МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Объективность психологических исследований...





жим предъявления информации испытуемому в зависимости от результатов его работы и изменения его функционального состоя­ния. Во втором — ЭВМ работает по жесткой, заранее определен­ной и постоянной в процессе исследования программе.

3. Имитация (моделирование) деятельности человека, когда
ЭВМ по определенной программе имитирует деятельность чело­
века. Имитация может носить детерминированный или статисти­
ческий характер.

4. Создание информационно-справочной системы психологи­
ческих данных, когда накапливаемый справочный материал кон­
центрируется в памяти ЭВМ.

Аппаратура для измерения физиологических характеристик обыч­но включает следующие устройства:

• датчики или электроды (служат для отведения потенциалов
с поверхности тела человека);

• преобразователь (служит для преобразования исходного сиг­
нала к виду, с которым легко вести его дальнейшее усиление);

• усилитель биоэлектрических сигналов;

• регистратор (служит для выдачи результата измерений в
графической или цифровой форме).

2.5. ОБЪЕКТИВНОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ

ИССЛЕДОВАНИЙ И ОСОБЕННОСТИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ

ПОЛУЧЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ

Наряду с рассмотренными методами, предназначенными для сбора первичной информации, в психологии широко применяют­ся различные способы и приемы обработки данных полученных в результате психологических исследований, их логического и мате­матического анализа для получения вторичных результатов, т.е. факторов и выводов, вытекающих из интерпретации переработан­ной первичной информации. Для этой цели применяются, в част­ности, разнообразные методы математической статистики, без ко­торых зачастую невозможно получить достоверную информацию об изучаемых явлениях, а также методы качественного анализа полученных данных.

При изучении психических явлений психология не может ог­раничиться исследованием единичных факторов, как бы интерес­ны они сами по себе ни были. Психические процессы — массовые явления, и поэтому присущие им закономерности могут быть вы­явлены лишь путем исследования массовых факторов. Только ис-


Глава 2. Методы научного исследования психики

следование достаточного числа лиц позволяет сделать выводы, ха­рактеризующие действительные, а не случайные особенности и закономерности изучаемого явления. Необходимость изучать мас­совые явления заставляет психологию прибегать к статистичес­ким методам исследования.

Статистические методы исследования применяются при ана­лизе полученных в исследовании материалов. Однако правильное применение методов статистики выдвигает серьезные требования и к методике собирания материала в процессе исследования.

Как известно, статистический метод опирается на законы боль­ших чисел, а это в ряде случаев требует большого числа наблю­дений. Полученные при статистической обработке материала вы­воды могут отличаться различной степенью вероятности объек­тивной возможности повторения или обнаружения при данных условиях. Вероятность сделанного вывода зависит от количества произведенных наблюдений и колеблется от 0 (невозможность данного факта) до 1 (полная достоверность, обязательное на­ступление при определенных условиях).

При статистических методах применяют различные способы обработки материала. Это могут быть как достаточно простые, например кривая распределения, среднее арифметическое, среднее квадратическое отклонение и др., так и более сложные способы обработки, например множественная регрессия, факторный анализ и т.д., требующие использования ЭВМ.



Излагая различные методы изучения психики, мы сознательно не будем подробно рассматривать методы математико-статисти-ческой обработки данных. Это делается потому, что, во-первых, существует обширная учебная литература, справочники и моно­графии, где эти вопросы изложены профессионально и подробно. Во-вторых, студенты-психологи изучают отдельный курс «Мате­матические методы в психологии». Поэтому содержание данного материала изложено с того момента, когда данные исследования уже обработаны и представлены в той или иной форме.

Остановимся сначала на проблеме объективности психологи­ческих исследований, а также качественном анализе и психологи­ческой интерпретации полученных результатов. Эти вопросы пред­ставляют особый интерес.

Исследование всегда исходит из какого-либо понимания и яв­ляется истолкованием изучаемого. Исходя из определенного по­нимания, оно обычно рано или поздно вскрывает факты, разруша­ющие или видоизменяющие старое, исходное понимание, которое

62 - '


_______________ 2.5. Объективность психологических исследований...

привело к их раскрытию и ведет к новому, а новое понимание ориентирует исследование на новые факты и т.д. Как отмечает С.Л. Рубинштейн, лишь учитывая эти общие методические сооб­ражения, например, относящиеся к методу наблюдения, можно разрешить основную принципиальную трудность, с которой свя­зано объективное наблюдение специально в психологии. Как мож­но посредством объективного, внешнего наблюдения изучать пси­хические, внутренние процессы? Что, собственно, является пред­метом объективного психологического наблюдения?

