МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Общие закономерности восприятия






 


 
 



а на рис 4.2, б легко читаются благодаря ситуативному контек­сту. Восприятие объекта облегчается благодаря включенности его фрагментов в контекст ситуации.

Рис. 4.2. Целостность восприятия на основе включенности объекта в определенную ситуацию Формирование образа предмета обязательно опирается на име­ющиеся у человека знания и практический опыт. В этом убеждает восприятие изображений с незавершенными контурами. Так, на­пример, по незаконченному рисунку (рис. 4.3) можно узнать по­граничника с собакой, но лишь в том случае, если человек имеет представление об их внешнем виде. Чтобы вызвать эти представ­ления у взрослого, достаточно дать название картине («Погранич­ник с собакой»). Ребенку 3-5 лет восприятие данного рисунка затруднено: он будет видеть отдельные пятна и штрихи, но не за­метит целого, а именно пограничника с собакой. В некоторых случаях целостность восприятия может быть на­ рушена, в частности, из-за противоречивости элементов объекта восприятия (рис. 4.4.).  

Константность — это относительное постоянство восприятия образа. Наше восприятие в определенных пределах сохраняет за

Рис. 4.3. Пограничник с собакой.

Разрозненные пятна объединяются

в единый зрительный образ —

«Пограничник с собакой».

Чтобы понять смысл изображения, его нужно перевернуть на 180°


Рис. 4.4. Удивительные сиденья.

Нарушение осмысленности

и целостности восприятия.

Противоречивость элементов

препятствует возникновению

целостного осмысленного

объекта восприятия


параметрами их размеры, форму и цвет независимо от условий восприятия (расстояния до воспринимаемого предмета, условий освещенности, угла восприятия).

Изображение величины предмета на сетчатке глаза при вос­приятии его с близкого и далекого расстояния будет различным. Как показано на рис. 4.5, из двух одинаковых по величине объек­тов более удаленный дает меньшее изображение на сетчатке глаза. Причем это не влияет на адекватную оценку действительной ве­личины. Сказанное интерпретируется нами как удаленность или приближенность предмета. В наибольшей степени константность наблюдается при зрительном восприятии цвета, величины и фор­мы предметов.

Рис. 4.5. Константность восприятия

При восприятии прямоугольного предмета (например, листа бумаги) с разных точек зрения на сетчатке могут отображаться и квадрат, и ромб, и даже прямая линия. Однако во всех случаях мы сохраняем за этим предметом присущую ему форму. Белый лист бумаги вне зависимости от его освещенности будет воспринимать­ся как белый лист.

Константность восприятия не наследственное качество, она фор­мируется в опыте, в процессе обучения. Восприятие не всегда дает абсолютно верное представление о предметах окружающего мира и может быть иллюзорным или ошибочным.

Предметность восприятия означает адекватность, соответствие образов восприятия реальным предметам действительности. Бла­годаря предметности восприятия объект воспринимается нами как обособленное в пространстве и времени отдельное физическое тело.

Психические образы предметов человек осознает не как образы, а как реальные предметы, вынося образы вовне, объективируя их. Так, например, представляя лес, мы отдаем себе отчет в том, что наше представление — это образ, возникший в сознании, а не реаль­ный лес, ибо мы в данный момент находимся в комнате, а не в лесу.



Наиболее ярко предметность восприятия проявляется во взаи­мообособлении фигуры и фона. В привычных ситуациях мы не обращаем на это большого внимания, но первое, что нужно сде­лать при восприятии некоторой зрительной информации, — это


 




Глава 4. Перцептивные процессы


4.2. Общие закономерности восприятия


 


решить, что считать фигурой, а что фоном. Существуют некото­рые особенности зрительной стимуляции, которые сами по себе помогают перцептивной системе отличить фигуру от фона. Обычно фон включает в себя фигуру, он содержит меньше деталей и отли­чительных особенностей по сравнению с фигурой.

В приведенном на рис. 4.6 случае у нас не вызывает сомнения, где фигура, а где фон.

На рис. 4.7 возможно двойственное восприятие: ваза или два лица. Один из вас увидит изображенную на рисунке белую вазу на темном фоне, другой увидит два профиля лица на белом фоне. Это означает, что у одних белая ваза оказалась фигурой восприя­тия, а черные профили — его фоном, у других — наоборот. Таким образом, между фигурой и фоном восприятия существуют взаи­мообратимые отношения. Помогает выделению фигуры восприя­тия предварительная целевая установка на определенный объект: ваза или лица. При целевой установке на вазу вы легко увидите на светлом фоне вазу, а на темном — два лица.

