Подкорковые и корковые механизмы., На начальных этапах изучения нейрофизиологических механизмов эмоционального реагирования доминировал так называемый узколокализационистский подход, заключающийся в поиске отдельных «нервных центров» для каждой конкретной эмоциональной реакции. Преимущественно в опытах на животных с использованием электростимуляции определенных участков мозга было показано, что воздействие на некоторые мозговые отделы способствует появлению эмоций ярости, тревоги или удовольствия. Кроме того, были получены данные о том, что зоны «удовольствия» или «неудовольствия» располагаются около центров органических потребностей. Так, «центры удовольствия» нередко локализуются в нервных структурах, связанных с пищевой и половой активностью, а «центры неудовольствия» совпадают с центром оборонительного рефлекса, зонами болевой чувствительности, голода и жажды. Следовательно, эмоциональное реагирование при узколокализационистском подходе связывается в основном с функционированием подкорковых центров. Однако дальнейшие исследования показали, что узко локализованные раздражения головного мозга вызывают лишь незначительное число эмоций. Остальные эмоции не имеют строгой локализации и образуются как условно-рефлекторные сочетания базовых эмоций в процессе приобретения социального опыта. Начиная с 1949 г. в отечественной психологии распространенной стала точка зрения о том, что возникновение эмоций связано с процессами формирования, переделки и разрушения образующихся в коре динамических стереотипов нервной деятельности. И.П. Павлов писал: «Нужно думать, что нервные процессы полушарий при установке и поддержке динамического стереотипа есть то, что обыкновенно называется чувствами в их двух основных категориях — положительной и отрицательной и в их огромной градации интенсивностей. Процессы установки стереотипа, довершения установки, поддержки стереотипа и нарушений его и есть субъективно разнообразные, положительные и отрицательные чувства...» Эмоции, согласно павловским представлениям, являются по своей природе субъективными отражениями легкости или трудности протекания нервных процессов при переходе от одного динамического стереотипа к другому. Как отмечал И.П. Павлов, тяжелые чувства при изменении обычного образа жизни, при прекращении привычных занятий, при потере близких людей, не говоря уже об умственных кризисах и ломке верований, имеют свое фи- ологическое основание в значительной степени именно в изменении, в нарушении старого динамического стереотипа и в трудности установки нового. Он также различал два вида эмоциональных процессов: процессы, связанные с подкоркой (эмоции), и процессы, связанные с корой (чувства). Как отмечает Е.П. Ильин, ломка стереотипа может стать причиной негативных эмоций, но это причина, а не физиологический механизм эмоционального реагирования. Развитие электроэнцефалографии привело к появлению еще одной концепции нейрофизиологических механизмов эмоций — активационной. Согласно этой концепции, эмоциональные состояния определяются функционированием ретикулярной формации ствола головного мозга. «Комплекс активации», возникающий при возбуждении ретикулярной формации, является физиологическим выражением эмоции и находит отражение в электроэнцефалограмме. Однако данная концепция также характеризуется односторонностью понимания нейрофизиологических механизмов возникновения эмоций. В настоящее время признается важная роль лимбической системы в координации различных систем мозга, участвующих в обеспечении эмоционального реагирования, поскольку центральное звено «лимбического мозга» имеет двусторонние связи как с подкорковыми структурами, так и с различными областями коры больших полушарий. Большую роль в возникновении и течении эмоциональных процессов человека играют временные связи второй сигнальной системы, благодаря которым те или иные эмоциональные переживания могут быть вызваны не только воздействием непосредственных раздражителей, но и словами. Благодаря механизмам второй сигнальной системы, по мнению П.А. Рудика, резко меняется характер и сложность эмоциональных реакций человека: 1) через вторую сигнальную систему эмоции входят в сферу сознания человека и перестают быть только биологическими процессами, свойственными животным; 2) расширяется область эмоциональных переживаний, в которую включаются не только элементарные, физические чувства, как у животных, но и высшие человеческие эмоции — интеллектуальные, эстетические, моральные; 3) оказывается возможным целенаправленная передача эмоционального опыта, а в связи с этим воспитание и развитие эмоций и др. Глава 11. Нейрофизиологические основы... 11.3. ЭМОЦИИ И ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ ПОЛУШАРИЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА Как уже отмечалось, проблема функциональной асимметрии полушарий головного мозга и межполушарного взаимодействия в современной психологии эмоций становится все более и более обсуждаемой. На сегодняшний день имеется уже довольно обширный фактический материал по данному вопросу, однако представленные в нем результаты и выводы не всегда совпадают. Одно время утвердилось представление о том, что эмоциональные реакции связаны с функционированием только субдоминантного (правого) полушария. Последующие исследования, однако, показали, что в эмоциональном реагировании участвуют оба полушария. И.А. Переверзева, проанализировав литературу по проблеме мозговой организации эмоциональных процессов в аспекте функциональной асимметрии полушарий головного мозга человека, смогла выделить три основных подхода: 1) признание правого полушария ведущим в обеспечении функционирования эмоциональных процессов; 2) разделение между полушариями функций положительного и отрицательного эмоционального реагирования преобладание в правом полушарии системы отрицательного реагирования, а в левом — положительного; 3) дифференцированное участие обоих полушарий в осуществлении единой эмоциональной реакции с преимущественной ролью левого полушария. Исследователи, признающие правое полушарие ведущим в обеспечении функционирования эмоциональных процессов, приводят следующие доказательства правоты своей точки зрения: 1. При переживании эмоций межполушарная асимметрия по ЭЭГ возрастает за счет большей активации правого полушария (В.