МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Глава 1. Введение в психологию





ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Допущено Министерством образования Республики Беларусь

в качестве учебного пособия для студентов

психологических специальностей учреждений,

обеспечивающих получение высшего образования

Минск

Тесей 2005


УДК 159.9.01(075.8) ББК 88я73 0-28


ПРЕДИСЛОВИЕ


 


Авторы:

Л.А. Вайнгатейн, В.А. Поликарпов, И.А. Фурманов, Е.А. Трухан

,,/»■

Рецензенты:

д-р психол. наук, доц., проф. каф.

прикладн. психологии БГПУ им. М. Танка

Л.А. Пергаменщик;

каф. психологии и педагогики РИВШ БГУ

Общаяпсихология: учеб. пособие / Л.А. Вайнштейн,O-28 [и др.]. - Мн.: Тесей, 2005. - 368 с.

ISBN 985-463-174-5.

Пособие написано в соответствии с учебной программой дисциплины «Общая психология» для студентов отделения психологии Белорусского государственного университета с учетом современных достижений психо­логической науки.

Рекомендуется для студентов университетов, обучающихся по специ­альности «Психология».

УДК 159.9.01(075.8) ББК 88я73

©Вайнштейн Л.А., Поликарпов В.А., Фурманов И.А., Трухан Е.А., 2005 © Тесей,2005

ISBN 985-463-174-5


За последние годы современная психология обогатилась зна­нием многих конкретных фактов из области человекознания и дала им научно обоснованное психологическое объяснение. Пси­хологическая наука заняла достойное место среди других наук, необходимых для успешной работы в самых различных областях человеческой практики. Опираясь на все новые и новые достиже­ния, психология пополнилась современным содержанием, отража­ющим различные научные и практические направления. Поэтому излагаемый учебный материал представляет собой симбиоз класси­ческих и современных представлений о функционировании чело­веческой психики.

Предлагаемая вниманию читателя книга написана в соответ­ствии с учебной программой курса «Общая психология» и требо­ваниями Государственного образовательного стандарта по специ­альности «Психология». Авторы не ставили перед собой задачи переоценки имеющихся психологических взглядов, а ориентиро­вались на наиболее полное, объективное, систематическое и мак­симально доступное изложение учебных вопросов с общепризнан­ных психологических позиций.

Основу пособия составили работы классиков советской, оте­чественной и зарубежной психологии, а также белорусской психо­логической школы.

Учебное пособие написано сотрудниками кафедры психологии Белорусского государственного университета, преподающих курс «Общая психология»: заведующим кафедрой, доктором психоло­гических наук, профессором И.А. Фурмановым, кандидатом пси­хологических наук, доцентом Л.А. Вайнштейном, кандидатом пси­хологических наук, доцентом В.А. Поликарповым, преподавателем Е.А. Трухан.

Выход в свет этого пособия был бы невозможен без помощи многих ученых. Авторы выражают искреннюю благодарность за содействие и поддержку в работе докторам психологических наук В.М. Козубовскому, В.А. Янчуку, Л.В. Марищук, доктору философ­ских наук М.А. Можейко, взявшим на себя труд по оценке и ре­цензированию книги.


Глава 1 ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ

1.1. ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА

Главной особенностью психологии, отличающей ее от других наук, является то, что изучаемая этой наукой реальность стала предметом познания задолго до ее оформления как науки. Тради­ционно эта реальность именовалась дух, душа и являлась прерога­тивой религиозных и философских рефлексий. Едва человек стал задумываться о себе и об окружающем мире, он заметил, что ка­кой-либо объект и восприятие этого объекта -- совершенно раз­ные реальности, так же как совершенно разными реальностями являются какой-либо объект или события и воспоминания о них. Прообраз мысли, чувства или желания вообще нельзя отыскать в природе. Более того, то, что воспринимает, чувствует, помнит, о чем мыслит и чего желает человек, живет какой-то своей, во мно­гом независимой от тела жизнью и даже оказывает на него свое­образное влияние. Уже много позже исследования в области ней­рофизиологии и биологии показали, что закономерности функцио­нирования психики не совпадают с анатомо-физиологическими свой­ствами человека. Это, между прочим, подтверждает то, что душа, психика является самостоятельной субстанцией реальности.



