МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Познавательная теория эмоций М. Арнольд — Р. Лазару-





са У М. Арнольд в качестве познавательной детерминанты эмо­ций выступает интуитивная оценка объекта. Эмоция следует за этой оценкой: «сначала я вижу нечто, потом я представляю, что эхо "нечто" опасно,— и как только я представляю это, я напугана и бегу». Арнольд считает, что как только человек непосредствен­ным и интуитивным способом придет к выводу, что тем или иным предметом стоит овладеть, он сразу ощущает привлекательность этого предмета. Как только человек интуитивно заключает, что нечто угрожает ему, он сразу чувствует, что оно приобрело оттал­кивающий характер и что его нужно избежать. Возникающая тен­денция действовать, будучи выражена в различных телесных изме­нениях, и переживается как эмоция.

Интуитивная оценка объекта понимается Арнольдом как «чув­ственное суждение» (в отличие от абстрактного «рефлексивного суж­дения») и характеризуется мгновенностью, непосредственностью и непреднамеренностью. Кроме того, интуитивная оценка и эмоцио­нальный отклик проявляют тенденцию к постоянству (объект или ситуация, определенным образом оцененные и эмоционально отре-агированные, начинают каждый раз вызывать такие же оценки и эмоции) и генерализации (переносятся на весь класс объектов).

В своей концепции Р. Лазарус также придерживается идеи по­знавательной детерминации эмоций. Однако он критикует М. Ар­нольд за то, что понятие «оценка» остается у нее субъективным и не связывается с фактами, поддающимися непосредственному на­блюдению, что ведет к игнорированию вопроса об детерминирую­щих оценку условиях. Кроме того, Лазарус не согласен с тем, что оценка признается Арнольд чувственной по характеру.

Два положения являются главными в концепции Лазаруса: 1) каждая эмоциональная реакция независимо от ее содержания есть функция особого рода познания, или оценки; 2) эмоциональ­ный ответ представляет собой некий синдром, включающий три основные группы симптомов — субъективные переживания, физио­логические сдвиги и моторные реакции.

По мнению Лазаруса, можно выделить два основных типа оцен­ки ситуации: 1) как угрожающей; 2) как благоприятствующей. Оценка ситуации вызывает тенденцию к выполнению соответству­ющих приспособительных действий (именно тенденцию, посколь­ку эти действия не всегда осуществляются). В принципе, приспо­собительные действия могут осуществляться на основе исключи­тельно познавательных механизмов, без участия эмоциональных процессов. Эмоции возникают лишь при появлении некоторых


Глава 13. Теории эмоций


13.5. Мотивационные теории эмоций


 


Скука

дополнительных обстоятельств. Так, отрицательные эмоции воз­никают тогда, когда индивид оценивает ситуацию как опасную, но не располагает готовыми и достаточно надежными, на его взгляд способами ее разрешения, т.е. когда эти способы еще только долж­ны быть найдены и существует некоторая неуверенность в отно­шении такой возможности.

Центральным в концепции Лазаруса является понятие «угро­зы», понимаемой как оценка ситуации на основе предвосхищения будущего столкновения (конфронтации) с вредом. Как только не­который стимул оценивается как угрожающий, тут же приводятся в действие процессы, направленные на устранение или уменьше­ние вреда, т.е. процессы преодоления угрозы. Тенденции к дей­ствию в связи с наличием угрозы и ее устранением отражаются в различных симптомах эмоциональных реакций.



Кроме того, автор отмечает, что детерминантами оценки явля­ются как ситуативные факторы, так и диспозиционные (свойства личности): одна и та же ситуация вызывает у разных людей разную оценку и как следствие — разную эмоциональную реакцию. Много внимания уделяется и приспособительным к угрозе реакхщям.

Теория «когнитивного диссонанса» Л. Фестингера. Соглас­но этой теории, когда между ожидаемой и действительной инфор­мацией имеется расхождение (когнитивный диссонанс), возникают отрицательные эмоции, в то время как совпадение ожидания и ре­зультата (когнитивный консонанс) приводит к появлению положи­тельных эмоций. Однако существуют данные, свидетельствующие о том, что в ряде случаев и диссонанс может вызывать положи­тельные эмоции.

По мнению Дж. Ханта, для возникновения положительных ' эмоций необходим некоторый «оптимум расхождения» между установками и сигналами (новизна, необычность, несоответствие) (рис. 13.8). Если сигнал не отличается от предшествовавших, то ■ он оценивается как неинтересный; если же он отличается слиш­ком сильно, кажется опасным, неприятным, раздражающим и т.п. Близкой к когнитивистским представлениям о природе эмо­ций является и «Я-теория» эмоций К. Роджерса. Центральным понятием этой теории является «Я-концепция» (обобщенное пред­ставление человека о самом себе). Чем глубже восприятие и позна­ние человеком самого себя, чем больше они связаны с ядром его личности, с его самостью, тем в большей степени они включают в себя чувства, эмоции. Угроза «Я-концепции>> вызывает у человека страх. Когда же «Я-концепция» подтверждается и одобряется, У него появляются положительные эмоции.


Паника

Степень расхождения

Положительную эмоцию вызывает увеличение расхождения

Положительную эмоцию вызывает уменьшение расхождения

Рис. 13-8. Расхождение (между установками и сигналами) и знак эмоции

В целом, основным недостатком когнитивных теорий является то, что они не учитывают наличие эмоций, возникающих безуслов­но-рефлекторно. Как отмечает Е.П. Ильин, некоторые эмоциональ­ные реакции не требуют участия коры головного мозга и процессов осознанной переработки информации. Так, все переживания, свя­занные с эмоциональным тоном ощущений протекают без участия когнитивных процессов: человек сначала ощущает, переживает ощу­щение, и только потом узнает и понимает то, что переживает.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.