ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Глава 1. Введение в психологию ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ Допущено Министерством образования Республики Беларусь в качестве учебного пособия для студентов психологических специальностей учреждений, обеспечивающих получение высшего образования Минск Тесей 2005 УДК 159.9.01(075.8) ББК 88я73 0-28
ПРЕДИСЛОВИЕ Авторы: Л.А. Вайнгатейн, В.А. Поликарпов, И.А. Фурманов, Е.А. Трухан Рецензенты: д-р психол. наук, доц., проф. каф. прикладн. психологии БГПУ им. М. Танка Л.А. Пергаменщик; каф. психологии и педагогики РИВШ БГУ Общаяпсихология: учеб. пособие / Л.А. Вайнштейн,O-28 [и др.]. - Мн.: Тесей, 2005. - 368 с. ISBN 985-463-174-5. Пособие написано в соответствии с учебной программой дисциплины «Общая психология» для студентов отделения психологии Белорусского государственного университета с учетом современных достижений психологической науки. Рекомендуется для студентов университетов, обучающихся по специальности «Психология». УДК 159.9.01(075.8) ББК 88я73 ©Вайнштейн Л.А., Поликарпов В.А., Фурманов И.А., Трухан Е.А., 2005 © Тесей,2005 ISBN 985-463-174-5 За последние годы современная психология обогатилась знанием многих конкретных фактов из области человекознания и дала им научно обоснованное психологическое объяснение. Психологическая наука заняла достойное место среди других наук, необходимых для успешной работы в самых различных областях человеческой практики. Опираясь на все новые и новые достижения, психология пополнилась современным содержанием, отражающим различные научные и практические направления. Поэтому излагаемый учебный материал представляет собой симбиоз классических и современных представлений о функционировании человеческой психики. Предлагаемая вниманию читателя книга написана в соответствии с учебной программой курса «Общая психология» и требованиями Государственного образовательного стандарта по специальности «Психология». Авторы не ставили перед собой задачи переоценки имеющихся психологических взглядов, а ориентировались на наиболее полное, объективное, систематическое и максимально доступное изложение учебных вопросов с общепризнанных психологических позиций. Основу пособия составили работы классиков советской, отечественной и зарубежной психологии, а также белорусской психологической школы. Учебное пособие написано сотрудниками кафедры психологии Белорусского государственного университета, преподающих курс «Общая психология»: заведующим кафедрой, доктором психологических наук, профессором И.А. Фурмановым, кандидатом психологических наук, доцентом Л.А. Вайнштейном, кандидатом психологических наук, доцентом В.А. Поликарповым, преподавателем Е.А. Трухан. Выход в свет этого пособия был бы невозможен без помощи многих ученых. Авторы выражают искреннюю благодарность за содействие и поддержку в работе докторам психологических наук В.М. Козубовскому, В.А. Янчуку, Л.В. Марищук, доктору философских наук М.А. Можейко, взявшим на себя труд по оценке и рецензированию книги. Глава 1 ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ 1.1. ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА Главной особенностью психологии, отличающей ее от других наук, является то, что изучаемая этой наукой реальность стала предметом познания задолго до ее оформления как науки. Традиционно эта реальность именовалась дух, душа и являлась прерогативой религиозных и философских рефлексий. Едва человек стал задумываться о себе и об окружающем мире, он заметил, что какой-либо объект и восприятие этого объекта -- совершенно разные реальности, так же как совершенно разными реальностями являются какой-либо объект или события и воспоминания о них. Прообраз мысли, чувства или желания вообще нельзя отыскать в природе. Более того, то, что воспринимает, чувствует, помнит, о чем мыслит и чего желает человек, живет какой-то своей, во многом независимой от тела жизнью и даже оказывает на него своеобразное влияние. Уже много позже исследования в области нейрофизиологии и биологии показали, что закономерности функционирования психики не совпадают с анатомо-физиологическими свойствами человека. Это, между прочим, подтверждает то, что душа, психика является самостоятельной субстанцией реальности. Однако, несмотря на то, что психика все время обнаруживает свое присутствие и свое влияние на жизнь и поведение людей, она долгое время не становилась предметом научного познания. Дело в том, что психика не имеет материальных, т.