МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

МОТИВИРУЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ , РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ СТИМУЛЯЦИИ





Под мотивационным потенциалом понимают силу того воз­действия, которое оказывает на энергетику мотива данный стимул. Внешние стимулы могут усиливать или ослаблять силу мотива.

Сила мотива зависит от многих факторов: степени осознан­ности и ясности объекта мотивации (закон специальной детерми­нации воли); закрепленности навыка; притягательности объекта воз­действия. Кроме того, на силу мотива могут влиять и другие фак­торы, которые рассмотрим более подробно.

Похвала, моральное поощрение и порицание, наказание. Экспериментальными исследованиями были выявлены следующие закономерности:

• ободрение вызывает повторение желательной реакции, а нео­
добрения — торможение нежелательной реакции, в связи с чем,
первое действует сильнее, нежели второе (Э. Торндайк). Однако
дальнейшие исследования этого вопроса выявили противоречи­
вость получаемых результатов. Например, было установлено, что
повторное наказание при осуществлении какого-либо действия не
мешает непреодолимому желанию прибегать к нему снова и снова.
Лишь в том случае, если то или иное действие или предмет не
удовлетворяет больше никакой позитивной потребности, индивид
начинает терять к нему всякий интерес (Р. Вудвортс, Г. Шлосберг);

• похвала и порицание становятся действенными, если учитывать
психологические особенности человека (Г. Томсон, С Канникатт);

• похвала и порицание оказывают стимулирующее воздей­
ствие только в том случае, если повторяются подряд не больше
четырех раз. Длительно используемое порицание (впрочем, как и
похвала) приводит к негативным последствиям как для эффек­
тивности труда, так и для развития личности (В.В. Маркелов);

• порицание часто отрицательно влияет на лиц со слабой нерв­
ной системой. Похвала действует на них положительно, а на лиц с
сильной нервной системой почти не оказывает стимулирующего
действия;

• публичная похвала очень хорошо оценивается людьми, в то
время как публичное иронизирование вызывает самое отрицатель-


________ 19.3. Мотивирующий потенциал различных видов стимуляции

ное отношение. Что же касается выговора наедине, то больше по­ловины людей реагируют на него позитивно;

• отрицательная оценка оказывает положительное (стимули­
рующее) влияние, если она полностью обоснована и дана тактич­
но, с учетом ситуации и состояния человека, его индивидуальных
особенностей (А.Г. Ковалева).

Материальное поощрение (вознаграждение). В промышлен­ной психологии роль денежного вознаграждения признавалась и признается ведущей в стимуляции работника. Согласно концеп­ции экономического человека, величина заработка должна возрас­тать в соответствии с ростом производительности труда. При этом обращалось внимание на следующие моменты:

• если материальное вознаграждение остается на одном и том
же уровне, оно снижает со временем свой мотивационный потен­
циал. Чтобы этот стимул сохранял свою эффективность, необхо­
дим рост величины вознаграждения;

• использование материального вознаграждения более эффек­
тивно в том случае, когда выполняемая работа может измеряться
количественно, и менее эффективно там, где результаты работы
трудно выразить в точных показателях;

• имеет значение, как часто человек получает вознаграждение —
через короткие или длинные промежутки времени; во втором слу­
чае мотивационный потенциал вознаграждения снижается;



• стимулирующее воздействие вознаграждения различно в за­
висимости от отношения к деньгам людей.

Вместе с тем, существуют вполне убедительные доказатель­ства того, что имеются более существенные побудители трудо­вой деятельности человека, чем заработная плата или, по крайней мере, что зарплата является не единственным средством усиления мотивов трудовой деятельности человека (например, моральное поощрение).

Соревнование как стимулирующий фактор. В работах по социальной психологии указывается на эффект соперничества: яв­ное или воображаемое (заочный контакт) нахождение личности в контакте с другими пробуждает у нее дух состязательности, стиму­лирует ее деятельность (В.М. Бехтерев, Н. Трипплет, Ф. Оллпорт).