Однако, несмотря на то, что психика все время обнаруживает свое присутствие и свое влияние на жизнь и поведение людей, она долгое время не становилась предметом научного познания. Дело в том, что психика не имеет материальных, т.е. доступных чувственному восприятию, свойств. Ее нельзя потрогать, увидеть и, значит, нельзя ее наблюдать, экспериментировать с ней и изме­рять ее. В то же время любая наука обязательно должна удовлетво­рять, по крайней мере, три требования. Она должна использовать методы наблюдения и эксперимента, математический анализ и при­менять полученные знания на практике.

Ситуация изменилась в середине XIX в., когда О. Конт пред­ложил свою классификацию наук. Вместо социальной философии он предложил создать социологию — науку об обществе, вместо


1.2. Предмет психологии

философии истории — историческую науку, а вместо философ­ской антропологии — психологию — науку о душе (хотя сам тер­мин «психология» ввел в употребление немецкий философ XVIII в. X. Вольф). Вскоре эти идеи стали очень популярными, и в 1878 г. немецкий ученый В. Вундт основал в Лейпциге первую в мире ла­бораторию экспериментальной психологии. Этот год считается го­дом рождения психологии как науки. Вскоре И.М. Сеченов орга­низовал подобную лабораторию в России. Еще одним фактором превращения психологии в науку стало создание бельгийским ма­тематиком А. Кетле математической статистики, ставшей матема­тическим аппаратом психологии. Окончательное становление пси­хологии как науки завершило создание в г. Лондоне Ф. Гальтоном лаборатории дифференциальной психологии, что обеспечило ее прикладной аспект.

Развитие психологии привело к появлению различных школ.

ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ

В. Вундт выделял высшие и низшие психические процессы. К высшим он относил те процессы, которые связаны с сознатель­ным синтезом. Для их изучения был предложен метод интроспек­ции (самонаблюдение за собственными состояниями сознания). Однако скоро выяснилось, что интроспекция не дает объективной информации. Причем данные, получаемые с ее помощью, не под­даются статистическому анализу. Все это привело к осознанию того факта, что, в отличие от других наук, особой трудностью (и, пожа­луй, основной) для психологии является определение ее предмета. Преодоление возникшего кризиса привело к тому, что разные шко­лы в психологии давали разные определения ее предмета.

Так, бихевиоризм определил предмет психологии как изуче­ние поведения человека и животных и опосредующих это поведе­ние стимул-реактивных отношений. Условные реакции являются основной единицей анализа видимых проявлений психики, кото­рые действуют рефлекторно, по образному выражению И.М. Се­ченова, как звенья какой-либо машины. Механизм образования условных реакций наблюдаем, его можно выразить через систему законов, и он доступен математическому анализу. Это перспек­тивное направление, основанное на учении И.П. Павлова, развива­ется и в настоящее время.

Другим направлением поиска выхода из кризиса в том же русле стала глубинная психология, которая берет свое начало в


Глава 1. Введение в психологию


Понятие о психике


 


психоанализе 3. Фрейда. Ее отличие от бихевиоризма состоит в том, что она сохранила метод интроспекции, хотя и применила его к исследованию неосознаваемой психики. Согласно концеп­ции 3. Фрейда, психическое существует как сознательное, предсоз-нательное и бессознательное. 3. Фрейд придерживался взглядов, основанных на обнаружении и изучении жесткой связи между причиной и следствием в психической жизни человека.

Следующее направление психологии, которое основывается на принципе детерминизма и теории отражения, получило название рефлективной психологии. Само ее название происходит, по-ви­димому, от одного из вариантов перевода слова «рефлекс» (лат. reflexus — отражение). В то же время эта психология (иногда на­зываемая «марксистской») считает предметом своего изучения соз­нание, рассматривая его как отражение объективной действитель­ности в мозгу человека. Это позволило внести в психологию куль­турно-историческое измерение и развить теорию формирования высших психических функций.

По другому пути пошла понимающая психология, основанная немецкими философами В. Дильтеем и Э. Шпрангером. Своим пред­метом понимающая психология считает не изучение причинно-следственных связей психической жизни, а их понимание путем соотнесения с миром культурно-исторических ценностей. Ярким представителем понимающей психологии является швейцарский психолог К.Г. Юнг.