е. доступных чувственному восприятию, свойств. Ее нельзя потрогать, увидеть и, значит, нельзя ее наблюдать, экспериментировать с ней и измерять ее. В то же время любая наука обязательно должна удовлетворять, по крайней мере, три требования. Она должна использовать методы наблюдения и эксперимента, математический анализ и применять полученные знания на практике. Ситуация изменилась в середине XIX в., когда О. Конт предложил свою классификацию наук. Вместо социальной философии он предложил создать социологию — науку об обществе, вместо 1.2. Предмет психологии философии истории — историческую науку, а вместо философской антропологии — психологию — науку о душе (хотя сам термин «психология» ввел в употребление немецкий философ XVIII в. X. Вольф). Вскоре эти идеи стали очень популярными, и в 1878 г. немецкий ученый В. Вундт основал в Лейпциге первую в мире лабораторию экспериментальной психологии. Этот год считается годом рождения психологии как науки. Вскоре И.М. Сеченов организовал подобную лабораторию в России. Еще одним фактором превращения психологии в науку стало создание бельгийским математиком А. Кетле математической статистики, ставшей математическим аппаратом психологии. Окончательное становление психологии как науки завершило создание в г. Лондоне Ф. Гальтоном лаборатории дифференциальной психологии, что обеспечило ее прикладной аспект. Развитие психологии привело к появлению различных школ. ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ В. Вундт выделял высшие и низшие психические процессы. К высшим он относил те процессы, которые связаны с сознательным синтезом. Для их изучения был предложен метод интроспекции (самонаблюдение за собственными состояниями сознания). Однако скоро выяснилось, что интроспекция не дает объективной информации. Причем данные, получаемые с ее помощью, не поддаются статистическому анализу. Все это привело к осознанию того факта, что, в отличие от других наук, особой трудностью (и, пожалуй, основной) для психологии является определение ее предмета. Преодоление возникшего кризиса привело к тому, что разные школы в психологии давали разные определения ее предмета. Так, бихевиоризм определил предмет психологии как изучение поведения человека и животных и опосредующих это поведение стимул-реактивных отношений. Условные реакции являются основной единицей анализа видимых проявлений психики, которые действуют рефлекторно, по образному выражению И.М. Сеченова, как звенья какой-либо машины. Механизм образования условных реакций наблюдаем, его можно выразить через систему законов, и он доступен математическому анализу. Это перспективное направление, основанное на учении И.П. Павлова, развивается и в настоящее время. Другим направлением поиска выхода из кризиса в том же русле стала глубинная психология, которая берет свое начало в Глава 1. Введение в психологию
Понятие о психике психоанализе 3. Фрейда. Ее отличие от бихевиоризма состоит в том, что она сохранила метод интроспекции, хотя и применила его к исследованию неосознаваемой психики. Согласно концепции 3. Фрейда, психическое существует как сознательное, предсоз-нательное и бессознательное. 3. Фрейд придерживался взглядов, основанных на обнаружении и изучении жесткой связи между причиной и следствием в психической жизни человека. Следующее направление психологии, которое основывается на принципе детерминизма и теории отражения, получило название рефлективной психологии. Само ее название происходит, по-видимому, от одного из вариантов перевода слова «рефлекс» (лат. reflexus — отражение). В то же время эта психология (иногда называемая «марксистской») считает предметом своего изучения сознание, рассматривая его как отражение объективной действительности в мозгу человека. Это позволило внести в психологию культурно-историческое измерение и развить теорию формирования высших психических функций. По другому пути пошла понимающая психология, основанная немецкими философами В. Дильтеем и Э. Шпрангером. Своим предметом понимающая психология считает не изучение причинно-следственных связей психической жизни, а их понимание путем соотнесения с миром культурно-исторических ценностей. Ярким представителем понимающей психологии является швейцарский психолог К.