МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Подкорковые и корковые механизмы.,






 


На начальных этапах изучения нейрофизиологических меха­низмов эмоционального реагирования доминировал так называе­мый узколокализационистский подход, заключающийся в поиске отдельных «нервных центров» для каждой конкретной эмоцио­нальной реакции. Преимущественно в опытах на животных с ис­пользованием электростимуляции определенных участков мозга было показано, что воздействие на некоторые мозговые отделы способствует появлению эмоций ярости, тревоги или удовольствия. Кроме того, были получены данные о том, что зоны «удоволь­ствия» или «неудовольствия» располагаются около центров орга­нических потребностей. Так, «центры удовольствия» нередко ло­кализуются в нервных структурах, связанных с пищевой и половой активностью, а «центры неудовольствия» совпадают с центром оборонительного рефлекса, зонами болевой чувствительности, го­лода и жажды. Следовательно, эмоциональное реагирование при узколокализационистском подходе связывается в основном с функционированием подкорковых центров.

Однако дальнейшие исследования показали, что узко локали­зованные раздражения головного мозга вызывают лишь незначи­тельное число эмоций. Остальные эмоции не имеют строгой лока­лизации и образуются как условно-рефлекторные сочетания базо­вых эмоций в процессе приобретения социального опыта.

Начиная с 1949 г. в отечественной психологии распространен­ной стала точка зрения о том, что возникновение эмоций связано с процессами формирования, переделки и разрушения образую­щихся в коре динамических стереотипов нервной деятельности. И.П. Павлов писал: «Нужно думать, что нервные процессы полу­шарий при установке и поддержке динамического стереотипа есть то, что обыкновенно называется чувствами в их двух основных категориях — положительной и отрицательной и в их огромной градации интенсивностей. Процессы установки стереотипа, до­вершения установки, поддержки стереотипа и нарушений его и есть субъективно разнообразные, положительные и отрицатель­ные чувства...»

Эмоции, согласно павловским представлениям, являются по своей природе субъективными отражениями легкости или труд­ности протекания нервных процессов при переходе от одного ди­намического стереотипа к другому. Как отмечал И.П. Павлов, тя­желые чувства при изменении обычного образа жизни, при прекра­щении привычных занятий, при потере близких людей, не говоря уже об умственных кризисах и ломке верований, имеют свое фи-


ологическое основание в значительной степени именно в изме­нении, в нарушении старого динамического стереотипа и в труд­ности установки нового. Он также различал два вида эмоциональ­ных процессов: процессы, связанные с подкоркой (эмоции), и про­цессы, связанные с корой (чувства).

Как отмечает Е.П. Ильин, ломка стереотипа может стать при­чиной негативных эмоций, но это причина, а не физиологический механизм эмоционального реагирования.

Развитие электроэнцефалографии привело к появлению еще одной концепции нейрофизиологических механизмов эмоций — активационной. Согласно этой концепции, эмоциональные состоя­ния определяются функционированием ретикулярной формации ствола головного мозга. «Комплекс активации», возникающий при возбуждении ретикулярной формации, является физиологическим выражением эмоции и находит отражение в электроэнцефалог­рамме. Однако данная концепция также характеризуется односто­ронностью понимания нейрофизиологических механизмов возни­кновения эмоций.



В настоящее время признается важная роль лимбической сис­темы в координации различных систем мозга, участвующих в обес­печении эмоционального реагирования, поскольку центральное зве­но «лимбического мозга» имеет двусторонние связи как с подкор­ковыми структурами, так и с различными областями коры боль­ших полушарий.

Большую роль в возникновении и течении эмоциональных про­цессов человека играют временные связи второй сигнальной сис­темы, благодаря которым те или иные эмоциональные пережива­ния могут быть вызваны не только воздействием непосредствен­ных раздражителей, но и словами. Благодаря механизмам второй сигнальной системы, по мнению П.А. Рудика, резко меняется ха­рактер и сложность эмоциональных реакций человека: 1) через вторую сигнальную систему эмоции входят в сферу сознания че­ловека и перестают быть только биологическими процессами, свой­ственными животным; 2) расширяется область эмоциональных пе­реживаний, в которую включаются не только элементарные, фи­зические чувства, как у животных, но и высшие человеческие эмоции — интеллектуальные, эстетические, моральные; 3) оказы­вается возможным целенаправленная передача эмоционального опы­та, а в связи с этим воспитание и развитие эмоций и др.


