МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Индивидуальные различия в восприятии






 



обратная картина, и когда объект находится далеко, напряжение глазных мышц ослаблено (рис. 4.34). vyfc . Л.\...,■:. :u\svi;r>

Рис. 4.34. Парная работа глаз — один из механизмов,
обеспечивающих восприятие направления движения
'■•'■■ объектов

Экспериментально установлено (В.Я. Дымерский и др.), что точность восприятия человеком движения предметов зависит от нескольких условий:

• чем ближе к наблюдателю движущийся объект, тем точнее
восприятие его скорости и направления;

• восприятие объекта движения при движении его перпенди­
кулярно лучам зрения наблюдателя точнее, чем при движении
вдоль лучей зрения;

• восприятие движения при центральном зрении точнее, чем
при видении периферическим зрением;

• восприятие направления и скорости движения послеживаю­
щим взором точнее, чем неподвижным;

• восприятие точнее, если движение объекта происходит на
фоне неподвижных объектов;

• точность восприятия движения увеличивается, если человек
упражняется в оценках расстояний и оценках времени.

4.4. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ , , i В ВОСПРИЯТИИ

В восприятии проявляются индивидуальные особенности лю­дей, которые объясняются всей историей формирования каждой личности и характером ее деятельности. Прежде всего различают два типа людей по их индивидуальному типу восприятия: анали­тический и синтетический.

Для людей аналитического типа восприятия характерно вни­мание к частностям, деталям, отдельным признакам предмета или явления. Лишь затем они переходят к выявлению общих моментов.


Люди синтетического типа восприятия проявляют больше вни­мание к целому, к основному в предмете или явлении, иногда в ущерб восприятию частных признаков. Если первый тип более внимателен к фактам, то второй — к их значению.

Однако многое зависит от знаний об объекте восприятия и от цели, стоящей перед человеком. Тип восприятия менее обнаружи­вается при непроизвольном восприятии и в тех случаях, когда пе­ред человеком стоит цель сравнить два объекта.

Психологические исследования по выявлению типов воспри­ятия убедительно показали, что одни испытуемые преимуще­ственно выделяют «абсолютные» свойства предметов, а другие — преимущественно отношения между этими свойствами. Для одних важное значение имеет сам факт или событие, а для других, как это происходило. Первое характерно для аналитического типа, второе — для синтетического.

На восприятие влияют чувства, переживаемые человеком. Лю­ди, отличающиеся повышенной эмоциональностью и впечатлитель­ностью, гораздо чаще видят объективные факторы в свете своих личных переживаний, своих симпатий и антипатий. Тем самым в описание и оценку объективных фактов они невольно привносят налет субъективизма. Таких людей относят к субъективному типу восприятия в отличие от объективного типа, для которого харак­терна большая точность и в отношениях, и в оценках.

Вопросыи заданиядля самоконтроля

1.Дайте определение и раскройте основные понятия процесса
восприятия.

2. Каковы общие закономерности восприятия?

3. Что такое иллюзии?

4. Перечислите основные зрительные иллюзии и охарактери­
зуйте их.

5. Дайте классификацию восприятия. ь

6. Перечислите виды восприятия и их основные свойства.



7. Расскажите об основных особенностях восприятия человека
человеком.

8. Охарактеризуйте линейную и воздушную перспективу.

9. Расскажите о восприятии величины, формы и объемности
предметов.

 

10. Определите восприятие времени и движений. „ .,,..

11. Каковы индивидуальные различия в восприятии? .:■■>.■..■ ■.-.'..'. :


WiP.rKf-

Глава 5

ВНИМАНИЕ

('• ' ИГ-

'■ х\щ'ч>:> . ;■ :■•: ii :: •V ■

)'•;'■ '

ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ВНИМАНИИ

Внимание не может быть поставлено в один ряд с такими пси­хическими процессами как ощущение, восприятие, мышление. Яв­ляясь лишь одной из сторон этих процессов, оно необходимо и при восприятии, и при мышлении, и при действии. Например, можно внимательно рассматривать картину, слушать лекцию, ре­шать математическую задачу, выполнять необходимые движения при письме, рисовании, лепке и т.д.

На человека постоянно воздействует множество самых раз­личных раздражителей. Сознание человека не в состоянии охва­тить одновременно с достаточной ясностью все эти объекты. Лю­бая деятельность человека требует выделения объекта и сосредото­ченности на нем. С одной стороны, из множества окружающих объектов, предметов и явлений человек выделяет те, которые пред­ставляют для него интерес, соответствуют его потребностям и жиз­ненным планам.

С другой стороны, в каждый отдельный момент содержание психической деятельности связано с относительно небольшим ко­личеством явлений или действий. Так, из большого количества раздражителей, действующих на человека в данный момент, он воспринимает не все, а только небольшое число. Воспринимая со вниманием один раздражитель, он одновременно совершенно не воспринимает или воспринимает неясно остальные, которые не имеют отношения к его деятельности в данный момент.

При внимании психическая деятельность становится более организованной. Так, восприятие со вниманием всегда отличает­ся упорядоченным характером: мы воспринимаем только то, что относится к задаче, которая стоит перед нами, не отвлекаемся на побочные раздражения, благодаря чему воспринимаем предметы и явления с большей ясностью. При слуховом восприятии, бла­годаря вниманию, мы подмечаем малейшие звуки, и именно те,


5.1. Общее понятие о внимании

которые необходимо услышать, отвлекаясь при этом от посто­ронних звуков. Когда врач внимательно выслушивает больного, он слышит очень много звуков и точно различает их, отделяя тоны правого желудочка сердца от тонов, исходящих от клапа­нов левого, и т.д.

Организующее значение имеет внимание и при процессах мыш­ления. Когда мышление сопровождается сосредоточенным внима­нием, оно протекает более упорядочено: мысли идут в определен­ной последовательности, каждая мысль закономерно вытекает из другой мысли, они увязываются друг с другом по существенным признакам, мышление приобретает стройный характер. При ос­лаблении внимания мышление становится неорганизованным: те­чение мыслительных процессов отличается отсутствием стройнос­ти, наблюдаются частые отвлечения мысли, устанавливаются слу­чайные связи по несущественным признакам и т.п. При отсут­ствии внимания, например в состоянии дремоты, течение мыслей приобретает хаотический характер, они связываются друг с дру­гом случайным образом, сменяют друг друга путем чисто механи­ческих ассоциативных связей, непланомерно, неупорядоченно.

