МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ВООБРАЖЕНИЯ





Воображение может проявляться в разных формах. К ним от­
носятся: , .

• мечты;
. грезы;

• галлюцинации;

• сновидения.

Одной из форм проявления активного воображения и необхо­димым условием претворения в жизнь творческих сил человека, направленных на преобразование действительности, являются меч­ты. Мечта — отодвинутые во времени желания.

Мечты отличаются тем, что связаны с действительностью и, в принципе, осуществимы. Фактически, любой предмет, сделанный руками человека, в своей исторической сущности есть осуществлен­ная мечта. Извечная мечта человечества о скорости передвижения воплотилась в целую серию изобретений от колеса до ракеты.

Однако воображение может выступать и как замена деятель­ности, ее суррогат. Тогда человек уходит от действительности в область фантазии, чтобы скрыться от кажущихся ему неразреши­мыми задач, от необходимости действовать, от тягот жизни. Такие — фантазии называются грезами. В грезах отражается связь фанта­зии с нашими потребностями.

Грезы принципиально неосуществимы. Вспомним мучитель­ную попытку гоголевской героини из «Женитьбы» выбрать жени­ха из четырех претендентов: «Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича, да взять сколько-нибудь развязности, какая у Балтазара Балтазарыча, да, пожалуй, приба­вить к этому еще дородности Ивана Павловича — я бы тогда тотчас же решилась».

Грезы выполняют компенсаторную функцию: человек в иллю­зорной выдуманной жизни получает то, чего ему недостает в ре­альности. Однако если бесплодная мечтательность занимает зна­чительное место в жизни человека, то это свидетельствует о дефек­те развития личности.

Галлюцинации являются фантастическим видением, не имею­щим почти никакой связи с действительностью. Если грезы можно считать вполне нормальным психическим состоянием, то галлю­цинации обычно являются результатом тех или иных нарушений психики или работы организма и сопровождают многие болезнен­ные состояния. Галлюцинации — наиболее показательные прояв­ления пассивного непреднамеренного воображения, при котором


Глава 8. Представление и воображение


8.7. Функции воображения


 


человеком воспринимается несуществующий объект. Эти образы бывают настолько яркими, что человек абсолютно убежден в их реальности.

К разряду пассивных непреднамеренных форм воображения относятся и сновидения. Подлинная их роль в жизни человека до сих пор не установлена, хотя известно, что в сновидениях находят выражение и удовлетворение многие жизненно важные потреб­ности человека, которые в силу ряда причин не могут быть реали­зованы в жизни.

8.6. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР ПРОЦЕССОВ ВООБРАЖЕНИЯ

Творческое преобразование действительности в воображении подчиняется своим законам и осуществляется в соответствии с определенными способами и приемами. Процессы воображения состоят в мыслительном разложении исходных представлений на составные части (анализ) и последующем их соединении в новых сочетаниях (синтез). Так, новые представления, благодаря опера­циям анализа и синтеза, возникают на основе того, что уже запе­чатлено в сознании. Таким образом, процессы воображения носят аналитико-синтетический характер.

Перечислим основные приемы и способы процесса воображения.

1. Агглютинация «склеивание», комбинация, слияние от­
дельных элементов или частей нескольких предметов в один образ.
К примеру, образ водяной русалки в народных представлениях
создался из образов женщины (голова и туловище), рыбы (хвост)
и зеленых водорослей (волосы).

2. Акцентирование или заострение выделение и подчерки­
вание какой-либо части, детали в создаваемом образе. Карикату­
ристы выделяют самое существенное в образе, меняя пропорции:
болтуна изображают с длинным языком, любителя поесть наделя­
ют большим животом.

3. Гиперболизация — увеличение или уменьшение предмета,
изменение количества частей предмета или их смещение. Напри­
мер, многорукий Будда в индийской религии, драконы с семью
головами, одноглазый циклоп.

4. Схематизация — сглаживание различий предметов и выделе­
ние черт сходства между ними. Так создаются национальные орнамен­
ты и узоры, элементы которых заимствованы из окружающего мира.


5 Типизация выделение существенного, повторяющегося в инородных явлениях, и воплощение его в конкретном образе. А М Горький писал: «Как строятся типы в литературе? Они стро­ятся, конечно, не портретно, не берут отдельно какого-нибудь че­ловека, а берут тридцать—пятьдесят человек одной линии, одного пода, одного настроения и из них создают Обломова, Онегина, Фауста, Гамлета, Отелло и т.д. Все это обобщенные типы».

Воображение различается у людей по нескольким признакам:

• яркости образов; . , ..; ■ - ,,; , *:

• степени их реалистичности правдивости; . ■ •

• новизне;

• оригинальности;

• широте воображения;

• произвольности, т.е. умению подчинять воображение постав­
ленной задаче (высокоорганизованное и неорганизованное вооб­
ражение);

• типу представлений, которыми преимущественно оперирует
человек (зрительные, двигательные и т.д.);

• устойчивости.

ФУНКЦИИ ВООБРАЖЕНИЯ

Воображение многофункционально. Среди его важнейших функ­ций Р.С. Немов называет следующие.

1. Представление действительности в образах и возмож­
ность пользоваться ими.
Воображение ориентирует человека в
процессе деятельности — создает психическую модель конечного
или промежуточного продуктов труда, что и способствует их пред­
метному — воплощению. Эта функция воображения связана с мыш­
лением и органически в него включена.

2. Регулирование эмоциональных состояний. При помощи
своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетво­
рять многие потребности, снимать порождаемую ими напряжен­
ность. Произвольная регуляция познавательных процессов и со­
стояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи,
эмоций. С помощью искусно вызываемых образов человек может
обращать внимание на нужные события. Посредством образов он
получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями,
высказываниями.

3. Формирование внутреннего плана действий — способнос­
ти выполнять их в уме, манипулируя образами.


Глава 8. Представление и воображение

4. Планирование и программирование деятельности — со

ставление таких программ поведения, когда проблемная ситуация не определена.