Наиболее популярным направлением в настоящее время явля­ется когнитивная психология. Она принадлежит к научной, а не к понимающей традиции. Предметом психологии в ней считаются процессы переработки информации человеком и реализация пове­дения на базе когнитивных процессов. Начало когнитивной пси­хологии положила генетическая теория швейцарского психоло­га Ж. Пиаже и гештальт-психология, развивавшаяся в Германии в 30-е годы XX ст.

Несмотря на все различия существующих взглядов, можно дать предельно обобщенное определение предмета психологии. Предме­том психологии является психика человека и животных, основные законы ее формирования и функционирования.

ПОНЯТИЕ О ПСИХИКЕ

Любые исследования в области психологии имеют своейко­нечной целью определение природы психического.


Первое определение души {грсч. psyche), сформулированное, скорее, как вопрос, дал Гераклит. Он учил: все течет, все изменя­ется, нельзя дважды войти в одну и ту же реку. Что же позволяет реке оставаться рекой? Русло? Но оно тоже изменяется. Следует искать неизменное в изменчивом, то, что придает этому изменчи­вому определенность. Это неизменное никогда не доступно чув­ственному восприятию и в то же время сообщает миру вещей су­ществование. Применительно к телу человека это нечто выступает как душа.

Философом, который развил это положение, был Платон. Веч­ное и неизменное он отнес к миру бытия, а временное и изменяе­мое — к миру существования. Душа — это идея тела. Она соеди­няется с материей (хора), и таким образом возникает человек. Другие названия идеи, как ее понимал Платон,— морфэ, форма, в немецком переводе die Gestalt. Сегодня можно было бы подобрать такой эквивалент этому понятию: матрица или программа.

Ученик Платона Аристотель, развивая эти представления, дал окончательное определение психике, существующее и сейчас, не­смотря на различия терминологического аппарата. Возражая Пла­тону, Аристотель заявлял, что если общее есть общее для множе­ства предметов, то субстанцией, т.е. бытием вполне самобытным, оно быть не может. Поэтому субстанцией может быть только еди­ничное бытие. Единичное бытие есть сочетание формы и материи. В плане бытия форма — это сущность предмета. В плане познания форма — понятие о предмете. Материя, из которой формируется человек на основе формы, является субстратом. Сегодня мы гово­рим: физиологический субстрат психического. Для Аристотеля ду­ша — это форма тела. Полное определение звучит так: душа (пси­хика) — это способ организации живого тела. И в самом деле, с точки зрения современной биологии человек похож скорее на во­допад, чем на камень (вспомним реку Гераклита). В ходе пласти­ческого обмена состав атомов человека почти полностью меняется за восемь лет, но при этом каждый из конкретных людей остается самим собой. За всю жизнь человека на непрерывное достраива­ние и обновление его тела уходит в среднем 75 т воды, 17 т угле­водов, 2,5 т белков. И все это время нечто, оставаясь неизменным, «знает», куда, в какое место поставить тот или иной структурный элемент. Теперь мы знаем, что это нечто — психика. Вот почему, влияя на психику, мы можем влиять на тело, а свойства психи­ки и законы ее функционирования не выводимы из свойств и законов функционирования тела. Откуда же она берется? Извне. Из мира бытия, который каждая психологическая школа интер-


Глава 1. Введение в психологию

претирует по-разному. Например, для Л.С. Выготского это мир культуры, депонированной в знаках. «Всякая психическая функ­ция,— пишет он,— возникает на сцене дважды. Один раз как ин­терпсихическая, второй раз как интрапсихическая», т.е. сначала вне человека, а затем внутри его. Высшие психические функции возникают вследствие интериоризации, т.е. погружения знака и способа его употребления в натуральную функцию. Форма соеди­няется с материей.

Итак, мы вслед за Аристотелем определили психику как спо­соб организации живого тела. Теперь следует рассмотреть вопрос о соотношении психики и мозга. Шире эта проблема формулиру­ется как проблема соотношения биологического и социального в человеке.