Экспериментальными исследованиями были выявлены следу­ющие закономерности:

• очное соревнование с соперником заметно улучшает резуль­
таты, но еще большее улучшение наблюдается в том случае, если
одновременно соревнуются две команды (А.Ц. Пуни);


Глава 19. Эмоциогенные ситуации

• рабочая активность людей больше даже при простой осве­
домленности, что в соседних помещениях люди выполняют ту же
работу;

• осведомленность о том, что люди выступают на соревнова­
ниях, может увеличивать скорость работы, а ее точность, качество
могут и снижаться;

• дети, как правило, стимулируются при нахождении друг с
другом в большей степени, чем взрослые. Особенно острое сопер­
ничество возникает между сиблингами, что приводит нередко не к
улучшению, а к ухудшению результатов;

• играет роль и значимость присутствующих людей;

• имеют значение и типологические особенности людей. Лица
с сильной нервной системой больше стимулируются соревнова­
тельной обстановкой, чем лица со слабой нервной системой;

• стимулирующая роль соперничества зависит и от знания ре­
зультатов других (В.Д. Шадриков);

• существенную роль играет уровень притязаний и самооцен­
ки: самолюбивые люди в большей степени стимулируются сорев­
новательной ситуацией, больше «заводятся».

Влияние присутствия других людей (coaction effects). В.М. Бехтерев отмечал три типа людей: социально возбудимые, социально тормозимые и социально индифферентные. В дальней­шем данное положение подтверждалось многими исследованиями. В частности, было установлено, что:

• многие люди работают хуже, когда чувствуют на себе чужой
взгляд;

• большое значение имеет степень сложности и прочность на­
выков, которые необходимо освоить в присутствии других: прос­
тые и прочные навыки в большинстве случаев выполняются луч­
ше, а еще только осваиваемые и сложные по координации навыки
могут выполняться хуже;

• имеет значение и степень интеллигентности: чем она выше,
тем в большей степени возбуждается человек в присутствии дру­
гих, тем больше он не хочет «ударить лицом в грязь»;

• высокотревожные люди скорее обнаруживают отрицатель­
ную реакцию на присутствие других (зрителей, болельщиков), чем
низкотревожные, а лица с высоким уровнем притязаний на под­
держку зрителей чаще всего реагируют положительно.

Этим подтверждается существование «эффекта аудитории»,
который оказывает на мотивы людей как стимулирующее (усиле­
ние энергии человека в присутствии других людей называется
фацилитацией), так и тормозящее влияние (например, страх вы­
ступления перед аудиторией). .


________ 19.3. Мотивирующий потенциал различных видов стимуляции

Влияние успеха и неудачи. Значительное влияние на силу и устойчивость мотивов оказывает успешность деятельности чело­века. Успехи воодушевляют его, а постоянно возникающее удов­летворение от достигнутого результата приводит к удовлетворен­ности родом занятий, т.е. к стойкому положительному отношению к своей деятельности. Неудачи приводят к возникновению состоя­ния фрустрации, которое может иметь два исхода в плане влия­ния на силу и устойчивость мотива. В одном случае неудачи, повторяющиеся неоднократно, вызывают у человека желание ос­тавить эту деятельность, так как он полагает, что мало способен к ней. В другом случае — при неудаче у человека возникает агрес­сивная реакция, направленная на внешние объекты, сопровождаю­щаяся досадой, озлобленностью, упрямством, стремлением добить­ся намеченного во что бы то ни стало, даже вопреки реальным возможностям. При этом неудача рассматривается как случайность из-за сложившихся внешних обстоятельств, В результате мотив усиливается, но действия, предпринимаемые человеком под его влиянием, часто носят импульсивный и иррациональный харак­тер: они продолжают осуществляться даже тогда, когда уже неце­лесообразны.

Оценка успеха или неудачи самим человеком всегда субъек­тивна. Она определяется имеющимся у человека уровнем притя­заний, сравнением своего достижения с достижениями других и т.п. Поэтому то, что для одного человека является успехом, другим будет расценено как неудача. Переживание успеха—неуспеха воз­никает только в тех случаях, когда человек связывает их со своим усердием, способностями, т.е. приписывает себе достигнутый ре­зультат — «внутреннее приписывание» (Ф. Хоппе).

«Приписывания» нет при легких и трудных заданиях или при выполнении незнакомого задания, в отношении которого еще не сформировалась субъективная шкала трудности, когда успехи и неуспехи единичны, не приводят к изменению уровня притязаний и расцениваются как случайные, зависящие от ситуации или дру­гих людей («внешнее приписывание»). Отсюда, возникла и идея «локуса контроля»: внешнего, если человек считает свое поведе­ние результатом действия факторов и сил, лежащих за пределами его власти и контроля (судьба, счастливый случай, действия дру­гих людей и т.д.), и внутреннего, когда человек полагает, что его поведение определяется им самим.

Социально-психологический климагг в коллективе, группе зна­чительно влияет на отношение человека к выполняемой им рабо-







©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.