5. Управление психофизиологическим состоянием организ­
ма.
С помощью воображения чисто волевым путем человек может
влиять на органические процессы: изменять ритмику дыхания,
частоту пульса, кровяное давление, температуру тела. Данные фак­
ты лежат в основе аутотренинга, широко используемого для само­
регуляции, т

.'■(■■) ■■

8.8. ВООБРАЖЕНИЕ И МЫШЛЕНИЕ'

Воображение тесно связано с мышлением. Подобно мышле­нию, оно позволяет предвидеть будущее. Что является общим и к чему сводятся различия между воображением и мышлением?

Общее заключается в следующем:

а) воображение и мышление возникают в проблемной ситуа­
ции, когда необходимо отыскать новое решение;

б) воображение и мышление мотивируются потребностями лич­
ности. Реальному процессу удовлетворения потребностей может
предшествовать иллюзорное, воображаемое удовлетворение потреб­
ностей, т.е. живое, яркое представление той ситуации, при кото­
рой эти потребности могут быть удовлетворены.

Различия заключаютсяв следующем:

а) опережающее отражение действительности, осуществляемое
в процессах воображения, происходит в конкретно-образной фор­
ме, в виде ярких представлений, в то время как опережающее
отражение в процессах мышления происходит путем оперирова­
ния понятиями, позволяющими обобщенно и опосредованно по­
знавать мир;

б) впроцессе деятельности воображение выступает в единстве
с мышлением. Включение воображения или мышления в процесс
деятельности определяется неопределенностью проблемной ситу­
ации, полнотой или дефицитом информации, содержащейся в ис­
ходных данных задачи.

В проблемной ситуации, с которой начинается деятельность, существуют две системы опережения сознанием результатов этой деятельности:

• организованная система образов и представлений;

• организованная система понятий. ■.,. . ;.;. .■: ■.■■,-.:


8.9. Воображение и творчество

Таким образом, в основе воображения лежит возможность вы­бора образа. В основе мышления — возможность новой комбина­ции понятий. Часто такая работа идет сразу в «двух этажах», так как системы образов и понятий тесно связаны. Например, выбор способа действия осуществляется путем логических рассуждений, с которыми органически слиты яркие представления о том, как будет осуществляться действие.

Рассматривая сходство и различие воображения и мышления, необходимо также заметить, что проблемная ситуация может ха­рактеризоваться большей или меньшей неопределенностью. При этом возможны следующие варианты:

а) если исходные данные известны, то ход решения задачи
подчиняется преимущественно законам мышления;

б) если же эти данные с трудом поддаются анализу, то дей­
ствует механизм воображения.

Ценность воображения состоит в том, что оно позволяет при­нять решение при отсутствии требуемой полноты знаний, необхо­димых для выполнения поставленных задач. Фантазия позволяет «перепрыгнуть» через какие-то этапы мышления и все-таки пред­ставить себе конечный результат. Однако в этом же заключается и слабость подобного решения проблемы.

ВООБРАЖЕНИЕ И ТВОРЧЕСТВО

Английский ученый Г. Уоллес выделил следующие четыре ста­дии процесса творчества:

1. Подготовка (зарождение идеи).

2. Созревание (концентрация, «стягивание» знаний, прямо или
косвенно относящихся к данной проблеме, добывание недостаю­
щих сведений).

3. Озарение (интуитивное «схватывание» искомого результата).

4. Проверка.

Особенно важную роль воображение играет в научном и худо­жественном творчестве. Творчество без активного участия вообра­жения вообще невозможно.

Ученому воображение позволяет строить гипотезы, мысленно представлять и проигрывать научные эксперименты, искать и на­ходить нетривиальные решения проблем. Так, например, в мате­матике, в начале доказательства различных теорем приходится встречаться с высказываниями, которые начинаются со слов: «до­пустим, что...», «представим себе, что...» Именно они указывают


Глава 8. Представление и воображение

на то, что процесс математического доказательства начинается с творческого представления или воображения.

Воображение играет важную роль на ранних стадиях решения научной проблемы и нередко ведет к замечательным догадкам. Однако после того, как некоторые закономерности уже подмече­ны, угаданы и изучены в экспериментальных условиях, после того, как закон установлен и проверен практикой, а также связан с ра­нее открытыми положениями, познание целиком переходит на уро­вень теории, строгого научного мышления. Попытка фантазиро­вать на этом этапе исследования может привести к ошибкам.

Если ученый имеет дело главным образом с понятиями, то важнейшей особенностью воображения художника или писателя является его значительная эмоциональность. Образ, ситуация, не­ожиданный поворот сюжета, которые возникают в голове писате­ля, затем оказываются пропущенными сквозь своего рода «обога­щающее устройство», которым является эмоциональная сфера твор­ческой личности. Переживая чувства и воплощая их в художес­твенные образы, писатель, художник и музыкант заставляют чита­телей, зрителей и слушателей сопереживать, страдать и радоваться.

В отличие от научного мышления, ограничивающего фанта­зию человека требованиями безусловной достоверности, разум­ности, целесообразности, доказательности и логичности, в искус­стве не существует ограничений ни для воображения, ни для ума.

Творчество связано со всеми свойствами личности и проявля­ется в конкретных видах: научном, изобразительном, литератур­ном и т.д. Полет фантазии в творческом процессе обеспечивается знаниями, подкрепляется способностями, стимулируется целеус­тремленностью, сопровождается эмоциональным тоном. В любом виде деятельности, например в сфере политики, экономики, в быту, творческое воображение определяется не столько по тому, что мо­жет измыслить человек, не считаясь с реальными требованиями действительности, сколько по тому, как он умеет преобразовывать действительность, обремененную случайными, несущественными деталями.

Вопросы и задания для самоконтроля' '!

1.Что такое представление? ' '.'.-

2. Каково участие восприятия и памяти в представлении?.

3. Раскройте сущность представления. ■ ■■

4. Назовите функции представления и их сущность. - <'


8.9. Воображение и творчество

5 Расскажите о видах представлений и их основных особен­
ностях,

6 Что такое воображение, и какие его виды Вы знаете.'

7 Каковы формы проявления воображения?

8 В чем заключается психологический характер процессов во­
ображения?

9. Каковы функции воооражения/

10. Расскажите о соотношении воображения и мышления. И. Как сочетаются воображение и творчество?



