ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ ПСИХИЧЕСКОЕ Сознание — это сложный предмет. Одно хорошо, нет сомнения, что сознание существует. А вот существует ли неосознаваемая психика? Неосознаваемые образы, неосознаваемые чувства, неосознаваемые мысли? Это сложный вопрос. Быть может психическое — это только то, что осознается. Физиологические же процессы, на основе которых осуществляется психическая деятельность, не осознаются, лежат как бы за кадром, и поэтому бессознательное как психическое — это «сухая вода». Такой взгляд не утратил актуальности даже сегодня. Более того, ответить утвердительно на вопрос о существовании неосознаваемой психики (бессознательного) раньше было намного проще. Например, приводились такие аргументы. Неосознаваемые образы. У больного функциональная глухота. Он ничего не слышит, хотя слуховой аппарат у него в порядке. Экспериментатор просит его переписать некий текст, а сам, стоя за спиной больного, несколько раз произносит тоном приказа: «Пишите быстрее! Пишите быстрее!» Больной не слышит эту инструкцию, т.е. ничего о ней не знает, однако ускоряет темп переписывания. Далее следует приказ замедлить темп письма, и он также выполняется, хотя не осознается больным. Неосознаваемые мысли. Испытуемому внушается под гипнозом, что в ряду карточек, на каждой из которых обозначено некоторое число, он не будет видеть, например, те, где есть математическое выражение, значение которого равно шести. После этого испытуемый перестает воспринимать карточки, на которых изображено выражение Зл/Тб/2 или эквивалентное ему, но еще более сложное. Неосознаваемые чувства. Испытуемым предлагалось разделить фотографии лиц на классы «умных», «глупых», «злых», «добрых», «хитрых», «наивных» и т.п. Снимки распределялись разными испытуемыми в основном однотипно, т.е., очевидно, на основе каких-то объективных критериев. Но определить эти критерии словесно оказывается практически невозможным. В наше время, с появлением компьютеров, эти примеры кажутся недостаточно убедительными. Существуют ли, скажем, образы, сохраняемые в памяти компьютера, когда они не выведены на дисплей? И да и нет. Да, потому что они могут в любой момент быть получены на дисплее, нет, потому что они существуют не как образы. По крайней мере, если нет какого-то другого, скрытого от нас пользователя. Точно так же и в случае с мозгом. Если нет еще одного внутреннего или внешнего восприятия, все, что вне фокуса внимания,— это только нервные процессы. Без сомнения, допущение бессознательного психического (неосознаваемой психики) неизбежно ведет к признанию субстанциональности психики, к тому, что в марксистской философии просто называют идеализмом. К признанию того, что психика есть самостоятельная реальность, что ее проявления, как то: образы, чувства, мысли — существуют сами по себе, безотносительно к нервным процессам и какому-либо субъекту, и что эта реальность неизвестно как далеко распространяется. Единственное, что здесь остается от материализма,— это понятие субстрата. Психика должна проявлять себя в чувственном мире через человеческую телесность. Всегда ли? Нет, конечно, но исключения нарушат мировой порядок. Ученым, который смог представить наиболее полную на сегодняшний день теорию бессознательного, был К.Г. Юнг. Он указывал на осознание человеком того, что познание является одним из проявлений психики и, будучи вынесено за пределы человеческого,— проекцией, что человек заперт в стенах разума, что выход вовне невозможен, даже в безумии, что лик его богов и облик его мира во многом обусловлен его собственной психикой. Согласно Юнгу, открывшаяся истина о заключении человека в психике и ограниченности ее пределами так глубоко задела его, что теперь мы готовы смириться даже с существованием незнаемого в нас самих; мы дали ему имя «бессознательное». К.Г. Юнг предложил выделить в бессознательном два составляющих. Личное бессознательное, по его мнению, возникает в результате собственного опыта человека и содержит вытесненные индивидуальные впечатления и переживания. В коллективном бессознательном запечатлен общечеловеческий опыт в виде архетипов — универсальных образов поведения, мышления, мировосприятия. Их нельзя обнаружить непосредственно, но они дают о себе знать в сновидениях, видениях, предчувствиях. Изучая сновидения и фантазии своих пациентов, Юнг обнаружил в них образы и идеи, которые никак не увязывались с их Глава 1. Введение в психологию прошлым опытом. Самым удивительным оказалось то, что этот пласт бессознательного был связан с мифическими и религиозными темами, присутствующими даже в очень далеких друг от друга культурах. Так были открыты архетипы (от греч. arche — начало и typos — образ) — мощные психические прообразы, скрытые в глубинах бессознательного врожденные универсальные идеи, изначальные модели восприятия, мышления, переживания. Это своего рода первичные представления о мире и жизни, которые не зависят от уровня полученных знаний. Каким-то не ясным пока способом они передаются из поколения в поколение и составляют структуру мировосприятия. Жизненный опыт не изменяет их, а лишь дополняет новым содержанием. К.