Объективность психологических исследований... жим предъявления информации испытуемому в зависимости от результатов его работы и изменения его функционального состояния. Во втором — ЭВМ работает по жесткой, заранее определенной и постоянной в процессе исследования программе. 3. Имитация (моделирование) деятельности человека, когда ЭВМ по определенной программе имитирует деятельность чело века. Имитация может носить детерминированный или статисти ческий характер. 4. Создание информационно-справочной системы психологи ческих данных, когда накапливаемый справочный материал кон центрируется в памяти ЭВМ. Аппаратура для измерения физиологических характеристик обычно включает следующие устройства: • датчики или электроды (служат для отведения потенциалов с поверхности тела человека); • преобразователь (служит для преобразования исходного сиг нала к виду, с которым легко вести его дальнейшее усиление); • усилитель биоэлектрических сигналов; • регистратор (служит для выдачи результата измерений в графической или цифровой форме). 2.5. ОБЪЕКТИВНОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ПОЛУЧЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ Наряду с рассмотренными методами, предназначенными для сбора первичной информации, в психологии широко применяются различные способы и приемы обработки данных полученных в результате психологических исследований, их логического и математического анализа для получения вторичных результатов, т.е. факторов и выводов, вытекающих из интерпретации переработанной первичной информации. Для этой цели применяются, в частности, разнообразные методы математической статистики, без которых зачастую невозможно получить достоверную информацию об изучаемых явлениях, а также методы качественного анализа полученных данных. При изучении психических явлений психология не может ограничиться исследованием единичных факторов, как бы интересны они сами по себе ни были. Психические процессы — массовые явления, и поэтому присущие им закономерности могут быть выявлены лишь путем исследования массовых факторов. Только ис- Глава 2. Методы научного исследования психики следование достаточного числа лиц позволяет сделать выводы, характеризующие действительные, а не случайные особенности и закономерности изучаемого явления. Необходимость изучать массовые явления заставляет психологию прибегать к статистическим методам исследования. Статистические методы исследования применяются при анализе полученных в исследовании материалов. Однако правильное применение методов статистики выдвигает серьезные требования и к методике собирания материала в процессе исследования. Как известно, статистический метод опирается на законы больших чисел, а это в ряде случаев требует большого числа наблюдений. Полученные при статистической обработке материала выводы могут отличаться различной степенью вероятности объективной возможности повторения или обнаружения при данных условиях. Вероятность сделанного вывода зависит от количества произведенных наблюдений и колеблется от 0 (невозможность данного факта) до 1 (полная достоверность, обязательное наступление при определенных условиях). При статистических методах применяют различные способы обработки материала. Это могут быть как достаточно простые, например кривая распределения, среднее арифметическое, среднее квадратическое отклонение и др., так и более сложные способы обработки, например множественная регрессия, факторный анализ и т.д., требующие использования ЭВМ. Излагая различные методы изучения психики, мы сознательно не будем подробно рассматривать методы математико-статисти-ческой обработки данных. Это делается потому, что, во-первых, существует обширная учебная литература, справочники и монографии, где эти вопросы изложены профессионально и подробно. Во-вторых, студенты-психологи изучают отдельный курс «Математические методы в психологии». Поэтому содержание данного материала изложено с того момента, когда данные исследования уже обработаны и представлены в той или иной форме. Остановимся сначала на проблеме объективности психологических исследований, а также качественном анализе и психологической интерпретации полученных результатов. Эти вопросы представляют особый интерес. Исследование всегда исходит из какого-либо понимания и является истолкованием изучаемого. Исходя из определенного понимания, оно обычно рано или поздно вскрывает факты, разрушающие или видоизменяющие старое, исходное понимание, которое 62 - ' _______________ 2.5. Объективность психологических исследований... привело к их раскрытию и ведет к новому, а новое понимание ориентирует исследование на новые факты и т.д. Как отмечает С.