Глава 9

РЕЧЬ

9.1. РЕЧЬ И ОБЩЕНИЕ. ЯЗЫК И РЕЧЬ. ЗНАК И ЗНАЧЕНИЕ

Изучая человеческое сознание, необходимо помнить, что чело­век — общественное существо, его деятельность — общественная деятельность и сознание его — общественное сознание. Сознание человека формируется в процессе общения между людьми. Совер­шающийся на основе совместной практической деятельности про­цесс сознательного общения между людьми осуществляется через речь. Поэтому общественный характер человеческого сознания оп­ределяется единством речи и сознания.

Благодаря речи индивидуальное сознание каждого человека не ограничивается личным опытом и собственными наблюдения­ми, а посредством языка обогащается результатами общественно­го опыта. Таким образом, благодаря речи наблюдения и знания всех людей становятся достоянием каждого. Речь своеобразно раз­мыкает сознание другого человека, делая его доступным для раз­личных воздействий.

Основная функция сознания — это осознание бытия, его отра­жение. Эту функцию язык и речь выполняют специфическим об­разом: они отражают бытие, обозначая его. Речь, как и язык, если взять их сначала в их единстве,— это обозначающее отражение бытия. Но речь и язык и едины, и различны. Они обозначают два различных аспекта единого целого.

Речь— это сложившаяся исторически форма общения челове­ка с другим человеком или с самим собой, опосредованная ис­пользованием естественного языка.

Язык-- это система знаков, способ передачи социального опы­та. Язык существует и реализуется через речь.

Речь, слово является специфическим единством чувственного и смыслового содержания. Всякое слово имеет смысловое содер­жание, которое составляет его значение. Слово обозначает пред


9.1. Речь и общение. Язык и речь. Знак и значение

который оно обобщенно отражает. Обобщенное отражение предметного содержания составляет значениеслова.

Но значение — не пассивное отражение предмета самого по себе, оно определяется через функцию этого предмета в системе человеческой деятельности. Следовательно, значение формирует­ся в общественной деятельности и включено в процесс общения

между людьми.

Носителем всегда служит данный в восприятии или представ­лении чувственный образ — слуховой (звучание), зрительный (гра­фический) и т.д. Но основным в слове является его значение, его семантическое содержание. Только в поэзии звучание слова игра­ет более существенную роль. Обычно же все наше внимание со­средоточено на смысловом содержании речи.

Чувственный носитель значения в слове выполняет по отно­шению к значению функцию знака и, следовательно, слово явля­ется единством значения и знака. В буквальном же смысле под знаком понимают нечто, что не имеет своего внутреннего значе­ния,— некоторую внешнюю чувственную данность, которая пре­вращается в условного заместителя или же метку чего-то другого. Таким образом, знак — это чувственная сторона, значение — смы­словая.

Значение слова — это его собственное семантическое содержа­ние, являющееся обобщенным отражением предмета. Поскольку слово — отражение предмета, между словом и предметом устанав­ливается внутренняя связь по существу, по общности содержания. Поэтому слово перестает быть только знаком, каким оно стано­вится неизбежно, когда значение слова выносится за его пределы. Значение каждого слова в своей понятийной определенности соотносится с определенным контекстом (слово может менять свое значение в окружении других слов).

Употребление слова в различных или изменяющихся контек­стах приводит к тому, что новое содержание включается в него и, преобразуя его, закрепляется в нем так, что оно входит в собствен­ное значение слова и сохраняется за ним и вне данного контекста. Основные положения общей теории речи 1. Речь, слово — не условный знак, его значение вне его; слово, речь имеют семантическое содержание — значение, которое явля­ется обобщенным обозначающим определением своего предмета. Отношение слова как обозначающего к обозначаемому им предме­ту — это познавательное отношение.


Глава 9. Речь


Функции речи


 


2. Обозначающее отражение предмета в значении слова явля­ется не пассивным процессом. Мы познаем и осознаем действи­тельность, воздействуя на нее, мы познаем предметное значение, оформляемое в слове, воздействуя на предмет и выявляя его функ­цию в системе общественной деятельности. Слово возникает в общении и служит для общения.

В. Штерн различает три тенденции развития речи: • . / ■.

• эспрессивную; ;:■>■'■.
, • социальную;

• интенциональную.

В отличие от первых двух, которые не составляют отличитель­ного признака человеческой речи, последний признак характерен лишь для человека. Это тенденция к осмысленности. (Интенция, согласно Штерну,— направленность на известный смысл.).

' 9.2. ФУНКЦИИ РЕЧИ!

1. Семантическая (обозначающая, отражающая) функция
обозначает возможность использования речи для сознательного
общения посредством обозначения своих мыслей и чувств для со­
общения их другому.

2. Коммуникативная функция обозначает возможность про­
цесса общения между людьми, где речь выступает в качестве ин­
струмента общения.

3. Эмоциональная (экспрессивная, выразительная) функция
способность языка передавать внутренние состояния, желания, эмо­
ции и т.д. Данная функция принадлежит к генетически первич­
ным функциям речи и сама по себе не определяет речь. Речь есть
только там, где есть семантика, значение, имеющее материальный
носитель в виде звука, жеста, зрительного образа и т.д. Всякая
речь говорит о чем-то, т.е. имеет какой-то определенный предмет;
обращается к кому-то и выражает что-то — то или иное отноше­
ние говорящего к тому, о чем он говорит, и к тем, к кому он ре­
ально или мысленно обращается. Стержнем смыслового содержа­
ния речи является то, что она обозначает. Подлинный, конкретный
смысл речи раскрывается через выразительные моменты (интона­
ционные, стилистические — жесты, мимика, ритм, паузы). Суще­
ственную роль в понимании речи играет истолкование, интерпре­
тация этих выразительных моментов, раскрывающих внутренний
смысл, который вкладывается в нее говорящим.