А. Айрапетьянц; З.М. Денисова и др.). 2. Обеднение эмоциональной выразительности поведения, за медление и интонационное обеднение речи (речь становится мо нотонной) наблюдается у больных с правополушарными пораже ниями (Б.И. Белый; Т.А. Доброхотова и др.). 3. Нарушение понимания юмора выявлено у больных с пора жением правого полушария (Н. Gardner et al.). 4. «Эмоциональный слух» (способность распознавать качество и степень выраженности эмоций но голосу) лучше, если сигналы подаются в левое ухо (т.е. преимущественно поступают в правое полушарие). Неправильные оценки эмоциональных стимулов в 11.3. Эмоции и функциональная асимметрия полушарий- ''олее грубой форме наблюдаются при подаче стимулов в правое ухо (В.П. Морозов). Ученые, отмечающие неравноценность представленности систем положительного и отрицательного эмоционального реагирования в левом и правом полушарии, приводят следующие данные: 1. У больных с поражением правого полушария (и, следова тельно, с освобождением левого полушария от его контроля) пре обладает легкая возбудимость на фоне положительных (часто с эйфорией) эмоций. У больных с поражением левого полушария (и освобождением от его контроля правого полушария) часто от мечаются депрессивные реакции. 2. После угнетения (путем инъекции амитала натрия) левого полушария наступала депрессивная реакция, а после угнетения правого — эйфорическая (X. Терциан, Ц. Цекотто). 3. Младенцы при виде устремленной к ним матери испытывают радость, что находит отражение в усилении ЭЭГ-активности левого полушария. Угроза же разделения с матерью вызывала усиление активности в правом полушарии (Н. Фокс, Р. Девидсон). 4. Сладкий вкус (раствор сахарозы) вызывал у новорожден ных ЭЭГ-активацию левого полушария, а гримаса отвращения при пробовании раствора лимонной кислоты сопровождалась ЭЭГ-ак- тивностью в правом полушарии (Н. Фокс, Р. Девидсон); 5. Время опознания мимического выражения радости было меньшим при предъявлении слайда в правое поле зрения (т.е. в левое полушарие). При опознании печали наблюдалось обратное соотношение времени (П. Рентер-Лоренц, Р. Девидсон). 6. Правополушарные оценки нейтральных лиц более негатив ны, чем левополушарные (М. Натале, Р. Гур). Р. Девидсон и В. Геллер считают, что знак эмоции зависит от соотношения активности левой (ЛФК) и правой (ПФК) фронтальной коры. В. Геллер представила это в виде двух неравенств: ЛФК > ПФК = положительные эмоции; ПФК > ЛФК = отрицательные эмоции. Согласно третьему подходу, оба полушария участвуют в осуществлении целостной эмоциональной реакции, причем главная роль отводится левому полушарию. Об этом свидетельствует следующие факты: 1. Обязательным условием улучшения настроения является активация левого полушария, а обязательным условием ухудшения — инактивация также левого полушария (Л.Я. Балонов, В.Л. Дег-лин и др.). Глава 11. Нейрофизиологические основы... 2. И эмоционально-позитивные, и эмоционально-негативные слова узнаются более точно левым полушарием (Э. Штраус). Объясняя существование столь разноречивых данных, И.А. Пе-реверзева указывает на то, что у разных авторов различаются и показатели эмоционального реагирования, и причины поражения мозга, и использовавшиеся экспериментальные приемы, что и приводит к определенным разногласиям как в описании, так и в интерпретации выявленных фактов. Когда же изучается просто эмоция, просто экспрессия, просто положительные или отрицательные переживания (без конкретизации и детализации), можно сформировать только примерное представление о роли функциональной асимметрии полушарий головного мозга в обеспечении процессов эмоционального реагирования человека. В целом, на данном этапе изучения проблемы общие представления о мозговой организации эмоционального реагирования можно сформулировать, согласно Е.Д. Хомской, следующим образом: 1. Каждая эмоциональная функциональная система представ лена на нескольких уровнях центральной нервной системы — от ствола мозга до коры больших полушарий. Правополушарные эмо циональные функциональные системы доминируют над левополу- шарными, что позволяет говорить об эмоциональной асимметрии мозга с преобладанием правополушарных механизмов над левопо- лушарными (у правшей). 2. В левом и правом полушариях мозга положительная и отри цательная эмоциональные системы не равноценны: в левом полу шарии преобладает система положительного эмоционального реа гирования, в правом — отрицательного, хотя механизмы обоих знаков имеются в каждом полушарии. 3. Передние отделы больших полушарий (особенно префрон- тальные области лобных долей мозга) имеют преимущественное отношение к мозговой организации эмоциональной сферы челове ка. Задние же отделы больших полушарий «обслуживают» когни тивные звенья эмоциональных явлений. Однако пока представления о нейрофизиологической организации эмоциональной сферы человека являются достаточно общими и нуждаются в дальнейшем развитии и уточнении. Вопросы и задания для самоконтроля "' 1.Существует ли в настоящее время единая концепция мозговой организации эмоций человека? ; ____ 11.3. Эмоции и функциональная асимметрия полушарий... 2 Какие мозговые структуры относятся к подкорковым меха- 1измам эмоционального реагирования? 3 Какие из мозговых структур принадлежат к корковым эмо циональным центрам? 4. Какой характер имеют эмоциональные реакции, протекаю щие в подкорке? 5. Какова роль второй сигнальной системы в возникновении и течении эмоциональных процессов? 6. Какое из полушарий головного мозга является доминирую щим в обеспечении эмоционального реагирования? 7. Каким образом между полушариями головного мозга разде лены функции положительного и отрицательного эмоционального реагирования? Глава 12 |