Внешне внимание выражается в движениях, с помощью кото­рых мы приспосабливаемся к лучшему выполнению требуемых действий. При этом лишние, мешающие этой деятельности дви­жения затормаживаются. Так, если нам нужно со вниманием рас­смотреть какой-нибудь предмет, мы поворачиваем свою голову в его сторону. Это приспособительное движение облегчает воспри­ятие. Когда мы со вниманием что-нибудь слушаем, мы накло­няем соответственным образом голову, чтобы лучше слышать. Благодаря наличию таких приспособительных движений можно судить о внимании человека по его внешнему виду; мы можем сказать, что этот человек внимательно думает, тот внимательно слушает, третий внимательно смотрит, четвертый внимательно работает и т.д.

Таким образом, внимание повышает эффективность любой психической и двигательной деятельности. Оно выражается прежде всего в более ясном и отчетливом протекании психических про­цессов и в точном выполнении связанных с ним действий. При внимательном восприятии получаемые образы отличаются боль­шей ясностью и отчетливостью. При наличии внимания процессы мышления, анализа, обобщения протекают быстро и правильно. В действиях, которым сопутствует внимание, движения выполня-


Глава 5. Внимание


Функции и теории внимания


 


ются аккуратно и четко. Эта ясность и отчетливость достигается за счет того, что при наличии внимания психическая активность протекает с большей интенсивностью, чем при его отсутствии.

Можно констатировать, что внимание всегда есть сосредоточение психической деятельности на определенных объектах и одновремен­но отвлечение от других объектов. Можно сказать поэтому, что вни­мание имеет избирательный характер: мы выбираем из большого числа объектов некоторые, на которых и сосредоточивается наша психическая деятельность. Благодаря этому при внимании осуще­ствляется также определенная направленность деятельности.

Следовательно, вниманием называют направленность и сосре­доточенность сознания на определенных объектах или определен­ной деятельности при отвлечении от всего остального.

Известно, что если человек не мобилизует своего внимания, то в его работе неизбежны ошибки, а в восприятии — неточности и пробелы. Не сосредоточив внимания, мы можем:

• смотреть и не видеть;

■ • слушать и не слышать;

* • есть и не ощущать вкуса.

'*■' Внимание имеет большое значение для человека, поскольку: "■'' 1. Внимание организует человеческую психику на все много­образие ощущений.

2. С вниманием связаны направленность и избирательность
познавательных процессов.

3. Вниманием определяются:

 

• точность и детализация восприятия (внимание является своеоб­
разным усилителем, позволяющим различать детали изображения);

• прочность и избирательность памяти (внимание выступает
как фактор, способствующий сохранению нужной информации в
кратковременной и оперативной памяти);

• направленность и продуктивность мышления (внимание вы­
ступает как обязательный фактор правильного понимания и ре­
шения задачи).

4. В системе межличностных отношений внимание способству­
ет лучшему взаимопониманию, адаптации людей друг к другу,
предупреждению и своевременному разрешению межличностных
конфликтов. Внимательный человек достигает в жизни большего,
чем невнимательный. ■■ о;- , ,■;>■.i :■■■$;.


ФУНКЦИИ И ТЕОРИИ ВНИМАНИЯ

Основными функциями внимания в сенсорных, мнемических и мыслительных процессах, а также в системе межличностных отношений являются следующие:

а) отбор значимых (т.е. соответствующих потребностям дан­
ной деятельности) воздействий и игнорирование других — несу­
щественных, побочных, конкурирующих;

б) удержание данной деятельности, сохранение в сознании об­
разов определенного содержания до момента завершения деятель­
ности, достижения поставленной цели;

в) регуляция и контроль за протеканием деятельности.
Внимание неразрывно связано с сознанием в целом. Эта связь

раскрывается в наиболее известных психологических теориях внимания.

Согласно моторной теории Т. Рибо, интенсивность и про­должительность произвольного внимания непосредственно обу­словлены интенсивностью и продолжительностью ассоциирован­ных объектом внимания эмоциональных состояний. Состояние внимания всегда сопровождается не только эмоциональными пе­реживаниями, но и определенными изменениями состояния ор­ганизма. В качестве физиологического состояния внимание вклю­чает комплекс сосудистых, дыхательных, двигательных и других реакций. Состояние сосредоточенности внимания сопровождает­ся движениями всех частей тела, которые вместе с органически­ми реакциями выступают как необходимое условие поддержания внимания. Двигательный эффект внимания состоит в том, что некоторые ощущения, мысли и воспоминания получают особую интенсивность и яркость вследствие сосредоточения на них всей двигательной активности.

В соответствии с теорией А.А. Ухтомского, физиологической основой внимания является доминантный очаг возбуждения в коре головного мозга, усиливающийся под воздействием посторонних раздражителей и вызывающий торможение соседних областей.

Согласно концепции внимания П.Я. Гальперина, внимание яв­ляется одним из составляющих ориентировочно — исследователь­ской деятельности. Оно представляет собой контроль за содер­жанием образа, мысли, другого феномена, имеющегося в данный момент в психике человека. Этот контроль осуществляется при помощи заранее составленного критерия, образца, что создает воз-


Глава 5. Внимание


Свойства внимания


 


можность сравнения результатов действия и его уточнения. Все акты внимания, выполняющие функцию контроля, являются ре­зультатом формирования новых умственных действий.

СВОЙСТВА ВНИМАНИЯ

'• Рассматривая свойства внимания, отметим, что основными свой­ствами внимания являются: сосредоточенность, устойчивость, объ­ем, распределение, переключаемость.

Сосредоточенность внимания — это удержание внимания на одном объекте или одних действиях при отвлечении от всего ос­тального. Сосредоточенность внимания зависит от возраста и опыта работы (с годами незначительно повышается), а также от состоя­ния нервной системы (при небольшой нервно-психической напря­женности несколько повышается, а при высокой — понижается).

Сосредоточенным называется внимание, направленное на ка­кой-либо один объект или вид действий. Например, человек мо­жет сосредоточенно писать, слушать, читать, выполнять какую-ли­бо работу, следить за ходом спортивного состязания и т.д.

Во всех этих случаях его внимание сосредоточивается только на одном данном виде деятельности и не распространяется на другие: когда мы сосредоточенно читаем, мы не замечаем происходящего вокруг нас и часто даже не слышим обращенных к нам вопросов.

Сосредоточенное внимание характеризуется резко выражен­ными внешними признаками. Оно выражается в соответствующей позе, мимике, заторможенности всех лишних движений. Все эти внешние особенности имеют большое приспособительное значе­ние, облегчая концентрацию внимания.