Звук как выразительное движение имеется и у животных. В раз-ичных ситуациях, при различных состояниях животные издают звуки, связанные с определенной ситуацией, с определенным аф-Лективным состоянием (гнев, голод и т.д.). Эти инстинктивные выразительные движения не являются речью даже в тех случаях, когда издаваемые животным крики передают его возбуждение дру­гим: животное при этом лишь заражает других своим эмоциональ­ным возбуждением, а не сообщает о нем. В них отсутствует обо­значающая функция. Речью звук становится лишь тогда, когда он перестает только сопровождать соответствующее аффективное со­стояние субъекта, а начинает его обозначать. Таким образом, эмо­ционально-выразительная функция речи отлична от непроизволь­ной и неосмысленной выразительной реакции животных.

4. Функция воздействия (регуляторная функция) — одна из первичных основных функций речи. Человек говорит для того, чтобы воздействовать, если не непосредственно на поведение, то на мысль или чувства, на сознание других людей. Речь, являясь средством общения, имеет социальное предназначение и служит средством воздействия.

Крик, издаваемый животным, может послужить для других животных сигналом, по которому они пускаются в бегство или на­падают. Эти сигналы являются инстинктивными или условно-реф­лекторными реакциями. Животное, издавая такой сигнальный крик, издает его не для того, чтобы известить других о надвигающейся опасности, а потому, что этот крик вырывается у него в опреде­ленной ситуации. Когда другие животные пускаются в бегство по данному сигналу, они тоже делают это не потому, что «поняли» сигнал и то, что он обозначает, а потому, что после такого крика вожак обычно пускается в бегство, и наступила опасная ситуация. Таким образом, между криком и бегством создалась условно-реф­лекторная связь.

Средством сознательного поведения, с помощью которого субъ­ект в состоянии оказать воздействие на другого субъекта, может быть только речь, которая что-то обозначает, имеет определенное значение. Речь является средством сознательного воздействия и сообщения, осуществляемых на основе семантического содержа­ния речи.

Кроме вышеперечисленных, некоторые авторы выделяют и дру­гие функции речи:

фактическую — отражает установление и удержание контакта с собеседником или временное его прекращение;


Глава 9. Речь


Психолингвистика


 


прагматическую — речь служит источником удовлетворения
потребностей человека;

коннотативную — отражает содержание речи;

познавательную — возможность речи обозначать и переда­
вать какое-то содержание;

репрезентативную — способность речи представлять или обо­
значать что-либо;

регуляторную — речь как способ воздействия на поведение
человека.

Но, несмотря на различное название, эти функции уже вклю­чены в основные четыре вышеуказанные функции, являясь их составной частью.

Таким образом, в речи человека можно выделить различные функции, но они не являются по отношению друг к другу внеш­ними аспектами; они включены в единство, внутри которого опре­деляют и опосредствуют друг друга.

Так речь выполняет свою функцию сообщения на основе ее смысловой функции. С другой стороны, семантическая функция обозначения формируется на основе коммуникативной функции речи. Выразительное движение из эмоциональной разрядки мо­жет стать речью, приобрести значение только в силу того, что субъект замечает то воздействие, которое оно оказывает на дру­гих. Ребенок сначала издает крик, так как он голоден, а затем пользуется им, чтобы его накормили.

Возникновение речи вне общества невозможно, речь — соци­альный продукт, предназначенный для общения и возникающий в общении.

МОТИВАЦИЯ РЕЧИ

Всякая реальная конкретная речь или высказывание человека является определенным его действием, исходящим из тех или иных мотивов и преследующим определенную цель. В контексте целей и мотивов говорящего значение его высказывания приобретает новый смысл: за объективным содержанием сказанного выступает то, что имел в виду говорящий, то, что он хотел высказать — дать почувствовать (понять), то, ради чего он все это сказал. Предмет­ный текст оказывается снабженным выразительным подтекстом. Образующийся таким образом личностный контекст определяет смысл речи как высказывания данного человека.

Речь обычно должна разрешить какую-то более или менее осо­знанную говорящим задачу и является действием, оказывающим


иное воздействие на тех, к кому она обращена. Хотя иногда Т° И есть процесс, течение которого непроизвольно определяется Р вполне осознанными побуждениями.

Чтобы речь стала вполне сознательным действием, необходи-0 чтобы говорящий четко осознал задачу, которую должна раз­решить его речь, т.е. се основную цель.

Для понимания задачи также необходимо следующее:

• учет условий, в которых цель должна быть осуществлена;
. характер предмета, о котором идет речь;

• особенности аудитории, к которой обращена речь.
Человеческая речь позволяет передать представления также о

том, чего в наличной ситуации нет. С помощью речи можно рас­сказывать не только о текущих, но и о прошлых или будущих со­бытиях, даже если они не имеют ничего общего с собственным опытом говорящего.

ПСИХОЛИНГВИСТИКА

Возникновение психолингвистики как науки произошло в на­чале двадцатого века. Психолингвистика изучает как функциони­руют закономерности, лежащие в основе языка. Данная наука изу­чает обусловленность процессов речи и ее восприятия структурой соответствующего языка. Развитие психолингвистики было связа­но с целым рядом прикладных задач инженерной психологии, па­топсихологии, обучения иностранным языкам.

Главное, что ставит человеческую речь выше всех прочих средств общения, — это способность ребенка уже в очень раннем возрасте понимать и конструировать из нескольких десятков зву­ков родного языка неограниченное количество речевых сигналов, которые ребенок ранее не произносил и не слышал и которые имеют для него и окружающих определенное значение.

Известный лингвист Н. Хомски ввел понятие лингвистичес­кой компетенции, обозначающее способность создавать бесконеч­ное количество предложений и понимать их.

По мнению лингвистов, у детей очень рано формируются фо­нологические, семантические и синтаксические познания, необхо­димые для усвоения языка.

Естественный язык представляет собой многоуровневую сис­тему, состоящую из фонем (звуки языка), морфем (минимальные значимые единицы языка), лексем (слова), предложений.


II


Глава 9. Речь


Виды речи


 


Каждый язык обладает грамматикой — системой правил, с по­мощью которых из простых знаков создаются сложные. Овладеть языком — значит овладеть лексикой и грамматикой.

Подобные структуры существуют во всех языках. В различ­ных культурах, где говорят на самых разных языках, дети разви­ваются одинаково.

На основании этого Хомски предположил, что каждый язык представляет собой лишь один из вариантов общей модели, в кото­рой все фразы состоят из подлежащего, сказуемого и дополнений.