Г. Юнг. Наиболее популярным направлением в настоящее время является когнитивная психология. Она принадлежит к научной, а не к понимающей традиции. Предметом психологии в ней считаются процессы переработки информации человеком и реализация поведения на базе когнитивных процессов. Начало когнитивной психологии положила генетическая теория швейцарского психолога Ж. Пиаже и гештальт-психология, развивавшаяся в Германии в 30-е годы XX ст. Несмотря на все различия существующих взглядов, можно дать предельно обобщенное определение предмета психологии. Предметом психологии является психика человека и животных, основные законы ее формирования и функционирования. ПОНЯТИЕ О ПСИХИКЕ Любые исследования в области психологии имеют своейконечной целью определение природы психического. Первое определение души {грсч. psyche), сформулированное, скорее, как вопрос, дал Гераклит. Он учил: все течет, все изменяется, нельзя дважды войти в одну и ту же реку. Что же позволяет реке оставаться рекой? Русло? Но оно тоже изменяется. Следует искать неизменное в изменчивом, то, что придает этому изменчивому определенность. Это неизменное никогда не доступно чувственному восприятию и в то же время сообщает миру вещей существование. Применительно к телу человека это нечто выступает как душа. Философом, который развил это положение, был Платон. Вечное и неизменное он отнес к миру бытия, а временное и изменяемое — к миру существования. Душа — это идея тела. Она соединяется с материей (хора), и таким образом возникает человек. Другие названия идеи, как ее понимал Платон,— морфэ, форма, в немецком переводе die Gestalt. Сегодня можно было бы подобрать такой эквивалент этому понятию: матрица или программа. Ученик Платона Аристотель, развивая эти представления, дал окончательное определение психике, существующее и сейчас, несмотря на различия терминологического аппарата. Возражая Платону, Аристотель заявлял, что если общее есть общее для множества предметов, то субстанцией, т.е. бытием вполне самобытным, оно быть не может. Поэтому субстанцией может быть только единичное бытие. Единичное бытие есть сочетание формы и материи. В плане бытия форма — это сущность предмета. В плане познания форма — понятие о предмете. Материя, из которой формируется человек на основе формы, является субстратом. Сегодня мы говорим: физиологический субстрат психического. Для Аристотеля душа — это форма тела. Полное определение звучит так: душа (психика) — это способ организации живого тела. И в самом деле, с точки зрения современной биологии человек похож скорее на водопад, чем на камень (вспомним реку Гераклита). В ходе пластического обмена состав атомов человека почти полностью меняется за восемь лет, но при этом каждый из конкретных людей остается самим собой. За всю жизнь человека на непрерывное достраивание и обновление его тела уходит в среднем 75 т воды, 17 т углеводов, 2,5 т белков. И все это время нечто, оставаясь неизменным, «знает», куда, в какое место поставить тот или иной структурный элемент. Теперь мы знаем, что это нечто — психика. Вот почему, влияя на психику, мы можем влиять на тело, а свойства психики и законы ее функционирования не выводимы из свойств и законов функционирования тела. Откуда же она берется? Извне. Из мира бытия, который каждая психологическая школа интер- Глава 1. Введение в психологию претирует по-разному. Например, для Л.С. Выготского это мир культуры, депонированной в знаках. «Всякая психическая функция,— пишет он,— возникает на сцене дважды. Один раз как интерпсихическая, второй раз как интрапсихическая», т.е. сначала вне человека, а затем внутри его. Высшие психические функции возникают вследствие интериоризации, т.е. погружения знака и способа его употребления в натуральную функцию. Форма соединяется с материей. Итак, мы вслед за Аристотелем определили психику как способ организации живого тела. Теперь следует рассмотреть вопрос о соотношении психики и мозга. Шире эта проблема формулируется как проблема соотношения биологического и социального в человеке. Отправным пунктом здесь может быть положение С.Л. Рубинштейна о том, что мозг и психика — это предметно одна и та же реальность. Что это значит? Возьмем какой-нибудь предмет, самый простой, например карандаш. По мнению С.