Л. Рубинштейн, лишь учитывая эти общие методические соображения, например, относящиеся к методу наблюдения, можно разрешить основную принципиальную трудность, с которой связано объективное наблюдение специально в психологии. Как можно посредством объективного, внешнего наблюдения изучать психические, внутренние процессы? Что, собственно, является предметом объективного психологического наблюдения? Сторонники поведенческой психологии отвечают, что предметом объективного психологического наблюдения могут являться только внешние реакции, различные движения, жесты и ничего больше, потому что только они — объективные факты. Однако наблюдение, которое ограничилось бы внешними реакциями, могло бы быть объективным, но оно не было бы психологическим. Описание поведения, которое может представлять какой-либо интерес в психологическом плане, всегда должно содержать в себе психологическое истолкование. Недаром даже сугубо объективные описания такого крайнего представителя бихевиоризма, как Дж.Б. Уот-сон, испещрены выражениями, заключающими психологическое содержание, как-то: «ребенок стремился достать игрушку» или «он избегал прикосновения» и пр. В действительности объективное наблюдение в психологии направлено не на реакции, не на внешние действия сами по себе, а на их психологическое содержание. При этом приходится считаться с тем, что внешний акт непосредственно не тождественен с внутренней операцией и поэтому неоднозначно ее определяет. Поэтому точка зрения тех психологов, которые считают, что психологическое содержание интуитивно, т.е. непосредственно дано во внешнем объективном наблюдении чисто описательного типа, в конечном счете так же несостоятельна, как и точка зрения тех, которые считают психологическое содержание вообще недоступным для объективного наблюдения. Таким образом, описание явлений на основе наблюдения правильно, если заключенное в нем психологическое понимание внутренней психологической стороны внешнего акта дает закономерное объяснение его внешнего протекания в различных условиях. Отдельно остановимся на проблеме точности измерения получаемой информации, а также ее количественных и качественных характеристиках. Эта проблема давно существовала в психологии. Глава 2. Методы научного исследования психики______________________ С одной стороны, данная проблема тесно связана с проблемой объективности исследования. Психологи давно задают себе вопрос: «Чем можно доказать, что наблюдаемое явление неслучайно или что оно объективно существует?» В процессе становления и развития психологии была определена методология подтверждения объективности результатов эксперимента. Например, таким подтверждением может быть повторение результатов в исследованиях с другими испытуемыми, находящимися в аналогичных условиях. С другой стороны, данная проблема связана с проблемой сопоставимости полученных результатов, например, как сопоставить выраженность определенной психологической характеристики у различных людей. Попытки количественной оценки психологических явлений стали предприниматься начиная со второй половины XIX в., когда возникла необходимость сделать психологию более точной и полезной наукой. Но еще раньше, в 1835 г., вышла в свет книга создателя современной статистики А. Кетле «Социальная физика». В этой книге А. Кетле, опираясь на теорию вероятностей, показал, что ее формулы позволяют обнаружить подчиненность поведения людей некоторым закономерностям. Благодаря этому становится возможным предсказывать разнообразные явления (в том числе и психологические) на основе статистических законов. Для познания этих законов безнадежно изучать каждого человека в отдельности. Объектом изучения поведения должны быть большие массы людей, а основным методом — вариационная статистика. Уже первые серьезные попытки решить проблему количественных измерений в психологии позволили открыть и сформулировать несколько законов, связывающих силу ощущений человека с выраженными в физических единицах стимулами, воздействующими на организм. К ним относятся законы Бугера—Вебера, Вебера—Фехнера и Стивенса, представляющие собой математические формулы, при помощи которых определяется связь между физическими стимулами и ощущениями человека, а также относительный и абсолютный пороги ощущений. Впоследствии математика широко вошла в психологические исследования, что в определенной степени повысило их объективность и способствовало превращению психологии в одну из наиболее целесообразных с практической точки зрения наук. Широкое внедрение математики в психологию определило необходимость разработки методов, позволяющих многократно проводить однотипные исследования, т.