Сторонники поведенческой психологии отвечают, что предме­том объективного психологического наблюдения могут являться только внешние реакции, различные движения, жесты и ничего больше, потому что только они — объективные факты. Однако наблюдение, которое ограничилось бы внешними реакциями, могло бы быть объективным, но оно не было бы психологическим. Описа­ние поведения, которое может представлять какой-либо интерес в психологическом плане, всегда должно содержать в себе психоло­гическое истолкование. Недаром даже сугубо объективные описа­ния такого крайнего представителя бихевиоризма, как Дж.Б. Уот-сон, испещрены выражениями, заключающими психологическое со­держание, как-то: «ребенок стремился достать игрушку» или «он избегал прикосновения» и пр.

В действительности объективное наблюдение в психологии на­правлено не на реакции, не на внешние действия сами по себе, а на их психологическое содержание. При этом приходится считать­ся с тем, что внешний акт непосредственно не тождественен с внутренней операцией и поэтому неоднозначно ее определяет.

Поэтому точка зрения тех психологов, которые считают, что психологическое содержание интуитивно, т.е. непосредственно да­но во внешнем объективном наблюдении чисто описательного ти­па, в конечном счете так же несостоятельна, как и точка зрения тех, которые считают психологическое содержание вообще недос­тупным для объективного наблюдения.

Таким образом, описание явлений на основе наблюдения пра­вильно, если заключенное в нем психологическое понимание внут­ренней психологической стороны внешнего акта дает закономер­ное объяснение его внешнего протекания в различных условиях.

Отдельно остановимся на проблеме точности измерения полу­чаемой информации, а также ее количественных и качественных характеристиках. Эта проблема давно существовала в психологии.


Глава 2. Методы научного исследования психики______________________

С одной стороны, данная проблема тесно связана с проблемой объективности исследования. Психологи давно задают себе вопрос: «Чем можно доказать, что наблюдаемое явление неслучайно или что оно объективно существует?» В процессе становления и разви­тия психологии была определена методология подтверждения объ­ективности результатов эксперимента. Например, таким подтвер­ждением может быть повторение результатов в исследованиях с другими испытуемыми, находящимися в аналогичных условиях.

С другой стороны, данная проблема связана с проблемой со­поставимости полученных результатов, например, как сопоставить выраженность определенной психологической характеристики у различных людей.

Попытки количественной оценки психологических явлений ста­ли предприниматься начиная со второй половины XIX в., когда возникла необходимость сделать психологию более точной и по­лезной наукой. Но еще раньше, в 1835 г., вышла в свет книга создателя современной статистики А. Кетле «Социальная физи­ка». В этой книге А. Кетле, опираясь на теорию вероятностей, по­казал, что ее формулы позволяют обнаружить подчиненность по­ведения людей некоторым закономерностям. Благодаря этому ста­новится возможным предсказывать разнообразные явления (в том числе и психологические) на основе статистических законов. Для познания этих законов безнадежно изучать каждого человека в отдельности. Объектом изучения поведения должны быть большие массы людей, а основным методом — вариационная статистика.

Уже первые серьезные попытки решить проблему количе­ственных измерений в психологии позволили открыть и сформу­лировать несколько законов, связывающих силу ощущений чело­века с выраженными в физических единицах стимулами, воздей­ствующими на организм. К ним относятся законы Бугера—Вебера, Вебера—Фехнера и Стивенса, представляющие собой математи­ческие формулы, при помощи которых определяется связь между физическими стимулами и ощущениями человека, а также отно­сительный и абсолютный пороги ощущений.

Впоследствии математика широко вошла в психологические исследования, что в определенной степени повысило их объектив­ность и способствовало превращению психологии в одну из наи­более целесообразных с практической точки зрения наук. Широ­кое внедрение математики в психологию определило необходимость разработки методов, позволяющих многократно проводить одно­типные исследования, т.е. потребовало решить проблему стандар-


_______________ 2.5. Объективность психологических исследований...

тизации процедур и методик. Основной смысл стандартизации
заключается в том, что для обеспечения наименьшей вероятности
1 ошибки при сравнении между собой результатов психологических

0 . обследований двух людей или нескольких групп необходимо прежде

всего обеспечить использование одинаковых методов, стабильно, т.е. независимо от внешних условий, измеряющих одну и ту же психологическую характеристику.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Дайте понятие метода и основных особенностей психологи­
ческого метода.