Л. Рубинштейна, любой предмет можно рассматривать в разных системах связей и отношений. Например, карандаш можно рассматривать как средство для писания и как указку. В первом случае мы можем сказать, что этот предмет оставляет след на бумаге или на другой гладкой поверхности. Когда он перестает писать, его надо заточить, написанное можно стереть ластиком, прикрепленным на противоположном от грифеля конце. Во втором случае мы скажем, что этот предмет заострен на конце, он легкий, его удобно держать в руках, однако он недостаточной длины. Если сейчас перечитать эти две группы характеристик, забыв, что они относятся к одному и тому же предмету, покажется, что речь идет о двух совершенно разных реальностях. Таким образом, в разных системах связей и отношений один и тот же предмет выступает в разных качествах. Итак, мозг и психика — это предметно одна и та же реальность. Взятая с точки зрения биологической детерминации, она выступает как мозг, точнее как центральная нервная система (ЦНС), осуществляющая высшую нервную деятельность; а взятая с точки зрения социальной детерминации, шире, взаимодействия человека с миром — как психика. Психика — это все те изменения в структуре нервной системы, которые возникли вследствие взаимодействия человека с миром как в онто-, так и в филогенезе. Психика и деятельность Таким образом, психика объективна, она имеет свои собственные свойства и качества и определяется своими собственными законами. Очень упрощая, можно провести аналогию с диском компьютера и информацией. Информация, записанная на диске, существует как специфическое взаимное расположение элементов вещества диска. Значит, она объективна, если угодно — материальна, как материальна кристаллическая решетка — гештальт (форма) кристалла. Но ее свойства не определяются свойствами вещества диска. Информация попала на диск извне и вначале существовала вне данного компьютера. В то же время информация — главное в компьютере. Без программ — это просто набор деталей. В этой аналогии диск — носитель информации, мозг — носитель психики. Информация не сводится к диску, а психика — к мозгу. Диск и мозг — это субстрат, информация и психика — форма, способ организации. Диск и мозг доступны чувственному восприятию, информация и психика — нет. Обладая собственным объективным существованием, психика имеет и собственную структуру. В самом общем плане она обладает вертикальной и горизонтальной организацией (к вертикальной относятся: сознание, личное бессознательное, коллективное бессознательное; к горизонтальной — психические процессы, свойства и состояния). ПСИХИКА И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Психическое отражение и деятельность человека: Психика возникла и формировалась как способность живых организмов активно взаимодействовать с окружающим миром на основе нейрофизиологического кодирования жизненно значимых воздействий и способов взаимодействия с ними, как способность адаптации организмов к среде. В процессе эволюции психические механизмы адаптации организмов к среде непрерывно совершенствовались и на стадии человека превратились в мощный аппарат его сознания — знакового, понятийного моделирования действительности. Психика не дана человеку в готовом виде с момента рождения и сама по себе не развивается. Только в процессе взаимодействия, общения ребенка с другими людьми, усвоения культуры, созданной предшествующими поколениями, в процессе деятельности формируется и развивается психика человека. Глава 1. Введение в психологию
Психика и деятельность С точки зрения рефлексивного подхода в психологии психика выступает как субъективное, сигнальное, социально обусловленное отражение действительности в системе идеальных образов, на основе которых осуществляется активное взаимодействие человека со средой. Психика осуществляет функцию ориентации и регуляции деятельности, поведения человека. Психика человека проявляется как отражательно-регуляционная деятельность, обеспечивающая активное его взаимодействие с окружающим миром на основе присвоения общечеловеческого опыта. Психика — это система субъективных образов действительности, внутренний мир человека, имеющий свои законы становления и функционирования. Психика обеспечивает избирательные контакты субъекта с действительностью в зависимости от системы его потребностей и распознавания в среде того, что удовлетворяет эти потребности. Психика — сигнальное отражение действительности: внешние признаки явлений служат для человека сигналом их