МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

СИЛА МОТИВА И ЭФФЕКТИВНОСТЬ НАУЧЕНИЯ





Сила мотива является одной из важнейших характеристик мо­тивации. Она влияет не только на уровень активности человека, но и на успешность проявления этой активности, в частности — на эффективность его действий.

Целым рядом экспериментальных исследований подтвержда­ется динамика научения в действиях. В частности, было доказано, что чем сильнее мотивация или больше вознаграждение, тем выше кривая исполнения, однако, темп научения не увеличивается в за­висимости от мотивации (рис. 20.1).

Рис. 20.1. Зависимость научения и исполнения

Указанная зависимость подтверждается экспериментальными исследованиями. Так, вознаграждение, которое предлагалось, на­пример, крысам, состояло из строго определенного количества пи­щи — 16, 64, 256 единиц. При этом было установлено: несмотря на то, что средняя скорость больше у тех животных, которые получа­ли больше пищи,— уровень научения у всех трех групп испытуе­мых примерно одинаков.

Другие исследования доказывают, что интенсивность стиму­ляции отрицательно сказывается на эффективности действий че­ловека. Д. Линдслей (1957) установил следующую закономерность: когда активация становится чрезмерной, эффективность человека ухудшается — появляются признаки дезорганизации поведения и ослабления контроля за действиями.

Вместе с тем, в психологии существует понятие «оптимум мо­тивации» (Р. Йеркс, Дж. Додсон), который определяет зависимость между показателем активации и качеством исполнения. В частнос-


ти, в эксперименте давалась задача на различение двух яркостей, предполагавшая три уровня трудности различения стимула, пре­дусматривались и три уровня стимуляции (мотивации): сильный, средний и слабый удары электрическим током как наказание за ошибки. В итоге были получены три кривых, которые показыва­ют, что в каждом случае имеется оптимум мотивации, при кото­ром научение является наиболее быстрым (рис. 20.2).

Рис. 20.2. Скорость научения в зависимости
■ от уровня мотивации (при решении задач

разной степени трудности)

Однако результаты свидетельствуют и о том, что оптимум мо­тивации зависит и от трудности выполняемой задачи. В случае трудной задачи оптимум достигается при слабой мотивации, тогда как при легкой задаче он соответствует сильной мотивации. Вместе с тем, при легкой задаче избыточная мотивация не вызывает нару­шений поведения, но вероятность их появления возникает при трудных задачах.

Во многих последующих исследованиях феномен получил экс­периментальное подтверждение. В частности, было доказано, что с усилением мотивации повышается качество исполнения, но до определенного предела: если она слишком велика — качество ис­полнения ухудшается.

Выявленные закономерности приобрели широкую известность как за рубежом, так и среди отечественных психологов. Однако



Глава 19. Эмоциогенные ситуации

справедливости ради, необходимо отметить, что они в значитель­ной мере согласуются с законом оптимума—пессимума, который сформулировал русский физиолог Н.Е. Введенский и распростра­нил его и на поведение человека.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.