МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Основные методы психологии





как дополнительный и как самостоятельный, хотя и не основной метод психологического исследования. Так, сведения о качествен­ной стороне психических явлений можно получить только путем самонаблюдения. Что значит различать тон, видеть зеленый, жел­тый и другие цвета, думать, гневаться, стыдиться или желать и хо­теть все это превосходно известно нам из самонаблюдения. Кому какое-либо душевное состояние не дано в нем самом, тот ни из каких других источников не пополнит своего знания. Слепо­рожденный и глухонемой не могут на основе внутреннего опыта познать цвета и звуки.

Знание всего этого образовалось вследствие долгого наблюде­ния над самим собой, изучением того, какие душевные состояния и как выражались в слове.

Особенно полезным метод самонаблюдения может быть при изучении психологических состояний: настроения бодрости, раз­дражительности, работоспособности, профессиональной продуктив­ности. Сталкиваясь на практике с поведением других людей, пси­холог стремится понять его психологическое содержание. При этом в большинстве случаев он обращается к своему поведению, в том числе и к анализу своих переживаний. Поэтому, для того чтобы успешно работать, психолог должен научиться объективно оцени­вать свое состояние и свои переживания.

В процессе наблюдения важным профессиональным качеством психолога является его наблюдательность. Так, некоторые специа­листы ведут дневники наблюдения. К примеру, на основе своих дневников А.С. Макаренко написал «Педагогическую поэму».

Следует отметить, что метод самонаблюдения, помимо преи­муществ, обладает целым рядом недостатков. Во-первых, наблю­дать свои переживания очень трудно. Они или изменяются под влиянием наблюдения, или совсем прекращаются. Во-вторых, при самонаблюдении очень трудно избежать субъективизма, посколь­ку наше восприятие происходящего имеет субъективную окраску. В-третьих, при самонаблюдении трудно выразить некоторые от­тенки наших переживаний.

Эксперимент

Одним из основных методов научного познания вообще и пси-хологического^в частностиа является эксперимент.

Эксперимент — метод, предполагающий активное вмешатель­ство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания наилучших условий для изучения конкретных психологических явлений.


Глава 2. Методы научного исследования психики______________________

Эксперимент основан на создании искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценива­ется лучше всего. Главным достоинством эксперимента является то, что он позволяет надежнее других психологических методов делать выводы о причинно-следственных связях исследуемого фе­номена, научно объяснить происходящее явления и его развитие.

Основные особенности эксперимента заключаются в следующем:

1. В эксперименте исследователь сам вызывает изучаемое
им явление,
вместо того чтобы ждать, как при объективном наб­
людении, пока случайный поток явлений доставит ему такую
возможность.

2. Имея возможность вызывать изучаемое явление, экспери­
ментатор может варьировать, изменять условия, при которых про­
текает явление, вместо того чтобы, как при простом наблюдении,
брать их такими, какими ему их доставляет случай.

3. Изолируя отдельные условия и изменяя одно из них при
сохранении неизменными остальных, эксперимент тем самым вы­
являет значение отдельных условий и устанавливает закономер­
ные связи, определяющие изучаемый им процесс. Эксперимент,
таким образом, очень мощное методическое средство для выявле­
ния закономерностей.

4. Выявляя закономерности связи между явлениями, экспери­
ментатор может варьировать не только сами условия в смысле их
наличия или отсутствия, но и их количественные соотношения.
В результате эксперимента устанавливаются допускающие мате­
матическую формулировку количественные закономерности. В ос­
новном именно благодаря эксперименту естествознание пришло к
открытию законов природы.

Основная задача психологического эксперимента заключается в том, чтобы сделать доступными для объективного внешнего наб­людения существенные особенности внутреннего психического процесса. Для этого нужно, варьируя условия протекания внеш­ней деятельности, найти ситуацию, при которой внешнее проте­кание акта адекватно отражало бы его внутреннее психологичес­кое содержание.

За последние годы эксперимент получил очень многообразные формы и широкое применение в самых различных областях пси­хологии. При этом некоторые из новейших экспериментов отли­чаются большой строгостью методики и по простоте, изяществу и точности результатов они иногда не уступают лучшим образцам, созданным такими зрелыми экспериментальными науками, как, например, физика.