Согласно этой точке зрения, существует глубинная структура, общая для всех языков, на которую наслаивается поверхностная структура, характерная для конкретного языка и соответствующая элементам, из которых этот язык состоит.

Может быть так, что при одной поверхностной структуре мож­но получить несколько глубинных.

Хомски и психолингвисты, стоящие на преформистских пози­
циях, не отрицают роли опыта в формировании поверхностных
структур. Но они считают, что глубинная структура и правила
построения на ее основе поверхностной структуры являются врож­
денными для всех людей. ., ...

ВИДЫ РЕЧИ

i,I'k'

■ ■■ '■•■■i-n-•"■■■. Устная и письменная речь < : ' i

Устная речь — вербальное общение при помощи языковых средств, воспринимаемых на слух. Письменная речь — вербальное общение при помощи письменных текстов. Общение может быть отсроченным (письмо) и непосредственным (обмен записками во время лекций).

Устная речь проявляется как разговорная речь в ситуации бе­седы и рождается чаще всего из непосредственного переживания. Письменная речь проявляется как речь деловая, научная, более безличная, предназначенная для непосредственно не присутству­ющего собеседника.

Устная речь ситуативна: то, что мы говорим, понимается не столько из содержания самой речи, сколько на основании той си­туации, в которой находятся собеседники. Иногда, между близки­ми людьми, достаточно одного намека, чтобы быть понятыми.

Письменная речь требует более систематического, логически связного изложения. В письменной речи все должно быть понят-


исключительно из ее контекста, т.е. письменная речь является контекстной речью.

Устная и письменная речь тесно связаны между собой. Но их единство включает и существенные различия. Знаки письменной речи (буквы) обозначают звуки устной речи. Тем не менее пись­менная речь не является просто переводом устной речи в пись­менные знаки.

Письменная речь требует большей продуманности, плавности, сознательности. В условиях устной речи собеседники помогают друг другу регулировать речь, что отсутствует в письменной речи.

Внутренняя и внешняя речь

Внутренняя речь — это использование языка вне процесса ре­альной коммуникации.

Выделяют три основных типа внутренней речи:

а) внутреннее проговаривание — «речь про себя», сохраняю­
щая структуру внешней речи, но лишенная произнесения звуков;

б) внутреннее моделирование внешнего речевого высказывания;

в) внутренняя речь как механизм и средство умственной дея­
тельности.

Внутренняя речь не обязательно бывает беззвучной, она мо­жет представлять собой форму аутокоммуникации, когда человек громко разговаривает с самим собой.

Основными характеристиками внутренней речи являются: си­ту ативностъ; беззвучность; предназначенность для себя; сверну­тость; насыщенность субъективным содержанием.

Внутренняя речь непосредственно не служит целям общения, тем не менее она социальна по своему:

1) происхождению (генетически) — является производной фор­
мой от внешней речи;

2) содержанию — обычно внутренне направлена на других лю­
дей, если не на реального, то на возможного слушателя.

Л.С. Выготский рассматривал эгоцентрическую речь как пере­ходный этап от внешней к внутренней речи. Эгоцентрическая речь генетически восходит к внешней речи и является продуктом ее частичной интериоризации.

Внешняя и внутренняя речь может быть диалогична и моноло­гична.

Количество говорящих не является решающим критерием в Разграничении диалога и монолога. Диалог — это прежде всего Речевое взаимодействие. В отличие от монолога в нем в речевой


 




Глава 9. Речь

форме выражены две смысловые позиции. Характерными чертами внешнего монолога являются выраженность во внешней речи одной смысловой позиции (говорящего) и отсутствие обращенной к нему внешней речи второго участника общения.

Речь жестови звуковая речь

Современная речь является преимущественно звуковой, одна­ко и жест играет в ней важную роль.

Жестовая речь — это способ межличностного общения людей при помощи системы жестов.

Речь, в которой жест играет основную роль, наглядна и выра­зительна, но малопригодна для передачи какого-либо отвлеченно­го содержания, логически связного, систематического хода мысли. Развитие мышления у человека существенно связано с развитием членораздельной звуковой речи.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Как связаны общение и речь?

2. Как соотносятся язык и речь?

3. Что такое знак? Что называют значением знака?

4. Каковы функции речи? v

5. Что такое психолингвистика?

6. Какие Вы знаете виды речи? Охарактеризуйте их.


Глава 10 ЭМОЦИИ

10.1. ПОНЯТИЕ ОБ ЭМОЦИЯХ

Термином «эмоция» (от лат. emovere — возбуждать, волно­вать) принято обозначать особую группу психических процессов и состояний, в которых выражается субъективное отношение че­ловека к внешним и внутренним событиям его жизни.

Представления о природе, закономерностях и проявлениях эмо­ций в ходе развития психологической науки претерпевали значи­тельные изменения, включая как сомнения в существовании во­обще каких-либо закономерностей функционирования эмоций ли­бо же в возможности их экспериментального изучения, так и пол­ное отрицание необходимости употребления такого понятия (на­пример, Э. Даффи).

Первая теоретически обоснованная трактовка эмоциональных явлений принадлежит психологам-интроспекционистам: эмоции — это особая группа явлений сознания, имеющих два основных про­явления (удовольствие и неудовольствие). Также представители интроспективной психологии обратили внимание на связь эмоци­ональных явлений с деятельностью внутренних органов. Развитие исследований в этом направлении привело к довольно радикаль­ному изменению в конце XIX в. взглядов на природу эмоциональ­ных явлений, которые стали рассматриваться как специфический вид или производная физиологических процессов (бихевиоризм, тео­рия Джемса-Ланге и др.). Параллельно развивалось еще одно на­правление, объяснявшее происхождение эмоций исходя из их эволюционно-биологического назначения, из функций, которые они выполняют в адаптации человека к окружающему миру (Ч. Дар­вин и др.).

