чем лица со слабой нервной системой; • стимулирующая роль соперничества зависит и от знания ре зультатов других (В.Д. Шадриков); • существенную роль играет уровень притязаний и самооцен ки: самолюбивые люди в большей степени стимулируются сорев новательной ситуацией, больше «заводятся». Влияние присутствия других людей (coaction effects). В.М. Бехтерев отмечал три типа людей: социально возбудимые, социально тормозимые и социально индифферентные. В дальнейшем данное положение подтверждалось многими исследованиями. В частности, было установлено, что: • многие люди работают хуже, когда чувствуют на себе чужой взгляд; • большое значение имеет степень сложности и прочность на выков, которые необходимо освоить в присутствии других: прос тые и прочные навыки в большинстве случаев выполняются луч ше, а еще только осваиваемые и сложные по координации навыки могут выполняться хуже; • имеет значение и степень интеллигентности: чем она выше, тем в большей степени возбуждается человек в присутствии дру гих, тем больше он не хочет «ударить лицом в грязь»; • высокотревожные люди скорее обнаруживают отрицатель ную реакцию на присутствие других (зрителей, болельщиков), чем низкотревожные, а лица с высоким уровнем притязаний на под держку зрителей чаще всего реагируют положительно. Этим подтверждается существование «эффекта аудитории», который оказывает на мотивы людей как стимулирующее (усиле ние энергии человека в присутствии других людей называется фацилитацией), так и тормозящее влияние (например, страх вы ступления перед аудиторией). . ________ 19.3. Мотивирующий потенциал различных видов стимуляции Влияние успеха и неудачи. Значительное влияние на силу и устойчивость мотивов оказывает успешность деятельности человека. Успехи воодушевляют его, а постоянно возникающее удовлетворение от достигнутого результата приводит к удовлетворенности родом занятий, т.е. к стойкому положительному отношению к своей деятельности. Неудачи приводят к возникновению состояния фрустрации, которое может иметь два исхода в плане влияния на силу и устойчивость мотива. В одном случае неудачи, повторяющиеся неоднократно, вызывают у человека желание оставить эту деятельность, так как он полагает, что мало способен к ней. В другом случае — при неудаче у человека возникает агрессивная реакция, направленная на внешние объекты, сопровождающаяся досадой, озлобленностью, упрямством, стремлением добиться намеченного во что бы то ни стало, даже вопреки реальным возможностям. При этом неудача рассматривается как случайность из-за сложившихся внешних обстоятельств, В результате мотив усиливается, но действия, предпринимаемые человеком под его влиянием, часто носят импульсивный и иррациональный характер: они продолжают осуществляться даже тогда, когда уже нецелесообразны. Оценка успеха или неудачи самим человеком всегда субъективна. Она определяется имеющимся у человека уровнем притязаний, сравнением своего достижения с достижениями других и т.п. Поэтому то, что для одного человека является успехом, другим будет расценено как неудача. Переживание успеха—неуспеха возникает только в тех случаях, когда человек связывает их со своим усердием, способностями, т.е. приписывает себе достигнутый результат — «внутреннее приписывание» (Ф. Хоппе). «Приписывания» нет при легких и трудных заданиях или при выполнении незнакомого задания, в отношении которого еще не сформировалась субъективная шкала трудности, когда успехи и неуспехи единичны, не приводят к изменению уровня притязаний и расцениваются как случайные, зависящие от ситуации или других людей («внешнее приписывание»). Отсюда, возникла и идея «локуса контроля»: внешнего, если человек считает свое поведение результатом действия факторов и сил, лежащих за пределами его власти и контроля (судьба, счастливый случай, действия других людей и т.д.), и внутреннего, когда человек полагает, что его поведение определяется им самим. Социально-психологический климагг в коллективе, группе значительно влияет на отношение человека к выполняемой им рабо- \ш |