Глава 11. Нейрофизиологические основы...

11.3. ЭМОЦИИ И ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ

АСИММЕТРИЯ ПОЛУШАРИЙ

ГОЛОВНОГО МОЗГА

Как уже отмечалось, проблема функциональной асимметрии полушарий головного мозга и межполушарного взаимодействия в современной психологии эмоций становится все более и более обсуждаемой. На сегодняшний день имеется уже довольно обшир­ный фактический материал по данному вопросу, однако представ­ленные в нем результаты и выводы не всегда совпадают. Одно время утвердилось представление о том, что эмоциональные ре­акции связаны с функционированием только субдоминантного (пра­вого) полушария. Последующие исследования, однако, показали, что в эмоциональном реагировании участвуют оба полушария.

И.А. Переверзева, проанализировав литературу по пробле­ме мозговой организации эмоциональных процессов в аспекте функциональной асимметрии полушарий головного мозга челове­ка, смогла выделить три основных подхода: 1) признание правого полушария ведущим в обеспечении функционирования эмоцио­нальных процессов; 2) разделение между полушариями функций положительного и отрицательного эмоционального реагирования преобладание в правом полушарии системы отрицательного реа­гирования, а в левом — положительного; 3) дифференцированное участие обоих полушарий в осуществлении единой эмоциональ­ной реакции с преимущественной ролью левого полушария.

Исследователи, признающие правое полушарие ведущим в обес­печении функционирования эмоциональных процессов, приводят сле­дующие доказательства правоты своей точки зрения:

1. При переживании эмоций межполушарная асимметрия по
ЭЭГ возрастает за счет большей активации правого полушария
(В.А. Айрапетьянц; З.М. Денисова и др.).

2. Обеднение эмоциональной выразительности поведения, за­
медление и интонационное обеднение речи (речь становится мо­
нотонной) наблюдается у больных с правополушарными пораже­
ниями (Б.И. Белый; Т.А. Доброхотова и др.).

3. Нарушение понимания юмора выявлено у больных с пора­
жением правого полушария (Н. Gardner et al.).

4. «Эмоциональный слух» (способность распознавать качество
и степень выраженности эмоций но голосу) лучше, если сигналы
подаются в левое ухо (т.е. преимущественно поступают в правое
полушарие). Неправильные оценки эмоциональных стимулов в


11.3. Эмоции и функциональная асимметрия полушарий-

''олее грубой форме наблюдаются при подаче стимулов в правое ухо (В.П. Морозов).

Ученые, отмечающие неравноценность представленности сис­тем положительного и отрицательного эмоционального реагирова­ния в левом и правом полушарии, приводят следующие данные:

1. У больных с поражением правого полушария (и, следова­
тельно, с освобождением левого полушария от его контроля) пре­
обладает легкая возбудимость на фоне положительных (часто с
эйфорией) эмоций. У больных с поражением левого полушария
(и освобождением от его контроля правого полушария) часто от­
мечаются депрессивные реакции.

2. После угнетения (путем инъекции амитала натрия) левого
полушария наступала депрессивная реакция, а после угнетения
правого — эйфорическая (X. Терциан, Ц. Цекотто).

3. Младенцы при виде устремленной к ним матери испытывают
радость, что находит отражение в усилении ЭЭГ-активности левого
полушария. Угроза же разделения с матерью вызывала усиление
активности в правом полушарии (Н. Фокс, Р. Девидсон).