Отправным пунктом здесь может быть положение С.Л. Рубин­штейна о том, что мозг и психика — это предметно одна и та же реальность. Что это значит? Возьмем какой-нибудь предмет, са­мый простой, например карандаш. По мнению С.Л. Рубинштейна, любой предмет можно рассматривать в разных системах связей и отношений. Например, карандаш можно рассматривать как сред­ство для писания и как указку. В первом случае мы можем ска­зать, что этот предмет оставляет след на бумаге или на другой гладкой поверхности. Когда он перестает писать, его надо зато­чить, написанное можно стереть ластиком, прикрепленным на про­тивоположном от грифеля конце. Во втором случае мы скажем, что этот предмет заострен на конце, он легкий, его удобно дер­жать в руках, однако он недостаточной длины. Если сейчас пере­читать эти две группы характеристик, забыв, что они относятся к одному и тому же предмету, покажется, что речь идет о двух со­вершенно разных реальностях.

Таким образом, в разных системах связей и отношений один и тот же предмет выступает в разных качествах.

Итак, мозг и психика — это предметно одна и та же реаль­ность. Взятая с точки зрения биологической детерминации, она выступает как мозг, точнее как центральная нервная система (ЦНС), осуществляющая высшую нервную деятельность; а взятая с точки зрения социальной детерминации, шире, взаимодействия человека с миром — как психика. Психика — это все те изменения в струк­туре нервной системы, которые возникли вследствие взаимодей­ствия человека с миром как в онто-, так и в филогенезе.


Психика и деятельность

Таким образом, психика объективна, она имеет свои собствен­ные свойства и качества и определяется своими собственными законами.

Очень упрощая, можно провести аналогию с диском компь­ютера и информацией. Информация, записанная на диске, суще­ствует как специфическое взаимное расположение элементов ве­щества диска. Значит, она объективна, если угодно — материальна, как материальна кристаллическая решетка — гештальт (форма) кристалла. Но ее свойства не определяются свойствами вещества диска. Информация попала на диск извне и вначале существовала вне данного компьютера. В то же время информация — главное в компьютере. Без программ — это просто набор деталей. В этой аналогии диск — носитель информации, мозг — носитель психи­ки. Информация не сводится к диску, а психика — к мозгу. Диск и мозг — это субстрат, информация и психика — форма, способ организации. Диск и мозг доступны чувственному восприятию, информация и психика — нет.

Обладая собственным объективным существованием, психика имеет и собственную структуру. В самом общем плане она облада­ет вертикальной и горизонтальной организацией (к вертикальной относятся: сознание, личное бессознательное, коллективное бессозна­тельное; к горизонтальной — психические процессы, свойства и сос­тояния).

ПСИХИКА И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Психическое отражение и деятельность человека:

Психика возникла и формировалась как способность живых организмов активно взаимодействовать с окружающим миром на основе нейрофизиологического кодирования жизненно значимых воздействий и способов взаимодействия с ними, как способность адаптации организмов к среде. В процессе эволюции психические механизмы адаптации организмов к среде непрерывно совершен­ствовались и на стадии человека превратились в мощный аппарат его сознания — знакового, понятийного моделирования действи­тельности.

Психика не дана человеку в готовом виде с момента рождения и сама по себе не развивается. Только в процессе взаимодействия, общения ребенка с другими людьми, усвоения культуры, соз­данной предшествующими поколениями, в процессе деятельности формируется и развивается психика человека.


Глава 1. Введение в психологию


Психика и деятельность


 


С точки зрения рефлексивного подхода в психологии психика выступает как субъективное, сигнальное, социально обусловлен­ное отражение действительности в системе идеальных образов, на основе которых осуществляется активное взаимодействие челове­ка со средой. Психика осуществляет функцию ориентации и регу­ляции деятельности, поведения человека.

Психика человека проявляется как отражательно-регуляцион­ная деятельность, обеспечивающая активное его взаимодействие с окружающим миром на основе присвоения общечеловеческо­го опыта.

Психика — это система субъективных образов действитель­ности, внутренний мир человека, имеющий свои законы становле­ния и функционирования.

Психика обеспечивает избирательные контакты субъекта с дей­ствительностью в зависимости от системы его потребностей и рас­познавания в среде того, что удовлетворяет эти потребности. Пси­хика — сигнальное отражение действительности: внешние признаки явлений служат для человека сигналом их значения и смысла.