2.2. Основные методы психологии

Основное отличие и достоинство эксперимента в том, что ис­следователь может по желанию вызвать какой-либо психический процесс или свойство, проследить зависимость психического яв­ления от внешних условий. Это преимущество экспериментально­го метода объясняет его очень широкое применение в психологии. Основная масса эмпирических фактов в психологии получена экс­периментальным путем.

Однако не всякая исследовательская задача может быть реше­на с помощью эксперимента. Так, если изучение психических про­цессов и функций ведется преимущественно экспериментальным путем, изучение более простых свойств личности (темперамента, многих способностей) также доступно экспериментальному мето­ду, то характер и сложные виды способностей эксперименту пока недоступны.

Поскольку от наблюдения и других методов эксперимент от­личается активным вмешательством в ситуацию со стороны ис­следователя, очень сложным и существенным является вопрос о влиянии воздействия экспериментатора на испытуемого. Для пре­одоления возникающих в связи с этим трудностей иногда стре­мятся устранить непосредственное воздействие экспериментатора и построить эксперимент так, чтобы самая ситуация, а не непос­редственное вмешательство экспериментатора (инструкция и т.п.) вызывала у испытуемого подлежащие исследованию акты. Одна­ко, поскольку эксперимент по самому существу своему всегда вклю­чает непосредственное либо опосредованное воздействие экспери­ментатора, то вопрос заключается не столько в том, чтобы устра­нить это воздействие, сколько в том, чтобы правильно учесть и организовать его.

Пользуясь экспериментом в психологии, никогда нельзя забы­вать того, что всякое вмешательство экспериментатора в целях изучения психических явлений вместе с тем неизбежно оказыва­ется и средством полезного или вредного воздействия на изучае­мую личность. Особое значение это положение приобретает при изучении психологии ребенка. Она накладывает ограничение на использование эксперимента, с которым нельзя не считаться. При оценке и истолковании результатов эксперимента необходимо спе­циально выявить и учесть отношение испытуемого к эксперимен­тальному заданию и экспериментатору. Это необходимо, потому что поведение испытуемого в эксперименте — это не автоматичес­кая реакция, а конкретное проявление личности, которая устанав­ливает свое отношение к окружающему, и оно сказывается на ее поведении в экспериментальной ситуации.



Глава 2. Методы научного исследования психики______________________

Необходимо также иметь в виду, что данные, полученные в экспериментальной ситуации, могут быть правильно истолкова­ны, только взятые в соотношении с условиями, в которых они получены.

Эксперимент может быть:

• лабораторным, когда он протекает в специально организован­
ных условиях, а действия испытуемого определяются инструкцией;

• естественным, когда изучение осуществляется в естествен­
ных условиях;

• констатирующим, когда изучаются лишь необходимые пси­
хологические явления;

• формирующим, в процессе этого эксперимента развиваются
определенные качества испытуемых.

Остановимся вначале на рассмотрении лабораторного экспе­римента.

Лабораторный эксперимент предполагает создание искус­ственной ситуации, в которой изучаемое свойство может быть лучше всего оценено. Лабораторный эксперимент является од­ной из разновидностей моделирования деятельности испытуемо­го и проводится в специально создаваемых и контролируемых условиях, как правило, с применением специальной аппаратуры и приборов. Смысл его заключается в том, что перед испытуе­мым ставится задача в лабораторных условиях выполнять опре­деленные действия, по своей психологической структуре наибо­лее соответствующие действиям реальной деятельности. Такое моделирование позволяет в лабораторных условиях изучить ка­кую-либо реальную деятельность с большой точностью регистра­ции и замеров.

Однако в силу искусственности лабораторных условий полу­ченные результаты могут отличаться от тех, которые имеют место в реальных условиях деятельности человека. Искусственность экс­перимента обусловлена тем, что в нем выключаются некоторые осложняющие условия, встречающиеся в жизненных ситуациях. Поэтому против лабораторного эксперимента выдвигаются следу­ющие три соображения:

• искусственность эксперимента; ■■ ■.;-,1..<■•-,
, , • аналитичность и абстрактность эксперимента; , -■;■,.., ,|. ;

..■■,■ • осложняющее воздействие экспериментатора.

Учитывая сказанное, результаты лабораторного эксперимента обязательно должны проверяться и сопоставляться с данными наб­людения или эксперимента в реальных условиях.






©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.