Концепция эмоций, разрабатываемая в отечественной (реф­лективной) психологии, основывается на тезисе о том, что психи­ческие процессы представляют собой специфический продукт де­ятельности мозга, сущность которого заключается в отражении ОкРУЖающей действительности. Эмоции — это один из видов функ-


Глава 10. Эмоции


10.1. Понятие об эмоциях


 


ционального состояния мозга, форма отражающей и регулирую­щей деятельности мозга.Крометого, эмоции — это «отношение человека к миру, к тому, что он испытывает и делает, в форме не­посредственного переживания» (С.Л. Рубинштейн).

Таким образом, в отечественной психологии подчеркиваются два основных аспекта эмоций:

1) аспект отражения: эмоции являются специфической фор­
мой отражения значимости предметов и событий действитель­
ности для субъекта. Эмоции — это особый класс психических
процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностя­
ми и мотивами, отражающих в форме непосредственного пере­
живания (удовлетворения, радости, страха и т.д.) значимость дей­
ствующих на индивида явлений и ситуаций для осуществле­
ния его жизнедеятельности;

2) аспект отношения, эмоции выражают субъективное отно­
шение человека к миру. По мнению П.М. Якобсона, «эмоциональ­
ная жизнь есть своеобразная форма отражения действительности, в
которой выражаются субъективные отношения человека к миру».

В отличие от интроспективной психологии эмоции в рефлек­тивной психологии трактуются не как независимый мир субъек­тивных явлений, не как специфический вид духовных фактов (противопоставляемых материальным фактам), а как совокуп­ность процессов, порождаемых деятельностью мозга (как мате­риальным субстратом). В противоположность бихевиористам оте­чественные психологи утверждают, что эмоции не являются спе­цифическим видом физиологических реакций; эмоция — это пси­хическое явление. Вместе с тем они подчеркивают значение тех физиологических механизмов, которые являются условием воз­никновения эмоциональных процессов (основные представления о физиологических механизмах эмоций основываются преиму­щественно на павловской теории). В противоположность сторон­никам глубинной психологии утверждается, что эмоции обуслов­лены не влиянием внутренних инстинктивных сил, а отношени­ем между человеком и окружающим миром.

Признание эмоций особым классом психических явлений тес­но связано с проблемой определения их специфики (отличий от познавательных или мотивационно-потребностных процессов). Со­гласно Г.М. Бреславу, эмоции являются посредниками между мо-тивационными и познавательными процессами. К. Изард отмеча­ет, что эмоциям в отличие от потребностей не присуще такое свойство, как цикличность.


К основным различиям эмоциональных и познавательных про­цессов можно отнести следующие:

. эмоциональные явления относятся к единому субъекту, в то время как познавательные — к многообразным объектам, и со­ответственно, первым присуща субъективность, а вторым — объ­ективность содержания опыта;

• отношения, которые выражаются в эмоциях, всегда носят
личный, субъективный характер и существенно отличаются от
тех объективных взаимосвязей-отношений между предметами и
явлениями действительности, которые устанавливаются челове­
ком в процессе познания окружающего мира. Один и тот же
предмет или одно и тоже явление действительности способны
вызывать иногда совершенно противоположное субъективное от­
ношение;

• эмоциональные явления меньше подвержены влиянию со­
циальных факторов, в большей степени связаны с врожденными
механизмами. Также они в меньшей степени опосредованы речью
и другими знаковыми системами, менее осознанны, хуже управля­
емы и контролируемы, чем познавательные процессы;

• качественные особенности (модальности) эмоциональных яв­
лений — радость, страх, гнев и др.— специфичны и отличаются от
качественных особенностей познавательной сферы (например, сен­
сорных модальностей);

• эмоциональные явления тесно связаны с потребностями че­
ловека. Познавательные же процессы в меньшей степени опреде­
ляются потребностями;

• эмоциональные явления тесно связаны с различными физи­
ологическими процессами и состояниями (вегетативными, гормо­
нальными и др.). Познавательные процессы в меньшей степени и
иным образом взаимодействуют с работой различных физиологи­
ческих систем;

• эмоциональные явления входят как обязательный компо­
нент в структуру личности в качестве основных («ядерных») ее
образований. Поэтому различные эмоциональные нарушения ве-
дут, как правило, к различным личностным расстройствам. Позна­
вательные процессы в меньшей степени определяют структуру лич­
ности: их нарушения (например, частные когнитивные расстрой­
ства) совместимы с сохранностью личности как таковой.

Как отмечает Я. Рейковский, в повседневном опыте функцио­нированию интеллектуальных процессов обычно приписывается порядок, гармония, организация, в то время как эмоциональное Реагирование отличается неопределенностью, непредсказуемостью и хаотичностью. Однако в настоящее время есть основания счи-


Глава 10. Эмоции


10.2. Свойства эмоций


 


тать, что все обстоит как раз наоборот: именно мышление может протекать свободно, неопределенным и непредсказуемым образом, тогда как функционирование эмоций подчиняется жестко опреде­ленным закономерностям, и все, что ими обусловлено, является довольно стереотипным, устойчивым и — несмотря на разнообра­зие форм — сходным.

Кажущаяся парадоксальность данного тезиса, а точнее, кажу­щееся его несоответствие повседневному опыту, обусловлено тем, что возможность прогнозирования поведения человека, который руководствуется рациональными представлениями, является зна­чительно большей, чем возможность прогнозирования поведения человека, охваченного эмоцией и в связи с этим реагирующего не­ожиданным для себя и для других способом. Эта непредвосхищае-мость реакций и действий, совершаемых под влиянием эмоций, связана до некоторой степени с тем, что закономерности, управля­ющие эмоциональными процессами, в отличие от законов мышле­ния, вплоть до последнего времени систематически не изучались. Более того, считалось, что если они и существуют, их трудно выя­вить и использовать. Однако за последние десятилетия накоплено большое количество фактов, систематизировано множество наблю­дений и экспериментальных данных, позволяющих определить мес­то эмоций в общей системе знаний о психической деятельности человека.

Таким образом, эмоцииэто особый класс психических явле­ний, выражающих в форме непосредственного переживания значи­мости для субъекта внешних и внутренних событий и регулирую­щих в соответствии с ними его деятельность и поведение.

СВОЙСТВА ЭМОЦИЙ

Эмоции как особый класс психических явлений обладают ря­дом отличительных особенностей и закономерностей своего функ­ционирования.