Основными явлениями психики являются психические про­цессы формирования идеальных (психических) образов и процес­сы психической регуляции деятельности. Психический образ вы­ступает как целостное, интегративное отражение относительно са­мостоятельной, дискретной части действительности, как информа­ционная модель действительности, используемая человеком для регуляции своей жизнедеятельности.

Психическое отражение, психический образ — не зеркальное, не фотографическое, а концептуализированное, идеально преобра­зованное отражение действительности. Идеальность психического отражения необходимо понимать как социокультурную, духовную обусловленность человеческой психики, обусловленность чувствен­ной основы психического отражения всеобщими человеческими представлениями и понятиями.

Психические образы могут быть первичными (образы ощуще­ний, восприятий) и вторичными (образы памяти, мышления и воображения). Психические образы несут информацию о локали­зации реальных объектов во внешнем пространстве, в них пред­ставлена совокупность присущих отражаемому объекту качеств: форма, цвет, фактура и др.

Психические образы возникают не в результате одномомент­ных фотографических отражений, а путем их активного построе­ния. В процессе построения образа существенную роль играют дви-


гательные, биомеханические процессы. Движения создают каркас образа, а образ затем обеспечивает систему движений. Психичес­кие образы дают возможность схематизации, концептуализации действительности.

Психические образы многомерны, поскольку они функциони­руют в контексте данной деятельности. В психическом образе актуализируется то его предметное содержание, которое соответ­ствует смыслу стоящей перед субъектом задачи.

Психические образы пластичны. Как и реальные объекты, они дают возможность совершать с ними определенные действия, осу­ществлять образное мышление, «проигрывать» варианты возмож­ного развития действительности.

Психический образ имеет большую информационную ем­кость: он сам по себе может служить источником разнообразной информации.

Воспринимая одну и ту же ситуацию, люди разного уровня образования и воспитания обращают внимание на различные ее стороны, по-разному к ней относятся. То, что мы воспринимаем, определяется не только находящимся перед нами объектом, но и нашей психической активностью и психической организацией, на­шими знаниями и потребностями.

В психическом образе могут отсутствовать многие элементы объ­екта отражения. И напротив, в образе могут быть даже те элементы, которые отсутствуют в конкретном отражаемом объекте, однако должны быть у него в данной ситуации.

В практической и теоретической деятельности человек форми­рует обобщенные образы — информационные модели, схемы,в кото­рые включаются свойства и отношения объектов, имеющие пер­востепенное значение для его деятельности.

В регуляции поведения человека, его психических состояний существенную роль играют и непосредственные чувственные об­разы. Произвольно вызывая те или иные из них, человек способен отвлечься от текущей ситуации и руководствоваться актуализиро­ванным образом. Сила захватившего человека психического образа столь же велика, как и непосредственные воздействия среды. Это создает неограниченные возможности внутренней, психической са­морегуляции человека.

В процессе формирования психики человека его внешние дей­ствия с материальными объектами преобразуются в умственные действия. Благодаря способности умственных действий человек научился моделировать различные отношения между объектами,


 


Глава 1. Введение в психологию


Психика и деятельность


 


предвидеть результаты своих действий. Следовательно, в содер­
жание психики входят и такие компоненты как обобщенные отно­
шения, значения и смыслы,
которые образуют семантическое поле пси­
хики индивида. ■• • ■ ■ ■ .

Деятельность и психика

Психика человека формируется и проявляется в его деятель­ности. Деятельность — система процессов активного и целенап­равленного взаимодействия человека с окружающим предметным миром, в ходе которого он реализует определенные жизненные отношения к нему и удовлетворяет ведущие потребности.

Взаимоотношения психики и деятельности носят диалекти­ческий характер. С одной стороны, психика формируется в про­цессе деятельности, с другой — психическое отражение свойств и качеств предметов окружающего мира, отношений между ними само опосредует процессы деятельности. Благодаря психическо­му, деятельность субъекта приобретает опосредованный харак­тер. Психическое отражение, опосредуя взаимодействие индиви­да с окружающим миром, делает возможным предвосхищающий, целенаправленный характер деятельности, обеспечивает его ори­ентацию на будущий результат. Субъект, обладающий психикой, становится активным и избирательно реагирующим на внешние воздействия.