е. потребовало решить проблему стандар- _______________ 2.5. Объективность психологических исследований... тизации процедур и методик. Основной смысл стандартизации заключается в том, что для обеспечения наименьшей вероятности 1 ошибки при сравнении между собой результатов психологических 0 . обследований двух людей или нескольких групп необходимо прежде всего обеспечить использование одинаковых методов, стабильно, т.е. независимо от внешних условий, измеряющих одну и ту же психологическую характеристику. Вопросы и задания для самоконтроля 1. Дайте понятие метода и основных особенностей психологи ческого метода. 2. Охарактеризуйте основные принципиальные установки пси хологических методик. 3. Каким основным требованиям должны отвечать методы пси хологического исследования? f .,,,.. .; 4. Дайте классификацию психологических методов. •;.■., ,■,, ,v 5. Охарактеризуйте метод наблюдение. ...,< ; 6. Охарактеризуйте метод эксперимент. 7. Опишите отдельные этапы организации и проведения экс периментов. 8. Дайте характеристику вспомогательных методов психологии. 9. Охарактеризуйте дополнительные методы психологии. 10. Дайте основные понятия объективности психологического исследования. 11. Опишите особенности психологической интерпретации по лученной информации. Глава 3 СЕНСОРНЫЕ ПРОЦЕССЫ 3.1. СЕНСОРНЫЕ И ПЕРЦЕПТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ В СТРУКТУРЕ ПРИЕМА L )( И ПЕРЕРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ Отражение человеком воздействий окружающего мира происходит посредством познавательных психических процессов, а именно: сенсорных (ощущение), перцептивных (восприятие), мнемичес-ких (процессы памяти) и интеллектуальных (мышление). Познавательная деятельность человека с необходимостью предполагает непосредственное воздействие окружающих предметов и явлений на органы чувств человека. Мозг человека непрерывно получает сигналы о том, что происходит в окружающей среде и внутри самого организма. Эти сигналы отражают свойства, качества предметов и явлений, состояние его внутренних органов. Благодаря этому человек познает окружающий мир. Указанные познавательные психические процессы образуют структуру приема информации, которая включает в себя следующие отдельные этапы: Раздражитель (Р, слуховой, зрительный и др.) воздействует на органы чувств (04). В результате этого возникают нервные импульсы (НИ), которые по нервным проводящим путям поступают в головной мозг человека (ГМ), обрабатываются там и формируются в отдельные ощущения (ОЩ). На основе этого складывается целостный образ восприятия предмета (ЦОВ), который сопоставляется с эталоном памяти (ЭП), в результате чего происходит опознание предмета (ОП). Затем посредством мыслительной деятельности (М) при мысленном сопоставлении текущей информации и прежнего опыта происходит осмысление и понимание информации (ОС). Информация, на основе которой складывается целостный образ, поступает к нам по различным каналам: аудиальным (слуховые 3.1. Сенсорные и перцептивные процессы... образы), визуальным (зрительные образы), кинестетическим (чувственные образы) и т.п. Процесс первичной обработки информации происходит на уровне отдельных свойств предметов и явлений и определяется ощущениями. Этот уровень обработки информации называется сенсорным. Однако ощущение — это только первичный материал, в нем отсутствует целостное представление о том явлении, которое вызвало ощущение. Формирование психического образа происходит на уровне восприятия. Восприятие, или перцепция,— это процесс обработки сенсорной информации. Таким образом, в процессе любой познавательной деятельности отправной точкой является ощущение, а ведущим процессом — восприятие. Выделение двух стадий обработки информации — сенсорного и перцептивного — во многом является абстрактным. Сенсорные и перцептивные процессы трудно отделить друг от друга, подобно тому как неразрывны последовательные действия одного театрального спектакля. Можно привести и другой пример: идя по ночной улице, мы воспринимаем здания, тротуар, фонари и автомобили, а не просто ощущаем шорохи, блики, шумы и вибрации. Анализ сенсорных и перцептивных процессов, участвующих в приеме информации, раскрытие их природы и закономерностей необходимы человеку для решения задачи оптимального построения информационной модели реальной обстановки. Исследования, проведенные в психологии, показывают, что формирование перцептивного образа является фазным процессом и включает несколько стадий: обнаружение, различение и опознание (Б.Ф. Ломов). Обнаружение — стадия восприятия, на которой наблюдатель выделяет объект из фона, но еще не может судить о его форме и признаках. Различение — стадия восприятия, на которой человек способен раздельно воспринимать два объекта, расположенных рядом (либо два состояния одного объекта), а также выделять детали объектов. Идентификация — стадия восприятия, на которой происходит отождествление двух одновременно воспринимаемых образов, или отнесение воспринимаемого объекта к эталону, хранящемуся в памяти. Опознание — стадия восприятия, на которой человек выделяет существенные признаки объекта и относит его к определенному классу. Глава 3. Сенсорные процессы