Пристрастность {субъективность) — зависимость реагиро­вания человека на различные события его жизни от субъективно­го к ним отношения (обусловленного его потребностями, установ­ками, опытом, темпераментом и др.). Любое психическое явление субъективно. Когда же идет речь о субъективном характере функ­ционирования эмоций, подчеркивается их способность определять и выявлять субъективную, личностную значимость того или ино­го события для конкретного человека. П.В. Симонов называет эмо-


ши «универсальной мерой значимости». Эта значимость слагает­ся из актуального состояния мотивационной сферы индивида, его прошлого опыта, в частности успешности/неуспешное™ осуще­ствления тех или иных видов деятельности, а также устойчивых (врожденных или приобретенных) особенностей эмоционального реагирования. Например, выступление перед аудиторией для одних людей является источником положительных эмоций, в то время как для других связано с выраженными переживаниями тревоги и смущения, причем эти негативные переживания могут быть вы­званы как врожденной застенчивостью человека, так и предыду­щими неудачами публичных выступлений.

Интегральность — объединение в единое целое всех функций организма. Это свойство эмоций, по мнению П. К. Анохина, позво­ляет еще до того, как будут определены форма, тип, механизм и другие параметры тех или иных воздействий, мгновенно оценить их полезность или вредность для организма и быстро отреагиро­вать с помощью определенного качества эмоционального состоя­ния, способствуя тем самым успешной адаптации индивида.

Пластичность многообразие оттенков переживания эмо­ции одной модальности, как количественное (интенсивность, дли­тельность и др.), так и качественное (знак). Например, пережива­ние эмоции страха (которую общепринято называют отрицатель­ной эмоцией) у любителей «острых ощущений» способно вызвать радостное, приподнятое настроение.

Адаптация — притупление, снижение интенсивности эмоцио­нальных реакций (вплоть до полного их исчезновения) при дол­гом повторении одних и тех же воздействий. Так, длительное дей­ствие приятного раздражителя вызывает ослабление переживания удовольствия. Например, частое поощрение работников одним и тем же способом приводит к тому, что они перестают эмоциональ­но реагировать на эти поощрения. В то же время перерыв в дей­ствии раздражителя или его изменение могут снова вызвать удо­вольствие. По данным В. Витвицкого, неудовольствие умеренной интенсивности также подвергается адаптации, однако адаптации к боли не наступает.

Суммация — соединение отдельных эмоций в более сложные эмоциональные образования. При этом возможно как «простран­ственное» объединение эмоциональных реакций, переживаемых од­новременно, так и временная суммация переживаний, следующих ДРУГ за другом. Эмоции, связанные с одним и тем же объектом, суммируются в течение жизни, что приводит к увеличению их


Глава 10. Эмоции


Свойства эмоций


 


интенсивности, упрочению чувств, в результате чего и их пережи­вание может становится сильнее. В. Витвицкий отмечает, что наи­более сильное удовольствие или неудовольствие обычно человек испытывает не при первом, а при последующих предъявлениях эмоциогенного раздражителя. Зачастую процесс суммации эмоцио­нальных переживаний является скрытым и не осознается челове­ком (эффект «последней капли»).

Для некоторых теорий (У. МакДауголл, Р. Плутчик, В. Вундт и др.) возможность соединения эмоций является основным прин­ципом, объясняющим возникновение сложных эмоций из более простых. В. Вундт подробно рассматривает основные принципы соединения эмоциональных элементов в «единую равнодейству­ющую чувства»: принцип градации элементов, принцип ценности целого, принцип усиления ценности чувств при их сложении.

Амбивалентность (от лат. ambo — оба и valentis — имеющий силу) — противоречивость эмоционального переживания, связан­ная с двойственным отношением к чему или кому-либо и характе­ризующаяся его одновременным принятием и отвержением. Дру­гими словами, человек одновременно испытывает и положитель­ные и отрицательные эмоциональные переживания. Термин пред­ложен швейцарским психологом и психиатром Э. Блейером. В пси­хоаналитическом направлении традиционно объясняют данный фе­номен наличием конфликтов в мотивационной сфере человека. Многообразие потребностей, многогранность явлений окружаю­щей действительности у плохо интегрированной личности могут способствовать появлению такого двойственного отношения. Од­нако, по мнению А.Н. Леонтьева, амбивалентность не является внутренне присущей особенностью эмоций, а возникает в резуль­тате несовпадения или противоречивости таких подклассов эмо­циональных процессов, как чувства и собственно эмоции, т.е. ус­тойчивых эмоциональных отношений к объекту и эмоциональных реакций на сложившуюся преходящую ситуацию (любимый чело­век может в определенной ситуации вызвать преходящую эмоцию неудовольствия, гнева).

Динамичность — временное развитие эмоциональных реакций, заключающееся в фазовости их протекания.

Например, польский психолог Т. Томашевски смог выделить четыре фазы развития эмоции гнева (рис. 10.1):

1) кумуляция (накопление возбуждения); ; *•■:Л1 ,>< ''■1'''''i",.■'
xr 2) переломный момент — взрыв; >..■■■,>.(■■;- •••■■•• :','',•■',--
■"■ 3) уменьшение напряжения; "• ■'■■"-". ■•' ■'■ - ■<■'■' \'/л:■.■;'.•. :'">.'<>/,

\'i 4) угасание. ' w4 .;\:''" '•■' '■'. :'. 'r "'[ti''' ;U'Vl':'' '■•■■'

'то


i Рис. 10.1. Фазовое развитие эмоции гнева: ' ■■, i.
--------
раздражители, вызывающие гнев • ■"•

Коммуникативность — передача посредством эмоциональной экспрессии (интонаций, тембра голоса, мимики, жестикуляции и др.) информации от одного участника общения к другому. Как отмеча­ет К. Изард, ребенок еще задолго до того, как сможет понимать обращенную к нему речь и произносить отдельные слова, спосо­бен сообщать окружающим о своем внутреннем состоянии с по­мощью средств эмоциональной экспрессии.