Сосредоточенное внимание отличается высокой степенью ин­тенсивности, что делает его необходимым условием успешности выполнения отдельных важных для человека видов деятельности: сосредоточенное внимание необходимо учащемуся на уроке, спорт­смену на старте, хирургу во время операции и т.д., так как только при сосредоточенном внимании эти виды деятельности могут быть выполнены успешно.

Показателем сосредоточенности, или концентрации, внимания является его помехоустойчивость, определяемая силой посторон­него раздражителя, способного отвлечь внимание от предмета дея­тельности. Чем сосредоточеннее внимание, тем выше предпосылка для более точного и успешного выполнения деятельности, и, сле­довательно, меньшего утомления.


Противоположным сосредоточенности является такое свойство внимания, как рассеянность. Психологи выделяют рассеянность обыкновенную (состояние внимания, когда оно не сосредоточива­ется на одном объекте, а непроизвольно переходит на другие) и мни­мую, или «профессорскую» (проявляется в глубоком сосредоточе­нии на чем-то одном, когда человек не замечает ничего другого).

Устойчивость внимания — это длительность сосредоточения на объекте или явлении или удержание требуемой интенсивности внимания в течение длительного времени. Устойчивость внима­ния определяется различными причинами:

1) индивидуальными физиологическими особенностями орга­
низма. Особенно влияют свойства нервной системы и общее со­
стояние организма в данный момент времени;

2) психическим состоянием (возбужденностью, заторможен­
ностью и т.д.);

3) мотивацией (наличием или отсутствием интереса к предме­
ту деятельности, его значимостью для личности);

4) внешними обстоятельствами при осуществлении деятель­
ности.

Устойчивость внимания объясняется наличием выработанных в процессе практики динамических стереотипов нервных процес­сов, благодаря которым данная деятельность может совершаться легко и непринужденно. Когда такие динамические стереотипы не выработаны, нервные процессы излишне иррадиируют, захватыва­ют ненужные участки коры, межцентральные связи устанавливают­ся с трудом, отсутствует легкость переключения с одних элементов деятельности на другие и т.д.

Устойчивость внимания повышается при соблюдении: а) оп­тимального темпа работы: при слишком замедленном или чрез­мерно убыстренном темпе устойчивость внимания нарушается; б) оптимального объема работы: при чрезмерном объеме задан­ной работы внимание часто становится неустойчивым; в) разно­образия работы: однообразный, монотонный характер работы вред­но отражается на устойчивости внимания; наоборот, внимание становится устойчивым, когда работа включает разнообразные виды деятельности, когда изучаемый предмет рассматривается и обсуждается с различных сторон.

Таким образом, устойчивость внимания проявляется во вре­мени, в течение которого человек может быть непрерывно сосре­доточен на одном объекте. Чем больше это время, тем устойчивее внимание. Но даже при устойчивом внимании может кратковре-


I


Глава 5. Внимание


5.3. Свойства внимания


 


           
 
 
   
 
   

менно, непроизвольно и периодически изменяться его направлен­ность. Это явление называется колебанием внимания. Устойчи­вость внимания на объектах любой деятельности — важнейшее условие высоких показателей в ней. Внимание будет более устой­чивым при отсутствии отвлекающих его сильнодействующих по­сторонних раздражителей: звуковых, оптических и др. Устойчи­вость внимания падает при отклонении от оптимального для кон­кретного человека темпа и объема работы. Самым устойчивым оно будет в том случае, когда с объектом внимания выполняется не только физическая работа, но и работа, требующая творческого мышления. Чем богаче по содержанию объект и чем больше ин­теллектуальных действий человек может совершить с ним, тем устойчивее его внимание на этом объекте.

Отвлекаемость внимания — свойство, противоположное ус­тойчивости. В отличие от переключения, совершаемого преднаме­ренно и произвольно, внимание отвлекается всегда непроизвольно и чаще — при воздействии сильных посторонних раздражителей (шум в помещении, боль, резкие запахи, неожиданная смена обста­новки и т.д.). Большинство людей, естественно, любит работать в спокойной обстановке, когда ничто не отвлекает их от дела, но че­ловек должен приучить себя к работе в любых условиях, даже когда ему что-то мешает.

Рассматривая такие свойства внимания, как сосредоточенность и устойчивость нельзя не остановится более подробно на таких важных характеристиках как интенсивность и колебание внима­ния, которые влияют на эффективность деятельности.

Интенсивность внимания характеризуется относительно боль­шей затратой нервной энергии на выполнение данного вида дея­тельности, в связи с чем участвующие в этой деятельности пси­хические процессы протекают с большей ясностью, четкостью и быстротой.

Внимание в процессе выполнения той или иной деятельности
может проявляться с разной силой. Во время любой работы у че­
ловека бывают моменты очень напряженного, интенсивного вни­
мания и моменты ослабленного внимания. Так, в состоянии боль­
шого утомления человек не способен к напряженному вниманию,
не может сосредоточиться на выполняемой деятельности, так как
его нервная система очень утомлена предшествующей работой,
что сопровождается усилением тормозных процессов в коре полу­
шарий головного мозга и появлением сонливости как охранитель­
ного торможения. ■1ц1?',И) j ■-,.,/," .-<■•■?■;■'. > ;> ■"■ ( ';■;. ■■•■:•■,?;..■■..•■


Интенсивность внимания выражается в оолыпой сосредото­ченности на данном виде работы и позволяет добиться лучшего качества совершаемых действий. Наоборот, снижение интенсив­ности внимания сопровождается ухудшением качества и умень­шением количества работы.

Колебание внимания выражается в периодической смене объ­ектов, на которые оно обращается.

Колебания внимания следует отличать от повышения или по­нижения интенсивности внимания, когда в отдельные отрезки вре­мени оно бывает то более, то менее напряженным. Колебания внимания наблюдаются даже при самом сосредоточенном и устой­чивом внимании. Выражаются они в том, что при всей своей ус­тойчивости и сосредоточенности на данной деятельности внима­ние в какие-то определенные моменты переходит с одного объекта к другому с тем, чтобы через некоторый промежуток времени вновь вернуться к первому.

Периодичность колебаний внимания может быть хорошо по­казана в опытах с двойственными изображениями (рис. 5.1).

Рис. 5.1. Колебание внимания при восприятии

двойственных изображений.