2. Охарактеризуйте основные принципиальные установки пси­
хологических методик.

3. Каким основным требованиям должны отвечать методы пси­
хологического исследования? f .,,,.. .;

4. Дайте классификацию психологических методов. •;.■., ,■,, ,v

5. Охарактеризуйте метод наблюдение. ...,< ;

6. Охарактеризуйте метод эксперимент.

7. Опишите отдельные этапы организации и проведения экс­
периментов.

8. Дайте характеристику вспомогательных методов психологии.

9. Охарактеризуйте дополнительные методы психологии.

 

10. Дайте основные понятия объективности психологического
исследования.

11. Опишите особенности психологической интерпретации по­
лученной информации.



Глава 3 СЕНСОРНЫЕ ПРОЦЕССЫ

3.1. СЕНСОРНЫЕ И ПЕРЦЕПТИВНЫЕ
ПРОЦЕССЫ В СТРУКТУРЕ ПРИЕМА L

)( И ПЕРЕРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ

Отражение человеком воздействий окружающего мира проис­ходит посредством познавательных психических процессов, а именно: сенсорных (ощущение), перцептивных (восприятие), мнемичес-ких (процессы памяти) и интеллектуальных (мышление).

Познавательная деятельность человека с необходимостью пред­полагает непосредственное воздействие окружающих предметов и явлений на органы чувств человека. Мозг человека непрерывно получает сигналы о том, что происходит в окружающей среде и внутри самого организма. Эти сигналы отражают свойства, качест­ва предметов и явлений, состояние его внутренних органов. Бла­годаря этому человек познает окружающий мир.

Указанные познавательные психические процессы образуют структуру приема информации, которая включает в себя следую­щие отдельные этапы:

Раздражитель (Р, слуховой, зрительный и др.) воздействует на органы чувств (04). В результате этого возникают нервные им­пульсы (НИ), которые по нервным проводящим путям поступают в головной мозг человека (ГМ), обрабатываются там и формиру­ются в отдельные ощущения (ОЩ). На основе этого складывается целостный образ восприятия предмета (ЦОВ), который сопостав­ляется с эталоном памяти (ЭП), в результате чего происходит опознание предмета (ОП). Затем посредством мыслительной дея­тельности (М) при мысленном сопоставлении текущей информа­ции и прежнего опыта происходит осмысление и понимание ин­формации (ОС).

Информация, на основе которой складывается целостный образ, поступает к нам по различным каналам: аудиальным (слуховые


3.1. Сенсорные и перцептивные процессы...

образы), визуальным (зрительные образы), кинестетическим (чув­ственные образы) и т.п.

Процесс первичной обработки информации происходит на уров­не отдельных свойств предметов и явлений и определяется ощу­щениями. Этот уровень обработки информации называется сен­сорным. Однако ощущение — это только первичный материал, в нем отсутствует целостное представление о том явлении, которое вызвало ощущение. Формирование психического образа происхо­дит на уровне восприятия. Восприятие, или перцепция,— это про­цесс обработки сенсорной информации.

Таким образом, в процессе любой познавательной деятельнос­ти отправной точкой является ощущение, а ведущим процессом — восприятие.

Выделение двух стадий обработки информации — сенсорно­го и перцептивного во многом является абстрактным. Сен­сорные и перцептивные процессы трудно отделить друг от дру­га, подобно тому как неразрывны последовательные действия одного театрального спектакля. Можно привести и другой при­мер: идя по ночной улице, мы воспринимаем здания, тротуар, фонари и автомобили, а не просто ощущаем шорохи, блики, шумы и вибрации.

Анализ сенсорных и перцептивных процессов, участвующих в приеме информации, раскрытие их природы и закономерностей необходимы человеку для решения задачи оптимального построе­ния информационной модели реальной обстановки.

Исследования, проведенные в психологии, показывают, что фор­мирование перцептивного образа является фазным процессом и включает несколько стадий: обнаружение, различение и опозна­ние (Б.Ф. Ломов).

Обнаружение — стадия восприятия, на которой наблюдатель выделяет объект из фона, но еще не может судить о его форме и признаках.

Различение стадия восприятия, на которой человек способен раздельно воспринимать два объекта, расположенных рядом (либо два состояния одного объекта), а также выделять детали объектов.

