ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Познавательная теория эмоций М. Арнольд — Р. Лазару- са У М. Арнольд в качестве познавательной детерминанты эмоций выступает интуитивная оценка объекта. Эмоция следует за этой оценкой: «сначала я вижу нечто, потом я представляю, что эхо "нечто" опасно,— и как только я представляю это, я напугана и бегу». Арнольд считает, что как только человек непосредственным и интуитивным способом придет к выводу, что тем или иным предметом стоит овладеть, он сразу ощущает привлекательность этого предмета. Как только человек интуитивно заключает, что нечто угрожает ему, он сразу чувствует, что оно приобрело отталкивающий характер и что его нужно избежать. Возникающая тенденция действовать, будучи выражена в различных телесных изменениях, и переживается как эмоция. Интуитивная оценка объекта понимается Арнольдом как «чувственное суждение» (в отличие от абстрактного «рефлексивного суждения») и характеризуется мгновенностью, непосредственностью и непреднамеренностью. Кроме того, интуитивная оценка и эмоциональный отклик проявляют тенденцию к постоянству (объект или ситуация, определенным образом оцененные и эмоционально отре-агированные, начинают каждый раз вызывать такие же оценки и эмоции) и генерализации (переносятся на весь класс объектов). В своей концепции Р. Лазарус также придерживается идеи познавательной детерминации эмоций. Однако он критикует М. Арнольд за то, что понятие «оценка» остается у нее субъективным и не связывается с фактами, поддающимися непосредственному наблюдению, что ведет к игнорированию вопроса об детерминирующих оценку условиях. Кроме того, Лазарус не согласен с тем, что оценка признается Арнольд чувственной по характеру. Два положения являются главными в концепции Лазаруса: 1) каждая эмоциональная реакция независимо от ее содержания есть функция особого рода познания, или оценки; 2) эмоциональный ответ представляет собой некий синдром, включающий три основные группы симптомов — субъективные переживания, физиологические сдвиги и моторные реакции. По мнению Лазаруса, можно выделить два основных типа оценки ситуации: 1) как угрожающей; 2) как благоприятствующей. Оценка ситуации вызывает тенденцию к выполнению соответствующих приспособительных действий (именно тенденцию, поскольку эти действия не всегда осуществляются). В принципе, приспособительные действия могут осуществляться на основе исключительно познавательных механизмов, без участия эмоциональных процессов. Эмоции возникают лишь при появлении некоторых Глава 13. Теории эмоций
13.5. Мотивационные теории эмоций  дополнительных обстоятельств. Так, отрицательные эмоции возникают тогда, когда индивид оценивает ситуацию как опасную, но не располагает готовыми и достаточно надежными, на его взгляд способами ее разрешения, т.е. когда эти способы еще только должны быть найдены и существует некоторая неуверенность в отношении такой возможности. Центральным в концепции Лазаруса является понятие «угрозы», понимаемой как оценка ситуации на основе предвосхищения будущего столкновения (конфронтации) с вредом. Как только некоторый стимул оценивается как угрожающий, тут же приводятся в действие процессы, направленные на устранение или уменьшение вреда, т.е. процессы преодоления угрозы. Тенденции к действию в связи с наличием угрозы и ее устранением отражаются в различных симптомах эмоциональных реакций. Кроме того, автор отмечает, что детерминантами оценки являются как ситуативные факторы, так и диспозиционные (свойства личности): одна и та же ситуация вызывает у разных людей разную оценку и как следствие — разную эмоциональную реакцию. Много внимания уделяется и приспособительным к угрозе реакхщям. Теория «когнитивного диссонанса» Л. Фестингера. Согласно этой теории, когда между ожидаемой и действительной информацией имеется расхождение (когнитивный диссонанс), возникают отрицательные эмоции, в то время как совпадение ожидания и результата (когнитивный консонанс) приводит к появлению положительных эмоций. Однако существуют данные, свидетельствующие о том, что в ряде случаев и диссонанс может вызывать положительные эмоции. По мнению Дж. Ханта, для возникновения положительных ' эмоций необходим некоторый «оптимум расхождения» между установками и сигналами (новизна, необычность, несоответствие) (рис. 13.8). Если сигнал не отличается от предшествовавших, то ■ он оценивается как неинтересный; если же он отличается слишком сильно, кажется опасным, неприятным, раздражающим и т.п. Близкой к когнитивистским представлениям о природе эмоций является и «Я-теория» эмоций К. Роджерса. Центральным понятием этой теории является «Я-концепция» (обобщенное представление человека о самом себе). Чем глубже восприятие и познание человеком самого себя, чем больше они связаны с ядром его личности, с его самостью, тем в большей степени они включают в себя чувства, эмоции. Угроза «Я-концепции>> вызывает у человека страх. Когда же «Я-концепция» подтверждается и одобряется, У него появляются положительные эмоции. Паника Степень расхождения Положительную эмоцию вызывает увеличение расхождения | Положительную эмоцию вызывает уменьшение расхождения Рис. 13-8. Расхождение (между установками и сигналами) и знак эмоции В целом, основным недостатком когнитивных теорий является то, что они не учитывают наличие эмоций, возникающих безусловно-рефлекторно. Как отмечает Е.П. Ильин, некоторые эмоциональные реакции не требуют участия коры головного мозга и процессов осознанной переработки информации. Так, все переживания, связанные с эмоциональным тоном ощущений протекают без участия когнитивных процессов: человек сначала ощущает, переживает ощущение, и только потом узнает и понимает то, что переживает. |