Если этот рисунок рассматривать некоторое

время с напряженным вниманием, то можно

увидеть или усеченную пирамиду (вид сверху),

или удаляющийся длинный коридор

На этом рисунке изображены одновременно как бы две фигу­ры: усеченная пирамида, обращенная к зрителю своей вершиной, и длинный коридор с выходом в конце. Если с напряженным вни­манием смотреть на этот рисунок, мы последовательно, через оп­ределенные промежутки времени, будем видеть то усеченную пи­рамиду, то длинный коридор. Эта смена объектов будет наступать безотказно через определенные, приблизительно равные проме­жутки времени. Это явление и есть колебание внимания.

В каждый отдельный момент в сознании человека протекает много психических процессов, отличающихся друг от друга по степени своей ясности. Кроме отчетливых образов предметов, на которые обращено наше внимание, в нем имеются смутные, ино­гда самые неясные представления или переживания, связанные с раздражителями, на которые в данный момент не обращено вни­мание. Например, когда студент внимательно слушает лекцию, он ясно и отчетливо воспринимает речь лектора. Но, кроме того, в


Глава 5. Внимание


Свойства внимания


 


каждый отдельный момент в человеческом сознании будет отра­жаться также и та обстановка, в которой протекает лекция: вид аудитории, лица преподавателя и других студентов, слушающих и записывающих лекцию, солнечные блики на полу и т.д. Все эти дополнительные восприятия, конечно, не так ясны, как восприя­тия слов лектора, но все же они присутствуют в сознании во вре­мя слушания лекции. Можно отметить наличие в сознании также еще менее ясных представлений, связанных, например, с события­ми, предшествовавшими лекции. Даже при самом напряженном внимании это содержание сознания и соотношение его отдельных элементов постоянно изменяются: слова лектора, на которых толь­ко что было сосредоточено внимание, станут в какой-то момент восприниматься смутно и неясно, а восприятие окружающей об­становки или представления о предстоящих после лекции делах отчетливо возникнут в сознании и заполнят его почти целиком.

Колебание внимания объясняется утомлением нервных цент­ров в процессе деятельности, выполняемой с напряженным вни­манием. Деятельность определенных нервных центров не может продолжаться без перерыва с высокой интенсивностью. При на­пряженной работе соответствующие нервные клетки быстро исто­щаются и нуждаются в восстановлении израсходованных веществ. Наступает охранительное торможение, в результате которого воз­будительный процесс в данных, только что усиленно работавших клетках ослабевает, возбуждение же в тех центрах, которые до этого были заторможены, повышается, и внимание отвлекается на посторонние раздражители, связанные с этими центрами. Но так как при работе имеется установка на длительное сохранение вни­мания именно на данной, а не на другой деятельности, мы тотчас преодолеваем эти отвлечения, как только основные центры, свя­занные с выполняемой работой, восстановят запас своей энергии.

Объем внимания характеризуется количеством объектов или их элементов, которые могут быть одновременно восприняты с одинаковой степенью ясности и отчетливости в один момент.

В любой практической деятельности внимание человека редко обращается на какой-нибудь один элемент. Даже тогда, когда оно обращено на один, но сложный предмет, в этом предмете имеется ряд элементов. При однократном восприятии такого объекта один человек может увидеть больше, а другой меньше элементов.

Чем больше предметов или их элементов воспринимается в один момент, тем больше объем внимания; чем меньше таких объ­ектов человек схватываем в одном акте восприятия, тем меньше


объем внимания и тем менее эффективной будет выполняемая де­ятельность.

В данном случае под «моментом» понимается такой краткий промежуток времени, в течение которого человек может воспри­нять предъявленные ему объекты только один раз, не успевая пе­ревести взор с одного предмета на другой. Длительность такого отрезка времени составляет приблизительно 0,07с.

С помощью специального прибора — тахистоскопа можно предъ­явить испытуемому на 0,07 с таблицу с нарисованными на ней двенадцатью различными фигурами, буквами, словами, предме­тами и т.п. За этот краткий промежуток времени испытуемый успеет увидеть ясно только некоторые из них. Количество объек­тов, правильно воспринятых в этих условиях (мгновенное вос­приятие), и характеризует объем внимания.

Различают два вида объема внимания — при одновременном и последовательном предъявлении раздражителей. В первом случае это максимальное количество объектов, которые можно осознанно воспринять за мгновение времени (чаще за 0,1 с) при их одновре­менном предъявлении, а во втором случае — при последователь­ном предъявлении в течение 1—2 с.

Тем не менее считается, что численная характеристика средне­го объема внимания составляет 5+2 ед. информации у детей и 7±2 — у взрослых.

Объем внимания может быть расширен путем тщательного изучения объектов и той ситуации, в которой их приходится вос­принимать. Когда деятельность протекает в знакомой обстановке, объем внимания повышается и человек замечает больше элемен­тов, чем тогда, когда ему приходится действовать в неясной или мало понятной ситуации. Объем внимания опытного, знающего данное дело человека будет больше, чем объем внимания неопыт­ного, не знающего это дело человека.

Увеличение объема внимания может быть достигнуто в про­цессе его воспитания путем осмысления данной деятельности и накопления относящихся к ней знаний. Большое значение при этом имеет тренировка в данном виде деятельности, в ходе кото­рой совершенствуется процесс восприятия и человек научается воспринимать отдельные элементы сложных объектов и ситуаций не изолированно, а группируя их по существенным связям.

Таким образом, чем больше объем внимания, тем больше чув­ственной информации получает мозг человека в единицу времени, а значит, у него возникает более богатая сенсорная база для ее ло­гической обработки.


Глава 5. Внимание


5.4. Виды внимания


 


Распределение внимания — это возможность одновременного выполнения индивидом двух или более видов деятельности. Ска­занное не означает, что эти виды деятельности в буквальном смысле слова выполняются параллельно. Такое впечатление создается за счет способности человека быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, успевая возвращаться «к прерванному действию» до того, как наступит забывание.

Распределение внимания зависит от психологического и фи­зиологического состояния человека. При утомлении (в процессе выполнения сложных видов деятельности, требующих повышен­ной концентрации внимания), область его распределения значи­тельно сужается.

Следовательно, распределенным называется внимание, на­правленное одновременно на несколько объектов или видов дея­тельности.