Идентификация стадия восприятия, на которой происхо­дит отождествление двух одновременно воспринимаемых образов, или отнесение воспринимаемого объекта к эталону, хранящемуся в памяти.

Опознание стадия восприятия, на которой человек выделя­ет существенные признаки объекта и относит его к определенно­му классу.


Глава 3. Сенсорные процессы


Возникновение ощущений


 


При этом они не являются изначальными свойствами перцеп­
тивного образа, а формируются в процессе его становления. Дли­
тельность отдельных стадий зависит от сложности воспринимае­
мого сигнала. Знание последовательности различения признаков
сигнала и динамики становления его образа важно для решения
многочисленных практических задач. Например, таких, как выбор
оптимального начертания знаков, определение числа строк в теле­
визионном изображении, скорости передачи сигналов и смены кад­
ров в проекционных системах отображения и т.п. В этой связи
возникает также проблема «помехоустойчивости» восприятия, т.е.
возможности человека восстанавливать сигналы, частично разру­
шенные помехами. Этот факт имеет также большое значение для
правильного построения, например, различных информационных
систем и средств отображения информации. .,,,_;


кому миру. Первое условие для преобразования ощущений есть физическое впечатление — когда ничего не действует на человека, он ничего не ощущает. Для возникновения ощущения прежде все­го необходимо впечатление от предмета. К впечатлениям, которые могут вызывать ощущения во внешних и внутренних органах от­носятся: механическое давление и удар, электрические движения, колебания тепла и холода, свет, звуки, кровообращение, питание, вкус, запах, осязание, голод и др.

При возникновении ощущений можно выделить физический, физиологический и психический процессы. Основоположником изу­чения физического и психического стал немецкий ученый Г.Т. Фех-нер. Основными задачами он считал изучение соотношения физи­ческого и психического миров и количественное описание этого соотношения. Участие физического, физиологического и психичес­ких процессов в возникновении ощущения показано на рис. 3.1.


 


       
 
   
 


3.2. ПОНЯТИЕ ОБ ОЩУЩЕНИЯХ'

Разнообразную информацию о состоянии внешней и внутрен­ней среды человеческий организм получает с помощью органов чувств посредством сенсорных процессов (в современной терми­нологии) или в виде ощущений (в классической терминологии).

Ощущение это простейший психический процесс, состоя­щий в отражении отдельных свойств внешних предметов и явле­ний окружающего мира и внутренних состояний организма, не­посредственно воздействующих на органы чувств.

Способность к ощущениям имеется у всех живых существ, обладающих нервной системой. Осознаваемые же ощущения име­ются только у человека. Ощущения могут быть как объективны, так и субъективны. Объективный характер ощущений определяет­ся тем, что в них всегда отражен внешний раздражитель, а субъек­тивный — их зависимостью от состояния организма и индивиду­альных особенностей человека.

: 3.3. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ОЩУЩЕНИЙ

Ощущение возникает как реакция нервной системы на тот или иной раздражитель и, как всякое психическое явление, имеет рефлекторный характер.

Неискушенный в психологии человек редко задумывается над тем, что ощущение, например, звука и сам звук — не одно и то же. Вспышки света и вызванное ими ощущение принадлежат хотя и связанным, но различным реальностям: физическому и психичес-


Рис. 3-1- Возникновение ощущений

Все виды ощущений возникают в результате воздействия со­ответствующих стимулов раздражителей на органы чувств человека.

Раздражителями называют предметы и явления действитель­ности, воздействующие на наши органы чувств.

Физиологическим механизмом ощущения является деятель­ность специальных нервных аппаратов, называемых анализато­рами. Анализаторы принимают воздействие определенных раз­дражителей и трансформируют их в ощущения.

Анализаторы состоят из следующих частей:

• рецепторов, или органов чувств, преобразующих энергию внеш­
него воздействия в нервные сигналы;

• проводящих нервных путей, по которым эти сигналы пере­
даются в мозг и обратно к рецепторам;

• корковых проекционных зон головного мозга.

Каждый рецептор приспособлен к приему только определен­ного вида воздействия (свет, звук и т.п.) и обладает специфичес-


 




         
   
 
   
 
 



Глава 3. Сенсорные процессы

кой возбудимостью по отношению к физическим и химическим агентам (табл. 3.1). Для возникновения ощущения необходима ра­бота анализатора как единого целого.


3.4. Классификация и виды ощущений





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.