значения и смысла. Основными явлениями психики являются психические процессы формирования идеальных (психических) образов и процессы психической регуляции деятельности. Психический образ выступает как целостное, интегративное отражение относительно самостоятельной, дискретной части действительности, как информационная модель действительности, используемая человеком для регуляции своей жизнедеятельности. Психическое отражение, психический образ — не зеркальное, не фотографическое, а концептуализированное, идеально преобразованное отражение действительности. Идеальность психического отражения необходимо понимать как социокультурную, духовную обусловленность человеческой психики, обусловленность чувственной основы психического отражения всеобщими человеческими представлениями и понятиями. Психические образы могут быть первичными (образы ощущений, восприятий) и вторичными (образы памяти, мышления и воображения). Психические образы несут информацию о локализации реальных объектов во внешнем пространстве, в них представлена совокупность присущих отражаемому объекту качеств: форма, цвет, фактура и др. Психические образы возникают не в результате одномоментных фотографических отражений, а путем их активного построения. В процессе построения образа существенную роль играют дви- гательные, биомеханические процессы. Движения создают каркас образа, а образ затем обеспечивает систему движений. Психические образы дают возможность схематизации, концептуализации действительности. Психические образы многомерны, поскольку они функционируют в контексте данной деятельности. В психическом образе актуализируется то его предметное содержание, которое соответствует смыслу стоящей перед субъектом задачи. Психические образы пластичны. Как и реальные объекты, они дают возможность совершать с ними определенные действия, осуществлять образное мышление, «проигрывать» варианты возможного развития действительности. Психический образ имеет большую информационную емкость: он сам по себе может служить источником разнообразной информации. Воспринимая одну и ту же ситуацию, люди разного уровня образования и воспитания обращают внимание на различные ее стороны, по-разному к ней относятся. То, что мы воспринимаем, определяется не только находящимся перед нами объектом, но и нашей психической активностью и психической организацией, нашими знаниями и потребностями. В психическом образе могут отсутствовать многие элементы объекта отражения. И напротив, в образе могут быть даже те элементы, которые отсутствуют в конкретном отражаемом объекте, однако должны быть у него в данной ситуации. В практической и теоретической деятельности человек формирует обобщенные образы — информационные модели, схемы,в которые включаются свойства и отношения объектов, имеющие первостепенное значение для его деятельности. В регуляции поведения человека, его психических состояний существенную роль играют и непосредственные чувственные образы. Произвольно вызывая те или иные из них, человек способен отвлечься от текущей ситуации и руководствоваться актуализированным образом. Сила захватившего человека психического образа столь же велика, как и непосредственные воздействия среды. Это создает неограниченные возможности внутренней, психической саморегуляции человека. В процессе формирования психики человека его внешние действия с материальными объектами преобразуются в умственные действия. Благодаря способности умственных действий человек научился моделировать различные отношения между объектами, Глава 1. Введение в психологию
Психика и деятельность предвидеть результаты своих действий. Следовательно, в содер жание психики входят и такие компоненты как обобщенные отно шения, значения и смыслы, которые образуют семантическое поле пси хики индивида. ■• • ■ ■ ■ . Деятельность и психика Психика человека формируется и проявляется в его деятельности. Деятельность — система процессов активного и целенаправленного взаимодействия человека с окружающим предметным миром, в ходе которого он реализует определенные жизненные отношения к нему и удовлетворяет ведущие потребности. Взаимоотношения психики и деятельности носят диалектический характер. С одной стороны, психика формируется в процессе деятельности, с другой — психическое отражение свойств и качеств предметов окружающего мира, отношений между ними само опосредует процессы