МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

КЛАССИФИКАЦИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ





В отечественной психологии потребности чаще всего подраз­деляются: на материальные (потребность в пище, одежде, жили-Ще), духовные (потребность в познании окружающей среды и се­бя, в творчестве, в эстетических наслаждениях и т.п.) и социальные (потребность в общении, в труде, в общественной деятельности, в признании другими людьми и т.д.).


 





Глава 18. Классификации потребностей и мотивов____________________

Материальные потребности называют первичными, они лежат в основе жизнедеятельности человека. Эти потребности сформи­ровались в процессе филогенетического общественно-историчес­кого развития человека и составляют его родовые свойства. Вся история борьбы людей с природой была прежде всего борьбой за удовлетворение материальных потребностей.

Духовные и социальные потребности отражают общественную природу человека, его социализацию. Надо, однако, заметить, что и материальные потребности тоже являются продуктом социали­зации человека. Даже потребность в пище у человека имеет соци­ализированный вид: ведь человек употребляет пищу не сырой, как животные, а в результате сложного процесса ее приготовления.

П.В. Симонов считал, что потребности человека можно разде­лить на три группы: витальные, социальное и идеальные. В каж­дой из этих групп выделяются потребности сохранения и разви­тия, а в группе социальных — еще и потребности «для себя» (осознаваемые субъектом как принадлежащие ему права) и «для других» (осознаваемые как «обязанности»). Удовлетворению лю­бой из перечисленных потребностей способствуют исходно самос­тоятельные потребности в вооруженности (средствами, знаниями, умениями) и потребность преодоления препятствий на пути к цели, отождествляемая П.В. Симоновым с волей.

А.В. Петровский делит потребности: по происхождению — на естественные и культурные, по предмету (объекту) — на матери­альные и духовные; естественные потребности могут быть матери­альными, а культурные — материальными и духовными.

П.А. Рудик выделяет общественные и личные потребности, что вряд ли корректно: каждая потребность является личной. Дру­гое дело — каким целям (общественным или личным) соответ­ствует удовлетворение потребности человека. Но это уже будет характеризовать мотив, а не потребность.

У В.А. Крутецкого потребности разделены на естественные, духовные и социальные потребности. СБ. Каверин в зависимости от сферы реализации человеческих нужд предлагает разделять по­требности на биогенные, психофизиологические, социальные и выс­шие (рис. 18.2).

И.А. Фурманов, опираясь на идею взаимодействия индивида и среды как основу эффективной адаптации, предлагает следующую классификацию потребностей.

1. Потребность в физическом совершенствовании. Доминиро­вание данной потребности свидетельствует о направленности на приобретение жизненно необходимых физических качеств, разви­тие силы, ловкости, выносливости и др.


Рис. 18.2. Классификация потребностей (по СБ. Каверину)

2. Потребность в духовном совершенствовании. Эта потреб­
ность может указывать на стремление человека к овладению куль­
турными и общечеловеческими ценностями, ориентацию на эсте­
тические, этические и моральные стандарты.

3. Потребность в трудовой деятельности. Доминирование этой
потребности свидетельствует об активном стремлении участвовать
в трудовой деятельности при условии справедливой оплаты ее ре­
зультатов. Данная потребность может выступать мерилом профес­
сиональной адаптированное™ человека, ибо материальная заинте­
ресованность в своем труде и ощущение социальной справедливости




Глава 18. Классификации потребностей и мотивов______ ...... _________

при вознаграждении его результатов — основа сознательного отно­шения к трудовой деятельности.

4. Потребность в дружбе. Указывает на стремление найти на­
стоящих, отзывчивых друзей, способных прийти на помощь в труд­
ную минуту.

5. Потребность в эмоциональной близости. Свидетельствует о
желании встретить человека, с которым можно поделиться сокро­
венными мыслями.

6. Потребность в уважении и поддержке со стороны окружаю­
щих. Доминирование этой потребностей свидетельствует о необ­
ходимости признания и получения уважения и поддержки от бли­
жайшего окружения.

7. Потребность в развлечениях. Является естественным стрем­
лением человека снять психическое напряжение, расслабиться и
получить положительные эмоции. Понятно, что желание весело
проводить свободное время, найти развлечение по душе можно
удовлетворить различными путями.

8. Потребность в комфорте. Эта потребность указывает на стрем­
ление к благоприятному жизнеобеспечению, материальному бла­
гополучию и душевному спокойствию.

9. Потребность в познании. По силе этой потребности можно
судить об устремлениях к получению прочных знаний и образова­
ния. Основной характеристикой потребности в познании является
любознательность. Обычно она выражается в интересе к опреде­
ленному кругу предметов, склонности к глубокому изучению той
или иной области знаний, любви к чтению книг и специальной
литературы.

 

10. Потребность в лидерстве. Свидетельствует о стремлении к
первенству и доминированию. Может выражаться в попытках кон­
тролировать, оказывать влияние и направлять действия окружаю­
щих, а также подавлять и ограничивать активность других.

11. Потребность в противоположном поле. Интерес к вопро­
сам секса у большей части людей естествен и понятен. Однако
доминирование данной потребности не следует оценивать одноз­
начно и объяснять только биологически обусловленными устрем­
лениями к установлению половых отношений. Стремление поль­
зоваться популярностью, вниманием и благосклонностью у лиц
противоположного пола часто имеет и более широкий, социаль­
ный смысл.

12. Потребность в оказании помощи окружающим. Она лежит
в основе стремлений к сопереживанию окружающим и проявле-






©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.