Возникновение ощущений При этом они не являются изначальными свойствами перцеп тивного образа, а формируются в процессе его становления. Дли тельность отдельных стадий зависит от сложности воспринимае мого сигнала. Знание последовательности различения признаков сигнала и динамики становления его образа важно для решения многочисленных практических задач. Например, таких, как выбор оптимального начертания знаков, определение числа строк в теле визионном изображении, скорости передачи сигналов и смены кад ров в проекционных системах отображения и т.п. В этой связи возникает также проблема «помехоустойчивости» восприятия, т.е. возможности человека восстанавливать сигналы, частично разру шенные помехами. Этот факт имеет также большое значение для правильного построения, например, различных информационных систем и средств отображения информации. .,,,_;
кому миру. Первое условие для преобразования ощущений есть физическое впечатление — когда ничего не действует на человека, он ничего не ощущает. Для возникновения ощущения прежде всего необходимо впечатление от предмета. К впечатлениям, которые могут вызывать ощущения во внешних и внутренних органах относятся: механическое давление и удар, электрические движения, колебания тепла и холода, свет, звуки, кровообращение, питание, вкус, запах, осязание, голод и др. При возникновении ощущений можно выделить физический, физиологический и психический процессы. Основоположником изучения физического и психического стал немецкий ученый Г.Т. Фех-нер. Основными задачами он считал изучение соотношения физического и психического миров и количественное описание этого соотношения. Участие физического, физиологического и психических процессов в возникновении ощущения показано на рис. 3.1. 3.2. ПОНЯТИЕ ОБ ОЩУЩЕНИЯХ' Разнообразную информацию о состоянии внешней и внутренней среды человеческий организм получает с помощью органов чувств посредством сенсорных процессов (в современной терминологии) или в виде ощущений (в классической терминологии). Ощущение — это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств внешних предметов и явлений окружающего мира и внутренних состояний организма, непосредственно воздействующих на органы чувств. Способность к ощущениям имеется у всех живых существ, обладающих нервной системой. Осознаваемые же ощущения имеются только у человека. Ощущения могут быть как объективны, так и субъективны. Объективный характер ощущений определяется тем, что в них всегда отражен внешний раздражитель, а субъективный — их зависимостью от состояния организма и индивидуальных особенностей человека. : 3.3. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ОЩУЩЕНИЙ Ощущение возникает как реакция нервной системы на тот или иной раздражитель и, как всякое психическое явление, имеет рефлекторный характер. Неискушенный в психологии человек редко задумывается над тем, что ощущение, например, звука и сам звук — не одно и то же. Вспышки света и вызванное ими ощущение принадлежат хотя и связанным, но различным реальностям: физическому и психичес- Рис. 3-1- Возникновение ощущений Все виды ощущений возникают в результате воздействия соответствующих стимулов раздражителей на органы чувств человека. Раздражителями называют предметы и явления действительности, воздействующие на наши органы чувств. Физиологическим механизмом ощущения является деятельность специальных нервных аппаратов, называемых анализаторами. Анализаторы принимают воздействие определенных раздражителей и трансформируют их в ощущения. Анализаторы состоят из следующих частей: • рецепторов, или органов чувств, преобразующих энергию внеш него воздействия в нервные сигналы; • проводящих нервных путей, по которым эти сигналы пере даются в мозг и обратно к рецепторам; • корковых проекционных зон головного мозга. Каждый рецептор приспособлен к приему только определенного вида воздействия (свет, звук и т.п.) и обладает специфичес- Глава 3. Сенсорные процессы кой возбудимостью по отношению к физическим и химическим агентам (табл. 3.1). Для возникновения ощущения необходима работа анализатора как единого целого.
3.4. Классификация и виды ощущений |