Например, можно говорить о распределенном внимании, когда студент слушает и одновременно записывает лекцию, когда препо­даватель во время лекции следит не за каким-либо одним, а за всеми, находящимися в поле его зрения студентами и подмечает все ли из них успевают записывать материал, Распределение вни­мания проявляется также тогда, когда шофер управляет автомо­билем и в то же время внимательно следит за всеми препятствия­ми на его пути: дорогой, обочиной, другими автомобилями и т.п. Во всех этих случаях успешное выполнение деятельности зависит от способности человека направить свое внимание одновременно на несколько разнородных объектов или действий.

При распределенном внимании каждый из охватываемых им видов деятельности протекает при относительно меньшей интен­сивности внимания, чем тогда, когда оно сосредоточено только на одном каком-либо объекте или действии. Однако в целом распре­деленное внимание требует от человека значительно больших уси­лий и затраты нервной энергии, чем сосредоточенное.

Распределенное внимание является необходимым условием ус­пешного выполнения многих сложных видов деятельности, по са­мой своей структуре требующих одновременного участия разно­родных функций или операций.

Переключаемость внимания — это способность быстро вы­ключаться из одних видов деятельности и включаться в новые, со­ответствующие изменившимся условиям. Подобный процесс может осуществляться как на непроизвольной, так и на произвольной основе.


Непроизвольная переключаемость внимания может свидетель­ствовать о его неустойчивости. Однако это не всегда негативное качество, так как оно способствует временному отдыху организма и анализатора, сохранению и восстановлению нервной системы и работоспособности организма в целом. Вместе с тем, можно гово­рить о переключаемости, когда происходит преднамеренный пере­нос внимания с одного объекта на другой или с одних его элемен­тов на другие.

Переключаемость внимания зависит от подвижности нервной системы, и, следовательно, она выше у людей более молодого воз­раста. В состоянии нервно-психического напряжения этот показа­тель снижается (возможно, компенсаторно) за счет повышения устойчивости и сосредоточенности.

Способность переключать внимание во многом зависит от тем­перамента. Сангвиник, например, легко и быстро переключает вни­мание с одного объекта на другой, флегматик — без затруднений, но медленно, у холерика внимание переключается с трудом, но уж если он переносит его, то быстро. У меланхолика имеется потреб­ность в относительно частом переключении внимания в связи с повышенной утомляемостью от однообразной психической дея­тельности. Легко переключается внимание с менее интересногс объекта на более интересный, с менее значимого на более значи­мый, с трудного дела на более легкое, с известного на неизвестное В обратном направлении внимание переключается с трудом и мед­леннее, но это зависит еще и от волевых особенностей человека его натренированности в совершении этого действия.

5.4. ВИДЫ ВНИМАНИЯ(

Л; .■.■;■■ 1 И Ч

Рассмотрим основные виды внимания.

В зависимости от активности личности выделяют: непроиз­вольное, произвольное и постпроизвольное (послепроизвольное) внимание.

Непроизвольное (непреднамеренное) внимание возникает бе^ намерения человека увидеть или услышать что-либо, без заранее поставленной цели, без усилий воли.

Непроизвольное внимание вызывается внешними причинами —
различными особенностями действующих на человека в данный
момент объектов. Особенности, благодаря которым внешние пред­
меты могут привлекать наше внимание, следующие. , ...


Глава 5. Внимание


Виды внимания


 


Интенсивность раздражителя. Более сильный, чем другой, одновременно с ним действующий на организм объект (более силь­ный звук, более яркий свет, более резкий запах и т.д.) скорее привлечет ксебе внимание. Однако это свое свойство объекты сохраняют лишь до тех пор, пока человек не привык к данной сте­пени интенсивности. Даже очень сильные раздражители, если они стали привычными, перестают привлекать внимание.

Новизна, необычность объектов. Иногда даже и не выделяю­щиеся своей интенсивностью объекты привлекают к себе внима­ние, если только они для нас новы; например, некоторые измене­ния в привычной обстановке, появление нового лица в аудитории или компании и т.д.

Резкая смена, а также динамичность объектов. Это часто наб­людается при сложных и длящихся долгое время действиях, напри­мер при наблюдении за спортивным состязанием, восприятии ки­нокартины и т.д. В этих случаях нарушение относительно спокойно­го течения раздражителей вследствие внезапного усиления или ос­лабления отдельных раздражителей, введения паузы или измене­ния ритма и темпа движений невольно привлекает внимание.

Зная особенности раздражителей, благодаря которым они спо­собны привлечь к себе внимание, можно легко вызвать непредна­меренное внимание у тех или иных лиц. Например, громкий го­лос, четкая команда привлекут внимание студентов к требованиям преподавателя, а яркий красочный плакат заставит со вниманием воспринять его содержание; введение какого-либо нового приема в методику преподавания обострит внимание учащихся и помо­жет лучшему усвоению учебного материала.

Непреднамеренное внимание характеризуется следующими ос­новными особенностями:

• при непреднамеренном внимании человек предварительно
не готовится к данному восприятию или действию;

• непреднамеренное внимание наступает внезапно, немедлен­
но вслед за воздействием раздражения и в своей интенсивности
обусловливается особенностями вызвавших его раздражений;

• непреднамеренное внимание скоропреходяще: оно длится, по­
ка действуют соответствующие раздражители, и, если не принять
необходимых мер к его закреплению в форме преднамеренного,—
прекращается.

Произвольное (преднамеренное) внимание — активное, целе­направленное сосредоточение сознания, поддержание уровня ко­торого связано с определенными волевыми усилиями, необходи­мыми для борьбы с более сильными воздействиями. Раздражите-


лем в этой ситуации является мысль или приказ, произносимый про себя, вызывающие соответствующее возбуждение в коре го­ловного мозга. Произвольное внимание зависит от состояния нерв­ной системы (снижается при расстроенном, чрезмерно возбужден­ном состоянии) и определяется мотивационными факторами: си­лой потребности, отношением к объекту познания и установкой (неосознаваемой готовностью воспринимать предметы и явления действительности определенным образом). Этот вид внимания не­обходим для усвоения навыков, от него зависит работоспособность. Исходя из этого произвольное внимание отличают следующие характеристики:

• целенаправленность. Произвольное внимание определяет­
ся задачами, которые человек ставит перед собой в той или
иной деятельности. При преднамеренном внимании не всякие
объекты привлекают внимание, а только те, которые стоят в
связи с задачей, выполняемой человеком в настоящий момент;
из многих объектов он выбираем те, которые нужны в данном
виде деятельности;

• организованность. При произвольном внимании человек за­
ранее готовится быть внимательным к тому или иному предмету,
сознательно направляет свое внимание на этот предмет, проявля­
ет умение организовать необходимые для данной деятельности
психические процессы;

• повышенная устойчивость. Преднамеренное внимание по­
зволяет организовать работу на более или менее долгое время, оно
связано с планированием этой работы.

