МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ ПСИХИЧЕСКОЕ





Сознание — это сложный предмет. Одно хорошо, нет сомне­ния, что сознание существует. А вот существует ли неосознавае­мая психика? Неосознаваемые образы, неосознаваемые чувства, неосознаваемые мысли? Это сложный вопрос. Быть может психи­ческое — это только то, что осознается. Физиологические же про­цессы, на основе которых осуществляется психическая деятель­ность, не осознаются, лежат как бы за кадром, и поэтому бессозна­тельное как психическое — это «сухая вода». Такой взгляд не утратил актуальности даже сегодня. Более того, ответить утверди­тельно на вопрос о существовании неосознаваемой психики (бес­сознательного) раньше было намного проще. Например, приводи­лись такие аргументы.

Неосознаваемые образы. У больного функциональная глухо­та. Он ничего не слышит, хотя слуховой аппарат у него в порядке. Экспериментатор просит его переписать некий текст, а сам, стоя за спиной больного, несколько раз произносит тоном приказа: «Пи­шите быстрее! Пишите быстрее!» Больной не слышит эту ин­струкцию, т.е. ничего о ней не знает, однако ускоряет темп пере­писывания. Далее следует приказ замедлить темп письма, и он также выполняется, хотя не осознается больным.

Неосознаваемые мысли. Испытуемому внушается под гипно­зом, что в ряду карточек, на каждой из которых обозначено неко­торое число, он не будет видеть, например, те, где есть математи­ческое выражение, значение которого равно шести. После этого испытуемый перестает воспринимать карточки, на которых изоб­ражено выражение Зл/Тб/2 или эквивалентное ему, но еще более сложное.

Неосознаваемые чувства. Испытуемым предлагалось разде­лить фотографии лиц на классы «умных», «глупых», «злых», «доб­рых», «хитрых», «наивных» и т.п. Снимки распределялись разны­ми испытуемыми в основном однотипно, т.е., очевидно, на основе каких-то объективных критериев. Но определить эти критерии словесно оказывается практически невозможным.


В наше время, с появлением компьютеров, эти примеры ка­жутся недостаточно убедительными. Существуют ли, скажем, об­разы, сохраняемые в памяти компьютера, когда они не выведены на дисплей? И да и нет. Да, потому что они могут в любой момент быть получены на дисплее, нет, потому что они существуют не как образы. По крайней мере, если нет какого-то другого, скрыто­го от нас пользователя. Точно так же и в случае с мозгом. Если нет еще одного внутреннего или внешнего восприятия, все, что вне фокуса внимания,— это только нервные процессы.

Без сомнения, допущение бессознательного психического (нео­сознаваемой психики) неизбежно ведет к признанию субстанцио­нальности психики, к тому, что в марксистской философии просто называют идеализмом. К признанию того, что психика есть само­стоятельная реальность, что ее проявления, как то: образы, чувства, мысли — существуют сами по себе, безотносительно к нервным процессам и какому-либо субъекту, и что эта реальность неизвест­но как далеко распространяется. Единственное, что здесь остается от материализма,— это понятие субстрата. Психика должна прояв­лять себя в чувственном мире через человеческую телесность. Всегда ли? Нет, конечно, но исключения нарушат мировой порядок.

Ученым, который смог представить наиболее полную на сегод­няшний день теорию бессознательного, был К.Г. Юнг. Он указы­вал на осознание человеком того, что познание является одним из проявлений психики и, будучи вынесено за пределы человеческо­го,— проекцией, что человек заперт в стенах разума, что выход вовне невозможен, даже в безумии, что лик его богов и облик его мира во многом обусловлен его собственной психикой. Согласно Юнгу, открывшаяся истина о заключении человека в психике и ограниченности ее пределами так глубоко задела его, что теперь мы готовы смириться даже с существованием незнаемого в нас са­мих; мы дали ему имя «бессознательное».

К.Г. Юнг предложил выделить в бессознательном два состав­ляющих. Личное бессознательное, по его мнению, возникает в ре­зультате собственного опыта человека и содержит вытесненные индивидуальные впечатления и переживания. В коллективном бес­сознательном запечатлен общечеловеческий опыт в виде архети­пов — универсальных образов поведения, мышления, мировоспри­ятия. Их нельзя обнаружить непосредственно, но они дают о себе знать в сновидениях, видениях, предчувствиях.

Изучая сновидения и фантазии своих пациентов, Юнг обнару­жил в них образы и идеи, которые никак не увязывались с их


Глава 1. Введение в психологию

прошлым опытом. Самым удивительным оказалось то, что этот пласт бессознательного был связан с мифическими и религиозны­ми темами, присутствующими даже в очень далеких друг от друга культурах. Так были открыты архетипы (от греч. arche — начало и typos — образ) — мощные психические прообразы, скрытые в глу­бинах бессознательного врожденные универсальные идеи, изначаль­ные модели восприятия, мышления, переживания. Это своего рода первичные представления о мире и жизни, которые не зависят от уровня полученных знаний. Каким-то не ясным пока способом они передаются из поколения в поколение и составляют структу­ру мировосприятия. Жизненный опыт не изменяет их, а лишь до­полняет новым содержанием.

