ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | КЛАССИФИКАЦИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ В отечественной психологии потребности чаще всего подразделяются: на материальные (потребность в пище, одежде, жили-Ще), духовные (потребность в познании окружающей среды и себя, в творчестве, в эстетических наслаждениях и т.п.) и социальные (потребность в общении, в труде, в общественной деятельности, в признании другими людьми и т.д.).  Глава 18. Классификации потребностей и мотивов____________________ Материальные потребности называют первичными, они лежат в основе жизнедеятельности человека. Эти потребности сформировались в процессе филогенетического общественно-исторического развития человека и составляют его родовые свойства. Вся история борьбы людей с природой была прежде всего борьбой за удовлетворение материальных потребностей. Духовные и социальные потребности отражают общественную природу человека, его социализацию. Надо, однако, заметить, что и материальные потребности тоже являются продуктом социализации человека. Даже потребность в пище у человека имеет социализированный вид: ведь человек употребляет пищу не сырой, как животные, а в результате сложного процесса ее приготовления. П.В. Симонов считал, что потребности человека можно разделить на три группы: витальные, социальное и идеальные. В каждой из этих групп выделяются потребности сохранения и развития, а в группе социальных — еще и потребности «для себя» (осознаваемые субъектом как принадлежащие ему права) и «для других» (осознаваемые как «обязанности»). Удовлетворению любой из перечисленных потребностей способствуют исходно самостоятельные потребности в вооруженности (средствами, знаниями, умениями) и потребность преодоления препятствий на пути к цели, отождествляемая П.В. Симоновым с волей. А.В. Петровский делит потребности: по происхождению — на естественные и культурные, по предмету (объекту) — на материальные и духовные; естественные потребности могут быть материальными, а культурные — материальными и духовными. П.А. Рудик выделяет общественные и личные потребности, что вряд ли корректно: каждая потребность является личной. Другое дело — каким целям (общественным или личным) соответствует удовлетворение потребности человека. Но это уже будет характеризовать мотив, а не потребность. У В.А. Крутецкого потребности разделены на естественные, духовные и социальные потребности. СБ. Каверин в зависимости от сферы реализации человеческих нужд предлагает разделять потребности на биогенные, психофизиологические, социальные и высшие (рис. 18.2). И.А. Фурманов, опираясь на идею взаимодействия индивида и среды как основу эффективной адаптации, предлагает следующую классификацию потребностей. 1. Потребность в физическом совершенствовании. Доминирование данной потребности свидетельствует о направленности на приобретение жизненно необходимых физических качеств, развитие силы, ловкости, выносливости и др. Рис. 18.2. Классификация потребностей (по СБ. Каверину) 2. Потребность в духовном совершенствовании. Эта потреб ность может указывать на стремление человека к овладению куль турными и общечеловеческими ценностями, ориентацию на эсте тические, этические и моральные стандарты. 3. Потребность в трудовой деятельности. Доминирование этой потребности свидетельствует об активном стремлении участвовать в трудовой деятельности при условии справедливой оплаты ее ре зультатов. Данная потребность может выступать мерилом профес сиональной адаптированное™ человека, ибо материальная заинте ресованность в своем труде и ощущение социальной справедливости Глава 18. Классификации потребностей и мотивов______ ...... _________ при вознаграждении его результатов — основа сознательного отношения к трудовой деятельности. 4. Потребность в дружбе. Указывает на стремление найти на стоящих, отзывчивых друзей, способных прийти на помощь в труд ную минуту. 5. Потребность в эмоциональной близости. Свидетельствует о желании встретить человека, с которым можно поделиться сокро венными мыслями. 6. Потребность в уважении и поддержке со стороны окружаю щих. Доминирование этой потребностей свидетельствует о необ ходимости признания и получения уважения и поддержки от бли жайшего окружения. 7. Потребность в развлечениях. Является естественным стрем лением человека снять психическое напряжение, расслабиться и получить положительные эмоции. Понятно, что желание весело проводить свободное время, найти развлечение по душе можно удовлетворить различными путями. 8. Потребность в комфорте. Эта потребность указывает на стрем ление к благоприятному жизнеобеспечению, материальному бла гополучию и душевному спокойствию. 9. Потребность в познании. По силе этой потребности можно судить об устремлениях к получению прочных знаний и образова ния. Основной характеристикой потребности в познании является любознательность. Обычно она выражается в интересе к опреде ленному кругу предметов, склонности к глубокому изучению той или иной области знаний, любви к чтению книг и специальной литературы. 10. Потребность в лидерстве. Свидетельствует о стремлении к первенству и доминированию. Может выражаться в попытках кон тролировать, оказывать влияние и направлять действия окружаю щих, а также подавлять и ограничивать активность других. 11. Потребность в противоположном поле. Интерес к вопро сам секса у большей части людей естествен и понятен. Однако доминирование данной потребности не следует оценивать одноз начно и объяснять только биологически обусловленными устрем лениями к установлению половых отношений. Стремление поль зоваться популярностью, вниманием и благосклонностью у лиц противоположного пола часто имеет и более широкий, социаль ный смысл. 12. Потребность в оказании помощи окружающим. Она лежит в основе стремлений к сопереживанию окружающим и проявле- |