МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Глава 17.3. Проблемы мотивации в дифференциальных теориях





Ключевой фигурой исследования мотивации в теории личности является Г. Мюррей, который сблизил понятие потребности с пси­хоаналитическим пониманием проблемы, содержательно отграничил друг от друга около 36 различных потребностей (см. следующий раздел), определил соответствующие потребностям побудительные условия ситуации (так называемое давление), построил многочлен­ную таксономию релевантного мотивации поведения, разработал вопросник для выявления индивидуальных различий в мотивах.

Д. МакКлелланд предпринял попытку создать теорию, кото­рая бы позволила четко разделить мотив и мотивацию, объединив элементы теории ассоциаций, концепции ожидания и гедонисти­ческий принцип. Д. МакКлелланд считал, что мотивом становится сильная аффективная ассоциация, характеризующаяся предвосхи­щением целевой реакции и основанная на прошлой ассоциации определенных признаков с удовольствием или болью.

Некоторое время спустя Д. МакКлелланд добавил к своей тео­ретической схеме еще один заимствованный из психологии вос­приятия компонент: модель уровня адаптации X. Хелсона. Объ­единение этих положений должно было, по мысли МакКлелланда, дать психологическую основу для изучения развития мотивов в течение жизни. Главная идея состояла в том, что организм имеет некоторый (частью психофизически заданный, т.е. не приобретен­ный в ходе научения) уровень адаптации к раздражителям раз­личных классов или к особенностям ситуации, которые восприни­маются как «нормальные» и нейтральные. Отклонения от этого уровня адаптации переживаются как эмоционально положитель­ные события, пока они не переходят известного предела, за кото­рым они уже сопровождаются нарастающим неудовольствием. В ходе развития такие аффективные состояния и их смена оказы­ваются связанными с требованиями и условиями конкретных си­туаций, которые при повторении вновь вызывают нечто из перво­начальной аффективной ситуации. Таким образом, мотивация по­нимается как воссоздание некоторого уже пережитого ранее изме­нения в вызывающей аффект ситуации.

Д. МакКлелланд пытался охватить в своем определении моти­ва три параметра мотива и мотивации: генезис мотива, мотив как приобретенная индивидуальная диспозиция и возбуждение моти­ва как актуальная мотивация. Исходя из этого, определение, сфор­мулированное им, стало следующим: мотив представляет собой воссоздание по ключевым признакам изменений в перфективной си­туации. Слово «воссоздание» в этом определении указывает на то, что произошло предварительное научение. При такой системе


Глава 17. Основные проблемы психологии мотивации

представлений все мотивы являются приобретенными. Основная идея состоит в следующем: определенные стимулы, или ситуации, вызывающие рассогласования между ожиданиями (уровень адап­тации) и восприятием, служат источниками первичного, ненауча-емого аффекта, который по своей природе либо позитивен, либо негативен. Ключевые признаки ассоциируются с такими аффек­тивными состояниями и их изменения фиксируются, в силу чего условия, к ним приводящие, делают возможным воссоздание со­стояния (А'), возникшего из первоначальной аффективной ситуа­ции (А), но не идентичного ей.

Еще одной важной теорией стала разработанная Дж. Аткинсо-ном мотивационная «модель выбора риска» Эта модель уточнила содержание компонента ожидания, определив его как субъектив­ную вероятность успеха, т.е. достижения цели (Дц), а также связа­ла его с привлекательностью успеха (Пу). Для определения ре­зультирующего произведения Д„ и Пу была использована теория результирующей оценки (С. Эскалон и Л. Фестингер). Согласно этой теории произведение ожидания и ценности соответствует мак­симальной субъективно ожидаемой ценности.



Позднее Дж. Аткинсон в формулу вероятности успеха и побуж­дения к нему добавил еще одну, уже диспозициональную пере­менную — мотив достижения успеха (Му). Так возникла формула Дж. Аткинсона и его модель выбора риска, которая позволяет предска­зать актуальную мотивационную тенденцию поиска (Т„). Если извест­ны мотив действующего субъекта, вероятность достижения успеха при сложившихся в данной ситуации возможностях действия и со­ответствующая привлекательность успеха, то формула такова:

Т„ = МУДЦПУ.

Аналогичная формула была предложена и для тенденции из­бегать неуспеха: мотив избегания неуспеха на вероятность неуспе­ха на привлекательность неуспеха. С помощью вычитания тенден­ции избегания из тенденции поиска можно получить результирую­щую тенденцию.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.