К.Г. Юнг описал множество архетипов, дав им условные и весьма своеобразные, но точные названия: Самость, Персона, Эго, Тень, Анима, Анимус, Мать, Ребенок, Солнце, Мудрец, Герой, Бог, Смерть...

Основной архетип — Самость. Она представляет собой ядро психики, вокруг которой объединяются все остальные ее аспекты. Персона — наше публичное лицо, те роли, которые мы играем в соответствии с социальными требованиями. Это наша социальная личность. Она необходима, чтобы поддерживать контакт с други­ми людьми. Тень — обиталище всех вытесненных из сознания влечений. «Тень состоит не только из морально предосудитель­ных тенденций,— писал Юнг,— но и включает в себя целый ряд положительных качеств, как-то: нормальные влечения, обобщенные реакции, реалистическое восприятие действительности, творчес­кие импульсы и т.д. Эго — комплекс принимаемых представлений о себе. Архетипы Анима и Анимус К.Г. Юнг связал с двойствен­ностью природы человека, содержащей и мужское и женское на­чала. Анимус — это совокупность мужских черт, безотчетно при­сутствующих в психике женщины; из них складывается некий идеальный образ мужчины. Анима, напротив, образ идеальной жен­щины, живущий в глубине мужской психики. «Античному чело­веку Анима являлась либо как богиня, либо как ведьма; средневе­ковый человек заменил богиню небесной Госпожой или церко­вью...»,— отмечал Юнг. Теперь, считал он, Анима обнаруживается «преимущественно в проекциях на противоположный пол, отноше­ния с которым становятся магически усложненными». Так, иде­альная любовь — это проекция Анимы на реальную женщину.

Согласно Юнгу, архетипы являются структурно-формирующи­ми элементами бессознательного. Из этих элементов вырастают


1.7. Бессознательное психическое

архетипические образы (людей, животных, природных сил, демо­нов), которые доминируют в мышлении людей, в культуре. Архе­тип Мать, например, может предстать как женщина, дающая жизнь, Мать-Природа, соблазнительница, ведьма и т.д. С каждым архети­пом, по мнению Юнга, связано множество символов. Так, понятие «упорядоченная целостность» в первобытных культурах и в на­шем бессознательном передается фигурами круга, квадрата, крес­та или комбинаций круга с фигурой, делящей его на четыре части (крест, ромб, квадрат, вписанные в круг). Символика едина для всего человечества, поскольку восходит к общим для всех людей архетипам. Почти повсеместно встречаются одни и те же симво­лы, обозначающие жизнь и смерть, мужское и женское, небо и землю, печаль и радость, болезнь и здоровье, силу и слабость, по­рядок и хаос. Так, в разных культурах символом архетипа Са­мость является мандала, круг или нимб святого. Символическая завершенность мандалы и круга отражает целостность, единство и гармонию всех аспектов души.

Символика архетипа, как и смысл всякого символа, необычай­но многозначна. Архетипы «богаты предчувствиями и, в конечном счете, неисчерпаемы», «неописуемы уже в силу богатства своих отношений». Им свойственны «почти необозримая полнота со­отнесений, недоступность однозначной формулировке» и «прин­ципиальная парадоксальность». Это отличает их от рациональных понятий и суждений. Многозначность архетипа создает нечто вро­де многослойного сгустка — концентрата смыслов и связанной с ними энергии эмоций и действий, обогащающих и приумножаю­щих друг друга.

Многие из образов, которые человек видит во сне,— проекции того или иного архетипа. В сновидениях они проявляются в фор­ме, доступной нашему восприятию. Если человеку приснилось не­что, напоминающее мандалу, это явный признак того, что он на пути к обретению новой целостности и полноты жизни. Архети-нические образы также можно найти в мифологии и фольклоре, в литературе, живописи, скульптуре.

Юнг как-то назвал архетипы «органами души». Они помогают человеку «переработать», пережить, понять, принять очередные жизненные перипетии и прийти к внутреннему единству, нару­шенному этими событиями.

Любая архетипическая ситуация символична: похороны, рож­дение ребенка, духовный кризис, ситуации «любовного треуголь­ника», преследователя и жертвы, Отелло и Дездемоны, Ромео и


Глава 1. Введение в психологию

Джульетты, Эдипа, Сизифа или Прометея. Она отличается от дру­гих жизненных событий тем, что вызывает особенно бурный по­ток переживаний, затрагивает струны души, о существовании ко­торых человек раньше и не подозревал. И он начинает «пережи­вать архетип», как это делали до него многие поколения людей, используя их опыт, опираясь на их незримую поддержку. Архети-пическое переживание, как говорит Юнг, «пробуждает в нас голос более громкий, чем наш собственный».

Коллективное бессознательное принадлежит всем и никому — подобно воздуху, которым мы дышим. Психоидная часть коллек­тивного бессознательного это та первичная реальность, в которой встречаются все люди.

Вопросы и заданиядля самоконтроля, . ,, ,

& 1.Охарактеризуйте психологию как науку. ; !

4 2. Что является предметом психологии? •■■'■ \ ' ■•"=

3. Дайте определение психики. Обоснуйте его.

* 4. Как связаны психика и деятельность?

• ■ 5. Дайте определение сознания и самосознания. Обоснуйте их. ■'■■•■ 6. Что такое понимание? ,;'.'■'■■ 7. Охарактеризуйте бессознательное психическое.


Глава 2





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.