Рис. 4.6. Фигура и фон

Рис. 4.7. Ваза или два лица

Структурность восприятия — свойство восприятия челове­ка объединять воздействующие стимулы в целостные и сравни­тельно простые структуры. Восприятие не является простой сум­мой ощущений. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из полученных ощущений обобщенную структуру. Например, при прослушивании музыки воспринимаются не отдельные звуки, а мелодия. Причем мы узнаем конкретную мелодию независимо от того, исполняется ли она оркестром, либо на рояле, или челове­ческим голосом, хотя отдельные звуковые ощущения различны.

В процессе восприятия вычленяются взаимоотношения частей и сторон предметов. Мы узнаем различные объекты благодаря устойчивой структуре их признаков, отражению устойчивых отно­шений между элементами воспринимаемого объекта в целом, на­пример, как показано на рис. 4.8.


 

Рис. 4.8. Внешне различные,

НО по существу однотипные объекты

опознаются как таковые благодаря

отражению их структурной

организации

Несмотря на различный характер написания буквы «В», мы ее адекватно опознаем и воспринимаем благодаря устойчивой струк­туре признаков, присущих этой букве.

В тех случаях, когда выявление структуры объекта затрудне­но, затрудняется и восприятие объекта в целом. Это наблюдается, например, при восприятии «невозможных фигур», когда струк­турность восприятия может быть нарушена. Так, представленного на рис. 4.9 слона можно нарисовать, но нельзя воспринять как изображение реального объекта. Из-за противоречивой структуры объекта затруднено и осмысленное восприятие слона в целом.

Рис. 4.9. Невозможные фигуры.

Скажите, сколько у слона ног?

Осмысленность восприятия определяется пониманием связи сущности предметов и явлений через процесс мышления. Осмыс­ленность восприятия достигается мыслительной деятельностью в процессе восприятия. Всякое воспринимаемое явление мы осмыс­ливаем с точки зрения уже имеющихся знаний, накопленного опы­та. Это дает возможность включить новое знание в систему ранее сформированных.

Осмысленность восприятия осуществляется посредством язы­ка, усвоенного человеком с детства. Воспринимая предметы и явле­ния окружающего нас мира, человек называет их и тем самым относит к определенным категориям объектов: к животным, расте­ниям, предметам мебели, событиям общественной жизни и т.п. В этом проявляется категориалъность человеческого восприятия.

Смысловая оценка объекта восприятия может происходить мгновенно, без обдумывания. Это наблюдается при восприятии очень хорошо знакомых вещей, фактов, ситуаций. При восприя-


тии незнакомых предметов время увеличивается. Восприятие, бу­дучи осмысленным, вместе с тем является и обобщенным. Всякое слово обобщает. Называя воспринимаемый объект знакомым сло­вом, человек тем самым осознает его как частный случай общего. Глядя на сосну и называя это дерево сосной, мы тем самым отме­чаем признаки не только именно этой сосны (высокая, стройная, стоит у дороги и пр.), но и сосны вообще, даже как дерева.

Степень обобщенности восприятия может быть разной, что за­висит от глубины наших знаний о предмете. Благодаря осмыслен­ности и обобщенности восприятия мы домысливаем и достраива­ем образ объекта по отдельным его фрагментам, как это показано на примере треугольника Пенроуза (рис. 4.10).

Рис. 4.10. Треугольник Пенроуза.

Поэлементно (вверху) все правильно,

но осмысленность при целостном

восприятии позволяет установить

нереальность изображенного внизу

треугольника

Кроме этого, осмысленность восприятия устраняет некоторые зрительные иллюзии, как это, например, показано на рис. 4.11. Проведя мысленно плоскость, совпадающую с линией, мы видим, что линия одна, а не несколько, и что она непрерывна.

Осмысленность восприятия проявляется в узнавании. Уз­нать предмет — значит воспринять его в соотношении с ранее сформированным образом. Узнавание основано на операции сли­чения наличного впечатления с соответствующими следами памя­ти. Это хорошо видно на рис. 4.12.

Рис. 4.11. Осмысленность восприятия.

