МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Основные методы психологии





Наблюдения бывают нескольких видов:

стандартизированное (проведенное строго в соответствии с
намеченной программой);

свободное (не имеющее заранее установленных рамок);

включенное (исследователь становится непосредственным участ­
ником того процесса, за которым ведет наблюдение);

невключенное (внешнее наблюдение: исследователь наблюда­
ет за деятельностью, которую он изучает);

скрытое (незаметное для испытуемого наблюдение со сто­
роны, примером может служить телепередача «Скрытая камера»);

внутреннее (самонаблюдение, интроспекция — наблюдение
за своими мыслями и чувствами).

Дадим характеристику указанных видов наблюдения.

Стандартизированное наблюдение заключается в последова­тельном и целенаправленном восприятии и предполагает следующие необходимые условия: четкий план наблюдения, фиксацию ре­зультатов наблюдения, построение гипотезы, объясняющей наблюда­емые явления, и проверку гипотезы в последующих наблюдениях.

Свободное наблюдение не имеет заранее установленных ра­мок, но всегда предполагает наличие замысла, системы методоло­гических приемов контроля и осмысления результатов.

Чаще всего свободное наблюдение применяется на начальной стадии исследования для определения проблемной ситуации, по­лучения более конкретных знаний об объекте исследования.

Включенное наблюдение. При включенном наблюдении ис­следователь является непосредственным участником событий и тех процессов, за которыми ведет наблюдение. Сам психолог на время становится активным участником того процесса, за кото­рым ему нужно вести наблюдение, и фиксирует его как бы изнут­ри. Метод включенного наблюдения используется втех случаях, когда, например, требуется изучить психологию поведения и взаи­моотношения людей в особых условиях, не допускающих наблю­дения извне, со стороны: замкнутых преступных групп, религиоз­ных сект и других закрытых объединений людей.

Говоря о включенном наблюдении, можно выделить полное включенное наблюдение и простое включенное наблюдение.

При полном включении наблюдение проводится скрыто, изнут­ри, а истинные цели и участие психолога неизвестны наблюдае­мым. Он вступает в коллектив или группу и принимает участие в его деятельности наравне с другими.

При простом включенном наблюдении исследователь выбирает Для себя нейтральную позицию, не принимает активного участия в


Глава 2. Методы научного исследования психики_____________________

групповой деятельности. Психологу следует помнить, что любое новое лицо своим присутствием вносит в его деятельность опреде­ленные нарушения, которые могут исказить картину его повседнев­ной деятельности. Поэтому иногда рекомендуется на несколько дней приостановить наблюдение, чтобы, вернувшись к нему, уви­деть обстановку другими глазами. Когда под влиянием личного участия психолога его восприятие и понимание события может быть искажено, то лучше использовать другой вид наблюдения, например невключенное наблюдение. При этом невключенное, или внешнее, наблюдение должно исходить из единства внутреннего и внешнего, субъективного и объективного (С.Л. Рубинштейн, 1999). Используя невключенное (внешнее) наблюдение следует иметь в виду, что внешняя сторона деятельности является лишь исходным материалом наблюдения, а подлинным его предметом служит ее внутреннее психическое содержание.

Степень участия наблюдателя в исследуемой ситуации во мно­гом определяется характером самого психологического исследова­ния и его задачами.

В психологии часто использется скрытое наблюдение, при ко­тором наблюдаемый не знает и не подозревает, что за ним ведется наблюдение. Метод скрытого наблюдения применяется тогда, когда характер наблюдаемого процесса или явления может внезапно и существенно измениться, если испытуемый знает, что за ним наблю­дают. Понятно, что человек будет вести себя иначе, чем в том слу­чае, когда ему известно, что его никто не видит. Для психолога та­кое наблюдение — один из основных методов изучения не только поведения человека, но и его характера, а также психических осо­бенностей. Так, по внешним проявлениям психолог судит о внутрен­них причинах поведения, эмоциональном состоянии, затруднениях при восприятии учебного материала, об отношениях со сверстни­ками, взрослыми и т.д. Однако психолога интересует не любое проявление поведения, а лишь такое, которое связано с конкрет­ной исследовательской задачей.

Для возможности скрытого наблюдения могут использоваться магнитофон, видеокамера, а также зеркало Гезелла, прозрачное с одной стороны (со стороны наблюдателя), но отражающее лучи с другой (со стороны того, за кем наблюдают). Методом скрытого наблюдения нередко изучают поведение и взаимоотношения де­тей, их индивидуальные и совместные игры.

С наблюдением связан и метод самонаблюдения. Самонаблю­дение является одним из специфических методов, применяемых только в психологии. Метод самонаблюдения можно использовать






©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.