Заразительность передача какого-либо эмоционального со­стояния другим людям. Вследствие этого может возникнуть как всеобщее веселье, так и скука или паника, поэтому данное свой­ство эмоций наиболее пристально изучается социальными психо­логами (например, при изучении механизмов формирования груп­повой сплоченности или поведения человека в толпе). По мнению П. Фресса, заразительность эмоций увеличивается при сокраще­нии социальной дистанции между индивидами, а также при яркой выраженности внешних эмоциональных проявлений. Усиливает заразительность эмоций и идентификация себя с человеком, ис­пытывающим то или иное переживание.

Предвосхищение (антиципация) — прогнозирование вероят­ностного исхода значимых событий до их совершения. Такое про­гнозирование становится возможным благодаря актуализации пред­ставлений о пережитых или воображаемых ситуациях. По-види­мому, именно данное свойство лежит в основе функционирования такого эмоционального переживания, как тревога.

Мнестичность ~ запоминание, сохранение и воспроизведе­ние эмоций при повторном воздействии или представлении ситу­ации, в которой они возникли. В связи с этим выделяют особый вид памяти — эмоциональную память. P.M. Грановская называет следующие особенности функционирования данного вида памяти:


Глава 10. Эмоции


Свойства эмоций


 


быстрота формирования следов, особая их прочность и непроиз­вольность воспроизведения. До настоящего времени остается дис­куссионным вопрос о том, какие эмоциональные переживания луч­ше запоминаются. В начале XX в. среди западных психологов пре­обладала точка зрения, что в памяти лучше сохраняются положи­тельные эмоции. По мнению 3. Фрейда, это связано с действием механизма вытеснения, стремящегося удалить в бессознательную сферу все неприятные и травмирующие переживания. П.П. Блон-ский, напротив, доказывал, что лучше запоминаются отрицатель­ные эмоции, поскольку это является более биологически целесо­образным: животное, забывающее то, что причиняет ему страда­ние, обречено на быструю гибель. По данным П.В. Симонова, эмо­циональная окраска воспоминаний зависит не от силы эмоций, пережитых в момент самого события, а от актуальности этих вос­поминай^ й для субъекта в данный момент.

На рис. 10.2 в качестве примера показана графическая запись эмоциональной памяти штангиста при действительном подъеме штанги и представлении по памяти такого подъема.

Рис. 10.2. Эмоциональная память (слева — запись дыхания штангиста

при действительном подъеме штанги; справа — при представлении

по памяти выполненного подъема штанги)

Наряду с запечатлением того или иного эмоционального пере­живания, эмоциональная память обеспечивает быстрое и прочное за­поминание вызвавшей его причины, однако зачастую такая инфор­мация является не очень точной, а порой даже сильно искаженной.

Иррадиация распространение эмоционального переживания с обстоятельств, его первоначально вызвавших, на все, что челове­ком воспринимается. Так, счастливому человеку «все улыбается»,


кажется приятным и радостным; обозленного же, напротив, все раздражает. В наибольшей степени данное свойство проявляется в функционировании настроений.

Генерализация — возникновение эмоциональных переживаний под воздействием индифферентных раздражителей, схожих с эмо-циогенными. Генерализация эмоциональных реакций обычно про­текает на фоне сниженной способности индивида к дифференци-ровке порождающих их стимулов, вследствие чего целый ряд раз­дражителей, даже слабо напоминающих эмоциогенный, начинают вызывать соответствующие переживания. И именно из-за этого свойства эмоциональные переживания приобретают зачастую ир­рациональный характер. Так, ребенок, у которого первоначально возникла негативная эмоциональная реакция на какую-либо соба­ку (например, из-за укуса или громкого лая), начинает так же реа­гировать на схожие объекты (на любых собак, вообще на живот­ных, на похожие игрушки и т.п.). Одно из положений теории 3. Фрейда (о «первичном выборе объекта») основывается на спо­собности эмоций к генерализации на основе семантического сход­ства (эмоциональное отношение к определенному предмету пере­носится на другие, похожие по значению предметы). Согласно Фрейду, предметы или лица, которые впервые в детстве удовлет­ворили либидозное влечение ребенка, становятся как бы образца­ми, на которые позднее ориентируется взрослый человек. Так, мать становится эталоном желанной женщины, при этом, значе­ние имеет не столько физическое сходство, сколько схожесть оп­ределенного отношения к ребенку. В целом, самый широкий диа­пазон генерализация имеет на начальных этапах приобретения опыта (в частности, в детском возрасте). По мере накопления со­ответствующего опыта пределы генерализации сужаются.

Генерализация происходит не только на основе физического и семантического сходства раздражителей, но также распространя­ется и на предметы, появлявшиеся одновременно с источником эмоционального переживания. Это указывает на возможность об­разования условно-рефлекторной связи переживания со всей эмо-циогенной ситуацией в целом, в силу чего даже нейтральные элементы этой ситуации приобретают способность вызывать опре­деленные эмоции. Более того, индивид чаще всего старается избе­гать всего, что может быть связано с вызвавшей сильные отрица­тельные переживания ситуацией, препятствуя тем самым возмож­ности образования других (положительных или нейтральных) и распада первоначальных негативных ассоциаций.


Глава 10. Эмоции

, 10.3. СТРУКТУРА ЭМОЦИЙ

Впервые идея сложности психологической структуры эмоций была сформулирована В. Вундтом. По его мнению, структура эмо­ций включает три основных измерения: удовольствие—неудоволь­ствие; возбуждение—успокоение; напряжение—разрешение.

Впоследствии эти взгляды на структуру эмоций были развиты и в определенной степени преобразованы в работах других зару­бежных и отечественных психологов. В настоящее время в качест­ве основных в структуре эмоций называются следующие компо­ненты: 1) импрессивный (внутреннее переживание); 2) экспрессив­ный (поведение, мимика, двигательная и речевая активность); 3) фи­зиологический (вегетативные изменения). Такого взгляда на струк­туру эмоций придерживаются Е.П. Ильин, К. Изард, Г.М. Бреслав, А.Н. Лук, Р. Лазарус и др.

Каждый из этих компонентов при различных формах эмоцио­нального реагирования может быть выражен в большей или мень­шей степени, однако все они присутствуют в каждой целостной эмоциональной реакции как ее составляющие.

" Импрессивный компонент эмоционального





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.