Деятельность человека имеет общественный, социальный ха­рактер. В ходе своего психического развития, в процессе социали­зации субъект овладевает аккумулированными в культуре форма­ми, способами и средствами деятельности, усваивает ее задачи и мотивы. Культурно-исторический опыт, фиксированный в языке и других знаковых системах, опосредует развитие индивидуаль­ной деятельности субъекта.

В зависимости от формы осуществления выделяют внешнюю, протекающую во внешнем плане (предметно-практическую), и внутреннюю, протекающую во внутреннем плане (умственную), деятельность. Внешняя и внутренняя деятельность тесно взаимо­связаны друг с другом и представляют собой не две различные ре­альности, а единый процесс деятельности. Внутренняя деятель­ность формируется на основе внешней, в процессе ее интериори-зации, и имеет единую с ней структуру. Процесс интериоризации означает не «перекладывание» внешней деятельности во внут­ренний план, а формирование внутренней деятельности в про-


цессе осуществления внешней. Возможен и обратный процесс — экстериоризация — разворачивание внутреннего плана деятель­ности вовне.

В структуре деятельности вычленяются собственно деятель­ность и входящие в ее состав отдельные действия и операции. Структурные элементы деятельности соотносятся с ее предмет­ным содержанием — мотивами, целями и условиями. Деятельность всегда подчинена мотиву — предмету потребности. Она состоит из отдельных действий, направленных на сознательно поставленную цель. Цель, как правило, не совпадает с предметом потребности (мотивом), но предполагает осмысленное соотнесение с ним. В си­лу такого установления отношений цели к мотиву она приобрета­ет определенное значение для личности, личностный смысл. Дей­ствие как процесс достижения цели может быть осуществлено различными способами — операциями — в зависимости от кон­кретных условий и средств деятельности. Операция всегда подчи­нена логике используемого орудия (средства) деятельности. В ис­следованиях отечественных психологов (А.Н. Леонтьев, А.В. Запоро­жец, Д.Б. Эльконин и др.) выявлена зависимость эффективности деятельности, успешности решения задач испытуемыми от струк­туры и предметного содержания деятельности.

В психологии выделяют различные виды деятельности: предмет-но-манипулятивную, игровую, учебную, трудовую (предметно-прак­тическую) и др. На различных этапах онтогенетического развития определенные виды деятельности приобретают ведущее значение для формирования психики, сознания и личности в целом. Такие виды деятельности получили название ведущих.

В каждом периоде человеческого развития выделяют опреде­ленный ведущий вид деятельности. Для младенчества — это не­посредственно-эмоциональное общение, для раннего детства — пред-метно-манипулятивная деятельность, для дошкольного возраста — игра, для младшего и среднего школьного — учение, для подрост­кового периода — интимно-личностное общение, для ранней юнос­ти — учебно-профессиональная деятельность, для периода взрос­лости — профессиональная деятельность.

Осуществляя ведущую деятельность, человек социализирует­ся, т.е. усваивает формы и способы деятельности, ее задачи и мо­тивы, представленные в культуре, и при этом формируется как личность.


Глава 1. Введение в психологию

Таким образом, человеческая деятельность служит и движу­щей силой общественно-исторического прогресса, и средством пси­хического развития человека.

СОЗНАНИЕ И САМОСОЗНАНИЕ

Сознание

Проще всего сознание понимают в психосемантике. Это весь материал, хранящийся в памяти, который доступен воспроизведе­нию. Весь вопрос сводится к способу его организации. При этом бессознательное рассматривается не как самостоятельная психо­логическая реальность, а как нижележащие уровни сознания, ха­рактеризующиеся меньшей расчлененностью и рефлексивностью. В этом плане можно соотнести понятие сознания в психосеманти­ке с понятием сознания в философии, где под сознанием понима­ют все информационное содержание психики — знание.

Психоанализ, который часто называют терапией памяти, по­нимает сознание так же, выводя, однако, из сознания тот матери­ал, который не доступен, по определенным причинам, процессам воспроизведения в данный момент, и извлечение которого требует специальной аналитической работы.

Здесь можно сказать, что сам 3. Фрейд не уделял специально­го внимания определению сознания. Когда у него спрашивали, что такое сознание, он отвечал: а вы сами не знаете?