Эти особенности произвольного внимания делают его важным фактором успешности той или иной деятельности.

Итак, произвольное внимание требует значительных энерго­затрат, а поэтому при узкой направленности на один, особенно малосодержательный объект, быстрее утомляет человека, чем вни­мание непроизвольное. Без произвольного внимания человек не может действовать планомерно и достигать целей, которые он на­мечает. Без него не обходится даже хобби, поскольку и в послед­нем можно также найти неинтересные моменты.

Характеристика постпроизвольного внимания содержится уже в самом его названии: оно наступает после произвольного, но ка­чественно от него отличается. Когда при решении задачи появля­ются первые позитивные результаты, возникает интерес, происхо­дит автоматизация деятельности. Ее выполнение уже не требует специальных волевых усилий и ограничено лишь утомлением, хотя


Глава 5. Внимание


Виды внимания


 


цель работы сохраняется. Этот вид внимания имеет большое зна­чение в учебной и трудовой деятельности.

Послепроизволыюе внимание носит целенаправленный харак­тер, но не требует специальных волевых усилий. Оно обладает устойчивостью произвольного и энергетической экономностью не­произвольного внимания. Послепроизвольное внимание — это то непроизвольное внимание, которое «рождается» из ранее органи­зованного произвольного внимания. Так, иногда бывает трудно сосредоточить внимание при чтении книги, статьи, но вот ее со­держание захватило, увлекло читателя, и он не заметил, как про­извольное внимание перешло в послепроизвольное. Это самый продуктивный вид внимания, с которым связывается наиболее эффективная интеллектуальная и физическая деятельность. Если у человека возникло послепроизвольное внимание, ему трудно пе­реключиться на другой объект.

1. По характеру направленностивыделяют: внешне направ­
ленное и внутреннее внимание. Внешне направленное (перцеп­
тивное)
внимание направлено на окружающие объекты и явле­
ния, а внутреннее — на собственные мысли и переживания.

2. По происхождениювыделяют: природное и социально обу­
словленное внимание. Природное внимание — это врожденная спо­
собность человека избирательно реагировать на те или иные внеш­
ние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информа­
ционной новизны.

Социально обусловленное внимание складывается в течение жизни субъекта (прижизненно) в результате обучения и воспита­ния. Оно связано с избирательным, сознательным реагированием на объекты, с волевой регуляцией поведения.

3. По механизму регуляциивыделяют: непосредственное и опо­
средованное внимание.

Непосредственное внимание не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направленно и который соответствует актуальным интересам и потребностями человека.

Опосредованное внимание регулируется с помощью специ­альных средств, например жестов.

4. По своей направленности на объектразличают следующие
формы внимания:

"-■■ • сенсорное (направлено на восприятие);

! f> • интеллектуальное (направлено на мышление, работу памяти);

<•;': • моторное (направлено на движение).' ' • •-- *:■


5. По динамике интенсивностиразличают: статическое и ди­намическое внимание.

Статическим называется такое внимание, высокая интенсив­ность которого легко возникает в самом начале работы и сохраня­ется на протяжении всего времени ее выполнения. Такое внима­ние не требует особого «разгона», постепенного накапливания; оно с самого начала работы отличается максимальной степенью ин­тенсивности. Отличающийся статическим вниманием ученик сра­зу же включается в учебную работу, как только начался урок, и сохраняет более или менее на одном уровне эту интенсивность внимания все время работы.

Статическое внимание характеризуется также легким переклю­чением на новые виды деятельности при переходе, например, от одного материала к другому.

Динамическое внимание отличается противоположными ка­чествами; в начале работы оно не интенсивно; человеку требуется известное усилие для того, чтобы заставить себя быть вниматель­ным к данному виду действий; он медленно втягивается в работу; первые минуты проходят у него в постоянных отвлечениях, и лишь постепенно и с трудом он сосредоточивается на работе.

Для динамического внимания характерно также затрудненное переключение с одного вида работы на другой. Это объясняется, с одной стороны, тем, что при динамическом внимании достигнутая степень сосредоточенности в отношении данной работы сохраня­ется длительное время, даже тогда, когда наступило время перей­ти к новому виду деятельности. С другой стороны, эта затруднен­ность переключения связана с тем, что переход к новому виду работы опять требует раскачки, разгона, постепенного вхождения в эту работу.

Динамическое внимание обычно связано с неумением плани­ровать работу и правильно распределять свои силы: человек не видит отдаленных перспектив своей работы, не представляет себе достаточно ясно тех операций, их объема и последовательности, которые он должен совершить, не умеет правильно распределять свои усилия.

Итак, внимание — наиболее общий показатель активности лю­бого из познавательных психических процессов и интеллектуаль­ной деятельности человека в целом. Временное или длительное снижение устойчивости внимания, ослабление его концентрации (обыкновенная рассеянность) и других его свойств прежде всего свидетельствуют об интеллектуальном или физическом утомле­нии человека или об ухудшении его здоровья.


Глава 5. Внимание

Как уже отмечалось, причины снижения различных показате­лей внимания могут быть следующие:

• слабый тип нервной системы и связанная с ним повышен­
ная утомляемость (присущи людям с меланхолическим темпе­
раментом);

• истощение в результате систематических физических и ин­
теллектуальных перегрузок или систематического недосыпания;

• различные заболевания;

 

• астенические состояния;
. • конфликтные ситуации;

• неупорядоченный режим дня;

.-,, ,'■' • отвлекающие (шумовые) раздражители при выполнении работы;

• отсутствие доброжелательного отношения членов семьи друг
к другу;

• пристрастие к алкогольным напиткам и др.

Нарушение внимания наблюдается также при органических поражениях головного мозга, прежде всего его лобных долей.

Вопросы и задания для самоконтроля. /' ).'.^,','ч

1. Каковы общие представления о внимании? ■■*vi.;'-.,,;-n.,,.

■vu 2. Назовите функции и теории внимания.
'.' '<■'■ 3. Каковы основные свойства внимания? ?••'.

••'•■': 4. Назовите виды внимания и расскажите об их особенностях;


Глава 6 ПАМЯТЬ

Можно ввести несколько определений для каждого сущего. То, чего уже нет,— прошлое. То, чего еще нет,— будущее. То, чего еще нет, но уже есть,— «пространство» созидания. То, чего уже нет, но еще есть,— совокупность сохраняемой на различных носи­телях информации, создающая длительность.