Г. Юнг описал множество архетипов, дав им условные и весьма своеобразные, но точные названия: Самость, Персона, Эго, Тень, Анима, Анимус, Мать, Ребенок, Солнце, Мудрец, Герой, Бог, Смерть... Основной архетип — Самость. Она представляет собой ядро психики, вокруг которой объединяются все остальные ее аспекты. Персона — наше публичное лицо, те роли, которые мы играем в соответствии с социальными требованиями. Это наша социальная личность. Она необходима, чтобы поддерживать контакт с другими людьми. Тень — обиталище всех вытесненных из сознания влечений. «Тень состоит не только из морально предосудительных тенденций,— писал Юнг,— но и включает в себя целый ряд положительных качеств, как-то: нормальные влечения, обобщенные реакции, реалистическое восприятие действительности, творческие импульсы и т.д. Эго — комплекс принимаемых представлений о себе. Архетипы Анима и Анимус К.Г. Юнг связал с двойственностью природы человека, содержащей и мужское и женское начала. Анимус — это совокупность мужских черт, безотчетно присутствующих в психике женщины; из них складывается некий идеальный образ мужчины. Анима, напротив, образ идеальной женщины, живущий в глубине мужской психики. «Античному человеку Анима являлась либо как богиня, либо как ведьма; средневековый человек заменил богиню небесной Госпожой или церковью...»,— отмечал Юнг. Теперь, считал он, Анима обнаруживается «преимущественно в проекциях на противоположный пол, отношения с которым становятся магически усложненными». Так, идеальная любовь — это проекция Анимы на реальную женщину. Согласно Юнгу, архетипы являются структурно-формирующими элементами бессознательного. Из этих элементов вырастают 1.7. Бессознательное психическое архетипические образы (людей, животных, природных сил, демонов), которые доминируют в мышлении людей, в культуре. Архетип Мать, например, может предстать как женщина, дающая жизнь, Мать-Природа, соблазнительница, ведьма и т.д. С каждым архетипом, по мнению Юнга, связано множество символов. Так, понятие «упорядоченная целостность» в первобытных культурах и в нашем бессознательном передается фигурами круга, квадрата, креста или комбинаций круга с фигурой, делящей его на четыре части (крест, ромб, квадрат, вписанные в круг). Символика едина для всего человечества, поскольку восходит к общим для всех людей архетипам. Почти повсеместно встречаются одни и те же символы, обозначающие жизнь и смерть, мужское и женское, небо и землю, печаль и радость, болезнь и здоровье, силу и слабость, порядок и хаос. Так, в разных культурах символом архетипа Самость является мандала, круг или нимб святого. Символическая завершенность мандалы и круга отражает целостность, единство и гармонию всех аспектов души. Символика архетипа, как и смысл всякого символа, необычайно многозначна. Архетипы «богаты предчувствиями и, в конечном счете, неисчерпаемы», «неописуемы уже в силу богатства своих отношений». Им свойственны «почти необозримая полнота соотнесений, недоступность однозначной формулировке» и «принципиальная парадоксальность». Это отличает их от рациональных понятий и суждений. Многозначность архетипа создает нечто вроде многослойного сгустка — концентрата смыслов и связанной с ними энергии эмоций и действий, обогащающих и приумножающих друг друга. Многие из образов, которые человек видит во сне,— проекции того или иного архетипа. В сновидениях они проявляются в форме, доступной нашему восприятию. Если человеку приснилось нечто, напоминающее мандалу, это явный признак того, что он на пути к обретению новой целостности и полноты жизни. Архети-нические образы также можно найти в мифологии и фольклоре, в литературе, живописи, скульптуре. Юнг как-то назвал архетипы «органами души». Они помогают человеку «переработать», пережить, понять, принять очередные жизненные перипетии и прийти к внутреннему единству, нарушенному этими событиями. Любая архетипическая ситуация символична: похороны, рождение ребенка, духовный кризис, ситуации «любовного треугольника», преследователя и жертвы, Отелло и Дездемоны, Ромео и Глава 1. Введение в психологию Джульетты, Эдипа, Сизифа или Прометея. Она отличается от других жизненных событий тем, что вызывает особенно бурный поток переживаний, затрагивает струны души, о существовании которых человек раньше и не подозревал. И он начинает «переживать архетип», как это делали до него многие поколения людей, используя их опыт, опираясь на их незримую поддержку. Архети-пическое переживание, как говорит Юнг, «пробуждает в нас голос более громкий, чем наш собственный». Коллективное бессознательное принадлежит всем и никому — подобно воздуху, которым мы дышим. Психоидная часть коллективного бессознательного это та первичная реальность, в которой встречаются все люди. Вопросы и заданиядля самоконтроля, . ,, , & 1.Охарактеризуйте психологию как науку. ; ! 4 2. Что является предметом психологии? •■■'■ \ ' ■•"= 3. Дайте определение психики. Обоснуйте его. * 4. Как связаны психика и деятельность? • ■ 5. Дайте определение сознания и самосознания. Обоснуйте их. ■'■■•■ 6. Что такое понимание? ,;'.'■'■■ 7. Охарактеризуйте бессознательное психическое. Глава 2 |