Так же просто понимают сознание в патопсихологии. Принима­ется точка зрения К. Ясперса, рассматривающая сознание как фон, на котором происходит смена различных психических феноменов.

Нетрудно видеть, что приведенные выше подходы не исчерпы­вают определение сознания. Чаще всего, задаваясь вопросом о том, что такое сознание, его связывают с проблемой человеческого «Я». Хотя эта проблема тоже должна быть дифференцирована. Тем не менее, проще всего на индивидуальном уровне ее можно выразить, например, так:

Вот мой карандаш. Карандаш — это не я, и я — это не ка­рандаш. Я обладаю карандашом. Я могу к нему как-то отно­ситься. Он может мне нравиться или не нравиться и т.п. Так же я могу отнестись к своей руке. Вот моя рука. Рука — это не я, я — это не рука. Я обладаю рукой. Так же я могу сказать: вот мое тело. Вот мой мозг. Вот моя психика. Здесь я так же могу быть чем-то недовольным или довольным, например, памя­тью и, тем самым, относиться как к чему-то внешнему к ней. : Наконец, я могу сказать: вот мое сознание. Я могу сказать: ,


Сознание и самосознание

тогда я (!) был без сознания (!). И, наконец, я могу сказать: вот мое я. У меня есть я. И даже спросить: а что такое мое я? Так где же я сам?

На этот вопрос попытался ответить американский философ и психолог, основатель символического интеракционизма Дж.Г. Мид.

Дж.Г. Мид попытался показать процесс возникновения созна­ния, а тем самым и появление индивидуального «Я» внутри и из поведения человека.

Ключом к решению этой проблемы Дж.Г. Мид считал анализ поведения индивидуального организма, рассматриваемого не само по себе, но в каждом конкретном случае выступающего частью не­которого социального действия. Дж.Г. Мид был представителем фи­лософии прагматизма (от греч. pragma — действие). Действие, мы бы сказали деятельность, является центральной категорией этого подхода, что делает его наиболее понятным психологам, разрабаты­вающим теорию деятельности в отечественной психологии.

Итак, с точки зрения Дж.Г. Мида, единственно правильное на­учное объяснение сознания возможно лишь в терминах, описыва­ющих социальную деятельность. Поэтому последним объясняю­щим принципом является социальный акт — социальное действие. Сознание же, не важно, индивидуальное или общественное, пред­ставляет собой только аспект или сторону поведения и может быть объяснено только через него. Тем самым объясняется и возникно­вение человеческого «Я» из поведения человека. В деятельности можно выделить субъект и объект. Субъект — это тот, кто осуще­ствляет деятельность, тот, кто действует. Объект — то, на что направ­лена деятельность. Объект воспринимается, познается, подвергается воздействию. По Дж.Г. Миду, «Я» возникает, когда человеческий индивид становится объектом для самого себя, когда он делается как бы субъектом-объектом. Как это происходит? Человек стано­вится объектом для самого себя лишь тогда, когда он начинает относиться к себе так, как к нему относятся другие люди, когда он воспринимает, понимает, усваивает и воспроизводит отношение к себе других людей. К. Маркс сказал об этом еще более образно: «Так как он (человек.— Авт.)родится без зеркала в руках и не фихтеанским философом: "Я есмь я", то человек сначала смотрит­ся, как в зеркало, в другого человека. Лишь отнесясь к человеку Павлу как к себе подобному, человек Петр начинает относиться к самому себе как к человеку» (Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т. 23. С. 62). Иначе говоря, индивидуум ставит себя на место другого и начинает воспринимать себя его глазами. И не только восприни­мать, но и воздействовать на себя с позиций другого. Этот другой


Глава 1. Введение в психологию


Сознание и самосознание


 


представляет для индивида значимого другого. Часто это кто-то из родителей или воспитателей. Еще чаще это генерализованный (обобщенный) другой, например, семья, или первичная группа, в которой воспитывается ребенок. Интериоризованный значимый другой называется в психоанализе интроектом (например, роди­тельский интроект).