деятельности. Благодаря психическому, деятельность субъекта приобретает опосредованный характер. Психическое отражение, опосредуя взаимодействие индивида с окружающим миром, делает возможным предвосхищающий, целенаправленный характер деятельности, обеспечивает его ориентацию на будущий результат. Субъект, обладающий психикой, становится активным и избирательно реагирующим на внешние воздействия. Деятельность человека имеет общественный, социальный характер. В ходе своего психического развития, в процессе социализации субъект овладевает аккумулированными в культуре формами, способами и средствами деятельности, усваивает ее задачи и мотивы. Культурно-исторический опыт, фиксированный в языке и других знаковых системах, опосредует развитие индивидуальной деятельности субъекта. В зависимости от формы осуществления выделяют внешнюю, протекающую во внешнем плане (предметно-практическую), и внутреннюю, протекающую во внутреннем плане (умственную), деятельность. Внешняя и внутренняя деятельность тесно взаимосвязаны друг с другом и представляют собой не две различные реальности, а единый процесс деятельности. Внутренняя деятельность формируется на основе внешней, в процессе ее интериори-зации, и имеет единую с ней структуру. Процесс интериоризации означает не «перекладывание» внешней деятельности во внутренний план, а формирование внутренней деятельности в про- цессе осуществления внешней. Возможен и обратный процесс — экстериоризация — разворачивание внутреннего плана деятельности вовне. В структуре деятельности вычленяются собственно деятельность и входящие в ее состав отдельные действия и операции. Структурные элементы деятельности соотносятся с ее предметным содержанием — мотивами, целями и условиями. Деятельность всегда подчинена мотиву — предмету потребности. Она состоит из отдельных действий, направленных на сознательно поставленную цель. Цель, как правило, не совпадает с предметом потребности (мотивом), но предполагает осмысленное соотнесение с ним. В силу такого установления отношений цели к мотиву она приобретает определенное значение для личности, личностный смысл. Действие как процесс достижения цели может быть осуществлено различными способами — операциями — в зависимости от конкретных условий и средств деятельности. Операция всегда подчинена логике используемого орудия (средства) деятельности. В исследованиях отечественных психологов (А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин и др.) выявлена зависимость эффективности деятельности, успешности решения задач испытуемыми от структуры и предметного содержания деятельности. В психологии выделяют различные виды деятельности: предмет-но-манипулятивную, игровую, учебную, трудовую (предметно-практическую) и др. На различных этапах онтогенетического развития определенные виды деятельности приобретают ведущее значение для формирования психики, сознания и личности в целом. Такие виды деятельности получили название ведущих. В каждом периоде человеческого развития выделяют определенный ведущий вид деятельности. Для младенчества — это непосредственно-эмоциональное общение, для раннего детства — пред-метно-манипулятивная деятельность, для дошкольного возраста — игра, для младшего и среднего школьного — учение, для подросткового периода — интимно-личностное общение, для ранней юности — учебно-профессиональная деятельность, для периода взрослости — профессиональная деятельность. Осуществляя ведущую деятельность, человек социализируется, т.е. усваивает формы и способы деятельности, ее задачи и мотивы, представленные в культуре, и при этом формируется как личность. Глава 1. Введение в психологию Таким образом, человеческая деятельность служит и движущей силой общественно-исторического прогресса, и средством психического развития человека. СОЗНАНИЕ И САМОСОЗНАНИЕ Сознание Проще всего сознание понимают в психосемантике. Это весь материал, хранящийся в памяти, который доступен воспроизведению. Весь вопрос сводится к способу его организации. При этом бессознательное рассматривается не как самостоятельная психологическая реальность, а как нижележащие уровни сознания, характеризующиеся меньшей расчлененностью и рефлексивностью. В этом плане можно соотнести понятие сознания в психосемантике с понятием сознания в философии, где под сознанием понимают все информационное содержание психики — знание. Психоанализ, который