Последние два измерения описывают то, что принято назы­вать настоящим. То, чего еще нет, но уже есть,— область начала события, еще не проявленного. Это область создающегося. То, чего уже нет, но еще есть,— это «пространство» произвола. Прош­лое, остающееся в настоящем и сохраняющее свое влияние.

Субъект может находиться в одном из двух измерений. Пре­бывая в том, что уже есть, но еще нет, он становится частью не­обходимого, проводником созидающегося. Это пребывание пере­живается как «мне хочется», и выражается во вдохновении, инту­иции, творчестве. Пребывая в том, чего уже нет, но еще есть, субъект совершает волевые усилия. Это пребывание переживает­ся как «я хочу». (Это можно проиллюстрировать таким приме­ром: я хочу спать, но мне не хочется.) Это область сознания, ло­гического анализа, социального я. Все это опирается на память. О сознании человека, о его способности понимать мы говорим: «он себя помнит», «находясь в ясном уме и здравой памяти», «пришел в беспамятство».

6.1. ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ'"''

Память — это психический процесс, состоящий в запомина­нии, сохранении и последующем воспроизведении индивидом свое­го опыта. Память в той или иной степени имеется у всех живых организмов, но память человека стоит на много порядков выше. Эволюционно исходными видами памяти являются память гене­тическая и механическая.


Глава 6. Память


6.2. Основные свойства памяти


 


   
 
 
 


Генетическая память — память, которая хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству. Возможно, в ней за­писаны архетипы, открытые К.Г. Юнгом.

Механическая память — это механическая способность к обу­чению, к приобретению какого-то опыта. Данная память накапли­вается, но не сохраняется, а исчезает с самим организмом. Поня­тие «механическая память» означает память, которая основана на повторении без осмысливания совершаемых действий и запоми­наемого материала.

Данные виды памяти существуют у всех живых существ, хотя и в разной степени развития. Но человек более сложен: прежде всего у человека есть речь как сильный инструмент запоминания; человек также обладает произвольной, логической и опосредо­ванной памятью, чего нет у животных. Другими словами, человек использует для запоминания и хранения информации свою волю, мышление, различные средства запоминания (записи, тексты и т.д.). Человек выходит далеко за рамки органических возможностей в использовании памяти.

Принято считать, что физиологической основой памяти явля­ются так называемые последовательные временные связи, кото­рые возникают в коре полушарий головного мозга, по принципу образования условных рефлексов.

Как было сказано выше, память — это психический процесс, обеспечивающий, накопление (запоминание), сохранение и воспро­изведение индивидом своего опыта. По другому определению, па­мять — это способность вспоминать отдельные переживания из прошлого, осознавая не только само переживание, а его место в истории нашей жизни, его размещение во времени и пространстве. Память трудно свести к одному определению, но подчеркнем, что это совокупность процессов, которые обеспечивают познаватель­ные возможности человека. Память охватывает все впечатления об окружающем мире, которые возникают у человека. Вместе с тем, память развернута в будущее. Вся сохраняемая информация содер­жит в себе ожидание возможности повторения ее содержания в последующем опыте субъекта.

Еще один важный факт: память хранит очень разные элемен­ты нашего опыта: перцептивный опыт, интеллектуальный опыт, эмоциональный и моторно-двигательный. Память о чувствах и эмоциях может сохраняться хуже чем образная или интеллекту­альная память о конкретных событиях.


Приведенная на рис. 6.1 схема суммирует все, что включает в себя понятие «память».

Рис. 6.1. Структура понятия «память»

ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ПАМЯТИ

Кнаиболее важным свойствам памяти относятся: длительность, быстрота (запоминания и воспроизведения), точность, готовность, объем (рис. 6.2). От этих характеристик зависит то, насколько продуктивна память человека.

Рис. 6.2. Основные свойства памяти

Объем способность одновременно сохранять определенное количество информации. Средний объем кратковременной памя­ти — семь различных элементов (единиц) информации.

Быстрота запоминания отличается у разных людей. Ско­
рость запоминания можно увеличить с помощью специальных тре­
нировок памяти. '.-.■■■• .;. .., i


Глава 6. Память

Точность проявляется в адекватном воспроизведении фактов и событий, с которыми сталкивался человек, а также в адекватном воспроизведении содержания информации.

Длительность определяется временем сохранения информа­ции. Также очень индивидуальное качество: некоторые люди мо­гут вспомнить лица и имена школьных друзей много лет спустя, некоторые забывают их спустя всего несколько месяцев. Длитель­ность памяти имеет избирательный характер.

Готовность к воспроизведению способность быстро извле­кать информацию из памяти. Именно благодаря этой способности мы можем эффективно использовать приобретенный ранее опыт.

Индивидуальные особенности памяти. Следует отметить, что, когда речь идет о психических явлениях, довольно трудно разло­жить их «по полочкам» и вывести единый шаблон. То же относит­ся и к памяти, ведь, несмотря на многочисленные и многолетние исследования, которые проводятся психологами и нейрофизиоло­гами, механизмы памяти все еще мало изучены.

Память нельзя рассматривать в отрыве от особенностей и свойств личности. Важно понимать, что у разных людей разные функции памяти развиты неодинаково. Разница может быть количествен­ной, например:

• различная скорость запоминания;

• различная прочность сохранения;

• различная легкость воспроизведения, точность и объем за­
поминания. Так, некоторые люди хорошо запоминают материал, но
потом плохо его воспроизводят. Другие же, наоборот, с трудом за­
поминают, но долго хранят в памяти накопленную информацию.

Разница может быть также качественной или отличаться по своей модальности, т.е. в зависимости от того, какой вид памяти доминирует. В зависимости от этого в человеке может больше проявляться зрительная, слуховая или двигательная память. Од­ному человеку, чтобы запомнить, нужно прочитать материал, у другого больше развито слуховое восприятие, третьему нужны зри­тельные образы. Известно, что «чистые» виды памяти встречают­ся редко, в жизни чаще всего различные типы памяти смешивают­ся: зрительно-двигательная, зрительно-слуховая и двигательно-слу-ховая память являются наиболее типичными.

