ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Глава 17. Основные проблемы психологии мотивации (cognitive map), готовность средств для цели (means-end-readiness) и прежде всего ожидание (expectancy). Однако для того, чтобы выученное проявилось в поведении, необходима соответствующая мотивация. С ней Э. Толмен связал две промежуточные переменные-drive (влечение), с одной стороны, и с другой — demand for the goal object (нужность цели), идентично требовательному характеру у К. Левина; позднее утвердилось понятие «привлекательность». Научение базируется, по Э. Толмену, на когнитивных промежуточных переменных, управляющих поведением в соответствии с целями, если только мотивационные промежуточные переменные приводят поведение в движение. Еще один представитель психологии научения К. Халл для психологического объяснения различий в поведении при одинаковой силе влечения и одинаковых результатах научения (прочности habit) воспользовался концепцией промежуточных переменных Э. Толмена (К. Халл называл их теоретическими конструктами), а в качестве одного из важных конструктов принял толменовскую «привлекательность целевого объекта». В психологии мотивации К. Халл явился подлинным создателем теории влечения. В частности, им впервые в бихевиористском ключе была сформулирована идея «редукции влечения» как удовлетворение потребности, способствующее образованию связи между раздражителями и реакциями Кроме того, К. Халл различил потребность и влечение. Потребность есть специфическое состояние, связанное с каким-либо недостатком или расстройством протекания процессов в организме (голод, жажда, боль). Это состояние вызывает определенной силы несиецифическое влечение, которое в свою очередь активирует поведение. Потребность - есть переменная, как правило, доступная наблюдению или, по меньшей мере, допускающая возможность экспериментального манипулирования. Влечение же, напротив, представляет собой теоретический (гипотетический) конструкт. В окончательном варианте своей теоретической системы К. Халл постулировал два определяющих поведения компонента — моти-вационный и ассоциативный. Мотивационный компонент осушл'" ствляет чисто энергетическую функцию и представляет собой мультипликативную связь силы влечения (D) и привлекательности объекта (К). Ассоциативный компонент определяет соответствие имеющихся связей раздражителя и реакции (habits, sHr) наличным внутренним и внешним стимулам. Произведение обоих компонентов определяет тенденцию поведения — векторное понятие, Глава 17.6. Проблемы мотивации в психологии научения и активации объединяющее силу и направление, так называемый reacton-evocation-potencial: Er=f(sHrDK). Прочность привычки (sHr) зависит от количества и степени отсроченное™ предыдущих подкреплений, т.е. от того, насколько часто и непосредственно связь «раздражение—реакция» сопровождалась до сих пор редукцией влечения. Психология активации И. Павлов и В. Бехтерев — основоположники учения об условных рефлексах и рефлексологии, позднее получивших распространение в связи с концепцией классического обусловливания. И. Павлов экспериментально показал на материале «пищеварительных рефлексов», что вызывающие реакции безусловные раздражители (врожденные стимулы) могут замещаться выученными, условными. Для этого последние должны несколько опережать во времени (приблизительно на полсекунды) появление первых. Если такая последовательность раздражителей повторится несколько раз, то появления нового, условного раздражителя будет достаточно для актуализации соответствующей реакции. Классическим примером этому может служить изучавшаяся с помощью вшитой в пищевой канал фистулы реакция слюноотделения у собаки. Если появлению пищи (непосредственному раздражителю) несколько раз предшествует нейтральный раздражитель (например, звуковой или световой сигнал или механическое раздражение кожи), то этот раздражитель уже сам по себе вызывает реакцию слюноотделения. Таким образом, безусловный раздражитель «подкрепляет» связь нейтрального раздражителя с соответствующей реакцией. И. Павлов дал строгое определение понятия подкрепления, наполнив его еще и физиологическим значением. Кроме того, он показал, что условный раздражитель также приобретает способность к подкреплению, т.е. в свою очередь может обусловливать раздражитель, выступавший до сих пор как нейтральный. Вызываемые таким раздражителем реакции — это уже реакции более высокого порядка. Павлов рассматривал этот механизм как основу всей высшей нервной деятельности. В своих работах И. Павлов пытался объяснить наблюдаемые феномены научения, во-первых, с точки зрения нейрофизиологии мозга, во-вторых, с точки зрения взаимодействия двух основополагающих процессов возбуждения и торможения. Возбуждение вы- Глава 17. Основные проблемы психологии мотивации полняет функцию активации поведения, т.е. энергетическую функцию в традиционной терминологии мотивации. Кроме того, И. Павлов подчеркнул роль так называемых ориентировочных реакций, сопутствующих состоянию активации и решающим образом участвующих в построении условного рефлекса. Безусловно, И. Павлов явился основателем и вдохновителем исследования мотивации в психологии активации, а его идеи оказали большое влияние на взгляды Д. Уотсона, ставшего впоследствии выразителем и пропагандистом движения бихевиоризма. Эксперименты этого ученого по выработке методом классических условных рефлексов эмоциональных реакций избегания у 9-месячных детей считаются классическими. Общими для всех представителей линии психологии активации являются четыре принципа построения теории. 1. Ориентация на данные нейрофизиологии и теории мозговой деятельности. Их гипотетические объяснительные конструкты не нейтральны, а имеют физиологический смысл. Центральную роль играют активирующие системы подкорковых образований мозга. 2. Разработка предельно общих положений об активации и управлении поведением. Широкую применимость выявляемых за кономерностей эти исследователи предпочитают детальному вы яснению детерминации поведения в каждом конкретном случае. 3. Аффекты и эмоции играют здесь более значительную роль, чем в большинстве других теорий мотивации. 4. Выявление тех характеристик и особенностей раздражите ля, которые активируют поведение вообще, направляя его на по иск или избегание. Вопросы и задания для самоконтроля 1. Что объединяет концепции мотивации 3. Фрейда и К. Левина? 2. Назовите основные характеристики влечения по 3. Фрейду. 3. Суммарным вектором каких сил, согласно К. Левину, явля ется поведение человека? 4. Какая теория отмечает мотивирующее влияние стремления когнитивных структур к «хорошему» гештальту? 5. Каким образом когнитивный диссонанс мотивирует поведе ние человека? 6. Кем была предложена иерархическая модель системы по требностей человека? 7. Дайте характеристику мотивационному и ассоциативному компонентам поведения человека по К. Халлу. Глава 18 |