4. Сладкий вкус (раствор сахарозы) вызывал у новорожден­
ных ЭЭГ-активацию левого полушария, а гримаса отвращения при
пробовании раствора лимонной кислоты сопровождалась ЭЭГ-ак-
тивностью в правом полушарии (Н. Фокс, Р. Девидсон);

 

5. Время опознания мимического выражения радости было
меньшим при предъявлении слайда в правое поле зрения (т.е. в
левое полушарие). При опознании печали наблюдалось обратное
соотношение времени (П. Рентер-Лоренц, Р. Девидсон).

6. Правополушарные оценки нейтральных лиц более негатив­
ны, чем левополушарные (М. Натале, Р. Гур).

Р. Девидсон и В. Геллер считают, что знак эмоции зависит от соотношения активности левой (ЛФК) и правой (ПФК) фронталь­ной коры. В. Геллер представила это в виде двух неравенств:

ЛФК > ПФК = положительные эмоции;

ПФК > ЛФК = отрицательные эмоции.

Согласно третьему подходу, оба полушария участвуют в осу­ществлении целостной эмоциональной реакции, причем главная роль отводится левому полушарию. Об этом свидетельствует следую­щие факты:

1. Обязательным условием улучшения настроения является активация левого полушария, а обязательным условием ухудше­ния — инактивация также левого полушария (Л.Я. Балонов, В.Л. Дег-лин и др.).


Глава 11. Нейрофизиологические основы...

2. И эмоционально-позитивные, и эмоционально-негативные слова узнаются более точно левым полушарием (Э. Штраус).

Объясняя существование столь разноречивых данных, И.А. Пе-реверзева указывает на то, что у разных авторов различаются и показатели эмоционального реагирования, и причины поражения мозга, и использовавшиеся экспериментальные приемы, что и при­водит к определенным разногласиям как в описании, так и в ин­терпретации выявленных фактов. Когда же изучается просто эмо­ция, просто экспрессия, просто положительные или отрицатель­ные переживания (без конкретизации и детализации), можно сфор­мировать только примерное представление о роли функциональной асимметрии полушарий головного мозга в обеспечении процессов эмоционального реагирования человека.

В целом, на данном этапе изучения проблемы общие представ­ления о мозговой организации эмоционального реагирования мож­но сформулировать, согласно Е.Д. Хомской, следующим образом:

1. Каждая эмоциональная функциональная система представ­
лена на нескольких уровнях центральной нервной системы — от
ствола мозга до коры больших полушарий. Правополушарные эмо­
циональные функциональные системы доминируют над левополу-
шарными, что позволяет говорить об эмоциональной асимметрии
мозга с преобладанием правополушарных механизмов над левопо-
лушарными (у правшей).

2. В левом и правом полушариях мозга положительная и отри­
цательная эмоциональные системы не равноценны: в левом полу­
шарии преобладает система положительного эмоционального реа­
гирования, в правом — отрицательного, хотя механизмы обоих
знаков имеются в каждом полушарии.

3. Передние отделы больших полушарий (особенно префрон-
тальные области лобных долей мозга) имеют преимущественное
отношение к мозговой организации эмоциональной сферы челове­
ка. Задние же отделы больших полушарий «обслуживают» когни­
тивные звенья эмоциональных явлений.

Однако пока представления о нейрофизиологической органи­зации эмоциональной сферы человека являются достаточно общи­ми и нуждаются в дальнейшем развитии и уточнении.

Вопросы и задания для самоконтроля

"' 1.Существует ли в настоящее время единая концепция мозго­вой организации эмоций человека? ;


____ 11.3. Эмоции и функциональная асимметрия полушарий...

2 Какие мозговые структуры относятся к подкорковым меха-
1измам эмоционального реагирования?

3 Какие из мозговых структур принадлежат к корковым эмо­
циональным центрам?

4. Какой характер имеют эмоциональные реакции, протекаю­
щие в подкорке?

5. Какова роль второй сигнальной системы в возникновении и
течении эмоциональных процессов?

6. Какое из полушарий головного мозга является доминирую­
щим в обеспечении эмоционального реагирования?

7. Каким образом между полушариями головного мозга разде­
лены функции положительного и отрицательного эмоционального
реагирования?


Глава 12





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.