Для того, чтобы такое взаимодействие стало возможным, не достаточно одной деятельности. Необходим еще один модус су­ществования человека — общение. Общение осуществляется при помощи особых средств — языковых символов. Поэтому решаю­щую роль в формировании сознания и «Я» человека играет ис­пользование языка. Дж.Г. Мид отталкивался от идеи В. Вундта о том, что начальной формой звукового языка является жест. Кста­ти, сам по себе жест уже не имеет тела. Для Дж.Г. Мида жест — это начальная стадия действия (акта). Жест — это незавершенное действие, смысл которого понятен и который поэтому немедленно вызывает ответную реакцию. Постепенно жест приобретает соци­ально закрепленное значение, когда индивид начинает сам реаги­ровать на свой жест так, как на него реагируют другие. В этом случае он осознает, какую реакцию вызывает его жест, оказывает­ся способным дать ему интерпретацию, иными словами, осознает его значение и пользуется им с определенным намерением. Посте­пенно обычные жесты заменяются жестами особого типа, а имен­но звуковыми жестами, или словами.

Слова представляют собой знаки. Смысл знака называют его значением. Наибольший интерес представляют две теории значе­ний: прагматистская теория значений и теория значений, разрабо­танная представителями деятельностного подхода в отечествен­ной психологии.

Значение Дж.Г. Мид усматривал в тех реакциях, которые вы­зывает какой-либо объект, жест или слово как у того, к кому он обращен, так и у того, кто его производит, или в готовности осу­ществить данную реакцию. Таким образом, слова, звуковые жесты обращены к самому себе и понятые собой становятся главным условием функционирования сознания, которое существует как внутренний разговор человека с самим собой.

В отечественной психологии под значением понимают смыс­ловое содержание знака {см. раздел «Понимание»).

Самосознание. «Я»

Американский философ и психолог У. Джемс выделял две раз­новидности «Я». Мы будем пользоваться английскими обозначе-


ниями (в русском языке для них нет аналогов). Это «/» и «Me». «Me» — это социальное «Я», то, о котором говорилось выше. Это воспринятый и понятый образ себя в восприятии другого человека, значимого другого. 3. Фрейд называет его Супер-Эго, К.Г. Юнг — персона. Это то «Я», которое непосредственно существует для индивида в его опыте, в его собственном сознании. Это образ себя, опосредствованный восприятием других.

Что же такое «/»? Это та аффективность, которая по К.Г. Юнгу составляет основу индивидуальности. Самое простое, исходное и базовое «Я» есть и у животных. Оно скрыто в переживании. Если вкусно, если больно, если громко, значит вкусно, больно кому-то. Здесь «Я» еще не вычленено из мира, но уже присутствует как субъект переживания. «7» — это то «Я», которое смотрит сновиде­ния, которое воспринимает «Me». Поэтому «/» непосредственно не присутствует в нашем опыте, оно появляется в нем лишь в па­мяти, после того, как что-то произошло. Термин «/» можно пере­вести как «чувствующее Я» (иногда переводят — «внутреннее Я»), а термин «Me» как «говорящее Я» (иногда переводят как «внеш­нее Я»). Как взаимодействуют «/» и «Me»? В самом широком смысле посредством «Me» осуществляется социальный контроль за поведением индивида, который принимает форму самоконтро­ля. «Me» навязывает «/» стандарты от восприятия и оценок своих поступков до общих мировоззренческих вопросов.

Выше говорилось, что сознание существует как внутренний разговор человека с самим собой. Теперь можно уточнить это по­ложение. Необходимым условием сознания является разговор меж­ду «/» и «Me», т.е. генерализованным другим. Это же отношение входит и в структуру самосознания (самовосприятия). Но доста­точно ли этого отношения для того, чтобы говорить о наличии сознания?

Например, человек купил машину. Он выпил, превысил ско­рость, сбил подростка и скрылся с места происшествия. Не по­лучив вовремя медицинской помощи, подросток умер. Через год этот водитель, проезжая по тому самому месту, с облегче­нием подумал: как хорошо, что тогда не было свидетелей. Здесь есть отношение между «/» и «Me», причем «/» с облегчени­ем отмечает, что может избежать порицания со стороны «Me».

Другой пример. Собака валяется на постели хозяина. Дома никого нет. Но вот раздаются шаги на лестнице. Это хозяин. Собака спрыгивает на пол, демонстрируя, что на постели она не лежала.






©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.