Встречается такое феноменальное индивидуальное свойство, как эйдетическая память. Примером может служить человек, ко­торый после однократного восприятия материала и очень неболь­шой умственной обработки все же продолжает «видеть» материал


6.3. Виды памяти

и прекрасно восстанавливает его даже по прошествии долгого вре­мени. На самом деле такой вид памяти в той или иной мере не так уж и редок, особенно у детей, но в последствии исчезает у взрослых из-за его недостаточного упражнения. Тем не менее этот вид памяти может быть чрезвычайно развит у некоторых людей (чаще всего у художников, музыкантов, там, где требуется точное воспроизведение увиденного). У каждого человека больше всего развиваются те виды памяти, которые им чаще всего используются. Память также зависит от таких индивидуальных особенностей личности, как:

• интересы и склонности личности (то, чем человек больше
интересуется, запоминается без труда);

• отношение личности к той или иной деятельности;

• эмоциональное состояние (доказано, что существует связь
между модальностью переживания и тем, как оно удерживается в
памяти. Приятные переживания удерживаются гораздо лучше, чем
неприятные. Память вообще оптимистична по природе: человек
всегда стремится забывать неприятное, а воспоминания о страш­
ных трагедиях с течением времени утрачивают остроту);

• физическое состояние;

• волевое усилие. ■■•:.;■' •'■•\г '■'■■■• ,-■.'•'

6.3. ВИДЫ ПАМЯТИ,(i ( г « н

Существуют разные классификации видов человеческой памяти:

• по участию воли в процессе запоминания;

• по психической активности, которая преобладает в деятельности;

• по продолжительности сохранения информации;

• по свойству материала и способа запоминания.

По характеру участия волипамять подразделяют на непроиз­вольную и произвольную.

Непроизвольная память означает запоминание и воспроизве­дение автоматически, без всяких волевых усилий.

Произвольная память подразумевает случаи, когда ставится цель — запомнить, и для запоминания используются волевые усилия.

Доказано, что непроизвольно запоминается материал, который интересен для человека, который имеет для него большое значение.

По характеру психической деятельности,с помощью которой человек запоминает информацию, память подразделяют на двига­тельную, эмоциональную (аффективную), образную и вербально-ло-гическую.


Глава 6. Память


6.3. Виды памяти


 


В свою очередь, образную память различают по виду анализа­торов, которые участвуют при запоминании впечатлений челове­ком. Образная память может быть зрительной, слуховой, обоня­тельной, осязательной и вкусовой.

Двигательная память — запоминание, сохранение и воспро­изведение простых и сложных движений. Эта память активно уча­ствует в развитии двигательных (трудовых, спортивных) умений и навыков. Все мануальные движения человека связаны с этим видом памяти. Эта память проявляется у человека раньше всего и крайне необходима для нормального развития ребенка.

Эмоциональная память — память на эмоции и чувства. Осо­бенно этот вид памяти проявляется в человеческих взаимоотно­шениях. Как правило, то, что вызывает у человека эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на длитель­ный срок. Как уже было упомянуто, приятные события запомина­ются лучше, чем неприятные. Данный вид памяти играет важную роль в мотивации человека, и начинает проявлять себя примерно с 6 месяцев.

Образная память связана с запоминанием и воспроизведени­ем чувственных образов предметов и явлений, их свойств и отно­шений между ними. Данная память начинает проявляться в воз­расте двух лет и достигает своей высшей точки к юношескому возрасту. Образы могут быть разными: человек запоминает как образы разных предметов, так и общее представление о них с ка­ким-то абстрактным содержанием. Запоминать образы помогают разные анализаторы. У разных людей более активны разные ана­лизаторы.

Зрительная память связана с сохранением и воспроизведени­ем зрительных образов. Люди с развитой зрительной памятью обычно имеют хорошо развитое воображение и способны «ви­деть» информацию, даже когда она уже не воздействует на органы чувств. Она очень важна для людей некоторых профессий: худож­ников, инженеров, композиторов.

Слуховая память — это хорошее запоминание и точное воспро­изведение разнообразных звуков: речи, музыки. Такая память осо­бенно необходима при изучении иностранных языков, музыкантам.

Осязательная, обонятельная и вкусовая память — память на соответствующие образы.

Вербалъно-логическая память — память на слова, мысли и логические отношения. В данном случае человек старается понять усваиваемую информацию, прояснить терминологию, установить


все смысловые связи и только после этого запомнить материал. Людям с развитой вербально-логической памятью легче запоми­нать словесный, абстрактный материал, понятия, формулы. Логи­ческая память при ее тренировке дает очень хорошие результаты и гораздо более эффективна, чем просто механическое запомина­ние. Некоторые исследователи считают, что эта память формиру­ется и начинает «работать» позже других. П.П. Блонский называл ее «память-рассказ». Она появляется у ребенка уже в 3-4 года, когда начинают развиваться самые основы логики. Развивается с обучением ребенка основам наук.

По продолжительности сохранения информациивыделяют сен­сорную, кратковременную, оперативную и долговременную память.

Сенсорная память. Данная память удерживает материал, кото­рый был только что получен органами чувств, без какой-либо пе­реработки информации. Длительность данной памяти от 0,1 до 0,5 с. Часто в этом случае человек запоминает информацию без сознательных усилий, даже против своей воли. Эта память осно­вана на инерции ощущений. Данная память проявляется у детей еще в дошкольном возрасте, но с годами ее значение для человека возрастает.

Кратковременная память. Обеспечивает хранение информа­ции в течение короткого промежутка времени: в среднем около 20 с. Этот вид памяти может функционировать при однократном или очень кратком восприятии. Эта память также работает без сознательного усилия для запоминания, но с установкой на буду­щее воспроизведение. В памяти сохраняются самые существенные элементы воспринятого образа. Кратковременная память «вклю­чается», когда действует так называемое актуальное сознание че­ловека (т.е. то, что осознается человеком в данный момент).

Информация вводится в кратковременную память с помощью обращения внимания на запоминаемый объект. Например, чело­век, только что посмотревший на часы, может не ответить на вопрос, какие цифры, римские или арабские, изображены на ци­ферблате. Он целенаправленно не обращал на это внимания, и, та­ким образом, информация не попала в кратковременную память.

Объем кратковременной памяти индивидуален. Существуют различные методы его измерения. В связи с этим необходимо ска­зать о такой особенности кратковременной памяти, как свойство замещения. Когда индивидуальный объем памяти переполняется, новая информация частично замещает хранящуюся там, а старая информация часто безвозвратно исчезает. Хорошим примером мо-


Глава 6. Память


6.4. Механизмы памяти


 


©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.