Рис 4 12 Замкнутость как принцип перцептивной группировки

На рисунке слева возникает иллюзия преломления прямой, на рисунке справа эта иллюзия исчезает


4.2. Общие закономерности восприятия

Несмотря на то, что две стороны треугольника прерывисты, мы воспринимаем его как целостную фигуру. Здесь проявляется также эффект замкнутости как принцип перцептивной группировки.

Узнавание характеризуется определенностью, точностью и быст­ротой. Некоторые хорошо известные нам предметы, например, фигуру кошки, мы узнаем сразу и безошибочно, даже при быст­ром и неполном восприятии (рис. 4.13).

Рис. 4.13. Узнавание фигуры.

В фигуре, нарисованной

одними прямыми линиями,

мы без труда узнаем

лежащую кошку

При узнавании человек часто не выделяет всех признаков пред­мета, а использует его характерные опознавательные признаки. Так, подводную лодку мы узнаем по характерному силуэту с руб­кой и не смешиваем ее с обычной лодкой или кораблем. Харак­терным признаком яхты является парус и т.д.

Узнавание может быть обобщенным, когда предмет относится к какой-либо общей категории (например, «это стол», «это авто­машина» и т.д.), и дифференцированным (специфическим), когда воспринимаемый объект отождествляется с ранее воспринимав­шимся единичным предметом. Это более высокий уровень узнава­ния. Для такого рода узнавания необходимо выделение специфи­ческих для данного предмета признаков — его примет. Например, автобус с низким уровнем пола Минского автозавода «МАЗ-103».

Узнавание затрудняется при недостаточности опознавательных признаков. Например, на рис. 4.14 показана собака путем фраг­ментарного ее изображения, что затрудняет узнавание. При этом возможна недостаточность или достаточность опознавательных при­знаков для восприятия данного изображения собаки.

 

Рис. 4.14. Фрагментарное

изображение собаки. Недостаточность или достаточности опознавательных признаков при восприятии собаки



Глава 4. Перцептивные процессы______________________________

Минимум признаков, необходимых для опознания объекта, на­зывают порогом восприятия.

Восприятие в значительной мере зависит от цели и задачи де­ятельности. В объекте на передний план выступают те его сторо­ны, которые соответствуют данной задаче.

Избирательность — преимущественное выделение одних объ­ектов перед другими в процессе восприятия. Чаще всего избира­тельность восприятия проявляется в преимущественном выделе­нии объекта из фона. При этом фон выполняет функцию системы отсчета, относительно которой осуществляются пространственные и цветовые качества фигуры.

Объект выделяется из фона по его контуру. Чем резче, конт­растнее контур предмета, тем легче его выделение. Наоборот, когда контуры объекта размыты, вписаны в линии фона, объект трудно различить. На этом основана маскировка военной техни­ки, когда, например, весьма характерный силуэт танка скрывает­ся маскировочной сеткой. В результате он «сливается» с окружа­ющей местностью.

Другое проявление избирательности — это выделение одних объектов по сравнению с другими. То, что находится в центре внимания человека при восприятии, называют фигурой, а все ос­тальное - фоном.

Избирательность восприятия сопровождается центрацией восприятия. При равнозначности объектов преимущественно вы­деляется центральный объект или объект больший по величине (рис. 4.15). Возможны и другие примеры

центрации восприятия.

, », f,i Puс 4.15. Избирательность восприятия.

Выделяется фигура в центре,

, а не четыре по краям

Рис. 4.15. Избирательность восприятия. vu.: i j,, i Выделяется фигура в центре, ? ,;,,. а не четыре по краям ,,

В тех случаях, когда конфигурация образована двумя отлич­ными друг от друга и однородными элементами, из которых ни один не включен в другой и у которых к тому же имеются общие границы, оба элемента с одинаковой вероятностью могут воспри­ниматься как фигуры. Поэтому возможны разные толкования их взаимосвязи. Это явление получило название — двойственное вос­приятие связи «фигура—фон» (рис. 4.16, 4.17). Когда рассматрива­ешь подобные неоднозначные рисунки, обычно в самом начале один из элементов воспринимается как фигура, но вскоре она на­чинает казаться фоном.


 

Рис. 4.17. Где фигура, а где фон? Что Вы здесь видите: женское лицо или мужчину, играющего на саксофоне? (Иллюзия Клинтона и Моники)




©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.