часто называют терапией памяти, понимает сознание так же, выводя, однако, из сознания тот материал, который не доступен, по определенным причинам, процессам воспроизведения в данный момент, и извлечение которого требует специальной аналитической работы. Здесь можно сказать, что сам 3. Фрейд не уделял специального внимания определению сознания. Когда у него спрашивали, что такое сознание, он отвечал: а вы сами не знаете? Так же просто понимают сознание в патопсихологии. Принимается точка зрения К. Ясперса, рассматривающая сознание как фон, на котором происходит смена различных психических феноменов. Нетрудно видеть, что приведенные выше подходы не исчерпывают определение сознания. Чаще всего, задаваясь вопросом о том, что такое сознание, его связывают с проблемой человеческого «Я». Хотя эта проблема тоже должна быть дифференцирована. Тем не менее, проще всего на индивидуальном уровне ее можно выразить, например, так: Вот мой карандаш. Карандаш — это не я, и я — это не карандаш. Я обладаю карандашом. Я могу к нему как-то относиться. Он может мне нравиться или не нравиться и т.п. Так же я могу отнестись к своей руке. Вот моя рука. Рука — это не я, я — это не рука. Я обладаю рукой. Так же я могу сказать: вот мое тело. Вот мой мозг. Вот моя психика. Здесь я так же могу быть чем-то недовольным или довольным, например, памятью и, тем самым, относиться как к чему-то внешнему к ней. : Наконец, я могу сказать: вот мое сознание. Я могу сказать: , Сознание и самосознание тогда я (!) был без сознания (!). И, наконец, я могу сказать: вот мое я. У меня есть я. И даже спросить: а что такое мое я? Так где же я сам? На этот вопрос попытался ответить американский философ и психолог, основатель символического интеракционизма Дж.Г. Мид. Дж.Г. Мид попытался показать процесс возникновения сознания, а тем самым и появление индивидуального «Я» внутри и из поведения человека. Ключом к решению этой проблемы Дж.Г. Мид считал анализ поведения индивидуального организма, рассматриваемого не само по себе, но в каждом конкретном случае выступающего частью некоторого социального действия. Дж.Г. Мид был представителем философии прагматизма (от греч. pragma — действие). Действие, мы бы сказали деятельность, является центральной категорией этого подхода, что делает его наиболее понятным психологам, разрабатывающим теорию деятельности в отечественной психологии. Итак, с точки зрения Дж.Г. Мида, единственно правильное научное объяснение сознания возможно лишь в терминах, описывающих социальную деятельность. Поэтому последним объясняющим принципом является социальный акт — социальное действие. Сознание же, не важно, индивидуальное или общественное, представляет собой только аспект или сторону поведения и может быть объяснено только через него. Тем самым объясняется и возникновение человеческого «Я» из поведения человека. В деятельности можно выделить субъект и объект. Субъект — это тот, кто осуществляет деятельность, тот, кто действует. Объект — то, на что направлена деятельность. Объект воспринимается, познается, подвергается воздействию. По Дж.Г. Миду, «Я» возникает, когда человеческий индивид становится объектом для самого себя, когда он делается как бы субъектом-объектом. Как это происходит? Человек становится объектом для самого себя лишь тогда, когда он начинает относиться к себе так, как к нему относятся другие люди, когда он воспринимает, понимает, усваивает и воспроизводит отношение к себе других людей. К. Маркс сказал об этом еще более образно: «Так как он (человек.— Авт.)родится без зеркала в руках и не фихтеанским философом: "Я есмь я", то человек сначала смотрится, как в зеркало, в другого человека. Лишь отнесясь к человеку Павлу как к себе подобному, человек Петр начинает относиться к самому себе как к человеку» (Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т. 23. С. 62). Иначе говоря, индивидуум ставит себя на место другого и начинает воспринимать себя его глазами. И не только воспринимать, но и воздействовать на себя с позиций другого. Этот другой Глава 1. Введение в психологию Сознание и самосознание представляет для индивида значимого другого. Часто это кто-то из родителей или воспитателей. Еще чаще это генерализованный (обобщенный) другой, например, семья, или первичная группа, в которой воспитывается ребенок. Интериоризованный значимый другой называется в психоанализе интроектом (например, родительский интроект). Для того, чтобы такое взаимодействие стало возможным, не достаточно одной деятельности. Необходим еще один модус существования человека — общение. Общение осуществляется при помощи особых средств — языковых символов. Поэтому решающую роль в формировании сознания и «Я» человека играет использование языка. Дж.Г. Мид отталкивался от идеи В. Вундта о том, что начальной формой звукового языка является жест. Кстати, сам по себе жест уже не имеет тела. Для Дж.Г. Мида жест — это начальная стадия действия (акта). Жест — это незавершенное действие, смысл которого понятен и который поэтому немедленно вызывает ответную реакцию. Постепенно жест приобретает социально закрепленное значение, когда индивид начинает сам реагировать на свой жест так, как на него реагируют другие. В этом случае он осознает, какую реакцию вызывает его жест, оказывается способным дать ему интерпретацию, иными словами, осознает его значение и пользуется им с определенным намерением. Постепенно обычные жесты заменяются жестами особого типа, а именно звуковыми жестами, или словами. Слова представляют собой знаки. Смысл знака называют его значением. Наибольший интерес представляют две теории значений: прагматистская теория значений и теория значений, разработанная представителями деятельностного подхода в отечественной психологии. Значение Дж.Г. Мид усматривал в тех реакциях, которые вызывает какой-либо объект, жест или слово как у того, к кому он обращен, так и у того, кто его производит, или в готовности осуществить данную реакцию. Таким образом, слова, звуковые жесты обращены к самому себе и понятые собой становятся главным условием функционирования сознания, которое существует как внутренний разговор человека с самим собой. В отечественной психологии под значением понимают смысловое содержание знака {см. раздел «Понимание»). Самосознание. «Я» Американский философ и психолог У. Джемс выделял две разновидности «Я». Мы будем пользоваться английскими обозначе- ниями (в русском языке для них нет аналогов). Это «/» и «Me». «Me» — это социальное «Я», то, о котором говорилось выше. Это воспринятый и понятый образ себя в восприятии другого человека, значимого другого. 3. Фрейд называет его Супер-Эго, К.Г. Юнг — персона. Это то «Я», которое непосредственно существует для индивида в его опыте, в его собственном сознании. Это образ себя, опосредствованный восприятием других. Что же такое «/»? Это та аффективность, которая по К.Г. Юнгу составляет основу индивидуальности. Самое простое, исходное и базовое «Я» есть и у животных. Оно скрыто в переживании. Если вкусно, если больно, если громко, значит вкусно, больно кому-то. Здесь «Я» еще не вычленено из мира, но уже присутствует как субъект переживания. «7» — это то «Я», которое смотрит сновидения, которое воспринимает «Me». Поэтому «/» непосредственно не присутствует в нашем опыте, оно появляется в нем лишь в памяти, после того, как что-то произошло. Термин «/» можно перевести как «чувствующее Я» (иногда переводят — «внутреннее Я»), а термин «Me» как «говорящее Я» (иногда переводят как «внешнее Я»). Как взаимодействуют «/» и «Me»? В самом широком смысле посредством «Me» осуществляется социальный контроль за поведением индивида, который принимает форму самоконтроля. «Me» навязывает «/» стандарты от восприятия и оценок своих поступков до общих мировоззренческих вопросов. Выше говорилось, что сознание существует как внутренний разговор человека с самим собой. Теперь можно уточнить это положение. Необходимым условием сознания является разговор между «/» и «Me», т.е. генерализованным другим. Это же отношение входит и в структуру самосознания (самовосприятия). Но достаточно ли этого отношения для того, чтобы говорить о наличии сознания? Например, человек купил машину. Он выпил, превысил скорость, сбил подростка и скрылся с места происшествия. Не получив вовремя медицинской помощи, подросток умер. Через год этот водитель, проезжая по тому самому месту, с облегчением подумал: как хорошо, что тогда не было свидетелей. Здесь есть отношение между «/» и «Me», причем «/» с облегчением отмечает, что может избежать порицания со стороны «Me». Другой пример. Собака валяется на постели хозяина. Дома никого нет. Но вот раздаются шаги на лестнице. Это хозяин. Собака спрыгивает на пол, демонстрируя, что на постели она не лежала. |